Напоминание

Социализация и адаптация студентов первого курса СПО


Автор: Саполович Нина Васильевна
Должность: преподаватель социальной психологии
Учебное заведение: Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Большой Камень
Населённый пункт: г. Большой Камень Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Социализация и адаптация студентов первого курса СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Саполович Нина Васильевна,

Преподаватель,

Филиал ДВФУ в г. Большой Камень, Приморский край

Социализация и адаптация студентов первого курса

Социализация

это

процесс

включения

личности

в

систему

общественных

связей

и

отношений,

овладение

и

принятие

общественно

приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность

становится полноправным членом общества.

Подразумевается,

что

в

процессе

социализации

происходит

превращение

изначально

асоциального

субъекта

в

социальную

личность.

Благодаря

социализации

люди

учатся

жить

в

обществе,

эффективно

взаимодействовать

друг

с

другом.

Социализация

идет

повсеместно

и

непрерывно в процессе своего физического и психологического развития.

Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые

15–25 лет.

Стадии процесса социализации

Стадия первичной социализации

– продолжается от рождения до

подросткового

периода,

когда

ребенок

усваивает

социальный

опыт

некритически,

адаптируется,

приспосабливается,

подражает.

Большое

значение

на

этой

стадии

имеют

познавательные

процессы

и

овладение

ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в

самоидентификации,

появление

и

закрепление

системы

ожиданий,

требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним.

Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.).

Основными

агентами

социализации

являются

родители,

родственники,

друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по

Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен

вокруг его рта;

2) анальная

стадия

(от

2

до

3

лет) –

привитие

навыков

гигиены

и

опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта

стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая

стадия

(от

4

до

5

лет) –

появляется

симпатия

к

родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего

пола,

подражание

им.

В

этот

период

появляются

первые

конфликты,

связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у

девочек);

Стадия

индивидуализации

(маргинализации)

наблюдается

в

подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных

группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим

отношением

к

общественным

нормам

поведения.

К

первичным

агентам

социализации

добавляются

вторичные

социальные

институты

социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть

формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по

своему

функциональному

назначению

призваны

воспитывать

и

обучать

каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения

культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от

малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья,

класс,

группа

сверстников,

этническая

общность,

референтная

группа

и

т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют

разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между

ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети

улицы»,

правонарушители

и

бунтовщики,

люди

с

«двойной

моралью»,

расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно

самоопределение

понятия

«мир

и

я»,

неустойчивость

мировоззрения

и

характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые

свойства личности;

Стадия интеграции

наблюдается в позднем юношеском возрасте,

когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит

благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение

своей

непохожести

и

появление

агрессивных

взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия

устойчивой

социализации

или

трудовая

стадия

социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека,

когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На

этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе,

что

свидетельствует

о

социально-психологической

адаптированности

личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия

социализации

начинается

с

выхода

на

пенсию,

характеризуется

воспроизводством

социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения

человека

в

социальную

среду

путем

усвоения

и

воспроизводства

в

особенностях

своей

личности

и

поведения

опыта,

накопленного

человечеством.

Однако

социализация

это

в

первую

очередь

адаптация

(приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

А д а п т а ц и я

процесс

приспособления

и

эффективного

взаимодействия

организма

со

средой,

который

осуществляется

на

биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс

биологической

адаптации

наблюдается

при

изменении

условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального

соответствия

личности

и

окружающей

среды

входе

осуществления

свойственной

человеку

деятельности,

позволяющей

индивидууму

удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними

значимые цели.

Под

социальной

адаптацией

понимается

процесс

эффективного

приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В

процессе

социализации

происходит

социально-психологическая

адаптация личности.

Процессы

социализации

и

социально-психологической

адаптации

тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия

личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть.

Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с

приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых

условиях общения и деятельности.

Одной

из

приоритетных

задач

современного

образования

является

формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и

активной адаптации на рынке труда.

На сегодняшний день очень важно, насколько быстро, продуктивно и

качественно смогут вчерашние выпускники школ адаптироваться к новым

условиям

обучения,

к

новой

социальной

ситуации

развития,

а

также,

адекватно

использовать

новые

технологии

в

своей

дальнейшей

жизни.

Большая

часть

современной

молодежи

не

способна

самостоятельно

приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся деятельности.

К этим проблемам, относятся:

снижение

общего

уровня

образованности

и

воспитанности

молодежи;

радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей;

безыдейность нового поколения;

негативное отношение к общественно полезной деятельности;

безнравственное и асоциальное поведение.

Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то

эта

помощь

должна

осуществляться

всеми

подразделениями

учебного

заведения.

Таким образом, выявление трудностей, выступающих перед студентами

на первом курсе и определение пути их преодоления, позволит повысить

академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Одним

из

вариантов

адаптации

человека

в

обществе

является

его

профессионализм,

который

выступает

в

качестве

ценного

ресурса

для

выживания

и

эффективной

жизнедеятельности.

