Автор: Зыкова Вера Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Сургутская технологическая школа"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков экологического мышления на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка.
«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что
нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе
изменений
заставила
нас
задуматься
над
тем,
что
необходимо
сделать
для
того,
чтобы
окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Одним из основных условий существования современного общества является воспитание
экологически грамотной личности. Реализация ФГОС в части экологического образования и
воспитания школьников является одним из необходимых условий и факторов экологического
развития
России.
Стандарт
ориентирован
на
становление
личностных
характеристик
выпускника
(«портрет
выпускника
основной
школы»):
осознанно
выполняющий
правила
здорового
и
экологически
целесообразного
образа
жизни,
безопасного
для
человека
и
окружающей его среды (извл. из Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»).
Актуальность. По ряду причин из года в год школьники демонстрируют плохое знание
экологических проблем. Они считают вопросы, касающиеся экологии, слишком легкими и не
заслуживающими
серьезной
проработки
и
осмысления.
Часто
учащиеся
опрометчиво
рассчитывают на свою общую биологическую эрудицию и сведения, почерпнутые из средств
массовой информации. Однако подобный легковесный подход чреват неприятностями. При
этом наиболее распространенная ошибка, как ни странно, вызвана непониманием того, что
экология и охрана природы не одно и то же, хотя, разумеется, теория и практика охраны
природы самым тесным образом с экологией связаны. К сожалению (и это еще одна очень
распространенная
ошибка),
проблема
охраны
природы
вообще
трактуется
крайне
узко
и
однобоко:
она
сводится
к
обсуждению
лишь
непосредственного
действия
антропогенного
фактора (деятельности человека) на природу в виде загрязнения окружающей среды.
В связи с вышеизложенным в содержание уроков включаю задания, построенные таким
образом, чтобы для полного и исчерпывающего ответа на вопрос потребовалось не только
обязательное
знание
конкретного
материала,
но
и
умение
проявить
свой
уровень
естественнонаучного мышления, понимание цельности, взаимосвязанности и общности живого
мира,
развития
живой
природы.
Учащимся
необходимо
использовать
знания
биологии
и
экологии
при
решении
нестандартных
задач,
выделять
главное
из
множества
процессов,
протекающих
в
живом
организме,
понимать
взаимосвязи
между
различными
явлениями,
демонстрировать
способность
размышлять,
находить
причинно-следственные
связи,
делать
выводы, обосновывать каждый свой ответ и подкреплять его примерами.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности
процесса
обучения,
активизации
учащихся
на
уроке
биологии,
экологии
является
соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное
место на современном уроке, потому что учащийся приобретает знания только в процессе
личной самостоятельной учебной деятельности. Между тем все еще редко можно видеть
самостоятельные
работы,
которые
были
бы
направлены
на
формирование
приемов
познавательной деятельности, учащихся мало обучают способам и приемам самостоятельной
работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения
правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания
по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной
деятельности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две
тесно связанные между собой задачи.
- первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в
познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать
свое мировоззрение;
- вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении
и практической деятельности.
Самостоятельная работа может быть: индивидуальной, в парах, групповой.
Содержание
предмета
биологии
позволяет
применять
разнообразные
виды
самостоятельных работ. Это и:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ,
план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения. Решение
задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы.
Доклады и рефераты.
Индивидуальные и групповые задания.
В настоящий момент важная роль в современном подходе к преподаванию биологии в
школе отводится использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.
Например, для развития навыков метод самостоятельной работы с книгой необходимо
систематически работать с учебником на уроках. При этом возможно использование заданий на
подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части,
нахождение
основных
терминов,
выделенных
курсивом,
определений,
составление
схем
и
таблиц на основе текста учебника.
Также
для
развития
навыков
самостоятельного
изучения
материала,
элементов
исследования,
важную
роль
играют
уроки
обобщения
материала.
На
обобщающем
уроке
выявляется степень сформированности у обучающихся различных умений, например, умение
ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. На этих уроках используются и
письменные
проверочные
работы,
в
которых
предлагаются:
тестовые
задания
с
выбором
правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие».
Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с
наблюдением
на
уроках,
проводятся
в
форме
лабораторных
занятий.
