Напоминание

Методы и приемы формирования интеллектуально-творческих способностей обучающихся.


Автор: Белявская Татьяна Олеговна
Должность: студентка 2 курса группы ПОБ - м-з-17-1
Учебное заведение: ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: «Методика преподавания географии в профессиональном образовании»
Тема: Методы и приемы формирования интеллектуально-творческих способностей обучающихся.
Раздел: высшее образование





Назад




Методы и приемы формирования интеллектуально-творческих

способностей обучающихся.

Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели

не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные

мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий

учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования

интеллектуально

и

духовно

высокоразвитой,

критически

и

творчески

мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

В последнее время очень много говорится о том, каким должно быть

современное

обучение.

Основная

цель

школы

сегодня

-

обучение,

ориентированное на развитие. А творчество - самый мощный импульс в

развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но

сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя -

развивать творческие силы в ученике. К тому же обращение к творчеству

является одним из способов найти себя.

Одна из основных проблем, возникающих в последнее время - часто

встречающаяся

неспособность

ребенка

самостоятельно

заявить

себя,

и

нередки

случаи,

когда

способный

ребенок

остается

в

тени,

а

порой

и

потерянным

в

жизни.

Тем

более,

что

необходимо

учесть

и

негативное

влияние

социума

на

образовательную

ситуацию

сегодня.

Определяющую

роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный

уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей,

их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей

уклоняется

от

обязанностей

по

воспитанию

своих

детей,

полностью

перекладывая это на школу. Тем большая часть ответственности за ребенка

ложится на учителя. Именно он должен помочь найти ориентиры в жизни.

Обращение

к

творчеству

помогает

пробудить

в

детях

в

наше

достаточно жесткое время добрые чувства, обратиться к общечеловеческим

ценностям.

Педагогическая

деятельность

по

самой

своей

природе

носит

творческий характер.

Деятельность людей в различных сферах духовного и материального

производства

включает

в

себя

два

неразрывно

связанных

между

собой

процесса: воспроизводящий и творческий.

В

воспроизводящей

деятельности

люди,

как

правило,

ничего

существенно

нового

в

процесс

создания

ценностей

не

вносят,

а

лишь

повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они

создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и

образцам.

В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят

качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда.

Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать.

Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию

что-то новое, в науке еще неизвестное.

Основное

отличие

интеллектуально-творческой

деятельности

от

воспроизводящей

состоит

в

более

глубоком

проникновении

в

сущность

изучаемых

вопросов,

в

активизации

познавательных

способностей

и

творческих

сил

учащихся,

в

новизне

их

сужений,

выводов

и

способов

деятельности.

Творческая деятельность в обучении должна развивать пытливость и

самостоятельность

учащихся,

подготавливать

их

к

самостоятельному

приобретению знаний и творческому их применению на практике.

Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным

предметом».

Если в процессе обучения школьников будет использована система,

позволяющая

развивать

творческий

потенциал

ребенка,

то

повысится

качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная

личность. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные

условия

для

развития

умений

и

способностей

быстрого

мышления,

изложения

кратких,

но

точных

выводов.

Интерес

к

работе

вызывается

необычной формой.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды,

мотивирующей

учащихся

самостоятельно

добывать,

обрабатывать

полученную

информацию,

обмениваться ею,

быстро

ориентироваться

в информационном

пространстве;

создание

условий,

способствующих

развитию

творческих

способностей

учащихся;

снижение

перегрузки

в

обучении. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда

остро стоит перед сегодняшней школой.

Приемы творческого обучения

Эмоциональные переживания вызываются путем применения приема

удивления перед необычностью приводимого факта, приема сопоставления

научных и житейских толкований явлений.

«Элемент детектива». Прием состоит в том, что в начале занятия

учитель рассказывает какую-то занимательную историю, но останавливает

свой рассказ на самом интересном месте. Последнее является ключом к

поведанной

истории

и

может

быть

пояснено

использованием

основного

учебного материала занятия.

Учебная

дискуссия

-

предполагает

процесс

спорного

обсуждения

вопроса с целью установления истины путем взаимодействия конкретных

действующих лиц. Как метод обучения учебную дискуссию целесообразно

использовать на уроках систематизации и обобщения знаний учащихся.

Проблемное

изложение

материала

-

предлагает

введение

новых

знаний через поэтапное разрешение череды проблем, запланированных в

ранге

возрастающей

трудности.

