Автор: Злыгостьева Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по классическому танцу для педагогов-хореографов младших классов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
внешкольного работы «Парус» г.о. Самара
Методическая разработка
«Методические рекомендации по классическому танцу для
педагогов-хореографов младших классов»
Автор: педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
Злыгостьева Е.А.
Самара, 2017
Предлагаемая
разработка
содержит
методические
рекомендации
к
программе
классического танца (младшие классы) с прилагаемыми примерами первых уроков. Автор
считает особенно важным приучить учащихся сознательно исполнять каждое движение
классического танца на основе детального и последовательного разучивания каждого
элемента.
Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство,
профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, но осмыслить
специальность педагога классического тайца и овладеть ее подлинным мастерством без
методического самоанализа невозможно.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Содержание учебной и воспитательной работы, методика преподавания, личность,
знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрение
учащимся, — все это составляет ту систему воздействия, которая предопределяет весь
уровень профессиональной работы педагога классического танца.
Уроки классического танца — это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная
работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь
изучаемого движения.
Одновременно с самого начала работы над развитием профессиональных навыков
учащихся педагог классического танца должен обращать особое внимание на характер
исполняемого
движения,
его
музыкальную
выразительность.
Тесно
связывая
технику
классического танца с его внутренней одухотворенностью, система хореографического
образования дает возможность педагогу во время проведения занятий обращать внимание
и на развитие воли и характера учащегося, и его эстетическое воспитание.
Личность
педагога
классического
танца
занимает
особо
важное
место
в
жизни
учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера
держать себя, привычки, отношение к классу в целом и к каждому ученику в отдельности,
стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока — все это оказывает большое
влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся.
Реализация процесса обучения и воспитания протекает во время занятий в классе.
Педагог
составляет
общий
план
работы,
включающий
учебно-воспитательные,
творческие задачи и решение целого ряда организационных вопросов. Руководствуясь
программой
школы
классического
танца
и
принимая
во
внимание
количество
практических занятий и возможности учащихся, преподаватель составляет учебный план
на год, полугодие, месяц и педелю. На основании учебного плана педагог должен уметь
рассматривать каждый отдельный урок как одно из звеньев в общей цепи учебного
процесса.
Привычка
оценивать
урок
с
точки
зрения
задач
определенного
этапа
развития
учащихся, а не только нужд сегодняшнего дня, крайне важна для успеха всего процесса
обучения и воспитания и исключает стихийность в работе коллектива. Периодически в
установленные сроки рекомендуется оценивать успеваемость учащихся.
Хорошей проверкой результатов работы является проведение контрольных уроков в
каждом полугодии и экзаменов в конце года, которые должны выявлять творческий рост
учащихся и возможность перехода к более сложному этапу обучения. При оценке работы
некоторые
преподаватели
предъявляют
ко
всем
учащимся
одинаковые
требования,
рассматривая их только как будущих исполнителей классического танца и забывая при
этом о существовании различных жанров. Преподаватель обязан принимать во внимание
то
обстоятельство,
что
для
некоторых
учеников
главным
может
стать
народно-
сценический танец и заниженная оценка может принести только вред и травмировать
психику ученика. Аналогичная ситуация может возникнуть и с учеником, обладающим
отличными актерскими способностями.
При оценке успеваемости учащихся преподавателю необходимо указать каждому из
них, почему выставлена именно такая оценка и как надо исправлять недостатки. Только
тогда
оценка
успеваемости
может
стать
воспитательным
средством,
стимулирующим
ученика для достижения наилучших результатов.
Особенное внимание необходимо обратить на музыкальное воспитание учащихся, на
характер и качество музыкального исполнения. Подбор музыкального материала должен
вестись педагогом с концертмейстером заранее, до урока. Педагог должен разъяснить
концертмейстеру построение урока в целом и каждой его части в отдельности, указав
требуемый музыкальный размер и ритмическую структуру музыкального сопровождения.