Они
развивают
наблюдательность,
вызывают
интерес
к
учебному
предмету
и
изучению
живой
природы,
активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению
обучающимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре
труда.
В связи с вышеизложенным мною разработана учебно - тематическая карта урока, которая
посвящена вопросам организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии,
экологии и представлена как дидактический материал, предназначенный для организации как
устных так и письменных опросов учащихся по материалу курса биологии.
Учебно- тематическая карта составлена в соответствии с требованиями государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования.
Последовательность
заданий
внутри учебно- тематических карт может быть изменена учителем в соответствии с изложением
материала в учебнике и может быть предложена по вариантам.
Учебно- тематическая карта включает в себя таблицу, вмещающую несколько заданий по
одной учебной теме.
Выполнение
предлагаемых
в
каждой
учебно
-
тематической
карте
устных
заданий
представляет первичное усвоение базовых понятий и выявление типичных затруднений. Кроме
того, устные опросы развивают у школьников умение сравнивать, обобщать, анализировать
биологические объекты разных уровней организации живой материи. Письменные задания
способствуют закреплению или проверке знаний и умений по теме.
Все учащиеся на уроке получают от учителя учебно-тематические карты по изучаемой
теме. Однако каждый школьник может работать и над своим вариантом. При этом учащиеся
проверяют ответы в форме самопроверки, взаимопроверки или проверки учителя, а также
участвуют
в
обсуждении
изученной
темы.
Это
позволяет
значительно
сэкономить
время
учебного занятия и осуществить контроль знаний большинства учащихся по заданной теме.
Использование самостоятельной работы в форме учебно- тематических карт на уроках
биологии повышает эффективность обучения по следующим показателям: возрастают гибкость и
прочность усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в области
биологии, экологии; существенное повышается интерес к учению, формируется открытость к
саморазвитию,
учебная
ответственность,
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
самооценка и рефлексия в учебной деятельности; наблюдается повышение общекультурного и
личностного развития учащихся.
Методическая разработка адресована учителям биологии и экологии при подготовке к
урокам школьного курса биологии.
Таким образом, применение учебно - тематических карт позволяет формировать навыки
экологического мышления на уроках биологии, задействовать при опросе большое количество
учащихся,
разнообразить
методы
проверки
знаний
и
умений,
а
также
формы
организации
учебной деятельности (приложение 1. Учебно- тематическая карта по теме: «Биогеоценозы,
экосистемы и биосфера» (9 кл.).
Приложение 1
Учебно - тематическая карта.
Тема: «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера».
(Биология 9 класс, учебник И.Н Пономарева, О.А Корнилова, Н.М. Чернова).
( на этапе закрепления учебного материала урока)
Цель урока: познакомить с сущностью понятий «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Экосистема» и
«Биосфера»,
сформировать
знания
об
основных
закономерностях
живых
систем,
о
взаимосвязях организмов с окружающей
средой.
Учебный
материал
Задания и вопросы для проверки полученных знаний
Рекомендации по
выполнению
заданий. Оценка.
Используйте
§55, с.235-
240
Задача: сформулируйте задачу исходя из
поставленной цели урока.
Выполните последовательно задания № 1—4.
Задание № 1
Как соотносятся понятия «биоценоз», «экосистема»
и «биогеоценоз»?
Задание № 2
Почему
био с феру
называют
гл о б а л ь н о й
экосистемой? Обоснуйте ответ.
Задание № 3
Каковы
основные
компоненты
экосистемы?
Выберите
четыре
необходимых
компонента
экосистемы:
бактерии,
животные,
консументы,
г р и б ы ,
к л и м а т,
р е д у ц е н т ы ,
р а с т е н и я ,
абиологический компонент, продуценты, вода.
Задание № 4 (за каждый правильный ответ -1
балл)
Вставь пропущенное слово:
1)
……… - организмы, которые в процессе своей
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
п р е в р а щ а ю т
органические
остатки
в
неорганические
вещества.
2)
……… - совокупность живых организмов и
условий среды, в которой они обитают.
3)
С о р е в н о в а н и е
о р г а н и з м о в
о д н о г о
трофического уровня за потребление ресурса,
имеющегося
в
ограниченном
количестве,
называют ………. .
Устно.
Работа в парах
Письменно в
рабочей тетради.
Письменно в
рабочей тетради.
