Напоминание

Реализация инклюзивной модели дошкольного образования в условиях комбинированного детского сада.


Автор: Запитецкая Елена Николаевна
Должность: Заведующая Осипенкова Светлана Евгеньевна, ст. воспитатель Т.В. Рюмина, учитель-логопед И.А. Сусоева, педагог-психолог Е.Н. Запитецкая.
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комб. вида "Катюша"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Реализация инклюзивной модели дошкольного образования в условиях комбинированного детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с

ОВЗ и детьми-инвалидами , представленной в форме экстернальной интеграции в

условиях комбинированного детского сада для детей с тяжелыми нарушениями

речи.

С 2015 года в МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» реализуется

инклюзивная модель образования в форме экстернальной интеграции, разработанная на

основе законодательства в сфере образования и накопленного опыта.

В дошкольном учреждении в настоящее время функционирует 12 групп: 7 групп

общеразвивающей направленности и 5 групп компенсирующей направленности (с4-х до 8-

ми лет) для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Общее количество воспитанников 224

человека. Из них: 70 – дети с ограниченными возможностями здоровья, что составляет

31,3% от общего количества.

Среди воспитанников с ограниченными возможностями обучаются дети следующих

нозологических групп:

- с тяжёлыми нарушениями речи;

- с фонетико-фонематическими нарушениями речи;

- с нарушением слуха;

- с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития;

- с расстройствами аутистического спектра;

Цель реализации инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами нашего детского сада,

представленной в форме экстернальной интеграции

максимальное удовлетворение

особых образовательных потребностей, успешная социализация, эффективная коррекция

недостатков развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание консультативно-

методической помощи их семьям.

Для успешной реализации главной цели инклюзивной образовательной модели были

поставлены следующие задачи:

1.Разработать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие

деятельность всех участников образовательного процесса в условиях инклюзивной модели

дошкольного образовательного учреждения.

2.Обеспечить материально-технические условия, позволяющие создать адаптивную

доступную среду и организовать эффективную работу с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами) в условиях экстернальной

интеграции.

3.Разработать, апробировать и внедрить программно-методическое обеспечение

коррекционно-образовательного процесса в условиях функционирования экстернальной

интеграции.

4. Создать условия для повышения квалификации педагогов и специалистов дошкольного

образовательного учреждения.

5.Подготовить и провести комплекс мероприятий, направленных на распространение

инновационного опыта педагогов и специалистов нашего образовательного учреждения по

реализации инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами).

В Учреждении реализуются:

- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11

комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты, разработанная на основе примерной

образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой,

А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с тяжелыми нарушениями

речи, разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной

программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для слабослышащих детей,

разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной

программы для слабослышащих и позднооглохших детей.

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с задержкой психического

развития, разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной

программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, разработанная на основе примерной адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата.

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с расстройствами

аутистического спектра, разработанная на основе проекта примерной адаптированной

основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и

дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада учитывает

требования используемых вариативных адаптированных образовательных программ,

возможности и потребности участников коррекционно-образовательного процесса (детей с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, их семей,

педагогов и специалистов). В каждой группе компенсирующей направленности имеется

логопедический кабинет для осуществления фронтальной и индивидуальной

коррекционно-развивающей работы.

В детском саду также есть кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, где проводится

работа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов.

Для развития функциональных социальных навыков в дошкольном учреждении имеются

отдельные помещения, в которых расположены: зона изучения правил дорожного

движения, детское кафе, центр экологического воспитания «Научный сад».

Для сохранения и укрепления физического здоровья и художественно-эстетического

развития в детском саду есть физкультурный и два музыкальных зала.

Всё пространство каждой группы распределено на центры, которые доступны детям. Дети

знают, где взять изобразительный, природный материал, игры, игрушки, костюмы и

атрибуты для игр-инсценировок. Активно используются средства ИКТ – мультимедийное

оборудование, видеопроекторы, интерактивные логопедические игры.

Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребёнка в наш

детский сад на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии МКУ

ЦППМиСП города Воркуты, которая устанавливает статус ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья, определяет образовательную программу дошкольного

образования для каждого конкретно в соответствии с выявленными трудностями в

развитии и их причинами.

На начальном этапе проводится углублённая диагностика каждого ребёнка с ОВЗ

педагогами и специалистами психолого-педагогического сопровождения в режиме

взаимодействия. Также специалисты ДОУ обследуют воспитанников групп

общеразвивающей направленности с целью своевременного выявления детей с особыми

образовательными потребностями для оказания им необходимой помощи. Педагогические

представления и заключения специалистов обсуждаются на психолого-медико-

педагогическом консилиуме образовательного учреждения с целью принятия решения о

необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута для

воспитанников с ОВЗ и индивидуальной образовательной программы для детей с

инвалидностью с учётом рекомендаций ИПРА. Если ребёнку рекомендованы занятия с

учителем-дефектологом, мы можем обратиться для обеспечения данной услуги в МКУ

ЦППМиСП или в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Звёздочка» г. Воркуты в рамках договора о сетевом взаимодействии.

Далее осуществляется коррекционно-образовательный процесс в соответствии с

адаптированной образовательной программой дошкольного образования,

индивидуальными образовательными маршрутами для детей с ОВЗ и индивидуальными

образовательными программами для детей-инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника осуществляется в тесном

сотрудничестве с семьёй, главной задачей которого является вооружение родителей

(законных представителей) практическими приёмами коррекции имеющихся нарушений

развития ребёнка и профилактика их эмоционального выгорания.

Промежуточный мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы,

динамики развития и достижения детьми планируемых результатов с целью внесения

корректив в ИОМ и ИОП проводится в середине учебного года.

В конце учебного года проходит заседание ПМПк по результатам итоговой диагностики.

Дети-инвалиды регулярно проходят реабилитацию в «Социально-реабилитационном

центре для несовершеннолетних г. Воркуты в рамках договора о сетевом взаимодействии.

Для детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, и их родителей (законных представителей),

работает консультационный центр, осуществляющий диагностическую и консультативную

помощь.

Модель выстроена с учётом принципа преемственности дошкольного и начального общего

образования.

В нашем ближайшем окружении расположена школа №23, с которой у нас установлены

тесные контакты, так как наибольшее число выпускников поступает именно в это

образовательное учреждение. На протяжении ряда лет осуществляется сотрудничество со

школой на договорной основе в следующих формах: совместное проведение родительских

собраний, воспитательных мероприятий. Будущие выпускники нашего ДОУ посещают

занятий в «Школе будущего первоклассник».

Реализация данной модели инклюзивного образования в нашем детском саду,

позволила получить следующие результаты:

1.Увеличилось количество охваченных коррекционной помощью детей с ОВЗ, не

посещающих ДОУ.

2.Наблюдается положительная динамика в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ

с учётом их возможностей в условиях экстернальной интеграции в ДОУ.

3.Увеличилось количества семей, имеющих детей с ОВЗ, получающих консультативно-

методическую помощь по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в

развитии.

4.Создана адаптивная микросреда в ДОУ с учётом особенностей развития и

специфических образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ в рамках

экстернальной интеграции.

5.Оптимизирован процесс совместной деятельности педагогов и специалистов детского

сада и школы в рамках сотрудничества в сфере создания педагогических условий

инклюзии.

6.Разработана и реализована система мероприятий по распространению инновационного

опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровне.



В раздел образования




Яндекс.Метрика