Используемый
музыкальный
материал
должен
быть
понятен
учащимся
и
должен
подчеркивать характер исполняемого движения.
В
младших
классах
музыкальное
сопровождение
урока
должно
быть
во
всех
отношениях очень простым и ясным, близким психологии учащихся.
Безусловно, каждый педагог в силу своего индивидуального опыта создает для себя
определенную методику проведения занятий, по для того, чтобы эти индивидуальные
приемы
были
наиболее
целесообразны
и
эффективны,
преподавателю
необходимо
опираться в своей практической работе на глубокие знания канонов школы классического
танца, изучать опыт и мастерство лучших педагогов хореографии и всегда помнить, что
строгий классический стиль исполиепия — ведущая национальная черта и традиционное
направление русской школы классического танца.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
С
первого
занятия
учащиеся
должны
получить
представление
об
искусстве
классического танца. Необходимо в доступной форме познакомить их с историей развития
хореографического
искусства,
традициями
школы,
воспитавшей
всемирно
известных
мастеров русского классического балета.
Проведение урока классического танца требует от педагога внутренней собранности и
подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так и
отдельные его части.
Приступая к практическим занятиям, необходимо, заранее познакомившись с каждым
учеником, указать ему место в классе как у станка, так и на середине учебного зала.
Входя в учебный зал, педагог должен видеть учащихся спокойно стоящими у станка,
что позволяет без дополнительных наставлений перейти к занятиям.
Такое
начало
урока
—
не
дань
традиции,
а
необходимый
подход
к
работе
над
организацией
внимания
и
дисциплинированностью.
От
того,
насколько
внимательно
учащиеся начинают урок, зависит успех дальнейшей работы.
Любой урок классического танца состоит из классического экзерсиса, адажио, аллегро,
упражнений на пальцах (женский класс) и завершающей части урока. Классический
экзерсис имеет практическое значение па протяжении всех лет обучения искусству танца,
поэтому все его элементы с самого начала изучаются досконально тщательно.
Каждое
пройденное
движение
отрабатывается,
превращаясь
в
своеобразный
фундамент
более
сложных
движений,
изучаемых
впоследствии.
Большую
ошибку
допускают те, кто рассматривает экзерсис как что-то второстепенное, предназначенное
лишь для «разогревания ног».
Работая над экзерсисом,
необходимо все движения выполнять как у станка,
так и на
середине зала, как с одной ноги, так и с другой, что в равной мере развивает и укрепляет
двигательный аппарат учащегося и совершенствует элементарную технику танца.
Все
учебные задания начинают с соответствующей подготовки (preparation).
Помимо
правильной
подготовки
и
работы
над
выполнением
упражнения,
нужно
требовать от учащихся умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в
исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.
Экзерсис
складывается
из
одних
и
тех
же
pas,
которые
могут
усложняться
в
зависимости от подхода педагога и метода преподавания. Его начинают с demi plie и grand
plie на пяти позициях,
после plie идут различные виды battements tendus, затем rond de
jambe par terre с port de bras и далее battements fondus, battements soutenus, различные виды
battements frappes, rond de jambe en 1’air, battements releve lent, battements developpe, petits
battements sur le cou-de-pied, grands battements jetes. Следующая часть урока — адажио —
это
работа
над
всесторонним
овладением
позами
классического
танца
и
самой
разнообразной их связью.
Если в экзерсисе отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства, то в
адажио усваиваются характер, манера и техника исполнения плавной танцевальной фразы.
Основная
цель
адажио
в
учебном
процессе
—
развить
физическую
выносливость,
устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при
исполнении движений.
Основные элементы адажио в учебном процессе
— это позы releves lent, battement
developpe,
rond
de
jambe и
port
de
bras. Начатое с самых легких движений адажио в
процессе обучения постоянно усложняется. В средних и старших классах в адажио входят
повороты и вращения, исполняемые par terre с различными приемами fouett grand fouette
en tournant, renverse и туры в позах.