Оцените свою
работу
Задания 1- 4 - 0 - 1 балла (за каждый вопрос)
Максимальный балл – 6.
Самооценка
Прочитайте
Задача: сформулируйте задачу исходя из
раздел
«Учение о
биосфере»
(§55 , с. 238)
поставленной цели урока.
Задание
№
5.
Прочитайте
текст
учебника.
Заполните таблицу.
Типы веществ биосферы.
Тип
Характеристика
Примеры
Живое
Косное
Биогенное
Биокосное
Индивидуальная
работа
в рабочей тетради.
Оцените свою
работу
Задание 5. Ответ полный, таблица заполнена верно -
2 балла. Если есть одна ошибка – 1 балл. Во всех
других случаях - 0 баллов.
Взаимопроверка в
паре (обмен
тетрадями)
Оценка ученика
Используйте
полученные
знания по
данной теме
(§55, с.235-
240)
Задача: закрепить знания по теме
«Биогеоценозы, экосистемы и
биосфера».
Задание № 6
Найдите
ошибки
в
приведённом
тексте.
Укажите
номера
предложений,
в
которых
они
сделаны, исправьте их.
1.
«Экосистема»
и
«биогеоценоз»
—
понятия
близкие,
но
не
синонимы.
2.
Биогеоценоз
—
понятие более общее. 3. Каждый биогеоценоз —
это
экосистема,
но
не
каждая
экосистема
—
б и о ге о ц е н о з .
4 .
Кап ля
вод ы
с
ж и в ы м и
организмами
в
ней
—
это
биогеоценоз,
но
не
экосистема. 5. Единая экосистема нашей планеты
называется биогеоценозом.
Ответ:__________________
Индивидуальная
работа в тетради.
Оценка
учителя
Задание
6.
За
каждый
правильный
ответ
1
балл.
Максимальный балл-3.
Оценка учителя
Используйте
полученные
знания по
данной теме
(§55, с.235-
240)
Задание № 7
Ответьте
на
вопро с.
Являют ся
ли
г р и б ы
обязательным
компонентом
любой
экосистемы?
Дайте полный развернутый ответ.
Индивидуальная
работа в тетради.
Оценка
учителя
Задание № 7. Если ответ полный и не содержит
биологических ошибок -3 балла. Если ответ
неполный или имеются биологические ошибки – 0-2
баллов.
Оценка учителя
Оцените свою работу на уроке
(выставите
количество
баллов,
полученных
за
выполненные
задания
в
рабочей
тетради.
Сдайте
рабочие тетради для проверки учителю)
Оцените работу по следующей схеме:
Номер задания / оценка
ученика (балл)
Номер задания / оценка
учителя (балл)
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
7
Максимальный балл за работу: 14
Ваша оценка
Проверка и
оценка учителя
Шкала
п е р е вод а
баллов в отметку:
Отметка
Число
баллов
5
12 - 14
4
9 - 11
3
6 - 8
2
0 - 5
5.Подведение
итогов урока.
1.Сформулируйте задачи, поставленные перед вами
во время самостоятельной работы.
2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
3.
Что
помогало
и
что
мешало
вашей
работе
на
уроке?
Рефлексия.
Устное подведение
итогов урока
6.Задание на
дом.
Выполните домашнее задание: Прочитать §55,
ответить на вопросы, выписать новые термины и
понятия.
Самостоятельная
работа дома.
Список использованной литературы.
Биология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Науч. изд- во
«Большая российская энциклопедия», 2001.
Воронина
Г.А.
Биологический
тренажер:
6-11
классы:
дидактические
материалы
/
Г.А.
Воронина, С.Н. Исакова.- М.: Вентана- Граф, 2012.- 192 с.
Пепеляева
О.А.,
Сунцова
И.В.
Поурочные
разработки
по
общей
биологии.
9
класс.
-
М.:
ВАКО, 2014.-464с.- (В помощь школьному учителю).
Пономарева
И.Н.
Биология:
9
класс:
учебник
для
учащихся
общеобразовательных
организаций
/
И.Н.
Пономарева
И.Н.
,
О.А.
Корнилова.,
Н.М.
Чернова;
под
ред.
И.Н.
Пономаревой.- 6 изд., перераб., М.: Вентана- Граф, 2015. - 272 с. : ил.