Стремление

к

овладению

профессией

является

одним

из

побуждающих

факторов

поступления

выпускников

школ

в

средние

учебные

заведения.

Поступление

в

ССУЗ

сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную

среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим

необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Переход подростка в новую среду связан с появлением ряда общих

педагогических проблем, проблема успеваемости обучающихся, сохранности

контингента в группах, дисциплина и поведение студентов, неудовлетворение

студентов выбором профессии.

Адаптация

студентов

к

обучению

в

ССУЗе

представляет

собой

многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-

психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и

личностных возможностей студентов.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как

приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям,

требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Социально-профессиональная

адаптация -

это

«вхождение»

в

специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей

профессиональной и социальной деятельности.

В

условиях

социально-психологической

адаптации

студентам

приходится

осмысливать

свою

новую

социальную

роль

в

процессе

деятельности,

общения,

самосознания

происходит

преобразование

их

внутреннего потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивный

(включает

познавательные

процессы),

эмоциональный

(эмоциональные

состояния),

практический,

обуславливающий

поведение

студента

в

различных ситуациях практической деятельности.

Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения,

которые

имеют

место

в

процессе

адаптации,

во

многом

зависит,

как

от

исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и

поведении.

Речь идет о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента –

первокурсника.

Первый их них – адаптация к учебной деятельности (в данном случае

речь

идет

о

смене

основных

форм

и

методов

обучения,

усложнении

содержания учебных предметов и др.).

Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной

группе. Успешная адаптация в учебной группе выступает как необходимое

условие

продуктивной

социальной

активности,

профессионального

самоопределения

личности,

развитие

индивидуальности,

т.к.

у

70

%

первокурсников возникают трудности в общении и, как следствие, трудности

в адаптации к новым условиям жизни.

Целью

адаптации первокурсников

к

процессу

обучения

является

создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения

студентов в учебную жизнь.

Задачи адаптации:

проведение

диагностики

студентов

первокурсников

с

целью

определения их адаптированности к процессу обучения;

проведение

воспитательно-информационных

мероприятий

для

учащихся;

проведение

мероприятий

по

психолого-педагогиче скому

просвещению родителей и педагогов;

оказание

индивидуальной

помощи

каждому

нуждающемуся

студенту и его родителям;

координация

действий

всех

сотрудников

для

решения

задач

адаптации первокурсников.

Существует три формы адаптации студентов к условиям учебного

заведения среднего профессионального образования:

1)

адаптация

формальная -

познавательно-информационное

приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к

содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим

обязанностям;

2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство

группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;

3 ) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и

методам

учебной

деятельно сти,

имеющей

п р о фе с с и о н а л ь н у ю

направленность.

Успешность

процесса

адаптации

можно

оценить

по

двум

критериям:

1)

объективному: успеваемость и посещаемость;

2)

субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом,

самим собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

1)

неопределённость

мотивации

выбора

профессии,

недостаточная

подготовка к ней;

2)

несформированность

компонентов

профессионально-личностной

перспективы;

3)

неумение

осуществлять

психологическое

регулирование

своего

поведения и деятельности самостоятельно;

4)

недостаточная

сформированность

навыков

самостоятельной

деятельности;

5)

организация

оптимального

режима

труда

и

отдыха

в

новых

условиях;

6)

коммуникативные барьеры.

Основные

причины,

вызывающие

трудности

адаптации

к

обучению:

Специфическое

отношение

к

себе,

к

своим

возможностям

и

способностям, к своей деятельности и ее результатам.

Учебная

деятельность

предполагает

высокий

уровень

контроля,

который

должен

базироваться

на

адекватной

оценке

своих

действий

и

возможностей. Для того чтобы студент был способен лучше адаптироваться к

изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное

представление о себе.

Студенты

с

отрицательной

самооценкой

склонны

в

каждом

деле

находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности,

они

хуже

приспосабливаются

к

учебной

жизни,

трудно

сходятся

со

сверстниками,

учатся

с

явным

напряжением,

испытывают

трудности

в

овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно

развитой

способностью

к

взаимодействию

с

другими

людьми:

со

сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам

учебной

жизни,

новым

требованиям.

Они

порой

идут

вразрез

с

его

непосредственными желаниями и побуждениями.

Адаптация

продолжается

от

2-3

недель

до

нескольких

месяцев

в

зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать

издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость

студентов.

В

дальнейшем

это

должно

положительно

сказаться

на

психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом

потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в

течение учебного года.

Техникум

и

студент

взаимно

адаптируются

друг

к

другу.

Поэтому

педагоги

и

кураторы создают

условия

для

последующего

полноценного

развития студента – первокурсника. Куратор решает проблему сплочения в

единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый

курс

из

разных

школ.

