Напоминание

Методические рекомендации по классическому танцу для педагогов-хореографов младших классов


Автор: Злыгостьева Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по классическому танцу для педагогов-хореографов младших классов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр

внешкольного работы «Парус» г.о. Самара

Методическая разработка

«Методические рекомендации по классическому танцу для

педагогов-хореографов младших классов»

Автор: педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

Злыгостьева Е.А.

Самара, 2017

Предлагаемая

разработка

содержит

методические

рекомендации

к

программе

классического танца (младшие классы) с прилагаемыми примерами первых уроков. Автор

считает особенно важным приучить учащихся сознательно исполнять каждое движение

классического танца на основе детального и последовательного разучивания каждого

элемента.

Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство,

профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, но осмыслить

специальность педагога классического тайца и овладеть ее подлинным мастерством без

методического самоанализа невозможно.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Содержание учебной и воспитательной работы, методика преподавания, личность,

знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрение

учащимся, — все это составляет ту систему воздействия, которая предопределяет весь

уровень профессиональной работы педагога классического танца.

Уроки классического танца — это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная

работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь

изучаемого движения.

Одновременно с самого начала работы над развитием профессиональных навыков

учащихся педагог классического танца должен обращать особое внимание на характер

исполняемого

движения,

его

музыкальную

выразительность.

Тесно

связывая

технику

классического танца с его внутренней одухотворенностью, система хореографического

образования дает возможность педагогу во время проведения занятий обращать внимание

и на развитие воли и характера учащегося, и его эстетическое воспитание.

Личность

педагога

классического

танца

занимает

особо

важное

место

в

жизни

учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера

держать себя, привычки, отношение к классу в целом и к каждому ученику в отдельности,

стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока — все это оказывает большое

влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся.

Реализация процесса обучения и воспитания протекает во время занятий в классе.

Педагог

составляет

общий

план

работы,

включающий

учебно-воспитательные,

творческие задачи и решение целого ряда организационных вопросов. Руководствуясь

программой

школы

классического

танца

и

принимая

во

внимание

количество

практических занятий и возможности учащихся, преподаватель составляет учебный план

на год, полугодие, месяц и педелю. На основании учебного плана педагог должен уметь

рассматривать каждый отдельный урок как одно из звеньев в общей цепи учебного

процесса.

Привычка

оценивать

урок

с

точки

зрения

задач

определенного

этапа

развития

учащихся, а не только нужд сегодняшнего дня, крайне важна для успеха всего процесса

обучения и воспитания и исключает стихийность в работе коллектива. Периодически в

установленные сроки рекомендуется оценивать успеваемость учащихся.

Хорошей проверкой результатов работы является проведение контрольных уроков в

каждом полугодии и экзаменов в конце года, которые должны выявлять творческий рост

учащихся и возможность перехода к более сложному этапу обучения. При оценке работы

некоторые

преподаватели

предъявляют

ко

всем

учащимся

одинаковые

требования,

рассматривая их только как будущих исполнителей классического танца и забывая при

этом о существовании различных жанров. Преподаватель обязан принимать во внимание

то

обстоятельство,

что

для

некоторых

учеников

главным

может

стать

народно-

сценический танец и заниженная оценка может принести только вред и травмировать

психику ученика. Аналогичная ситуация может возникнуть и с учеником, обладающим

отличными актерскими способностями.

При оценке успеваемости учащихся преподавателю необходимо указать каждому из

них, почему выставлена именно такая оценка и как надо исправлять недостатки. Только

тогда

оценка

успеваемости

может

стать

воспитательным

средством,

стимулирующим

ученика для достижения наилучших результатов.

Особенное внимание необходимо обратить на музыкальное воспитание учащихся, на

характер и качество музыкального исполнения. Подбор музыкального материала должен

вестись педагогом с концертмейстером заранее, до урока. Педагог должен разъяснить

концертмейстеру построение урока в целом и каждой его части в отдельности, указав

требуемый музыкальный размер и ритмическую структуру музыкального сопровождения.

Используемый

музыкальный

материал

должен

быть

понятен

учащимся

и

должен

подчеркивать характер исполняемого движения.

В

младших

классах

музыкальное

сопровождение

урока

должно

быть

во

всех

отношениях очень простым и ясным, близким психологии учащихся.

Безусловно, каждый педагог в силу своего индивидуального опыта создает для себя

определенную методику проведения занятий, по для того, чтобы эти индивидуальные

приемы

были

наиболее

целесообразны

и

эффективны,

преподавателю

необходимо

опираться в своей практической работе на глубокие знания канонов школы классического

танца, изучать опыт и мастерство лучших педагогов хореографии и всегда помнить, что

строгий классический стиль исполиепия — ведущая национальная черта и традиционное

направление русской школы классического танца.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

С

первого

занятия

учащиеся

должны

получить

представление

об

искусстве

классического танца. Необходимо в доступной форме познакомить их с историей развития

хореографического

искусства,

традициями

школы,

воспитавшей

всемирно

известных

мастеров русского классического балета.

Проведение урока классического танца требует от педагога внутренней собранности и

подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так и

отдельные его части.

Приступая к практическим занятиям, необходимо, заранее познакомившись с каждым

учеником, указать ему место в классе как у станка, так и на середине учебного зала.

Входя в учебный зал, педагог должен видеть учащихся спокойно стоящими у станка,

что позволяет без дополнительных наставлений перейти к занятиям.

Такое

начало

урока

не

дань

традиции,

а

необходимый

подход

к

работе

над

организацией

внимания

и

дисциплинированностью.

От

того,

насколько

внимательно

учащиеся начинают урок, зависит успех дальнейшей работы.

Любой урок классического танца состоит из классического экзерсиса, адажио, аллегро,

упражнений на пальцах (женский класс) и завершающей части урока. Классический

экзерсис имеет практическое значение па протяжении всех лет обучения искусству танца,

поэтому все его элементы с самого начала изучаются досконально тщательно.

Каждое

пройденное

движение

отрабатывается,

превращаясь

в

своеобразный

фундамент

более

сложных

движений,

изучаемых

впоследствии.

Большую

ошибку

допускают те, кто рассматривает экзерсис как что-то второстепенное, предназначенное

лишь для «разогревания ног».

Работая над экзерсисом,

необходимо все движения выполнять как у станка,

так и на

середине зала, как с одной ноги, так и с другой, что в равной мере развивает и укрепляет

двигательный аппарат учащегося и совершенствует элементарную технику танца.

Все

учебные задания начинают с соответствующей подготовки (preparation).

Помимо

правильной

подготовки

и

работы

над

выполнением

упражнения,

нужно

требовать от учащихся умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в

исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.

Экзерсис

складывается

из

одних

и

тех

же

pas,

которые

могут

усложняться

в

зависимости от подхода педагога и метода преподавания. Его начинают с demi plie и grand

plie на пяти позициях,

после plie идут различные виды battements tendus, затем rond de

jambe par terre с port de bras и далее battements fondus, battements soutenus, различные виды

battements frappes, rond de jambe en 1’air, battements releve lent, battements developpe, petits

battements sur le cou-de-pied, grands battements jetes. Следующая часть урока — адажио —

это

работа

над

всесторонним

овладением

позами

классического

танца

и

самой

разнообразной их связью.

Если в экзерсисе отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства, то в

адажио усваиваются характер, манера и техника исполнения плавной танцевальной фразы.

Основная

цель

адажио

в

учебном

процессе

развить

физическую

выносливость,

устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при

исполнении движений.

Основные элементы адажио в учебном процессе

— это позы releves lent, battement

developpe,

rond

de

jambe и

port

de

bras. Начатое с самых легких движений адажио в

процессе обучения постоянно усложняется. В средних и старших классах в адажио входят

повороты и вращения, исполняемые par terre с различными приемами fouett grand fouette

en tournant, renverse и туры в позах.

Одна из наиболее важных частей урока — аллегро — освоение и отработка малых,

средних и больших прыжков.

В

аллегро

развиваются

такие

элементы

прыжка,

как

элевация

н

баллон,

и

отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков. В аллегро

заложена танцевальная наука. Как правило, основная часть танца строится на аллегро, и

поэтому вся работа, проделанная до аллегро, является подготовительной. К изучению

аллегро

можно

приступить,

когда

у

учащихся

ноги

поставлены

правильно,

есть

выворотность, развита и укреплена ступня, укреплены мускулы.

Начинают прыжки с изучения temps saute по I, II, IV н V позициям, затем changement

de pied и ра$ echappe по II и IV позициям.

Основное

внимание

следует

обратить

на

выполнение

assemble

прыжка,

заставляющего правильно работать все мышцы и приучающего учащегося к постоянному

мышечному контролю при сохранении правильной постановки корпуса.

После assemble изучают glissade, petit pas jete, sissonne simple, sissonne tombee, pas de

basque. Если учащимися хорошо усвоены прыжки, можно перейти к прыжкам на одной

ноге — temps leve.

Средние прыжки: sissonne fermee, sissonne ouverte, cabriole на 45° выполняются en face

и

в

позах:

temps

lie

saute и

различные

связующие

движения

служат

подготовкой

к

большому аллегро и являются определенной ступенью развития техники прыжков.

Большие прыжки — grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, temps leve в больших

позах,

а также различные повороты,

простые туры en Fair и т.д.

— в начале разучивания

рекомендуется выполнять без подходов.

Большие прыжки — grand assemble, grand jete, grand fouette, jete, grande cabriole, saut de

basque, характеризуемые высокой полетностью и большим продвижением по прямой,

диагональным и закругленным линиям учебного класса,

выполняются с энергичными

подходами: coupe-шага,

pas

chasse,

pas

glissade,

sissonne

tombee,

pas

failli и другими

связующими движениями.

В женском классе одной из составных частей урока являются упражнения на пальцах.

Движения на пальцах вводятся,

когда ноги и ступни достаточно укреплены экзерсисом у

станка и на середине зала.

Чтобы

правильно

и

устойчиво

стоять

па

пальцах,

следует

подготовить

поги

упражнениями на полупальцах.

Изучение упражнений на пальцах следует начинать у станка,

стоя лицом к палке и

держась за нее двумя руками.

Разучивание всех движений на пальцах надо всегда соединять с plie, при этом вставать

на

пальцы

необходимо,

отталкиваясь

от

пола

пятками

перед

началом

движения.

Первоначально проделываются простейшие упражнения па пальцах,

стоя на двух ногах,

— releve в 1, II, V, IV позициях. Затем движения releve переносятся на середину зала.

Таким же образом изучаются на пальцах движения на pas echappe, pas glissade, pas de

bourree с переменой ног pas de bourree suivi и др.

Далее, отрабатывая все виды releve, pas de bourree en face и en tournant на середине зала,

можно перейти к разучиванию движений

(releve) на одну ногу в маленькие и большие

позы, sissonnes, jetes, tours, различные виды fouettes, прыжки на двух и на одной ноге.

Однако

к

изучению

прыжков

на

пальцах

нельзя

приступать

до

тех

пор,

пока

у

учащихся не окрепнут в должной мере связки ступни.

Завершающая часть урока предназначается для того,

чтобы организм учащихся после

напряженной работы при помощи выполнения различных форм port de bras с наклонами и

перегибом корпуса пришел в состояние покоя.

Такое построение урока классического танца в целом дает возможность проводить его

с постепенным усложнением,

при этом каждая часть урока должна иметь свою кривую

постепенного нарастания и спада в конце,

что дает возможность ученикам приступить к

выполнению следующей, более сложной части с новыми силами.

Оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки необходимо не только в

отдельных частях урока,

но и во всех упражнениях с учетом количества повторений

заданного движения. Не следует перегружать учебные упражнения большим количеством

различных элементов и приемов.