Одна из наиболее важных частей урока — аллегро — освоение и отработка малых,
средних и больших прыжков.
В
аллегро
развиваются
такие
элементы
прыжка,
как
элевация
н
баллон,
и
отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков. В аллегро
заложена танцевальная наука. Как правило, основная часть танца строится на аллегро, и
поэтому вся работа, проделанная до аллегро, является подготовительной. К изучению
аллегро
можно
приступить,
когда
у
учащихся
ноги
поставлены
правильно,
есть
выворотность, развита и укреплена ступня, укреплены мускулы.
Начинают прыжки с изучения temps saute по I, II, IV н V позициям, затем changement
de pied и ра$ echappe по II и IV позициям.
Основное
внимание
следует
обратить
на
выполнение
assemble
—
прыжка,
заставляющего правильно работать все мышцы и приучающего учащегося к постоянному
мышечному контролю при сохранении правильной постановки корпуса.
После assemble изучают glissade, petit pas jete, sissonne simple, sissonne tombee, pas de
basque. Если учащимися хорошо усвоены прыжки, можно перейти к прыжкам на одной
ноге — temps leve.
Средние прыжки: sissonne fermee, sissonne ouverte, cabriole на 45° выполняются en face
и
в
позах:
temps
lie
saute и
различные
связующие
движения
служат
подготовкой
к
большому аллегро и являются определенной ступенью развития техники прыжков.
Большие прыжки — grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, temps leve в больших
позах,
а также различные повороты,
простые туры en Fair и т.д.
— в начале разучивания
рекомендуется выполнять без подходов.
Большие прыжки — grand assemble, grand jete, grand fouette, jete, grande cabriole, saut de
basque, характеризуемые высокой полетностью и большим продвижением по прямой,
диагональным и закругленным линиям учебного класса,
выполняются с энергичными
подходами: coupe-шага,
pas
chasse,
pas
glissade,
sissonne
tombee,
pas
failli и другими
связующими движениями.
В женском классе одной из составных частей урока являются упражнения на пальцах.
Движения на пальцах вводятся,
когда ноги и ступни достаточно укреплены экзерсисом у
станка и на середине зала.
Чтобы
правильно
и
устойчиво
стоять
па
пальцах,
следует
подготовить
поги
упражнениями на полупальцах.
Изучение упражнений на пальцах следует начинать у станка,
стоя лицом к палке и
держась за нее двумя руками.
Разучивание всех движений на пальцах надо всегда соединять с plie, при этом вставать
на
пальцы
необходимо,
отталкиваясь
от
пола
пятками
перед
началом
движения.
Первоначально проделываются простейшие упражнения па пальцах,
стоя на двух ногах,
— releve в 1, II, V, IV позициях. Затем движения releve переносятся на середину зала.
Таким же образом изучаются на пальцах движения на pas echappe, pas glissade, pas de
bourree с переменой ног pas de bourree suivi и др.
Далее, отрабатывая все виды releve, pas de bourree en face и en tournant на середине зала,
можно перейти к разучиванию движений
(releve) на одну ногу в маленькие и большие
позы, sissonnes, jetes, tours, различные виды fouettes, прыжки на двух и на одной ноге.
Однако
к
изучению
прыжков
на
пальцах
нельзя
приступать
до
тех
пор,
пока
у
учащихся не окрепнут в должной мере связки ступни.
Завершающая часть урока предназначается для того,
чтобы организм учащихся после
напряженной работы при помощи выполнения различных форм port de bras с наклонами и
перегибом корпуса пришел в состояние покоя.
Такое построение урока классического танца в целом дает возможность проводить его
с постепенным усложнением,
при этом каждая часть урока должна иметь свою кривую
постепенного нарастания и спада в конце,
что дает возможность ученикам приступить к
выполнению следующей, более сложной части с новыми силами.
Оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки необходимо не только в
отдельных частях урока,
но и во всех упражнениях с учетом количества повторений
заданного движения. Не следует перегружать учебные упражнения большим количеством
различных элементов и приемов.
