Автор: Веденина Светлана Вильямовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: СПб ГБПОУ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Применение новых педагогических технологий в изучении русского языка.
Раздел: среднее профессиональное
Применение новых педагогических технологий в изучении русского
языка.
Рассмотрим на примере занятия по лексическим нормам русского языка все многообразие
применяемых технологий.
На первом этапе обоснуем само понятие «педагогическая технология», которая дальше
будет применяться в обучении.
По мнению Г.А.Селевко, «педагогические технологии - это целенаправленный процесс от
цели до результата». Методика становится технологией только тогда, когда она дает
высокий устойчивый результат. Всегда ли можно этого добиться? К этому следует
стремиться. Поэтому нами была выбрана как основная технология сотрудничества,
базирующаяся на развивающем обучении. Ее основные элементы:
1. Мотивация студентов.
2. Хорошая обратная связь.
3. Наличие командной работы, при которой преподаватель является членом команды.
4. Уважение чужого мнения.
5. Показ перспектив для каждого студента.
6. Создание заинтересованной атмосферы на занятиях
7. Развитие искомых компетентностей
8. Получение результата.
Исходя из выбранной нами технологии, подбор форм и методов направлен на активизацию
студентов и достижение поставленных целей.
Представляем Вашему вниманию небольшой фрагмент занятия «Лексические нормы
русского языка»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи».
Аудитория: студенты акушерского колледжа.
Время занятия – 2 академических часа
Форма занятия: развивающая, практикоориентированная лекция
Основная технология: развивающего обучения с элементами сотрудничества. формы
учебной работы: командная работа, эстафета, практическая работа
Основные методы: объяснение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, диалог,
информационные.
Формируемая компетентность: профессиональная.
Для формирования профессиональной компетентности студентов необходимо включить
развитие компетенций, к которым мы относим социальную и коммуникативную . Данные
компетенции базируются на определенных знаниях и умениях. Если профессиональная
компетентность в основном развивается при изучении предметов медицинского цикла, то
гуманитарные предметы развивают духовно-нравственную сферу человека, которая через
систему компетенций повышает профессионализм специалиста..
Во время занятий мы использовали следующие технологии: командную и групповую
работу, взаимоконтроль, технологию тестирования, рефлексию. Заканчивается занятие
проверочным текстом, вопросы к которому определяются совместно учащимися и
преподавателем. Рассмотрим основные технологии, применяемые нами на занятиях.
При проведении упражнений мы использовали командную работы, при которой вся группа
распределялась на команды, в каждой из которой выбирался командир, определялось
время и победители. Желательно, чтобы сами учащиеся оценивали себя и определяли
выигравших.
При проектировании словарной работы применялись поисковые технологии, а также
компьютерные видеопрезентации.
Очень важное место в учебном процессе занимает технология тестирования. На примере
проверочного теста попробуем показать, как работает проверочный тест. Преподаватель
совместно с учащимися не только оценивает работу, но и намечает перспективы
дальнейшего совершенствования.
Проверочный тест: 1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство
нравственной ответственности за свое поведение перед определенным обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других,
человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и
общество»?
а) мировоззрение
б) наука
в) кругозор
г) мнение
4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) полиглот — человек, равнодушный к пище
б) посягать — покушаться
в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы
г) полый — имеющий внутри пустоту
6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный,
аккуратный
б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом
в) пиетет — глубокое уважение, почтение
г) постный — придерживающийся диеты
1. Какое из указанных слов является многозначным?
а) тополь
б) фонетика
в) классификация
г) сладкий
8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли
Таким образом, при выполнении упражнений мы использовали командную работу, при
изучении словарей поисковый тренинг и видеопрезентацию, взаимопроверка проводилась
в групповой работе, рефлексия предполагала педагогику сотрудничества.
Проверили тест, ответы на компьютере.
В конце занятия преподаватель совместно с учащимися подводит итоги проведенной
работы, делает выводы, определяет перспективы.
Исходя из выбранной нами технологии, подбор форм и методов направлен на активизацию
студентов и достижение поставленных целей.
Представляем Вашему вниманию небольшой фрагмент занятия «Лексические нормы
русского языка»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи».
Аудитория: студенты акушерского колледжа.
Время занятия – 2 академических часа
Форма занятия: развивающая, практикоориентированная лекция
Основная технология: развивающего обучения с элементами сотрудничества. формы
учебной работы: командная работа, эстафета, практическая работа
Основные методы: объяснение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, диалог,
информационные.
Формируемая компетентность: профессиональная.
Для формирования профессиональной компетентности студентов необходимо включить
развитие компетенций, к которым мы относим социальную и коммуникативную . Данные
компетенции базируются на определенных знаниях и умениях. Если профессиональная
компетентность в основном развивается при изучении предметов медицинского цикла, то
гуманитарные предметы развивают духовно-нравственную сферу человека, которая через
систему компетенций повышает профессионализм специалиста.
4. Рекомендации к самостоятельной работы.
5. Обобщение.
6. Итоговое тестирование.
7. Анализ проведенного занятия.
8. Определение перспектив.
Во время занятий мы использовали следующие технологии: командную и групповую
работу, взаимоконтроль, технологию тестирования, рефлексию. Заканчивается занятие
проверочным текстом, вопросы к которому определяются совместно учащимися и
преподавателем.
Проверочный тест: 1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство
нравственной ответственности за свое поведение перед определенным обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других,
человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и
общество»?
а) мировоззрение
б) наука
в) кругозор
г) мнение
4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) полиглот — человек, равнодушный к пище
б) посягать — покушаться
в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы
г) полый — имеющий внутри пустоту
6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный,
аккуратный
б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом
в) пиетет — глубокое уважение, почтение
г) постный — придерживающийся диеты
1. Какое из указанных слов является многозначным?
а) тополь
б) фонетика
в) классификация
г) сладкий
8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли
Таким образом, при выполнении упражнений мы использовали командную работу, при
изучении словарей поисковый тренинг и видеопрезентацию, взаимопроверка проводилась
в групповой работе, рефлексия предполагала педагогику сотрудничества.
Проверили тест, ответы на компьютере.
В конце занятия преподаватель совместно с учащимися подводит итоги проведенной
работы, делает выводы, определяет перспективы.