Напоминание

Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения в начальных классах"


Автор: Шмакова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Горно - Алтайск
Наименование материала: Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Тема: Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья по теме: "Формирование читательской компетентности на

уроках литературного чтения в начальных классах"

Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего

образования, мы увидим, что читательская компетентность – это

совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать,

понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной

форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.

Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к

художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности,

коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной

лексики, употребление ненормативной лексики.

Передо мной встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного,

творческого и талантливого читателя. Умение читать не должно сводиться

лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на

протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни,

деятельности.

Вопрос развития читательских интересов всегда волновал меня, как учителя

начальных классов. Формирование читательских интересов проходит под

влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и

внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Одним из

направлений своей работы является создание условий для развития

читательского интереса у младших школьников.

Работу по развитию интереса к чтению младших школьников можно

представить в виде схемы:

урок литературного чтения;

внеклассные занятия;

совместная работа с библиотекой;

работу с родителями.

Планируя урок литературного чтения, я стараюсь сделать его максимально

интересным для каждого ребенка – задания различного уровня сложности,

дополнительные задания «для любознательных», проведение уроков-

путешествий, уроков-сказок, игровых уроков, а так же уроков с применением

ИКТ.

На подготовительном этапе школьники коллективно с учителем работают с

одной детской книгой. Поскольку цель этого этапа представить детям, еще

не овладевшим грамотой, мир доступных книг и научить ориентироваться в

книге то для достижения цели используются следующие приемы: слушание,

рассматривание книг с целью осмысления внешних примет воспринятого на

слух содержания (на обложке и в тексте) и литературные игры. При этом

рассматривание следует сразу после прочтения и после работы над

содержанием. Создаём памятку:

Правила чтения и обращения с книгой.

Не берите книги грязными руками.

Читайте, сидя за удобным столом.

Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

Не читайте на ходу и при движении транспорта.

Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.

Храните книги на закрытых полках.

На начальном этапе учащиеся оперируют 2-4 детскими книгами,

обязательна индивидуальная деятельность с книгой по образцу под

наблюдением учителя. Цель этого этапа приучить учащихся самостоятельно

рассматривать книгу, чтобы настроиться на чтение определяет систему

приемов работы: коллективное или индивидуальное просматривание книг до

чтения, перечитывание в завершение беседы по итогам чтения, выборочное

индивидуальное чтение вслух обязательный элемент работы с детской

книгой, когда дети подтверждают свои высказывания.

На основном этапе превалирует самостоятельная деятельность с

художественными и научно познавательными детскими книгами. Главная

цель осуществление самостоятельного выбора книги и освоения её

содержания в соответствии с заданием. Большая часть самостоятельной

читательской деятельности проходит уже вне урока, вне школы. Урок же

подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям

проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и

систематичность детского чтения. Специфическими приемами являются:

работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги,

читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности.

Заключительный этап. На заключительном этапе у учащихся формируются

основы самообразования – самостоятельный в соответствии с

индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по

собственной потребности в различных областях знаний. Чтение из цели

превращается в средство решения образовательных и личностных задач

ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной

библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.).

Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает

каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного

читателя.

Для систематизации и обобщения прочитанного ведём читательский дневник

на протяжении всей начальной школы. В начальной школе ученикам очень

трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. А

сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот

рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4

классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать

в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится

делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает

смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это

произведение.

Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти

данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при

проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский

дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в

читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и

учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора,

понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя.

Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко

отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше

интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление

чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет.

Поэтому каждый учитель вводит свои требования.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и

родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать

культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику

исходят из этой цели и они минимальны. При ведении читательского

дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если

произведение большое, записать свои выводы.

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника.

Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной

странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию,

класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

2. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

♦ название произведение,

♦ автор

♦ главные герои,

♦ Мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью

родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете

придерживаться образца, данного в таблице.

Дата

Название

произведения

Автор

Имена и

главные

герои

Мои

впечатления о

прочитанном

Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.

• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им

краткую характеристику.

• Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда

происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)

Вот вопросы в помощь:

• Опишите внешность героя.

• Назовите черты его характера.

• Каковы его любимые занятия?

• Кто его друзья? Какие они?

• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) больше всего? О

чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об

этом. Можно нарисовать к отрывку иллюстрацию.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можете нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с

ним,

найти и приклеить портрет автора книги, написать его полные имя и

отчество.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо

закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году,

мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему

Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, какие

герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные. Причем, если

произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать

отдельные главы.

Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они

записывают название энциклопедии, название статьи и , конечно, о чем

ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.

Нужно научить детей вести Читательский дневник с первого класса, помочь

им во втором, а дальше дети будут это делать сами. Затрачивая совсем

немного времени на заполнение Читательского дневника, дети научаться

анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги,

сформируется культуру читателя.

В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с

книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Чтение

внеклассное, которое проводится во время свободное от школьных занятий,

во внеурочное время. У нас в учебниках в каждом разделе показаны книги

для внеклассного чтения. Дети их читают, пока изучается раздел, а на уроках

обобщения, итоговых уроках мы систематизируем знания учащихся, через

читательские конференции, устные журналы. Большой интерес ребята

проявляют к участию в тематических литературно-музыкальных

композициях, театрализованных постановках. Еще одно интереснейшее

направление деятельности в сфере развития читательского интереса моих

воспитанников – «Литературный турнир».

В основе литературного турнира лежит узнавание художественных

произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по

заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по

прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен

литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по

серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема

читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное

литературное произведение. По окончании этого срока провожу

литературный турнир. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать

участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда

будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых

заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами,

создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературного турнира подобного рода развиваются

интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих,

проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и

способности детей.

Дети с удовольствием принимают участие в международных дистанционных

олимпиадах литературному чтению, где достойно показывают свои знания.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере

развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире.

Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Регулярное посещение школьной библиотеки так же является одной из

«читательских традиций» моего класса – ребята ждут посещения с большим

нетерпением и ласково называют этот день – день библиотеки.

На этих занятиях дети знакомятся с книгой, а именно с её частями: обложка,

титульный лист, форзац,

- заглавие (книги, произведения),

- фамилия автора; переплет, корешок; - оглавление (содержание);

-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,

предисловие,

- послесловие,

- прикнижная аннотация.

Учатся ориентироваться в библиотеке.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия

по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных

технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы

показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если

подружиться с книгой.

Дети работают со списком книг для чтения в каждом классе, он у нас в

открытом доступе, в классном уголке.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в

решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к

книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни

взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления,

полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения,

для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести

в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей

интерес к чтению.

В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание, дискуссия, лекция, литературный

праздник);

групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультация)

организован «Уголок для чтения», (где представлена информация в виде

рекомендаций, советов).

Используя накопленный собственный опыт прихожу к выводу, что:

работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов

должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в

работе с родителями;

учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в

каждой возрастной категории учащихся;

работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного

подбора книг для детского чтения;

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению

лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель,

писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель.



В раздел образования




Яндекс.Метрика