Педагог при построении учебного примера должен учитывать полезное логическое
сочетание движений, не увлекаясь так называемым «балетмейстерством».
В
процессе
занятий
необходимо
вырабатывать
у
учащихся
умение
выполнять
движение под музыку не схематично,
а творчески вникать в музыкальные интонации и
воплощать их в действенной пластике движения.
Эмоционально образная и метроритмическая стороны музыкального сопровождения
должны восприниматься учащимися осмысленно.
Понимание характера музыкального
сопровождения
помогает
верно
согласовывать
действия
с
музыкальным
ритмом
при
творческом восприятии темы —мелодии.
Отношение учащихся к музыкальной теме должно проявляться естественно,
просто,
без
нарочитого
подчеркивания.
Недопустимо
мимирование
музыкальной
темы.
Способность внимательно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием прививается
с первого года обучения и является средством художественного воспитания в течение
всего
процесса
обучения.
Если
учащийся
в
момент
предельного
психофизического
напряжения стремится активно слушать музыку и четко выполняет заданное движение —
это уже свидетельствует о его профессионализме, и этому мастерству необходимо обучать
с
самых первых уроков классического танца.
Для этого
педагог должен располагать
разнообразными,
доступными
восприятию
высокохудожественными
музыкальными
примерами из русской, советской и западной классической музыкальной литературы.
Не рекомендуется однако использовать па уроках популярные мелодии и отрывки из
известных балетных спектаклей, так как они связаны с определенными, уже известными,
образами и в дальнейшем могут способствовать выработке штампованного восприятия
музыки.
Овладение
основами
техники
классического
танца
достигается
путем
детальной
отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом
труде,
что
требует
огромного
творческого
напряжения
и
силы
воли
как
со
стороны
учащихся, так и со стороны преподавателя. Всячески следует избегать такого положения,
когда
классический
танец
превращается
в
механическую
сумму
правил
исполнения
определённых движений. Это превращает урок в тренировку, спортивное упражнение, а
искусство низводит на уровень ремесла, формотворчества. Ни в коем случае нельзя
допускать, чтобы система классического танца лишалась той живой целостности, которая
служит
основой
для
серьёзных
творческих
достижений. Высокий
музыкальный
вкус
преподавателя и концертмейстера,
обогащая учебный процесс,
воспитывает и развивает
творческую активность учащихся.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Первые уроки рекомендуется начинать не с изучения экзерсисных упражнений у
станка, а с музыкально-ритмического воспитания, цель которого - развитие музыкального
слуха и памяти, пластической выразительности посредством упражнений, построенных на
связи музыки и движений.
Занятия хореографией требуют от учащихся умения активно воспринимать музыку,
разбираться в ее содержании и средствах музыкальной выразительности. Само название
«музыкально-ритмическое воспитание» предопределяет важную роль музыки в процессе
проведения
занятий,
па
которых
учащиеся
усваивают
элементарные
знания
основ
музыкальной грамоты:
знакомятся со строением музыкального произведения или его
части,
учатся отличать образный характер музыкального примера,
его мелодические и
метроритмические
особенности,
усваивают
смысл
и
значение
таких
понятий,
как
музыкальный
размер
произведения,
ритм,
такт,
затакт;
осознают
роль
музыкального
вступления,
как бы вводящего в рабочее состояние и настраивающего на определенный
характер
исполняемых
упражнений;
различают
строение
музыкальной
речи
(части
произведения, музыкальные фразы).
Исходя из этого, важнейшее значение для музыкально-ритмического воспитания имеет
правильный подбор музыкального материала. Он должен соответствовать целям и задачам
урока,
быть направлен на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся и
состоять из интересных и разнообразных по характеру музыкальных отрывков русской,
советской,
зарубежной
классической
и
народной
музыки.
Сохраняя
высокую
требовательность
к
художественному
содержанию
музыкальных
произведений,
необходимо учитывать их возрастную доступность.