Этот

метод

содействует

подготовке

школьников к познавательной самостоятельности. Применяется этот метод не

только для изучения новых понятий, но и для формирования у учащихся

способов и приемов умственной деятельности.

Эвристическая

беседа

-

метод

обучения,

содержащий

частично-

поисковую деятельность по поиску ответов на ряд проблемных вопросов,

подготовленных

педагогом

в

порядке

возрастающей

трудности,

с

целью

организации усвоения учебного материала через вопросно-ответную форму.

Исследовательский

метод

-

это

метод,

предполагающий

процесс

введения знаний, формирования навыков и умений через самостоятельную

поисково-познавательную деятельность учащихся по решению проблемной

задачи,

которая

может

быть

как

теоретического,

так

и

практического

характера.учитель

организует

творческую,

самостоятельную

работу

учащихся,

указывая,

как

правило,

только

цель

работы

(не

указывая,

что

делать и как делать); выполнение такой работы (анализ и систематизация

информации, поиск дополнительных фактов, сведений, попыток получить

новые факты экспериментальным путем) порождает проблемные ситуации.

Исследовательский метод имеет самый высокий уровень проблемности (и

познавательной

самостоятельности

учащихся),

является

эффективным

средством формирования у учащихся приемов умственной деятельности и

развития их творческой активности.

Соревнование

-

метод

обучения,

предполагающий

обязательность

состязательности учащихся при решении теоретических или практических

задач урока. Именно этот метод лежит в основе большинства нестандартных

уроков в современном образовании: викторины, конкурсы, аукционы и т.п.

Использование игр в учебной работе, несомненно, может не только повысить

интерес к занятиям, но и облегчить усвоение, сделать закрепление более

прочным.

Деловая игра - это имитационный метод обучения, предполагающий

приобретение учащимися профессиональных знаний, навыков и умений в

процессе

конкретной

деятельности

в

границах

заданной

проблемной

ситуации, в основе которой лежит значимая общественно-социальная или

хозяйственная

проблема.

Это

самый

сложный

и

эффективный

метод

активного обучения. Игровое проектирование - это игровой имитационный

метод

обучения,

предполагающий

возможность

приобретения

учащимися

новых знаний, навыков, умений в процессе моделирования деятельности.

Этот метод обучения содействует выработке практических навыков проектно-

конструкторской

деятельности.

Зачастую

проектно-конструкторская

выработка

вариантов

решения

проблемы

требует

значительного

времени,

поэтому данный метод можно использовать во временных рамках нескольких

занятий по конкретному разделу.

Методы активизации творческой деятельности

Метод - (в учебном терминологическом словаре для студентов) 1) Это образ

действия, способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи;

2)

Совокупность

приемов

и

операций

практического

или

теоретического

освоения(исследования,

познания)

действительности(явлений

природы

и

общественной жизни).

Творческой

следует

считать

такую

деятельность,

которая

приводит

к

созданию

продуктов

творчества,

которые

отличаются

новизною,

оригинальностью,

являются

не

только

субъективно,

но

и

объективно

ценностными. Творческие методы обучения - методы активные.

Преимущества методов творческого обучения, среди которых выделяют

следующие:

1. Постоянная мобилизация умственных сил учащихся, не позволяющая им

отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все

возрастающая заинтересованность учением.

2. Обеспечение необходимых условий деятельности вовлечения учащихся в

учебный

процесс,

что

приводит

к

формированию

и

развитию

не

только

кратковременной,

но

и

долговременной

памяти

школьников

как

основы

«выживаемости» знаний.

3. Приобретение учащимися навыков самостоятельной творческой выработки

решений.

4. Наличие постоянного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся

между собой.

5.Обеспечение

направленности

на

преимущественное

развитие

интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.

6. Повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого

материала, его переработки и усвоения.

По источнику получения знаний:

- словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,

явления, наглядные пособия);

- практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,

выполняя практические действия).

Словесные методы обучения:

- Работа с учебником и книгой.

- Экскурсия.

- Дискуссия.

- Объяснение.

- Рассказ.

- Беседа.

- Самостоятельная работа

Наглядные методы обучения:

- Метод иллюстраций.

- Метод демонстраций.

Практические методы обучения:

- Упражнения.

- Творческие работы.