За

короткий

срок

они

должны

найти

к

каждому

индивидуальный

подход,

добиваться

не

только

сплочения

новичков

в

коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития,

раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Работа

преподавателей

по

адаптации

первокурсников

должна

быть

системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей

учащихся) тесно взаимодействуют между собой.

Деятельность куратора должна опираться, на ряд принципов:

1.

«Уважение». Основной

принцип

межличностного

общения,

основанный

на

восприятие

любого

даже

самого

нерадивого

или

недисциплинированного студента как самостоятельной и сформировавшейся

личности.

Критика

действий

студентов

должна

быть

аргументированной;

нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание

помочь должны стоять на первом месте.

2. «Обучение». Этот принцип включает в себя следующее:

-

Информирование

студентов

о

практических

сторонах

жизни

в

деятельности учебного заведения: о расположении учебных аудиторий, о

службах, которые есть в филиале, и о том, в каких случаях к ним можно и

нужно обращаться, о правилах внутреннего распорядка и т.д.

-

Формирование

морально-психологического

климата

в

группе

-

привитие

традиций,

обучение

правилам

достойного

поведения

и

элементарным основам культуры поведения, внедрение навыков общения.

3. «Доверие и контроль». Студент как высшей школы, так и СПО

отличается от школьника более широкими рамками свободы. Куратор не

обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя студентам в вопросах

организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего,

должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина». Понятно, что

достигается это достаточно жестким контролем.

4.

«Формирование». Этот

принцип

работы

куратора

имеет

долговременный,

стратегический

характер.

Куратор

выступает

здесь

активным фактором воздействия на студента: на базе изменения личности

необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать студенту, чтобы он

стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны

проявления

некоторых

черт

характера;

сориентировать

студента

на

достижение реальных целей; научить их реально оценивать свой потенциал.

Действенным

средством

формирования

профессионально-нравственной

культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во

внеучебной работе в любом ее направлении.

В

течение

первого

полугодия

исследуется

уровень

социальной

и

профессиональной

адаптации,

уровень

профессиональной

и

учебной

мотивации; определение уровня выработки профессионально-важных качеств

обучающихся.

Цели воспитательной работы куратора на первом курсе:

изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

составление психологического портрета группы;

формирование коллектива;

развитие интереса к обучению;

формирование нравственной и правовой культуры.

Для реализации поставленных целей в начале учебного года можно

провести следующие мероприятия:

- Социологический опрос студентов: анкетные данные, состав семьи,

место жительства и т.д.

- Изучение личных дел;

-

Анкетирование

по

изучению

мотивации

поступления

в

учебное

заведение и выявлению творческих способностей студентов;

-

Родительское

собрание.

Анкетирование

родителей

по

адаптации

студентов к новой образовательной среде;

- Создание группы студентов и группы родителей в социальных сетях.

-

Тестирование

по

социально

-

психологической

адаптированности

(СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда.

Данный

тест

позволяет

определить

коэффициент

адаптированности

студентов, максимальный балл – 74.

Результаты социально – психологической адаптивности по группе:

Высокий уровень (60-70 баллов);

Выше среднего (40-60 баллов);

Средний (35-40 баллов);

Ниже среднего (20-35 баллов);

Низкий (группа риска) (10-20 баллов).

Кроме

этого

тест

СПА

дает

возможность

выявить

следующие

характеристики личности:

принятие или непринятие себя,

принятие других или конфликт с другими,

эмоциональный

комфорт

(оптимизм,

уравновешенность)

или

дискомфорт (тревожность, беспокойство или апатия),

локус контроля (ожидание того, что достижение целей зависит от

самого себя или ожидание внешнего контроля),

доминирование или ведомость,

уход от проблемы.

Также в группе необходимо еженедельно проводить кураторские часы

или собрания, на которых обсуждаются текущие проблемы: успеваемость,

посещаемость, поведение, а также подготовка к мероприятиям.

Рекомендуется также подготовить «Памятку первокурснику», которая

позволит студенту лучше ориентироваться

и планировать свое время в

течение первого, весьма важного года, и вручить ее каждому студенту группы

в день посвящения. В данной памятке могут содержаться такие разделы: «Как

организовать свое время», «Как адаптироваться в студенческой группе», «Как

научиться хорошо учиться», «Как справляться с трудностями», «Как работать

на лекции», «Как работать с книгой», «Как готовиться к экзаменам» и многие

другие советы по усмотрению куратора.

В

дальнейшем

все

запланированные

мероприятия

в

той

или

иной

степени

должны

способствовать

адаптации

студентов

к

новой

образовательной

среде.

По

окончанию

первого

семестра

целесообразно

провести

повторное

анкетирование

по

выявлению

трудностей

во

время

сессии и настроения на начало второго семестра и дальнейших планов в

продолжение учебы.

В заключение необходимо подчеркнуть: что одна из важнейших задач

администрации учебного заведения, преподавательского состава, кураторов –

создание

первокурсникам,

да

и

всем

студентам,

психологически

благоприятной атмосферы для обучения и воспитания.



В раздел образования




Яндекс.Метрика