Занятия по музыкально-ритмическому воспитанию могуг включать упражнения на
развитие
музыкально-слухового
восприятия,
музыкально-ритмическую
тренировку,
танцевальные импровизации па музыку и выполнение небольших ритмических этюдов. В
зависимости от задачи музыкалыю-рнтмических упражнений педагог может использовать
различные
виды
движений
—ходьба,
бег,
прыжки,
сгибание
и
разгибание
корпуса,
движение рук в различных комбинациях.
Начинают
музыкально-ритмические
занятия
с
простейших
шагов
под
музыку,
используя музыкальные примеры размером в 2\4 н 4\4, как более сложные 3\4. Во время
исполнения различных композиционных построений обычно используют два вида шагов:
бытовой шаг, т.е. обычный шаг с пятки на носок; танцевальный, или легкий, шаг —ход с
вытянутых
пальцев
и
подъема
на
всю
стопу.
На
музыкально-ритмических
занятиях
следует
обращать
внимание
учащихся
на
эмоциональное
восприятие
мелодико-
ритмических
особенностей
музыкального
примера,
постоянно
вырабатывая
умение
сознательно передавать характер музыки в пластике заданного движения.
Для
развития
внимания,
чувства
ритма
и
музыкальной
памяти
можно
во
время
исполнения
ритмических
упражнений
отмечать
хлопками
различные
доли
такта
или
пределенное количество тактов,
постепенно переходя от медленного темпа к быстрому,
разнообразя тем самым динамику исполняемых упражнений. При выполнении различных
музыкально-ритмических
упражнений
необходимо
отрабатывать
правильную
осанку
учащихся (опущенные и раскрытые плечи,
подтянутые бедра,
положение головы с чуть
приподнятым подбородком), что в дальнейшем явится основой для отработки правильной
постановки корпуса и чувства устойчивости,
т.е.
апломба.
Исходное положение ног во
время выполнения упражнений —I и III невыворотные позиции. Руки учащихся находятся
на талии. У мальчиков руки также могут быть сложены на талии сзади (рука в руку) или с
локтями,
чуть
отведенными
от
корпуса,
свободно
опущены.
(Ладони
рук
повернуты
назад.)
На музыкально-ритмических занятиях во время движения педагог может использовать
разнообразные композиционные построеиия —движения по линиям, диагонали, кругу.
Выполняя определенные композиционные построения, учащиеся приобретают навыки
ориентировки
в
пространстве,
учатся
видеть
и
рассчитывать
пространство,
уметь
удерживать определенные интервалы.
Во
время
движения
педагог
также
знакомит
учащихся
со
схемой
учебного
зала,
созданной А.Я.
Вагановой,
по которой все пространство делится на 8 точек.
На основе
этой схемы педагог представляет учащимся учебный зал как сценическую площадку,
где
зеркало выполняет роль рампы, объясняет понятие правой и левой стороны по отношению
к
зрителю
как
понятие
кулис;
знакомит
с
первым
планом
сцены,
т.
е.
авансценой,
разъясняет
понятие
диагонали,
задника.
Параллельно
с
музыкально-ритмическим
воспитанием педагог приступает к разучиванию элементарных упражнений по материалу
программы.
Работа над постановкой корпуса,
изучение позиций ног и рук,
развитие
элементарных навыков координации движений составляют содержание начального этапа
обучения
и
являются
той
первоосновой,
без
которой
невозможно
профессиональное
развитие учащегося.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Рассказать о классическом танце. Показать позиции рук, ног. Поклон.
Шаги по кругу. Руки согнуты в локтях, кончики пальцев касаются плеч.
С правой ноги 8 шагов с продвижением, затем 8 «шаркающих» шагов на месте:
вытягивать ногу на носок, сильно нажимая подошвой в пол.
Построение в шахматном порядке. Несколько раз исполнить «ёлочку»: носки вместе,
пятки врозь.
Повороты головы (руки к плечам).
Хлопки в ладоши – любые ритмические узоры.
Шаги по кругу, высоко поднимая ногу, согнутую в колене. Затем усложнить: сделать 4
шага, 4 шага с прыжком.
Шаги по кругу, соблюдая интервалы, на разный музыкальный размер.
У станка:
I-я невыворотная позиция, спиной к станку, кисти рук на плечах, сделать Battement
tendu – 4 одной ногой, 4 другой, невыворотной. Наклоны вперёл.
Ход «верблюдом»: наклонившись вниз, положить ладони на пол и передвигаться,
одновременно
переставляя
одноименные
ноги
и
руку.
Не
сгибать
колени.
Стараться
положить ладони на пол, если это не выходит, можно взяться руками за щиколотки.
Растяжка на палке. Броски ног.
Лечь на спину, поднимая руки вверх, поднять корпус в положение «сидя», держать
пятки вперёд, икры поворачивать кнаружи.
Лечь на живот, поднять руки вверх и прогнуться назад. Один ученики лежат, подняв
руки вверх, другие, взяв их за руки сзади, тянут на себя, назад.
Встать.
Махи руками спереди назад.
Повороты головы.
Танцы по очереди. Импровизация – индивидуальная.
Прыжки по 1-ой невыворотной позиции.
Сесть
на
пол
притянуть
к
себе
стопы,
согнуть
ноги,
разводя
колени
в
сторону.
Нажимать на них, стараться положить на пол – «лягушка».
Шпагат. Первое время не требовать полного шпагата.
Приблизительно 3-4 уроки.
Ход по кругу, учимся держать интервалы. Размер 2/4. 4 шага на 1/4, на последнюю
четверть 2-го такта приставить ногу, хлопки в ладоши 2 и 3. С первым шагом положить
руки на талию.
Встать в круг, повернувшись лицом в центр круга. 2 шага на 1/4 в центр круга, на
первую
четверть
2-го
такта
правую
ногу
подставить
к
левой
ноге,
немного
присев,
подпрыгнуть двумя ногами на последнюю четверть второго такта. С левой ноги – шаги
назад из центра круга, та же комбинация. «Первые» (группа учеников) делают с правой
ноги в центр круга, в это время «вторые» делают с левой ноги назад из круга. Так
повторить несколько раз.
Ход по кругу с высоко поднятыми коленями на 4/4 или на 3/4. На 4/4 – два шага, а на
3/4 – 1 шаг, также – с прыжком, поднимая каждый раз высоко колено. Интервалы ровные.
Встать спиной к палке, держась за палку: battement tendu из невыворотной I позиции,
скользить по полу, вытягивая носок.
Кисти рук на плечах. Объяснить, что означает «опустить лопатки и прижать их».
Учимся держать спину «лицом в зал, у станка»: правую руку положить на живот и
диафрагму, левую – на спину на той же высоте. Тянуться корпусом наверх, держа лопатки
на «одной доске», не поднимая плеч.
Размер 4/4. Разделить учеников на «первых» и «вторых». В центр круга три шага
вперёд, четвёртый – приставить, на 2/4 следующего такта присесть, на 2/4 – вытянуться,
так же вернуться обратно, отходя спиной назад, затем делают вторые. Усложнить: после
demi-plie – прыжок, корпус ровный.
Подготовка
к demi-plie.
Лицом
к
палке,
держась
за
палку,
встать
на
одну
ногу
выворотно и, взявшись рукой за мышцу над коленом, оттягивая её назад, поворачивать
колено в сторону. Постепенно приседать на этой ноге, держа спину в этот момент ровно
«сделать с двух ног». Объяснить понятия «приседать на мизинцы», то есть, приседая,
оттягивать колени назад, на мизинцы. Сделать то же самое спиной к станку. Дети могут
помогать друг другу: один поворачивает другому мышцу над коленом.