Классификация

методов

обучения

в

зависимости

от

характера

познавательной деятельности учащихся:

- Объяснительно-иллюстративный.

- Репродуктивный.

- Проблемный.

- Частично-поисковый метод, или эвристический метод.

- Исследовательский метод.

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность

обучаемого

1. Объяснительно-

иллюстративный метод

(информационно-

рецептивный). Основное

назначение метода

-организация усвоения

информации обучаемыми

путем сообщения им учебного

материала и обеспечение его

успешного восприятия.

Объяснительно-

иллюстративный метод - один

из наиболее экономных

способов передачи обучаемым

обобщенного и

систематизированного опыта

человечества

Сообщение учебной

информации с

использованием различных

дидактических средств:

слова, различных пособий, в

том числе кино- и

диафильмов и т.д.

Обучающий широко

использует беседу,

демонстрацию опытов и т.д.

Деятельность обучаемых

заключается в

восприятии, осмыслении

и запоминании

сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод.

Основное назначение метода

-формирование навыков и

умений использования и

применения полученных

знаний

Разработка и применение

различных упражнений и

задач, использование

различных инструкций

(алгоритмов) и

программированного

обучения

Деятельность обучаемых

заключается в овладении

приемами выполнения

отдельных упражнений в

решении различных

видов задач, овладении

алгоритмом

практических действий

3. Проблемный метод

(проблемное изложение).

Основное назначение метода -

раскрытие в изучаемом

учебном материале различных

проблем и показ способов их

решения

Выявление и классификация

проблем, которые можно

ставить перед обучаемым,

формулировка гипотез и

показ способов их проверки.

Постановка проблем в

процессе проведения опыта,

наблюдений в природе,

логического умозаключения.

При этом обучаемый может

пользоваться словом,

логическим рассуждением,

демонстрацией опыта,

анализом наблюдений и т.д.

Деятельность обучаемых

заключается не только в

восприятии, осмыслении

и запоминании готовых

научных выводов, но и в

прослеживании за

логикой доказательств, за

движением мыслей

обучающего (проблема,

гипотеза, доказательство

достоверности или

ложности выдвинутых

предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый

метод, или эвристический

метод. Основное назначение

метода - постепенная

подготовка обучаемых к

самостоятельной постановке и

решению проблем

Подведение обучаемых к

постановке проблемы, показ

им, как необходимо находить

доказательства, делать

выводы из приведенных

фактов, построить план

проверки фактов и т.д.

Деятельность обучаемого

заключается в активном

участии в эвристических

беседах, в овладении

приемами анализа

учебного материала с

целью постановки

Обучающий широко

применяет эвристическую

беседу, в процессе которой

ставит систему

взаимосвязанных вопросов,

каждый из которых является

шагом к решению проблемы

проблемы и нахождения

путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод.

Основное содержание метода

-обеспечить овладение

обучаемыми методами

научного познания, развить и

сформировать у них черты

творческой деятельности,

обеспечить условия успешного

формирования мотивов

творческой деятельности,

способствовать формированию

осознанных, оперативно и

гибко используемых знаний.

Сущность метода

-обеспечение организаций

поисковой творческой

деятельности обучаемых по

решению новых для них

проблем

Предъявление обучаемым

новых для них проблем,

постановка и разработка

исследовательских заданий и

т.д.

Деятельность обучаемых

заключается в освоении

ими приемов

самостоятельной

постановки проблем,

нахождении способов их

решения и т.д.

Метод

проектов. Метод проектов как образовательная технология,

ориентированная

на

формирование

опыта

творческой

деятельности

учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное

видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей

учащихся,

умение

свободно

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

мышления.

Метод

проектов

как

образовательная

технология,

ориентирован

на

формирование

опыта

творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается

в

систему

личностно-ориентированного

обучения

и

способствует

организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при

этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод

обучения можно использовать в изучении предмета, и во внеурочной работе.

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и

поэтому

он

эффективен.

Дает

столь

необходимый

школьникам

опыт

деятельности, и поэтому он незаменим.

Основные

требования

к

использованию

метода

проектов

(по

Е.С.

Полат)

Наличие

значимой

в

творческом

плане

проблемы

или

задачи,

требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности

учащихся.

Практическая,

теоретическая,

познавательная

значимо сть

предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

учащихся. Структурирование содержательной части проекта.

Использование

исследовательских

методов.

Работа

над

учебным

проектом должна включать несколько стадий.

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет

умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление,

соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации

проекта.

Возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).

По доминирующей деятельности:

- информационно- познавательные,

- игровые,

- исследовательские,

- творческие,

- практико-ориентированные (прикладные).

Информационные,

познавательные

проекты

-

направлены

на

сбор

информации о каком-либо объекте или явлении, могут выступать модулем

исследовательских проектов.

Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над

проектом, вариативность представления результатов.

Практико-ориентированные

(прикладные)

-

отличает

четко

обозначенный

с

самого

начала

результат

деятельности

его

участников,

требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.

Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя

определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Исследовательские

проекты

подчинены

логике

научного

исследования,

требуют

продуманной

структуры,

целей,

актуальности

предмета исследования для всех участников, применения исследовательских

методов.

По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.

По

продолжительности:

от

кратковременных

(планирование,

реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке)

до длительных - продолжительностью от месяца и более.

Очень

важно,

что

при

работе

над

проектом

ученики

не

только

овладевают

такими

географическими

знаниями,

как

познавательные,

практические,

оценочные,

и

приобретают

новые,

но

и

учат ся

взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Исследовательский метод. География - один из немногих школьных

предметов,

где

ученик

способен

самостоятельно

добывать

информацию,

принимать

нестандартные

решения,

находить

пути

решения

локальных,

региональных

и

даже

глобальных

проблем

современного

развития

цивилизации.

Целью

современного

образования

является

развитие

личностных

качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной,

творческой жизненной позиции.

Школьная

география

обладает

в

этом

отношении

огромным

потенциалом

и

обуславливает

необходимость

подготовки

школьников

к

самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у

них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В

мировой

образовательной

практике

понятие исследовательской

деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности

учащихся и педагога.

Занимаясь

развитием

исследовательской

деятельности,

решаю

следующие задачи:

1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых

в повседневной жизни.

2. Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску

ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем,

оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать

и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать

решения.

3. Помогать

использовать

разные

источники

информации,

приемы

ее

систематизации, сопоставления, анализа.

4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для

географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью деятельности

учителя

является

развитие

познавательных

интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную

деятельность

необходимо

организовывать

как

на

уроке, так и вне его и направлять на формирование устойчивого интереса

учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность

обучающихся на уроке и во внеурочное время можно разделить на несколько

видов.

На

учебном

занятии:

применение

исследовательского

метода

обучения,

нетрадиционные

формы

занятий,

домашнее

задание

исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на

факультативах,

спецкурсах

и

кружках,

исследовательские

экспедиции,

олимпиады

и

конкурсы,

научно-практические

конференции,

учебные

проекты.

Применяя исследовательский

метод

обучения, развиваются

навыки

исследовательской деятельности и формируется положительная мотивация к

географии.

Каждый урок надо строить так, чтобы у каждого ученика раскрылся

его творческий потенциал. В основе уроков должен лежатьдеятельностный

способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Можно

использовать

при

изучении

таких

фундаментальных

тем

как

«Оболочки

Земли», «Глобальные проблемы человечества», «Народы и страны». В любой

науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные

методы.

К поисковым

методам от н о с и т с я : учебный

диалог,

решение

проблемных или исследовательских задач.

Учебный

диалог представляет

собой

систему

вопросов

поисковой

направленности.

Примерная схема диалога на уроках может

выглядеть следующим

образом:

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение

поставленной задачи.

3. Вывод,

подводящий

результат

беседы.

Он

может

сопровождаться

формулированием правил логики исследования.

На

количество

вопросов

в

диалоге,

влияет

сложность

задачи

и

подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываются вопросы и задания к каждому уроку,

так

как

чем

больше

факторов,

которыми

можно

объяснить

особенности

объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого

задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный

диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление

соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлагаемые

вопросы

должны

иметь

разную

трудность.

Анализ

ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины

иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете

зависит

от

двух

основных

факторов:

истории

развития

и

современных

условий.

Выяснить

их-правило

любого

исследования.

Поэтому,

решая

исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых

этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же

стадии:

- Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и

что нужно узнать).

- Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа

решения

путем

выдвижения

гипотезы

или

нахождение

нового

способа

решения путем догадки.

-

Проверка

правильности

найденного

объяснения

(чаще

всего-поиск

аналогии).

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы.

Выдвижению

гипотез

необходимо

учить

с

помощью

познавательных

вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос

и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить

вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь

выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны

вопросы «Почему…», «Чем объяснить…», свидетельствующие о понимании

самого главного в теме.

Данные

методы

научного

исследования

очень

эффективны,

в

дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий

муниципальный и региональный уровень.

Идея усиления исследовательского, поискового характера обучения

соответствует

не

только

сущности

многих

современных

образовательных

технологий,

основанных

на

организации

активной

познавательной

деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы

решения

познавательных

обучающих

задач.

На

их

основе

должно

происходить

изучение

темы

урока

по

логическим

частям.

Развертывание

учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной

задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе

такой

организации

учебного

процесса

лежит

система

упражнений

по

освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на

уроках идеи

проблемного

обучения,

лично стно-ориентированного

образования,

индивидуализации

обучения. Все

эти

идеи

помогают

осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Развитие

навыков

исследовательской

деятельности

осуществляю

через технологию

проблемного

обучения.Характерным

признаком

данной

технологии

является

самостоятельная

познавательная

деятельность

учащихся.

Результатом

является

то,

что

у

каждого

ученика

развивается

стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с

картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических

работ.

Успешность

формирования

толерантной

личности

школьника

во

многом

определяется

толерантной

культурой

учителя.

В

своей

педагогической

деятельности

учитель

должен

исходить

из

следующих

принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник –

самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую

активность; уважать

личность

ученика,

создавать

ситуацию

успеха

для

каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем,

сравнивать

только

результаты

действий;

каждый

имеет

право

на

ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться

над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать

в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности.

Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть

знаниями

и

навыками,

а

также

выработать

позицию

толерантности.

Эвристическая

беседа,

урок-диалог,

дискуссия,

ролевые

и

деловые

игры

облегчают

ст ановление

лично сти

на

о снове

т о л е р а н т н о с т и ,

поликультурности, ненасилия.

Развитию интеллектуально-творческих навыков в исследовательской

деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции,

уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Объяснительно-иллюстративный

метод.

Метод,

о сновное

назначение

которого

состоит

в

организации

усвоения

информации

учащимися,

назван

объяснительно-иллюстративным.

Его

иначе

можно

назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и

ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую

информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и

фиксируют

в

памяти

эту

информацию.

Сообщение

информации

учитель

осуществляет

с

помощью

устного

слова

(рассказ,

лекция,

объяснение),

печатного

слова

(учебник,

дополнительные

пособия),

наглядных

средств

(картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во

время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта,

работы

на

станке,

образцов

склонения,

способа

решения

задачи,

доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т.

п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого

уровня

усвоения

знаний,—

слушают,

смотрят,

ощупывают,

читают,

наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее

экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и

систематизированного

опыта

человечества.

Эффективность

этого

метода

проверена

многолетней

практикой,

и

он

завоевал

себе

прочное

место

в

школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались

почти

исключительно

живое

слово

учителя,

учебные

книги

и

довольно

скудный

арсенал

учебно-наглядных

пособий,

то

теперь

открылась

возможность для концентрированной передачи информации современными

техническими средствами. Вместе со словом учителя в классе все чаще

звучит

речь

выдающихся

ученых

и

писателей,

артистов

и

художников,

конструкторов, изобретателей, воспроизводимая с помощью магнитофона,

радио и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими

статичное изображение изучаемых предметов и явлений, кино и телевидение

значительно

расширяют

границы

чувственно

воспринимаемых

картин,

явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из

него вырастает растение, как из цветка образуется плод, как из икринки

развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в

тропических лесах и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют показать

различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят

мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее.

В связи с увеличением в школьных курсах материала по географии

возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков,

которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в

записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.

Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти

также

демонстрация

натуральных

объектов,

объемных

макетов

и

действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в

более

сжатые

сроки

давать

учащимся

в

концентрированном

виде

значительный объем научной информации.

Как

видно

из

приведенной

характеристики

объяснительно-

иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и

средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты,

различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств

и

форм

проведения

работы

такие

традиционные

методы,

как

устное

изложение,

работу

с

книгой,

лабораторную

работу,

наблюдения

на

биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех

этих

разнообразных

средств

деятельность

учащихся

остается

той

же

восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить

ни

одного

целенаправленного

действия

ученика.

