Напоминание

"использование игровых образовательных ситуаций в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Рякки Любовь Викторовна
Должность: Студент
Учебное заведение: "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "использование игровых образовательных ситуаций в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рякки Любовь Викторовна

Младший воспитатель МБДОУ Детский сад «Солнышко».

Республика Хакасия с.Бирикчуль

Использование игровых образовательных ситуаций в речевой

активности детей младшего дошкольного возраста.

Аннотации:

статья раскрывает, как преодолеть проблему речевого

развития детей младшего дошкольного возраста с помощью

игровых образовательных ситуаций.

Ключевые слова: игра, речевая активность, картинка, игровые

ситуации.

Под речевой активностью следует

понимать «устойчивое свойство

личности

ребенка,

проявляющееся

в

способности

воспринимать

и

понимать

речь

окружающих,

самостоятельном,

разнообразном,

инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении

языком».

Содержательная сторона понятия «активная речевая деятельность»

рассмотрена

многими

ученными,

с

точки

зрения

разных

научных

направлений: философии, биологии, физиологии, психологии и педагогики и

т.д.

Одни

авторы

рассматривают

активную

речевую

деятельность

как

основной

фактор,

оказывающий

влияние

на

становление

речевой

деятельности индивида (Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.Н.

Рамишвили, Е.В. Рылеева, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин

и др.).

Другие рассматривают активную речевую деятельность как ведущее

условие, сопровождающее процесс речевого общения (А.А. Алхазишвили,

Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.Е. Грибова, Р.М.

Фрумкина, Б.И. Яшина и др.). С их точки зрения, основной составляющей в

формировании личности ребенка отводиться общению, которое на разных

возрастных периодах может выступать в виде ведущей деятельности.

Суть

активной

речевой

деятельности

заключается

в

том,

что

она

представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности,

направленный на овладение языком как знаково-символической системой и

проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка.

Особенность

речевой

активности

в

том,

что

она

формируется

только

в

процессе

общения

взрослого

и

ребенка

по

поводу

любой

совместной

деятельности, теснейшим образом связана с особенностями развития высших

психических функций и в конечном счете определяет трудности в усвоении

человеческой культуры.

Проблема речевой активности дошкольников очень актуальна, так как

дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-

грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют

строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы

сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых

образовательных ситуаций мы стараемся поддержать и обеспечить развитие

умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяем эти

ситуации на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра

же решает поставленную задачу, которая направлена на понимание,

накопление, расширение знаний детей и речевых умений. Итак,

преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в

том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым

правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное

удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может

проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время,

именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что

они делают, и хотят действовать правильно. Для обеспечения эффективного

речевого развития детей через игру педагог может:

учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с

воспитателем, а затем со сверстниками;

побуждать детей активно пользоваться словарем в обозначении

пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений

предметов в игре, игровых действий;

развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения, не

перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным

и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на

вопросы и т. д.;

приобщать детей к диалогам, стимулировать их речевую активность с

опорой на игровой сюжет или личный опыт детей (положительный или

негативный).

В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети.

Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-

действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый

ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. В

процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей группе

используем разнообразные методы и игровые ситуации: музыкотерапию,

разнообразные вопросы, изображения, подвижные игры «Кот и мыши»,

дидактические игры «Кто как кричит?», пальчиковые игры «Снежок»

направленные на развитие определенных компонентов речи. Также для

развития речевой активности используются потешки, прибаутки, сказки,

главная их роль – в ответном речевом обращении. Ритм потешек и

колыбельных заставляют прислушиваться детей, а это залог того, что ребенок

быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво.

Выполненная работа, посвященное проблеме развития речевой активности

детей младшего дошкольном возрасте через игровые ситуации, позволило

сделать следующие выводы:

1. Работа подтвердила известное в возрастной психологии положение о том,

что в раннем детстве идет активное развитие речи и ребенка, и что

специально созданные игровые ситуации при непосредственном

взаимодействии ребенка с взрослым, способствуют формированию речи.

2. Достичь положительных результатов при развитии речевой активности

через игровые ситуации у детей младшего дошкольного возраста можно

лишь при создании условий взаимодействия вместе с семьей и детским

садом, создавая игровые ситуации в процессе продуктивной творческой

деятельности.

3. Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшей

работы, направленной на обучение и воспитание детей в раннем дошкольном

возрасте.

Анализируя различные источники и проведенной нами работы по данной

теме следует, что так как в игре дети берут для себя различные социальные

роли, у них развивается важная мыслительная способность, они видят

игровой предмет с разнообразных сторон, становятся на различные точки

зрения, представляют другой взгляд, который отличается их от собственного.

Кроме того, игра оказывает важное влияние на развитие связной речи

дошкольников. Игровая ситуация требует от них присутствия определенного

уровня развития речи. Поэтому потребность объясниться со сверстниками в

ходе игры активизирует у детей развитие связной речи.

В раннем дошкольном возрасте игра выступает на первый план как

ведущий вид деятельности, где взрослый, взаимодействуя в игре с ребенком,

обогащает его игровую деятельность, создавая те или иные ситуации, и

способствует как полноценному развитию всех психических процессов, так и

формированию гармонично развитой личности ребенка в целом.

Список используемой литературы:

Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:

Просвещение, 2001.

Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) //

Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.

Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред.

О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. -

№1. - С. 59-66.

Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой.

- М.: Просвещение, 2000.

Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей,2009



В раздел образования




Яндекс.Метрика