Лицом к станку по II позиции: приседая то на одной ноге, то на другой, но уже без
помощи рук. Потом одновременно по II позиции demi-plie на 2 ноги (сначала с помощью
преподавателя). Всё это проделывать не в один урок. Возвращение из demi-plie – икрами
вперёд.
Бег по кругу (на 1/4 или на 1/8).
Упражнения для стоп. На середине: невыворотно вытянуть ногу на носок в сторону,
опустить на пятку, коленей не сгибать.
Лечь на спину, вытянуть стопы и колени, оттянуть носки и вести по полу на себя.
Сначала работать одной стопой, затем другой, а потом двумя одновременно. Стараться не
сдвигать корпус с места.
Открыть ногу в сторону, положить ногу на палку. Растяжка на палке. Стараться в
растяжке сохранить спину прямой, опорную ногу удержать в выворотном положении,
поворачивая мышцы бедра наружу.
Махи ногой в сторону лицом к палке, держась за палку: правую ногу занести влево
невыворотно и сразу бросить её выворотно в сторону.
Броски назад.
Шпагаты, держась руками за палку.
Шпагаты лицом в зал (не требовать сразу полного шпагата).
Наклоны вперёд, держась руками за щиколотки.
Мостики.
Повороты головы.
Махи руками.
На середине, в шахматном порядке – полька без прыжка в разложенном виде: шаг
правой ногой вперёд, приставить левую ногу сзади в III позицию (можно невыворотно),
опять шаг вперёд правой ногой и приставить левую ногу впереди правой. Всё с левой
ноги.
Следующие уроки: повторение.
Шаги по кругу, вытягивая носки с остановкой на любой счёт.
Подготовка к demi-plie лицом к палке. Руками отводить мышцы бедра сначала одной
ноги, потом другой, затем во II позиции одновременно поворачивать мышцы над коленями
(без рук).
Лицом к станку, I позиция. Всем «огладить лопатки», проверить постановку корпуса.
Сесть на пол, согнуть ноги, стараться положить колени выворотно на пол – «лягушка».
Проверить спину для demi-plie. Встать и сделать demi-plie.
Шаги по кругу на любой счёт, с паузами. На паузу сделать невыворотно battement
tendu, главная – скользить подошвой стопы по полу.
Объяснение III выворотной позиции у палки.
Полька без прыжка, только вперёд.
На середине учим положение sur le cou-de-pied назад с отведённым коленом (на полной
стопе) для польки назад. Положение sur le cou-de-pied сразу должно быть очень точным.
Ноги в III, не очень выворотной позиции.
Поворот головы.
Махи руками.
Показать положение рук в позициях.
В подготовительном положении прибавляем поворот головы, наклоны, «заглядываем в
кисть».
Всем ученикам необходимо иметь коврики и упражнения на полу делать на ковриках.
Лечь на живот, прогнуться назад под лопатками, в сторону, кисти рук на плечах.
«Первые» выполняют, «вторые» держат ноги. Потом поднять руки в III позицию, «вторые»
тянут руки назад. Попробовать самостоятельно проделать то же самое, при этом прижать
ноги икрами, направленными вперёд (к полу).
У палки: броски ног.
Шпагат лицом к зеркалу, две косточки таза должны быть направлены вперёд.
Растяжки. Танцы по очереди (импровизация).
Уроки повторяются, постепенно прибавляются новые движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные
рекомендации
предназначены
для
помощи
начинающим
педагогам.
Это
приблизительное
прохождение
программы
в
1
классе,
которую
может
использовать
каждый педагог, основываясь на собственное видение и опыт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Л.: Искусство, 1980
2.
Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца». Л.: Искусство, 1983
3.
Базарова Н. «Классический танец». Л.: Искусство, 1975
4.
Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца», Л.: Искусство, 1986
5.
Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», Л.: Искусство, 1981
6.
Прибылов
Г.
«Методическое
пособие
по
классическому
танцу
для
педагогов-
хореографов младших и средних классов», М.: АО «Галлерия», 1999
7.
Никифорова А.В. «Советы педагога классического танца», СпБ., 2005