Автор: Запитецкая Елена Николаевна
Должность: Заведующая Осипенкова Светлана Евгеньевна, ст. воспитатель Т.В. Рюмина, учитель-логопед И.А. Сусоева, педагог-психолог Е.Н. Запитецкая.
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комб. вида "Катюша"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Реализация инклюзивной модели дошкольного образования в условиях комбинированного детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Реализация инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с
ОВЗ и детьми-инвалидами , представленной в форме экстернальной интеграции в
условиях комбинированного детского сада для детей с тяжелыми нарушениями
речи.
С 2015 года в МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» реализуется
инклюзивная модель образования в форме экстернальной интеграции, разработанная на
основе законодательства в сфере образования и накопленного опыта.
В дошкольном учреждении в настоящее время функционирует 12 групп: 7 групп
общеразвивающей направленности и 5 групп компенсирующей направленности (с4-х до 8-
ми лет) для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Общее количество воспитанников 224
человека. Из них: 70 – дети с ограниченными возможностями здоровья, что составляет
31,3% от общего количества.
Среди воспитанников с ограниченными возможностями обучаются дети следующих
нозологических групп:
- с тяжёлыми нарушениями речи;
- с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
- с нарушением слуха;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
Цель реализации инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами нашего детского сада,
представленной в форме экстернальной интеграции
максимальное удовлетворение
особых образовательных потребностей, успешная социализация, эффективная коррекция
недостатков развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание консультативно-
методической помощи их семьям.
Для успешной реализации главной цели инклюзивной образовательной модели были
поставлены следующие задачи:
1.Разработать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие
деятельность всех участников образовательного процесса в условиях инклюзивной модели
дошкольного образовательного учреждения.
2.Обеспечить материально-технические условия, позволяющие создать адаптивную
доступную среду и организовать эффективную работу с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами) в условиях экстернальной
интеграции.
3.Разработать, апробировать и внедрить программно-методическое обеспечение
коррекционно-образовательного процесса в условиях функционирования экстернальной
интеграции.
4. Создать условия для повышения квалификации педагогов и специалистов дошкольного
образовательного учреждения.
5.Подготовить и провести комплекс мероприятий, направленных на распространение
инновационного опыта педагогов и специалистов нашего образовательного учреждения по
реализации инклюзивной модели получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами).
В Учреждении реализуются:
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11
комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты, разработанная на основе примерной
образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой,
А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с тяжелыми нарушениями
речи, разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной
программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для слабослышащих детей,
разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной
программы для слабослышащих и позднооглохших детей.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с задержкой психического
развития, разработанная на основе примерной адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, разработанная на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты для детей с расстройствами
аутистического спектра, разработанная на основе проекта примерной адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада учитывает
требования используемых вариативных адаптированных образовательных программ,
возможности и потребности участников коррекционно-образовательного процесса (детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, их семей,
педагогов и специалистов). В каждой группе компенсирующей направленности имеется
логопедический кабинет для осуществления фронтальной и индивидуальной
коррекционно-развивающей работы.
В детском саду также есть кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, где проводится
работа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов.
Для развития функциональных социальных навыков в дошкольном учреждении имеются
отдельные помещения, в которых расположены: зона изучения правил дорожного
движения, детское кафе, центр экологического воспитания «Научный сад».
Для сохранения и укрепления физического здоровья и художественно-эстетического
развития в детском саду есть физкультурный и два музыкальных зала.
Всё пространство каждой группы распределено на центры, которые доступны детям. Дети
знают, где взять изобразительный, природный материал, игры, игрушки, костюмы и
атрибуты для игр-инсценировок. Активно используются средства ИКТ – мультимедийное
оборудование, видеопроекторы, интерактивные логопедические игры.
Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребёнка в наш
детский сад на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии МКУ
ЦППМиСП города Воркуты, которая устанавливает статус ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья, определяет образовательную программу дошкольного
образования для каждого конкретно в соответствии с выявленными трудностями в
развитии и их причинами.
На начальном этапе проводится углублённая диагностика каждого ребёнка с ОВЗ
педагогами и специалистами психолого-педагогического сопровождения в режиме
взаимодействия. Также специалисты ДОУ обследуют воспитанников групп
общеразвивающей направленности с целью своевременного выявления детей с особыми
образовательными потребностями для оказания им необходимой помощи. Педагогические
представления и заключения специалистов обсуждаются на психолого-медико-
педагогическом консилиуме образовательного учреждения с целью принятия решения о
необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута для
воспитанников с ОВЗ и индивидуальной образовательной программы для детей с
инвалидностью с учётом рекомендаций ИПРА. Если ребёнку рекомендованы занятия с
учителем-дефектологом, мы можем обратиться для обеспечения данной услуги в МКУ
ЦППМиСП или в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Звёздочка» г. Воркуты в рамках договора о сетевом взаимодействии.
Далее осуществляется коррекционно-образовательный процесс в соответствии с
адаптированной образовательной программой дошкольного образования,
индивидуальными образовательными маршрутами для детей с ОВЗ и индивидуальными
образовательными программами для детей-инвалидов.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника осуществляется в тесном
сотрудничестве с семьёй, главной задачей которого является вооружение родителей
(законных представителей) практическими приёмами коррекции имеющихся нарушений
развития ребёнка и профилактика их эмоционального выгорания.
Промежуточный мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы,
динамики развития и достижения детьми планируемых результатов с целью внесения
корректив в ИОМ и ИОП проводится в середине учебного года.
В конце учебного года проходит заседание ПМПк по результатам итоговой диагностики.
Дети-инвалиды регулярно проходят реабилитацию в «Социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних г. Воркуты в рамках договора о сетевом взаимодействии.
Для детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, и их родителей (законных представителей),
работает консультационный центр, осуществляющий диагностическую и консультативную
помощь.
Модель выстроена с учётом принципа преемственности дошкольного и начального общего
образования.
В нашем ближайшем окружении расположена школа №23, с которой у нас установлены
тесные контакты, так как наибольшее число выпускников поступает именно в это
образовательное учреждение. На протяжении ряда лет осуществляется сотрудничество со
школой на договорной основе в следующих формах: совместное проведение родительских
собраний, воспитательных мероприятий. Будущие выпускники нашего ДОУ посещают
занятий в «Школе будущего первоклассник».
Реализация данной модели инклюзивного образования в нашем детском саду,
позволила получить следующие результаты:
1.Увеличилось количество охваченных коррекционной помощью детей с ОВЗ, не
посещающих ДОУ.
2.Наблюдается положительная динамика в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ
с учётом их возможностей в условиях экстернальной интеграции в ДОУ.
3.Увеличилось количества семей, имеющих детей с ОВЗ, получающих консультативно-
методическую помощь по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в
развитии.
4.Создана адаптивная микросреда в ДОУ с учётом особенностей развития и
специфических образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ в рамках
экстернальной интеграции.
5.Оптимизирован процесс совместной деятельности педагогов и специалистов детского
сада и школы в рамках сотрудничества в сфере создания педагогических условий
инклюзии.
6.Разработана и реализована система мероприятий по распространению инновационного
опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровне.