Автор: Оксана Сизякина Ивановна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Красносельцевская СШ"
Населённый пункт: с.Красноселец
Наименование материала: Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
Тема: Работа с одаренными обучающимися
Раздел: среднее образование
Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
Политические,
социально-экономические
и
культурные
преобразования
в
России
последних лет существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как
учебного предмета. Он является не только действенным фактором всестороннего развития
личности школьника, но также необходимым инструментом межкультурного общения. В
нашей школе ученики изучают один иностранных языка: немецкий. К сожалению, выбора
иностранного языка у учащихся и их родителей нет.
Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой –
большая
свобода
образовательных
учреждений
в
выборе
содержания
образования
существенно
изменили
соотношение
традиционно
изучаемых
в
общеобразовательной
школе языков.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности данной проблемы.
Целью данной работы является обобщение педагогического опыта по формированию
мотивации изучения немецкого языка в общеобразовательной школе.
В
Государственном
стандарте
общего
образования
говорится
об
ориентированности
содержания
обучения
на
развитие
мотивации
учеников
к
изучению
предмета
“иностранный язык”. Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе
и
учебной.
Вопросам
повышения
мотивации,
сохранения
и
развития
у
школьников
интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии,
так и в методике преподавания этого предмета.
Конечно, нельзя управлять динамикой престижности или непрестижности иностранного
языка,
но
можно
несколько
приостановить
процесс
наступления немецкого
языка на образовательные программы через повышение мотивации к изучению языка. Для
этого необходимо вести работу в следующих направлениях:
1. Работа
с
родителями,
формирующая
заинтересованность
в
изучении
их
детьми
немецкого языка;
2. Формирование интереса учащихся к немецкому языку в процессе обучения;
3. Формирование интереса к немецкому языку в дошкольных учреждениях и в первом
классе общеобразовательной школы.
Работу с родителями нужно начинать как можно раньше, до того момента, когда начали
формироваться языковые группы. У меня создана презентация, в которой представлена
информация о роли немецкого языка в современном мире; о достижениях моих учеников.
Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным
фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного
языка.
Но
традиционный
урок
иностранного
языка
не
способствует
формированию
внутренней положительной мотивации, так как характеризуется «трансляцией» знаний от
учителя к ученику. У ученика не формируется заинтересованность в получении знаний.
Урок
должен
быть
личностно-ориентированным
основанным
на
деятельностном,
компетентностном,
когнитивно-коммуникативном
подходах
с
использованием
новых
технологий обучения. Чтобы урок соответствовал этим требованиям, учитель должен
постоянно
самосовершенствоваться
и
ежегодно
проходить
курсы
повышения
квалификации. На уроке необходимо помнить о различных видах мотивации, которые
предлагает .
Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели
изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания, поэтому рекомендуется, чтобы
ученик сам формулировал цель урока, его задачи и пути решения этих задач. В конце
урока, при проведении рефлексии необходимо заострять внимание учеников на таких
вопросах: « А где тебе могут пригодиться знания сегодняшнего урока? В каких ситуациях
ты можешь использовать знания, полученные на уроках? И. т.п.»
Мотивация
успеха. Учащиеся
хотят
получить
что-то
реально
осязаемое
за
тот
труд,
который они затратили, почувствовать, что идут к цели. Конечно, наиболее сильной здесь
является отметка. И при её выставлении необходимо помнить о зоне ближайшего развития
ребенка. Даже небольшой шаг к успеху должен быть увиден и оценен. При этом можно
использовать метод эмоционального стимулирования.
Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну
изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление
культурных
особенностей
стран
позволяет
лучше
понять
чисто
языковые
явления.
Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно
актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении
культуроведческого
аспекта
в
содержании
обучения.
Необходимо
как
можно
чаще
погружать детей в языковую среду. На каждом уроке должны присутствовать элементы
аудирования, при этом это не должна быть только речь учителя. Использование интернета
позволяет работать с немецкоязычными сайтами, что позволяет реализовывать на уроке
принцип актуальности.
Эстетическая
мотивация. Изучение
ИЯ
для
учащихся
должно
превратиться
в
удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика. Красочно
оформленные презентации и буклеты способствуют его эстетическому развитию.
Инструментальная
мотивация. Исходя
из
особенностей
работы
мозга,
темперамента,
видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои
любимые
формы
и
виды
работы.
Необходимо
каждому
ученику
дать
возможность
выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ. Использование различных
видов
компьютерных
программ
даёт
возможность
выявить
его
интеллектуальные
и
творческие способности.
Использование
ИКТ
технологий
на
уроке
является
важнейшим
а с пе ктом
совершенствования
и
оптимизации
учебного
процесса,
обогащения
арсенала
методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать
обучение эффективным и интересным.
Творческие, игровые формы работы на уроках, способствующие познанию учащихся в
области
другого
языка
и
культуры,
также
формируют
положительную
мотивацию
изучения немецкого языка.
Важную роль в стимулировании интереса учащихся к изучению языка и углублении их
знаний в области иноязычной культуры играет внеклассная работа. Участие в школьных,
районных
и
областных
олимпиадах
и
конференциях
повышает
мотивацию
изучения
немецкого языка. С удовольствием учащиеся посещают и кружок немецкого языка.
Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой немецкого языка,
особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету.
Наличие в кабинете компьютера и проекционной системы, позволяет учителю проводить
уроки,
соответствующие
современным
требованиям.
Наличие
в
кабинете
различных
журналов,
газет
и
других
печатных
материалов
стимулирует
учащихся
к
чтению
и
извлечению полезной информации. В ресурсном центре школы ученики работают над
проектами
на
персональных
компьютерах,
что
позволяет
учителю
развивать
индивидуальные
способности
каждого
ребёнка
в
зоне
его
ближайшего
развития,
корректировать процесс обучения в соответствии с его потребностями.