Напоминание

"Внедрение интерактивного обучения на уроках окружающего мира с целью формирования устойчивых знаний учащихся"


Автор: Дуда Светлана Феликсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 г.Унеча Брянской области
Населённый пункт: город Унеча
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение интерактивного обучения на уроках окружающего мира с целью формирования устойчивых знаний учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Внедрение интерактивного обучения на уроках окружающего мира с целью

формирования устойчивых знаний учащихся

Более 250 уроков окружающего мира – вот сколько приходится на долю

школьника за годы учебы в младших классах. И если все они будут

проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и

для ученика и для учителя, а значит: урок будет не результативен.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному

получению знаний – вот, на мой взгляд, задача учителя. Для того чтобы

поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация

активной и интересной мыслительной деятельности, направленной на

получение знаний, их осмысления, возможность применения для оценки

жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в

системе знаний о мире. Всем этим условиям соответствует интерактивная

деятельность.

Применение интерактивных технологий и методов на уроке окружающего

мира мне позволяет решать следующие задачи:

- формировать интерес к предмету,

- развивать самостоятельность учащихся,

- обогащать социальный опыт детей путем переживания жизненных

ситуаций,

- комфортно чувствовать себя на уроке,

- проявлять индивидуальность в учебном процессе.

Очень сложно классифицировать интерактивные технологии и методы, т.к.

многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Поэтому постараюсь продемонстрировать как я включаю их в различные

этапы урока.

Начало урока.

Заинтересовать детей, взволновать, активизировать их мышление,

установить уровень знаний по любой теме удается с помощью методов и

технологий

- мозговой штурм

- микрофон

- синквейн

- кластер

- хук.

Каждый урок окружающего мира я начинаю с технологии «Микрофон» -

по традиции дежурные рассказывают о прогнозе погоды на день. Чем старше

ребята, тем более интересную информацию они говорят. За несколько минут

мы узнаем о необычных погодных явлениях, которые произошли в мире.

Для полноты проверки домашнего задания использую метод «Ты мне я

тебе». Ребята задают вопросы друг другу ,сами выбирая отвечающего. Это

еще и прекрасны стимул для глубокой основательно подготовки дома.

В 4 классе м изучаем историю страны. Поэтому, чтобы приучить детей к

запоминанию дат и для формирования устойчивых знаний, я

интерпретировала метод «Ты мне я тебе». На доске перед уроком записываю

даты исторических событий, а рядом сами дети записывают другие

изученные даты. Затем в начале урока повторяем исторические события.

Времени затрачиваю 1-2 минуты, а польза огромная.

Для актуализации знаний или при первичном закреплении использую метод

«Выпавшие слова», где дети должны вставить пропущенные слова или найти

ошибку.

Например, в 4 классе: «…наша страна омывается морями 3х океанов.

Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северно – Ледовитым с севера.

Каменным поясом России называют Кавказские (Уральские) горы. Самая

длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал)

Технологию «Мозговой штурм» применяю, когда надо выяснить

информированность детей в определенной теме.

Для того, чтобы научить детей думать, развивать творческое воображение,

применяю на уроках метод «Предугадывание». «Предугадывание» предлагаю

по пословицам, загадкам, по утверждению, по ключевым словам .

Еще один полезный метод -Перепутанные логические цепи

На доске записываю ключевые термины или понятия по изучаемой теме.

Предлагаю ученикам установить логическую последовательность ключевых

понятий, которые расположены в случайном порядке и подготовить текст, в

котором все понятия должны быть использованы.

Смысловая часть урока – подача нового материала (слайд).

Основным источником информации на уроке окружающего мира безусловно

является учебник. Я учу детей воспринимать и анализировать информацию,

выделять главное, находить причинно – следственные связи, выявлять

достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы.

На стадии «осмысление» использую прием «Инсерт» - это прием

маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного

чтения и размышления:

- знак «галочка» (V) – отме ают в тексте уже известную информацию,

- знак «плюс» (+) – отме ают новую информацию,

- знак «минус» (-) – отмечается то, представлениями, то, о чем думали иначе,

- знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует

дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать

подробно,

- знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и

желание узнать об этом больше.

Чтобы все ученики во время урока заняли активную позицию, использую

групповые способы обучения.