Такое

действие

всегда

опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.

Объяснительно-иллюстративный

метод

во

всех

формах

его

проявления

(рассказ,

чтение

книги,

демонстрация

опыта,

применение

наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им

больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы

им

не

пользовались

чрезмерно

и

без

нужды.

Другая

задача

дидактов

и

методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации,

при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и

изложения.

Репродуктивный

метод. Существуют

различные

определения

понятия "метод обучения". Основная мысль сводится к тому, что "метод

обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя,

организующих

познавательную

и

практическую

деятельность

учащегося,

обеспечивающую

усвоение

им

содержания

образования".

Следует

особо

подчеркнуть, что любой метод предполагает обязательное взаимодействие

учителя и ученика, в ходе которого и организуется усвоение знаний.

При

выборе

того

или

иного

метода

необходимо

учитывать

такие

важные факторы, как:

1. Методическая, теоретическая, психологическая подготовка учителя.

2. Общий уровень подготовки класса, количество неуспевающих, состояние

дисциплины.

3. Материал урока.

Репродуктивный метод наиболее распространен в учебном процессе

общеобразовательной школы и заключается в передаче "готовых" знаний от

учителя

ученику.

При

этом

главным

на

подобном

уроке

является

слово

учителя, и основной упор направлен на развитие памяти, а не мышления

ученика. Активная самостоятельная работа учащихся сведена к минимуму.

На этих уроках ответы учащихся зачастую являются односложными, сводятся

к

пересказу,

что

свидетельствует

о

неумении

анализировать

материал,

эффективно использовать его при выполнении различных заданий.

Означает ли это, что репродуктивный метод изжил себя и не может

быть применен на современном уроке географии? Конечно же, нет.

Учебная деятельность не будет плодотворной, если проводить уроки

шаблонно, по одному, раз и навсегда выбранному методу. Лишь сочетанием

разных методов можно достичь успеха. Репродуктивное обучение развивает у

детей память, позволяет быстро запомнить необходимые понятия и термины.

О д н а ко

п о

с р а в н е н и ю

с проблемным или учебно-исследовательским

методами,

приучающими

к

анализу,

репродуктивный

дает

школьникам

минимальный

уровень

усвоения

материала.

Но

если

учитель

работает

в

классе с преобладанием слабоуспевающих учеников, наиболее эффективно

использовать именно репродуктивный метод, так как в таком классе дети еще

не готовы к самостоятельным формам работы.

Репродуктивный

метод

исторически

связан

с

традиционной

европейской школьной системой и оформился еще в Средневековье. Русское

дореволюционное гимназическое образование также базировалось на данном

методе.

Репродуктивные

и

проблемно-поисковые

методы

обучения

вычленяются,

прежде

всего,

на

основе

оценки

степени

творческой

активности

обучаемых

в

познании

новых

понятий,

явлений

и

законов.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и

запоминание

сообщаемой

преподавателем

или

другим

источником

информации.

Применение

этих

методов

невозможно

без

использования

словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые

являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным

образом

строится

лекция,

в

которой

излагаются

слушателям

определенные

научные

сведения,

делаются

соответствующие

записи,

фиксируемые

слушателями

в

виде

кратких

конспектов.

Репродуктивно

организованная

беседа

проводится

таким

образом,

что

учитель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее

полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений

не ставится.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что

в ходе их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные

знания. При этом, в ходе практической работы учащиеся не осуществляют

самостоятельного

приращения

знаний.

Репродуктивные

упражнения

особенно

эффективно

содействуют

отработке

практических

умений

и

навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по

образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех

случаях,

когда

содержание

учебного

материала

носит

преимущественно

информативный

характер,

представляет

собой

описание

способов

практических действий, является весьма сложным и принципиально новым

для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний.

На

основе

репродуктивных

методов

чаще

всего

осуществляется

программированное обучение.

В

целом

же

репродуктивные

методы

обучения

не

позволяют

в

должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость

мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При

чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса

усвоения знаний. Одними репродуктивными методами невозможно успешно

развивать

качества

личности,

как

невозможно

развивать

такие

качества

личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует

применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную

поисковую деятельность обучаемых.



В раздел образования




Яндекс.Метрика