Автор: Серебрякова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 53"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий(на уроках русского языка и литературы)
Раздел: среднее образование
Формирование познавательных
универсальных учебных действий
(на уроках русского языка и литературы)
Серебрякова Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №53»
г. Магнитогорск
«Именно успешное и осознанное владение
рус с к и м
я з ы к ом
с о с т а вл я е т
о с н о в у
формирования
универсальных
учебных
действий, которые в свою очередь порождают
компетенции, знания, умения, навыки, а значит,
обеспечивают воспитание всесторонне развитой,
интеллектуальной,
духовной
л и ч н о с т и ,
спо собной
адаптироваться
в
с л ож н ом
современном мире…»
Фундаментальное ядро
содержания общего образования
3
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
регулятивныекоммуникативные
познавательные
•
целеполагание
•
речевые средства, в
т.ч. с опорой на ИКТ
•
работа с инфор-
мацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
•
планирование
•
способ
•
действия
•
контроль
•
коррекция
•
коммуникация при
взаимодействии
•
использование
моделей, знаков
и символов,схем
•
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
проектно
-исследов.
деятельн
.
Особенности оценки метапредметных
результатов
«Жевательная резинка стоит 1 рубль
46 копеек. Какое наибольшее число
жевательных резинок можно купить
на 110 рублей?»
Познавательные УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
РАБОТА С ТЕСТОМ
СТРАТЕГИИ
СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Работа с текстом
Систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
Выделять
главную и
избыточную
информацию
Представлять в
наглядно-
символической форме
(в виде таблиц,
графических схем)
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Лавинообразный
рост
информации
требует
от
человека
навыков
работы
с
книгой,
справочной
и
д р у г о й
л и т е р а т у р о й ,
с
ц и ф р о в ы м и
информационными источниками, с распределенным
информационным ресурсом сети Интернет.
Э ф ф е к т и в н а я
р а б о т а
с
б о л ь ш и м и
информационными
объемами
требует
развития
логики и мышления.
Мощным
визуальным
инструментом
развития
перечисленных
умений
и
навыков
являются
разнообразные графические схемы.
Графические схемы как инструмент
работы с информацией
Создание графических схем
ВСЕ НА- ИТЬ
7 НА- ЕТЬ 4 НА- АТЬ
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
УТ
ЯТа
Создание графических схем
ПРИЧАСТИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
Н. В.
П. В.
Н. В.
П. В.
-УЩ( -ЮЩ)
-АЩ( -ЯЩ)
-ВШ
-Ш
-ЕМ ( -ОМ)
-ИМ
-НН
-Т
-ЕНН
СПР.
ИНФ.
СПР.
ИНФ.
ШЕПЧУЩИЙ
ШЕПТАТЬ
(I, УТЯТ
А
)
ВИДИМЫЙ
ВИДЕТЬ
(И)
F
тяж.
F
тяж.
F
тяж.
F
А.
F
А.
F
А.
Тело тонет
Тело всплывет
Тело плавает
•
развивать наглядно-образное мышление;
•
формировать
навыки
работы
с
графической
информацией;
•
развивать
внимание
при
усвоении
учебного
материала;
•
развивать познавательный интерес;
•
активизировать
учебно-познавательную
деятельность;
•
н а г л я д н о
с и с т е м а т и з и р о в а т ь
и
классифицировать информацию
Графические схемы позволяют:
Уровни смыслового чтения
1.
Общая ориентация в содержании и
понимании целостного смысла текста
(определять тему, цель и назначение текста)
2.
Выявление информации
(находить
необходимую единицу информации в тексте)
3.
Интерпретация информации
(сравнивать и
противопоставлять заключённую в тексте
информацию)
4.
Рефлексия на содержание
(связать
информацию, обнаруженную в тексте, со знанием
из других источников)
5.
Рефлексия на форму
(качество исполнения
текста)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И
долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
1.
общая ориентация в
содержании и
понимании целостного
смысла текста
.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И
долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна (СМИРЕНИЕ)
Обиды не страшась, не требуя венца; (ПОКАЯНИЕ)
Хвалу и клевету приемли равнодушно (МУДРОСТЬ)
И не оспоривай глупца. (ТЕРПЕНИЕ)
2. Выявление
информации
ВЕЧНОСТЬ
БЕССМЕРТИЕ
БУДУЩЕЕ
ПРОШЛОЕ
СЛУЖЕНИЕ
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И
долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна (СМИРЕНИЕ)
Обиды не страшась, не требуя венца; (ПОКАЯНИЕ)
Хвалу и клевету приемли равнодушно (МУДРОСТЬ)
И не оспоривай глупца. (ТЕРПЕНИЕ)
3. Интерпретация информации
5. Рефлексия на форму
СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКОМУ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ПОЭТА;
СЛУЖЕНИЕ НЕ РАДИ СЛАВЫ,
А ВО БЛАГО СВОЕГО
НАРОДА;
ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ;
ШАГ ИЗ ПРОШЛОГО В
БУДУЩЕЕ,
В ВЕЧНОСТЬ
…Жена
–
она
святая.
Работу
бросила,
сидит
с
Валерочкой. Он болен, всё время болен. Ножки плохо
ходят. Маленький такой огарочек…
…Волшебными ножницами я разрежу заколдованное
кольцо
и
выйду
за
предел.
Оковы
падут,
сухой
бумажный
кокон
лопнет,
и
изумленная
новизной
синего, золотого, чистейшего мира легчайшая резная
бабочка вспорхнет, охорашиваясь…
…Жена
–
она
святая.
Работу
бросила,
сидит
с
Валерочкой.
Он болен, всё время болен.
Ножки плохо
ходят. Маленький такой огарочек…
…Волшебными ножницами я разрежу заколдованное
кольцо
и
выйду
за
предел.
Оковы
падут,
сухой
бумажный
кокон
лопнет,
и
изумленная
новизной
синего, золотого, чистейшего мира легчайшая резная
бабочка вспорхнет, охорашиваясь…
…Ща написать куда следует и просигнализировать
кому
положено,
что
врач,
называющий
себя
Иванов, берет взятки. Написать подробно, да так
это с юморком: дескать глаз нет, а денюжки видит!
И куда это смотрят те, кому положено?
А потом уж в собес. Так и так, не могу больше дома
держать
этого
недоноска.
Антисанитария,
понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Будут
кобениться,
придется
дать
на
лапу.
Эт
уж
как
заведено. Эт в порядке вещей.
…Ща написать куда следует и просигнализировать
кому
положено,
что
врач,
называющий
себя
Иванов, берет взятки. Написать подробно, да так
это с юморком: дескать глаз нет, а денюжки видит!
И куда это смотрят те, кому положено?
А потом уж в собес. Так и так, не могу больше дома
держать
э того
недоноска.
Антисанитария,
понимаешь.
Извольте обеспечить интернат.
Будут
кобениться,
придется дать
на
лапу.
Эт
уж
как
заведено. Эт в порядке вещей.
Язык
Опыт
История
Мудрость
Общение
Духовный мир
Уровни смыслового чтения
1.
Общая ориентация в содержании и
понимании целостного смысла текста
(определять тему, цель и назначение текста)
2.
Выявление информации
(находить
необходимую единицу информации в тексте)
3.
Интерпретация информации
(сравнивать и
противопоставлять заключённую в тексте
информацию)
4.
Рефлексия на содержание
(связать
информацию, обнаруженную в тексте, со знанием
из других источников)
5.
Рефлексия на форму
(качество исполнения
текста)
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!