Педагог при построении учебного примера должен учитывать полезное логическое

сочетание движений, не увлекаясь так называемым «балетмейстерством».

В

процессе

занятий

необходимо

вырабатывать

у

учащихся

умение

выполнять

движение под музыку не схематично,

а творчески вникать в музыкальные интонации и

воплощать их в действенной пластике движения.

Эмоционально образная и метроритмическая стороны музыкального сопровождения

должны восприниматься учащимися осмысленно.

Понимание характера музыкального

сопровождения

помогает

верно

согласовывать

действия

с

музыкальным

ритмом

при

творческом восприятии темы —мелодии.

Отношение учащихся к музыкальной теме должно проявляться естественно,

просто,

без

нарочитого

подчеркивания.

Недопустимо

мимирование

музыкальной

темы.

Способность внимательно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием прививается

с первого года обучения и является средством художественного воспитания в течение

всего

процесса

обучения.

Если

учащийся

в

момент

предельного

психофизического

напряжения стремится активно слушать музыку и четко выполняет заданное движение —

это уже свидетельствует о его профессионализме, и этому мастерству необходимо обучать

с

самых первых уроков классического танца.

Для этого

педагог должен располагать

разнообразными,

доступными

восприятию

высокохудожественными

музыкальными

примерами из русской, советской и западной классической музыкальной литературы.

Не рекомендуется однако использовать па уроках популярные мелодии и отрывки из

известных балетных спектаклей, так как они связаны с определенными, уже известными,

образами и в дальнейшем могут способствовать выработке штампованного восприятия

музыки.

Овладение

основами

техники

классического

танца

достигается

путем

детальной

отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом

труде,

что

требует

огромного

творческого

напряжения

и

силы

воли

как

со

стороны

учащихся, так и со стороны преподавателя. Всячески следует избегать такого положения,

когда

классический

танец

превращается

в

механическую

сумму

правил

исполнения

определённых движений. Это превращает урок в тренировку, спортивное упражнение, а

искусство низводит на уровень ремесла, формотворчества. Ни в коем случае нельзя

допускать, чтобы система классического танца лишалась той живой целостности, которая

служит

основой

для

серьёзных

творческих

достижений. Высокий

музыкальный

вкус

преподавателя и концертмейстера,

обогащая учебный процесс,

воспитывает и развивает

творческую активность учащихся.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Первые уроки рекомендуется начинать не с изучения экзерсисных упражнений у

станка, а с музыкально-ритмического воспитания, цель которого - развитие музыкального

слуха и памяти, пластической выразительности посредством упражнений, построенных на

связи музыки и движений.

Занятия хореографией требуют от учащихся умения активно воспринимать музыку,

разбираться в ее содержании и средствах музыкальной выразительности. Само название

«музыкально-ритмическое воспитание» предопределяет важную роль музыки в процессе

проведения

занятий,

па

которых

учащиеся

усваивают

элементарные

знания

основ

музыкальной грамоты:

знакомятся со строением музыкального произведения или его

части,

учатся отличать образный характер музыкального примера,

его мелодические и

метроритмические

особенности,

усваивают

смысл

и

значение

таких

понятий,

как

музыкальный

размер

произведения,

ритм,

такт,

затакт;

осознают

роль

музыкального

вступления,

как бы вводящего в рабочее состояние и настраивающего на определенный

характер

исполняемых

упражнений;

различают

строение

музыкальной

речи

(части

произведения, музыкальные фразы).

Исходя из этого, важнейшее значение для музыкально-ритмического воспитания имеет

правильный подбор музыкального материала. Он должен соответствовать целям и задачам

урока,

быть направлен на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся и

состоять из интересных и разнообразных по характеру музыкальных отрывков русской,

советской,

зарубежной

классической

и

народной

музыки.

Сохраняя

высокую

требовательность

к

художественному

содержанию

музыкальных

произведений,

необходимо учитывать их возрастную доступность.

