Автор: Некрасова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 г.сыктывкар
Населённый пункт: г.сыктывкар
Наименование материала: самообразование
Тема: Использование проектной технологии с детьми раннего возраста в рамках образовательной области художественно-эстетического развитие
Раздел: дошкольное образование
«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43» г.Сыктывкара
Материалы по самообразованию
Некрасова Лариса Александровна
1 категория
Тема:
Использование технологий художественно -
эстетической направленности "Умелые пальчики" по
развитию мелких моторных умений пальцев рук младших
дошкольников
Г. Сыктывкар 2019г.
Тема самообразования
Использование технологий художественно -
эстетической направленности "Умелые
пальчики" по развитию мелких моторных
умений пальцев рук младших дошкольников
Актуальность
Художественно-эстетическое воспитание – это
целенаправленный, систематический процесс
воздействия на личность ребенка с целью
развития у него способности видеть красоту
окружающего мира, искусства и создавать ее.
Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень
широкое. В него входит воспитание
эстетического отношения к природе, труду,
общественной жизни, быту, искусству. Однако
познание искусства настолько многогранно и
своеобразно, что оно выделяется из общей
системы эстетического воспитания как особая
его часть. Воспитание детей средствами
искусства составляет предмет художественного
воспитания.
Цель
развитие мелкой моторики пальцев рук у
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Разработать и реализовать систему
совместной образовательной деятельности с
детьми 2. Обеспечить пополнение
развивающей предметно – пространственной
среды в группе в соответствие с
образовательными потребностями
дошкольников .
3. Обеспечить социальное партнерство с
родителями воспитанников для развития
мелкой моторики пальцев рук у детей
младшего дошкольного возраста.
самообразования на 2018- 2019г.
Изучение методической литературы по художественно-эстетическому
развитию дошкольников
№ предмет
Список литературы
1.
Художественная литература
Боголюбская М. К., Шевченко В. В.
Художественное чтение и
рассказывание в детском саду. Изд.
-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Гербова В.В., Приобщение детей к
художественной литературе.
Программа и методические
рекомендации. Мозаика-Синтез.
Москва, 2008.
Гурович Л. М., Берегова Л. Б.,
Логинова В. И., Пирадова В. И.
Ребенок и книга: СПб.: 1999.
Карпинская Н. С. Художественное
слово в воспитании детей. М.,
«Педагогика», 1972.
Найденов Б. С. Выразительность
речи и чтения. М., «Просвещение»,
1969.
Ушаков О. С., Гавриш Н. В.
Знакомим дошкольников с
литературой. – М., 1998.
2.
Рисование
Акуненок Т.С. Использование в
ДОУ приемов нетрадиционного
рисования. Дошкольное
образование. 2010 г №18.
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные
техники рисования в детском саду»,
Москва «Издательство Скрипторий
2003»
Комарова Т.С. Детское
художественное творчество-
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
Комарова Т.С. Развитие
художественных способностей
дошкольников. МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, Москва, 2016.
Комарова Т.С. «Как можно больше
разнообразия» Дошкольное
воспитание, 1991г.№9.
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду.
Младшая группа. – Москва ,2010.
Лыкова И.А. «Изобразительная
деятельность в детском саду»,
Москва, изд-во «Карапуз-
Дидактика».
Янушко Е.А. Рисование с детьми
раннего возраста. – Москва, 2010 г.
3.
Лепка
Горичева В. С. Сказку делаем из
глины, теста, снега, пластилина. –
Ярославль: Академия развития,
1998.
Кискальт И. Соленое тесто. – М.:
«АСТ – пресс», 2001.
Лыкова И. А. Художественный труд
в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из
природного материала. – М.:
Издательский дом «Карапуз», 2009.
Колдина Д.Н. Лепка с детьми.-
М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.
Жуковская Марина. Играем на
кухне. Развивалки для малышей.-
СПб.:Питер,2013.
4.
Аппликация
Гусакова М. А. Аппликация:
Пособие для педагогов дошкольного
образования - М. : Просвещение,
2000.
Каракулова О. «Рисуем» скотчем!
» // Обруч. - 2003. - № 5.
Квач Н. В. Развитие образного
мышления и графических навыков
у детей 5-7 лет: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений.
- М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС,
2001.
Арапова С. В. Обучение
изобразительному искусству.
Интеграция художественного и
логического. – СПб. : КАРО, 2004. –
(Модернизация общего
образования)
Корчикова О. В. Декоративно-
прикладное творчество в детских
дошкольных учреждениях (серия
«Мир вашего ребенка»). – Ростов
Н/Д: Феникс, 2002.
Система мероприятий
Задачи
Способы реализации
1 этап - организационный
Подготовительные
мероприятия
1. Опрос родителей на
предмет организации
дополнительного
образования.
2. Обработка полученных
результатов личных
наблюдений.
3. Постановка проблемы.
4. Составление плана.
5. Организация кружка
«Озорные пальчики»
2 этап – основной
Аппликация
Знакомить детей
с правилами наклеивания
деталей для получения
плоской аппликации
«Осеннее деревце»
«Цветы для мамочки»
«Снеговик» (1)
«Аквариум с рыбками»
Знакомить детей
с правилами наклеивания
деталей для получения
объемной аппликации
«Елочка»
«Снеговик» (2)
«Сюрприз для мамы»
Познакомить с
аппликацией из резаных
ниток, ваты
«Цыпленок»
«Ягода - малина»
«Лошадка»
«Овечка»
Закреплять знания детей о
правилах наклеивания
геометрических фигур
«Котенок»
«Собачка»
«Ежик по лесу идет»
Формировать умение
составлять композицию из
бумажных комочков
«Наливное яблочко»
«Воздушный шарик»
«Клен»
Рисование
Познакомить с техникой
пальчикового рисования и
рисование ладошкой.
«Рябинка»
«Котенок»
«Утенок»
«Цветочек»
Познакомить с техникой
рисования тычком (ватной
палочкой), комочком
бумаги
«Лошадка»
«Мишка»
«Деревья в снегу»
«Божья коровка»
Познакомить с техникой -
оттиск пробкой.
«Шарики»
«Цыплята»
«Одуванчик»
Познакомить с техникой
рисования восковыми
мелками
«Ежик»
«Любимая игрушка»
«Воздушный шарик»
Лепка
Закреплять знания детей о
приеме скатывания
комочков, учить
соотносить цвет
пластилина с цветом ягод
«Обед для птичек»
«Мухомор»
«Жираф»
«Золотая рыбка»
Знакомить с техникой
выполнения аппликации из
пластилина приемом
размазывания
«Яблочки»
«Птичка»
Знакомить детей
с техникой выполнения
картинки из
пластилиновых жгутиков
«Солнышко»
«Ежик»
Работа с детьми
1. Игры-занятия в кружке
«Озорные пальчики»
2. Дидактические и
развивающие игры
3. Эксперименты с
красками
«Волшебная поляна»
«Азбука цвета»
«Разноцветные
лепестки» и др.
«Подкрасим воду»
«Разноцветные
льдинки»
Выставка детского
творчества
Поделки из пластилина
«Корзинка с яблоками»
«Дружба зверей»
Рисунки
«Зимушка- зима»
«Моя любимая
игрушка»
Аппликации
«Осенняя пора»
«Угощение для друзей»
Изготовление поделок на
праздники:
Новый год
8 Марта
Работа с родителями
Выявление запросов
родителей по организации
учебно-воспитательной
работы с детьми.
Обогащение родительского
опыта по развитию
творческих способностей
детей.
Опрос
Беседы
Консультации
3 этап заключительный
Изготовление папки с детскими работами.
Проведение консультации для родителей.
Выставка детских работ.
Разработка памятки для родителей.
Анализ выбора детьми вида деятельности.
Приложение:
Формы работы, методы и приемы.
Работа с родителями:
- беседы с родителями;
- выставка -рисунков детей;
- совместная творческая деятельность.
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными
материалами рисования (ватные палочки, печатки с изображением
животных, штампы, поролон, пробки, и т. д.).
Работа с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность под музыку,
- игры и упражнения под тексты стихотворений;
- наблюдение за природой;
- оформление выставки.
Способы нетрадиционного рисования.
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)
или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют
и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы
руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: один из необычных приемов - рисование точками.
Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост:
нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это
может быть дождик, снежок или зернышки для цыплят, курочки, мышки.
«Печатание»: Печатка опускается на штемпельную подушечку,
придавливается, а затем оставляется отпечаток на бумаге. Шлепать по
бумаге такими самодельными штампами малышам очень нравится.
Печати можно сделать с любого подручного материала, в частности из
овощей, пробок или донышек пластиковых бутылок, поролона, пенопласта
и так далее