Напоминание

"Формирование познавательных универсальных учебных действий (на уроках русского языка и литературы)


Автор: Серебрякова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 53"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий (на уроках русского языка и литературы)
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование познавательных

универсальных учебных действий

(на уроках русского языка и литературы)

Серебрякова Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №53»

г. Магнитогорск

«Именно успешное и осознанное владение

рус с к и м

я з ы к ом

с о с т а вл я е т

о с н о в у

формирования

универсальных

учебных

действий, которые в свою очередь порождают

компетенции, знания, умения, навыки, а значит,

обеспечивают воспитание всесторонне развитой,

интеллектуальной,

духовной

л и ч н о с т и ,

спо собной

адаптироваться

в

с л ож н ом

современном мире…»

Фундаментальное ядро

содержания общего образования

3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

регулятивныекоммуникативные

познавательные

целеполагание

речевые средства, в

т.ч. с опорой на ИКТ

работа с инфор-

мацией: поиск,

запись, восприятие

в т.ч. средствами

ИКТ

планирование

способ

действия

контроль

коррекция

коммуникация при

взаимодействии

использование

моделей, знаков

и символов,схем

логические опе-

рации: анализ,

синтез, сравнение,

сериация, класси-

фикация, обобще-

ние, подведение

под понятие, ана-

логия, суждение

чтение

ИКТ

Оценка по

результатам

выполнения

Оценка в

процессе

выполнения

проектно

-исследов.

деятельн

.

Особенности оценки метапредметных

результатов

«Жевательная резинка стоит 1 рубль

46 копеек. Какое наибольшее число

жевательных резинок можно купить

на 110 рублей?»

Познавательные УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

РАБОТА С ТЕСТОМ

СТРАТЕГИИ

СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Работа с текстом

Систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

Выделять

главную и

избыточную

информацию

Представлять в

наглядно-

символической форме

(в виде таблиц,

графических схем)

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Лавинообразный

рост

информации

требует

от

человека

навыков

работы

с

книгой,

справочной

и

д р у г о й

л и т е р а т у р о й ,

с

ц и ф р о в ы м и

информационными источниками, с распределенным

информационным ресурсом сети Интернет.

Э ф ф е к т и в н а я

р а б о т а

с

б о л ь ш и м и

информационными

объемами

требует

развития

логики и мышления.

Мощным

визуальным

инструментом

развития

перечисленных

умений

и

навыков

являются

разнообразные графические схемы.

Графические схемы как инструмент

работы с информацией

Создание графических схем

ВСЕ НА- ИТЬ

7 НА- ЕТЬ 4 НА- АТЬ

БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

УТ

ЯТа

Создание графических схем

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

Н. В.

П. В.

Н. В.

П. В.

-УЩ( -ЮЩ)

-АЩ( -ЯЩ)

-ВШ

-ЕМ ( -ОМ)

-ИМ

-НН

-ЕНН

СПР.

ИНФ.

СПР.

ИНФ.

ШЕПЧУЩИЙ

ШЕПТАТЬ

(I, УТЯТ

А

)

ВИДИМЫЙ

ВИДЕТЬ

(И)

F

тяж.

F

тяж.

F

тяж.

F

А.

F

А.

F

А.

Тело тонет

Тело всплывет

Тело плавает

развивать наглядно-образное мышление;

формировать

навыки

работы

с

графической

информацией;

развивать

внимание

при

усвоении

учебного

материала;

развивать познавательный интерес;

активизировать

учебно-познавательную

деятельность;

н а г л я д н о

с и с т е м а т и з и р о в а т ь

и

классифицировать информацию

Графические схемы позволяют:

Уровни смыслового чтения

1.

Общая ориентация в содержании и

понимании целостного смысла текста

(определять тему, цель и назначение текста)

2.

Выявление информации

(находить

необходимую единицу информации в тексте)

3.

Интерпретация информации

(сравнивать и

противопоставлять заключённую в тексте

информацию)

4.