Занятия по музыкально-ритмическому воспитанию могуг включать упражнения на

развитие

музыкально-слухового

восприятия,

музыкально-ритмическую

тренировку,

танцевальные импровизации па музыку и выполнение небольших ритмических этюдов. В

зависимости от задачи музыкалыю-рнтмических упражнений педагог может использовать

различные

виды

движений

—ходьба,

бег,

прыжки,

сгибание

и

разгибание

корпуса,

движение рук в различных комбинациях.

Начинают

музыкально-ритмические

занятия

с

простейших

шагов

под

музыку,

используя музыкальные примеры размером в 2\4 н 4\4, как более сложные 3\4. Во время

исполнения различных композиционных построений обычно используют два вида шагов:

бытовой шаг, т.е. обычный шаг с пятки на носок; танцевальный, или легкий, шаг —ход с

вытянутых

пальцев

и

подъема

на

всю

стопу.

На

музыкально-ритмических

занятиях

следует

обращать

внимание

учащихся

на

эмоциональное

восприятие

мелодико-

ритмических

особенностей

музыкального

примера,

постоянно

вырабатывая

умение

сознательно передавать характер музыки в пластике заданного движения.

Для

развития

внимания,

чувства

ритма

и

музыкальной

памяти

можно

во

время

исполнения

ритмических

упражнений

отмечать

хлопками

различные

доли

такта

или

пределенное количество тактов,

постепенно переходя от медленного темпа к быстрому,

разнообразя тем самым динамику исполняемых упражнений. При выполнении различных

музыкально-ритмических

упражнений

необходимо

отрабатывать

правильную

осанку

учащихся (опущенные и раскрытые плечи,

подтянутые бедра,

положение головы с чуть

приподнятым подбородком), что в дальнейшем явится основой для отработки правильной

постановки корпуса и чувства устойчивости,

т.е.

апломба.

Исходное положение ног во

время выполнения упражнений —I и III невыворотные позиции. Руки учащихся находятся

на талии. У мальчиков руки также могут быть сложены на талии сзади (рука в руку) или с

локтями,

чуть

отведенными

от

корпуса,

свободно

опущены.

(Ладони

рук

повернуты

назад.)

На музыкально-ритмических занятиях во время движения педагог может использовать

разнообразные композиционные построеиия —движения по линиям, диагонали, кругу.

Выполняя определенные композиционные построения, учащиеся приобретают навыки

ориентировки

в

пространстве,

учатся

видеть

и

рассчитывать

пространство,

уметь

удерживать определенные интервалы.

Во

время

движения

педагог

также

знакомит

учащихся

со

схемой

учебного

зала,

созданной А.Я.

Вагановой,

по которой все пространство делится на 8 точек.

На основе

этой схемы педагог представляет учащимся учебный зал как сценическую площадку,

где

зеркало выполняет роль рампы, объясняет понятие правой и левой стороны по отношению

к

зрителю

как

понятие

кулис;

знакомит

с

первым

планом

сцены,

т.

е.

авансценой,

разъясняет

понятие

диагонали,

задника.

Параллельно

с

музыкально-ритмическим

воспитанием педагог приступает к разучиванию элементарных упражнений по материалу

программы.

Работа над постановкой корпуса,

изучение позиций ног и рук,

развитие

элементарных навыков координации движений составляют содержание начального этапа

обучения

и

являются

той

первоосновой,

без

которой

невозможно

профессиональное

развитие учащегося.

ПЕРВЫЕ УРОКИ

Рассказать о классическом танце. Показать позиции рук, ног. Поклон.

Шаги по кругу. Руки согнуты в локтях, кончики пальцев касаются плеч.

С правой ноги 8 шагов с продвижением, затем 8 «шаркающих» шагов на месте:

вытягивать ногу на носок, сильно нажимая подошвой в пол.

Построение в шахматном порядке. Несколько раз исполнить «ёлочку»: носки вместе,

пятки врозь.

Повороты головы (руки к плечам).

Хлопки в ладоши – любые ритмические узоры.

Шаги по кругу, высоко поднимая ногу, согнутую в колене. Затем усложнить: сделать 4

шага, 4 шага с прыжком.

Шаги по кругу, соблюдая интервалы, на разный музыкальный размер.

У станка:

I-я невыворотная позиция, спиной к станку, кисти рук на плечах, сделать Battement

tendu – 4 одной ногой, 4 другой, невыворотной. Наклоны вперёл.

Ход «верблюдом»: наклонившись вниз, положить ладони на пол и передвигаться,

одновременно

переставляя

одноименные

ноги

и

руку.

Не

сгибать

колени.

Стараться

положить ладони на пол, если это не выходит, можно взяться руками за щиколотки.

Растяжка на палке. Броски ног.

Лечь на спину, поднимая руки вверх, поднять корпус в положение «сидя», держать

пятки вперёд, икры поворачивать кнаружи.

Лечь на живот, поднять руки вверх и прогнуться назад. Один ученики лежат, подняв

руки вверх, другие, взяв их за руки сзади, тянут на себя, назад.

Встать.

Махи руками спереди назад.

Повороты головы.

Танцы по очереди. Импровизация – индивидуальная.

Прыжки по 1-ой невыворотной позиции.

Сесть

на

пол

притянуть

к

себе

стопы,

согнуть

ноги,

разводя

колени

в

сторону.

Нажимать на них, стараться положить на пол – «лягушка».

Шпагат. Первое время не требовать полного шпагата.

Приблизительно 3-4 уроки.

Ход по кругу, учимся держать интервалы. Размер 2/4. 4 шага на 1/4, на последнюю

четверть 2-го такта приставить ногу, хлопки в ладоши 2 и 3. С первым шагом положить

руки на талию.

Встать в круг, повернувшись лицом в центр круга. 2 шага на 1/4 в центр круга, на

первую

четверть

2-го

такта

правую

ногу

подставить

к

левой

ноге,

немного

присев,

подпрыгнуть двумя ногами на последнюю четверть второго такта. С левой ноги – шаги

назад из центра круга, та же комбинация. «Первые» (группа учеников) делают с правой

ноги в центр круга, в это время «вторые» делают с левой ноги назад из круга. Так

повторить несколько раз.

Ход по кругу с высоко поднятыми коленями на 4/4 или на 3/4. На 4/4 – два шага, а на

3/4 – 1 шаг, также – с прыжком, поднимая каждый раз высоко колено. Интервалы ровные.

Встать спиной к палке, держась за палку: battement tendu из невыворотной I позиции,

скользить по полу, вытягивая носок.

Кисти рук на плечах. Объяснить, что означает «опустить лопатки и прижать их».

Учимся держать спину «лицом в зал, у станка»: правую руку положить на живот и

диафрагму, левую – на спину на той же высоте. Тянуться корпусом наверх, держа лопатки

на «одной доске», не поднимая плеч.

Размер 4/4. Разделить учеников на «первых» и «вторых». В центр круга три шага

вперёд, четвёртый – приставить, на 2/4 следующего такта присесть, на 2/4 – вытянуться,

так же вернуться обратно, отходя спиной назад, затем делают вторые. Усложнить: после

demi-plie – прыжок, корпус ровный.

Подготовка

к demi-plie.

Лицом

к

палке,

держась

за

палку,

встать

на

одну

ногу

выворотно и, взявшись рукой за мышцу над коленом, оттягивая её назад, поворачивать

колено в сторону. Постепенно приседать на этой ноге, держа спину в этот момент ровно

«сделать с двух ног». Объяснить понятия «приседать на мизинцы», то есть, приседая,

оттягивать колени назад, на мизинцы. Сделать то же самое спиной к станку. Дети могут

помогать друг другу: один поворачивает другому мышцу над коленом.

Лицом к станку по II позиции: приседая то на одной ноге, то на другой, но уже без

помощи рук. Потом одновременно по II позиции demi-plie на 2 ноги (сначала с помощью

преподавателя). Всё это проделывать не в один урок. Возвращение из demi-plie – икрами

вперёд.

Бег по кругу (на 1/4 или на 1/8).

Упражнения для стоп. На середине: невыворотно вытянуть ногу на носок в сторону,

опустить на пятку, коленей не сгибать.

Лечь на спину, вытянуть стопы и колени, оттянуть носки и вести по полу на себя.

Сначала работать одной стопой, затем другой, а потом двумя одновременно. Стараться не

сдвигать корпус с места.

Открыть ногу в сторону, положить ногу на палку. Растяжка на палке. Стараться в

растяжке сохранить спину прямой, опорную ногу удержать в выворотном положении,

поворачивая мышцы бедра наружу.

Махи ногой в сторону лицом к палке, держась за палку: правую ногу занести влево

невыворотно и сразу бросить её выворотно в сторону.

Броски назад.

Шпагаты, держась руками за палку.

Шпагаты лицом в зал (не требовать сразу полного шпагата).

Наклоны вперёд, держась руками за щиколотки.

Мостики.

Повороты головы.

Махи руками.

На середине, в шахматном порядке – полька без прыжка в разложенном виде: шаг

правой ногой вперёд, приставить левую ногу сзади в III позицию (можно невыворотно),

опять шаг вперёд правой ногой и приставить левую ногу впереди правой. Всё с левой

ноги.

Следующие уроки: повторение.

Шаги по кругу, вытягивая носки с остановкой на любой счёт.

Подготовка к demi-plie лицом к палке. Руками отводить мышцы бедра сначала одной

ноги, потом другой, затем во II позиции одновременно поворачивать мышцы над коленями

(без рук).

Лицом к станку, I позиция. Всем «огладить лопатки», проверить постановку корпуса.

Сесть на пол, согнуть ноги, стараться положить колени выворотно на пол – «лягушка».

Проверить спину для demi-plie. Встать и сделать demi-plie.

Шаги по кругу на любой счёт, с паузами. На паузу сделать невыворотно battement

tendu, главная – скользить подошвой стопы по полу.

Объяснение III выворотной позиции у палки.

Полька без прыжка, только вперёд.

На середине учим положение sur le cou-de-pied назад с отведённым коленом (на полной

стопе) для польки назад. Положение sur le cou-de-pied сразу должно быть очень точным.

Ноги в III, не очень выворотной позиции.

Поворот головы.

Махи руками.

Показать положение рук в позициях.

В подготовительном положении прибавляем поворот головы, наклоны, «заглядываем в

кисть».

Всем ученикам необходимо иметь коврики и упражнения на полу делать на ковриках.

Лечь на живот, прогнуться назад под лопатками, в сторону, кисти рук на плечах.

«Первые» выполняют, «вторые» держат ноги. Потом поднять руки в III позицию, «вторые»

тянут руки назад. Попробовать самостоятельно проделать то же самое, при этом прижать

ноги икрами, направленными вперёд (к полу).

У палки: броски ног.

Шпагат лицом к зеркалу, две косточки таза должны быть направлены вперёд.

Растяжки. Танцы по очереди (импровизация).

Уроки повторяются, постепенно прибавляются новые движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные

рекомендации

предназначены

для

помощи

начинающим

педагогам.

Это

приблизительное

прохождение

программы

в

1

классе,

которую

может

использовать

каждый педагог, основываясь на собственное видение и опыт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Л.: Искусство, 1980

2.

Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца». Л.: Искусство, 1983

3.

Базарова Н. «Классический танец». Л.: Искусство, 1975

4.

Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца», Л.: Искусство, 1986

5.

Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», Л.: Искусство, 1981

6.

Прибылов

Г.

«Методическое

пособие

по

классическому

танцу

для

педагогов-

хореографов младших и средних классов», М.: АО «Галлерия», 1999

7.

Никифорова А.В. «Советы педагога классического танца», СпБ., 2005



В раздел образования




Яндекс.Метрика