Одной из важных условий эффективной организации группой работы –

правильное продуманное комплектование групп. При комплектовании групп

в расчет беру два признака: уровень учебных успехов учащихся и

характер межличностных отношений.

Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы,

могу утверждать, что группа из двух и четырех человек в большей мере

склонна к плодотворной работе, чем группа из шести и восьми человек.

Потенциал групповой работы велик. Все члены группы должны хорошо

видеть друг друга .В комментирую работу групп с точки зрения учебных

задач и задаю вопрос, была ли полезна для вас эта работа, и чему вы

научились. Такая обратная связь помогает выявить реакцию учеников на

обсуждаемые темы.

Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.

«Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное

решение, а результат работы должен быть отображен в виде схемы,

перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается на

листах.

«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как- то оживить

сухой, зачастую не интересный материал. Суть его в том, для групп

разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках,

раздаточном материале, документах ,атласах .Всегда определяется время.

Огромным плюсом данного метода является вовлечение в работу абсолютно

всех учеников класса.

Дл уроков окр мира исключительное значение имеет карта .Обучение

картографической грамоте важно для развития детей, т.к. оно знакомит их с

особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в

географической форме. Нельзя к тому же забывать, что географический язык

карты интернационален, он имеет в основном единую форму выражения у

всех народов. Чтобы карта являлась помощником ребенка, подсказчиком в

ответах на уроке я сконструировала систему творческих заданий,

помогающих ребенку успешнее и прочнее усвоить данный материал.

Уже в первом классе дети знакомятся с материками и океанами, чтобы

быстрее были усвоены эти понятия использую следующие задания:

«Лучшие знатока карты». Два ученика выходят к карте, а дети

придумывают и задают вопросы:

- покажи самый большой материк

- покажи материк остров

- назови и покажи самый большой природный холодильник

Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической

карты.

Или вот метод «Узнай по описанию». Ученик выходит к доске, все

закрывают глаза, о он показывает и описывает любо географический

объект.Затам дети открвают глаза и говор т ответ.

Ещё при изучении государств и знакомстве с политической картой мира,

предлагаю такую игру. Класс делится на две три команды. Одна команда

называет государство, а другая должна назвать его столицу и наоборот.

Даю и такие задания, например:

Из этой цепочки географических названий убери лишнее: Мадрид, Париж,

Франция, Москва, Токио.

Изучив темы «Природные зоны России», прошу учащихся не просто выйти

к карте и показать ту или иную природную зону, а даю задание узнать эту

зону по описанию и только потом назвать и показать, например:

- О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте.

«Как дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски. Казалось, с

самого сотворения мира эти места осуждены на недоступность и безмолвие.

Придёт лето, придёт скромно, но непременно с цветами. На этой земле живут

мужественные люди и мужественные цветы». (Тундра)

Любят ребята находить ответы и на географические вопросы - загадки.

Приведу примеры некоторых из них.

- только одна буква в названии отличает эти две европейские страны. Назови

и покажи их

«р» (Ирландия) и «с» (Исландия)

-

Какая страна заканчивается на три я? (Австрия)

-Какую цепь невозможно поднять? (Горную)

Ответы на эти вопросы требуют дополнительн х знани . Это стимулирует

реб т к домашней работе с географической картой, изучению

дополнительных источников информации.

Метод «Творческая мастерская» с успехом применяю на обобщающих

уроках окружающего мира. К уроку дети готовят иллюстрации на заданную

тему, стихи, рассказы, подбирают поговорки, пословицы, загадки.

Начиная с третьего класса школьники учатся составлять компьютерные

презентации, электронный фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной

теме, делать репортажи.

В ходе проведения уроков не забываю о применении активных методов

релаксации.

Особенно любим в классе метод «Обезьяна, слон и пальма»

Цель – активно подвигаться, переключить внимание.

Предлагаю ученикам три слова и соответствующие им жесты: пальма –

поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон- сложить руки на

животе.

Рефлексия

Для того чтобы грамотно и интересно подвести итог урока можно

использовать такие активные методы как: «Письмо самому себе», «Мудрый

совет», «Мухомор», «Итоговый круг», «Ромашка».

Метод «Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли

тему урока или не изучали тему урока (младшим).

Подводя итог выступления хочу сказать, что грамотно построенная система

интерактивных технологий на уроках окружающего мира приведет к

повышению уровня формирования устойчивых знаний учащихся.



В раздел образования




Яндекс.Метрика