Рефлексия на содержание

(связать

информацию, обнаруженную в тексте, со знанием

из других источников)

5.

Рефлексия на форму

(качество исполнения

текста)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И

долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

1.

общая ориентация в

содержании и

понимании целостного

смысла текста

.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И

долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна (СМИРЕНИЕ)

Обиды не страшась, не требуя венца; (ПОКАЯНИЕ)

Хвалу и клевету приемли равнодушно (МУДРОСТЬ)

И не оспоривай глупца. (ТЕРПЕНИЕ)

2. Выявление

информации

ВЕЧНОСТЬ

БЕССМЕРТИЕ

БУДУЩЕЕ

ПРОШЛОЕ

СЛУЖЕНИЕ

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И

долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна (СМИРЕНИЕ)

Обиды не страшась, не требуя венца; (ПОКАЯНИЕ)

Хвалу и клевету приемли равнодушно (МУДРОСТЬ)

И не оспоривай глупца. (ТЕРПЕНИЕ)

3. Интерпретация информации

5. Рефлексия на форму

СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКОМУ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ПОЭТА;

СЛУЖЕНИЕ НЕ РАДИ СЛАВЫ,

А ВО БЛАГО СВОЕГО

НАРОДА;

ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ;

ШАГ ИЗ ПРОШЛОГО В

БУДУЩЕЕ,

В ВЕЧНОСТЬ

…Жена

она

святая.

Работу

бросила,

сидит

с

Валерочкой. Он болен, всё время болен. Ножки плохо

ходят. Маленький такой огарочек…

…Волшебными ножницами я разрежу заколдованное

кольцо

и

выйду

за

предел.

Оковы

падут,

сухой

бумажный

кокон

лопнет,

и

изумленная

новизной

синего, золотого, чистейшего мира легчайшая резная

бабочка вспорхнет, охорашиваясь…

…Жена

она

святая.

Работу

бросила,

сидит

с

Валерочкой.

Он болен, всё время болен.

Ножки плохо

ходят. Маленький такой огарочек…

…Волшебными ножницами я разрежу заколдованное

кольцо

и

выйду

за

предел.

Оковы

падут,

сухой

бумажный

кокон

лопнет,

и

изумленная

новизной

синего, золотого, чистейшего мира легчайшая резная

бабочка вспорхнет, охорашиваясь…

…Ща написать куда следует и просигнализировать

кому

положено,

что

врач,

называющий

себя

Иванов, берет взятки. Написать подробно, да так

это с юморком: дескать глаз нет, а денюжки видит!

И куда это смотрят те, кому положено?

А потом уж в собес. Так и так, не могу больше дома

держать

этого

недоноска.

Антисанитария,

понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Будут

кобениться,

придется

дать

на

лапу.

Эт

уж

как

заведено. Эт в порядке вещей.

…Ща написать куда следует и просигнализировать

кому

положено,

что

врач,

называющий

себя

Иванов, берет взятки. Написать подробно, да так

это с юморком: дескать глаз нет, а денюжки видит!

И куда это смотрят те, кому положено?

А потом уж в собес. Так и так, не могу больше дома

держать

э того

недоноска.

Антисанитария,

понимаешь.

Извольте обеспечить интернат.

Будут

кобениться,

придется дать

на

лапу.

Эт

уж

как

заведено. Эт в порядке вещей.

Язык

Опыт

История

Мудрость

Общение

Духовный мир

Уровни смыслового чтения

1.

Общая ориентация в содержании и

понимании целостного смысла текста

(определять тему, цель и назначение текста)

2.

Выявление информации

(находить

необходимую единицу информации в тексте)

3.

Интерпретация информации

(сравнивать и

противопоставлять заключённую в тексте

информацию)

4.

Рефлексия на содержание

(связать

информацию, обнаруженную в тексте, со знанием

из других источников)

5.

Рефлексия на форму

(качество исполнения

текста)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика