Напоминание

"Терминологический словарь"


Автор: Бахметова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель химии, обж
Учебное заведение: ГПОУ " Сибирский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: словарь
Тема: "Терминологический словарь"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сибирский политехнический техникум»

Словарь содержит более 50 терминов. В данном словаре отражены аспекты

биологии, природопользования, взаимоотношения организмов в окружающей

среде, некоторые виды флоры и фауны.

1

2

Содержание

Введение

Термины на букву «А»....................................................................5

Термины на букву «Б»……………………………………………7

Термины на букву «В»……………………………………………9

Термины на букву «Г»……………………………………….…..10

Термины на букву «Д»……………………………………….…..11

Термины на букву «И»……………………………………….…..12

Термины на букву «К»……………………………………….…..13

Термины на букву «Л»…………………………….………….…..14

Термины на букву «М»……………………………………….….15

Термины на букву «Н»……………………………………….…..17

Термины на букву «П»………………………………………….. 19

Термины на букву «Р»……………………………………………21

Термины на букву «С»……………………………………………22

Термины на букву «Ц»……………………………………………23

Термины на букву «Э»…………………………………………....24

Термины на букву «Я»………………………………………...….25

Заключение

Литература

2

3

Введение

Нарастающая сложность проблем, которые ставит перед собой современное

общество, требует анализа значительного массива материала. Первичный отбор и

обработка его под определенным углом зрения становится всё более трудоёмким

процессом, поглощающим почти механической работой большую часть времени, не

давая возможности в полной мере сосредоточиться перед поставленной задачей.

Помощь в этой проблеме традиционно оказывали и оказывают словари, обеспечивая

исходным материалом, в той или иной степени уже подготовленным для решения

конкретной исследовательской задачи.

Появление Интернета не снизило желания тратить время на начальный этап

исследования, а следовательно, не сняло острой необходимости в

специализированных словарях: «Сначала Интернет сулил перспективу объять

необъятное – анализировать множество документов, быстро отыскивая необходимое.

Скоро такое представление оказалось иллюзией - стали видны недостатки

использования Интернета в научной работе. Интернет не гарантирует качество

материала - «Интернет машины не позволяют ограничить область поиска на этапе

запроса и превращают поиск данных в трудоёмкую процедуру. В Интернете

отсутствуют полнотекстовые архивы средств массовой информации, интернет не

имеет сложного языка запросов для точного поиска, не справляется с проблемой

омонимии, выдача по запросу в Интернете содержит большое количество повторов

одних и тех же текстов».

Необходимость в словарях не только не утрачивается, но и возрастает. Разработаны и

создаются принципиально усовершенствованные словари и словари словосочетаний.

Они всё более успешно решают проблему научной организации труда обращающихся

к ним желающих. Следовательно, пути упрощения поисков необходимого для

научной работы материала, извлечённого из письменных источников, намечены и

реализуются. Появление словарей с экспериментальным материалом существенно

активизирует изучение соответствующих проблем.

Терминологический словарь - универсальное справочное издание, предназначенное

как для педагогов - биологов, так и для широкого круга представителей смежных

наук, обучающихся и всех интересующихся живой природой.

3

4

Аннотация - данный терминологический словарь содержит биологические термины

и базируются на информации, содержащейся в учебнике по биологии. Термины

расположены в алфавитном порядке. Составленные термины имеют естественный

(прямой) порядок слов. Словарная статья включает в себя краткую грамматическую

характеристику термина. Основная часть словарной статьи содержит толкование

значения того предмета или явления, для обозначения которого служит термин.

Целью терминологического словаря по биологии является, прежде всего,

увеличение доступности необходимой информации по изучаемой дисциплине.

Малотиражность печатных изданий, сложность и долговременный процесс поиска

нужной информации в Интернете затрудняет получение требуемой информации в

должном объеме, поэтому данный терминологический словарь помогает решить эту

проблему, сделав его доступным для всех желающих.

Одна из актуальнейших задач создания словаря – широкое распространение

биологических знаний. Терминологический словарь предназначен для обучающихся

ГПОУ СПТ, которые в своей профессиональной деятельности будут заниматься

изучением дисциплины «Биология».

Задачи терминологического словаря:

Способствовать развитию биологических способностей, памяти,

сообразительности.

Способствовать развитию познавательного интереса обучающегося,

внимательности и размышлению.

Задачи терминологического словаря будут выполнены, если обучающиеся и

специалисты смежных с биологией дисциплин хоть раз прибегнут к помощи

данного словаря.

В самых разных областях биологии все больше возрастает значение

пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками –

физикой, химией, кибернетикой.

4

5

По уровню изучения живой материи различают молекулярную биологию,

учение о клетке, учение о тканях, наука об органах – анатомия, биологию

организмов, биологию групп организмов – видов, популяций, сообществ.

Достижения биологии в наше время привели к возникновению новых

направлений в науке, которые стали самостоятельными разделами в

комплексе биологических дисциплин.

Раскрыты:

- молекулярное строение структурных единиц наследственности (генов) –

послужило основой создания генной инженерии, с помощью которой

создают организмы с новыми комбинациями наследственных признаков и

свойств.

- практическое применений биологии, что позволяет получать

промышленным путем значительные количества нужных для человека биологически

активных веществ. Например: антибиотики; инсулин – гормон

поджелудочной железы, который спасает жизни десяткам тысяч больных

тяжелой формой сахарного диабета; интерферон – вещество, выделяемое из

лейкоцитов и применяемое при лечении инфекционных заболеваний и

профилактике гриппа.

Значение биологии для человека огромно.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты

большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных

пород домашних животных и сортов культурных растений. На основе этих знаний

проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.

Трудно найти отрасль производства, в которой не использовались бы

5

6

биологические знания. Это связано с быстрыми темпами роста населения, с

возрастающей численностью городского населения, которое непосредственно

участвует в урбанизации населенных пунктов.

Очень важно значение биологии для рационального использования естественных

ресурсов, бережного отношения к окружающей нас природе – среде, которая является

для нас источником существования.

Поэтому для быстрого и качественного усвоения материала создан словарь

терминов, в котором кратко, четко и интересно изложен материал. Этим

словарем могут пользоваться обучающиеся ГПОУ СПТ, обучающиеся других

учебных заведений, преподаватели и школьники 10-11 классов.

Термины на букву «А»

6

7

Абиотические факторы – компоненты к явлению

неживой, неорганической природы, прямо или косвенно

воздействующие на живые организмы.

Автотрофы – организмы, синтезирующие

органические вещества из неорганических

веществ.

Антропогенез– часть биологической

эволюции, которая привела к появлению

человека разумного (Homosapiens).

Ароморфоз – прогрессивное эволюционное

изменение строения, приводящие к общему

повышению уровня организации организмов.

7

8

Атавизмы – появление у данных особей,

свойственных отдаленным предкам, но

отсутствующих у ближайших.

Атмосфера–газовая оболочка небесного тела,

удерживаемая около него гравитацией.

Термины на букву «Б»

8

9

Бактерии– обширная группа одноклеточных организмов, характеризующихся

отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра.

Белки– природные органические вещества,

состоящие из аминокислот и играющие

фундаментальную роль в жизнедеятельности организма.

9

10

Биогеоценоз –система,

включающаясообществоживыхорганизмовитесносвязаннуюснимсовокупностьабиоти

ческихфакторовсредывпределаходнойтерритории, связанные между собой

круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).

Биосфера–совокупность всего живого на

Земле. Литосфера, гидросфера и

тропосфера включительно.

Биотические факторы – факторы неживой

природы, физические и химические по

своему характеру.

Биотоп – относительно однородный по

абиотическим факторам среды участок

геопространства, занятый определенным

биоценозом.

10

11

Термины на букву «В»

Вид–совокупность

особей,

которые

обладают

наследственным

сходством,

морфологических,

физиологических

и

биохимических

особенностей,

свободно

скрещиваются

и

дают

плодовитое

п о т о м с т в о ,

к о т о р ы е

ж и в у т

н а

о п р е д е л е н н о й

т е р р и т о р и и

и

п р и с п о с о бл е н ы

к

о п р е д е л е н н ы м

условиям жизни.

Вирусы – неклеточный инфекционный

агент, который может воспроизводиться

только внутри живых клеток и являет

возбудителем различных инфекционных

заболеваний.

Возобновляемые ресурсы – природные ресурсы, запасы которых или

восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются

они или нет.

Термины на букву «Г»

11

12

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости всех живых

организмов.

Гетеротрофы – организмы, которые не способны синтезировать органические

вещества из неорганических веществ.

Гидросфера – совокупность вод океанов,

морей, рек, озер, континентальных

водоемов, подземных источников, болот и

ледяных покровов Земли.

12

13

Термины на букву «Д»

Дегенерация – процесс упрощения

организации, связанный с исчезновением

органов и функций, а также целых систем

органов.

Денатурация–лишение естественных

свойств.

Дивергенция –

расхождениепризнаковисвойствупервоначальноблизкихгруппорганизмоввходеэволюц

ии;

результатобитаниявразныхусловияхинеодинаковонаправленногоестественногоотбора.

13

14

Термины на букву «И»

Идиоадаптация – одно из главных направлений эволюции,

прикоторомвозникаютчастныеизменениястроенияифункцийоргановприсохранениивц

еломуровняорганизациипредковыхформ.

Исчерпаемые ресурсы - ресурсы,

сокращающиеся по мере их

использования. Большинство видов

природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые

подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Термины на букву «К»

Клетка–структурная и

функциональная единица живых

организмов, она представляет

собой саморегулирующуюся

самовоспроизводящуюся систему.

14

15

Комплекс Гольджи –

мембранная структура

эукариотической клетки,

органелла, в основном

предназначенная для

выведения веществ,

синтезированных в

эндоплазматическом

ретикулуме.

Термины на букву «Л»

Лизосомы – окруженная

мембраной клеточный

органоид, в полости

которого поддерживается

кислая среда и находиться

множество растворимых

гидролитических

ферментов.

Литосфера – внешняя сфера Земли, включающая

в

себя земную кору и верхний слой мантии.

15

16

Термины на букву «М»

Макроэволюция – процесс

формирования крупных

систематических единиц: из видов – новых родов, из родов – новые семейства и

т.д.

Мейоз – разновидность

митоза, в результате

которого из диплоидных

(2п)

соматических клеток

половых желез образуются

гаплоидные гаметы (1n).

При

оплодотворении ядра гаметы сливаются, и восстанавливается диплоидный

набор хромосом.

16

17

Микроэволюция -

распространение в популяции

малых изменений в частотах

аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на

внутривидовом уровне. Такие изменения происходят из-за следующих

процессов: мутации, естественный

отбор, искусственный отбор, перенос

генов и дрейф генов.

Митоз– непрямое деление клетки,

наиболее распространенный способ

репродукции эукариотических клеток.

Митохондрии – двумембранный сферический или эллипсоидный органоид

диаметром примерно 1 микрометр. Основная функция – окисление

органических соединений и использование освобождающейся при их распаде

энергии для генерации электронного потенциала, синтеза АТФ и термогинеза.

17

18

Термины на букву «Н»

Наружный слой(гликокалис)–обогащенная углеводами периферическая зона

внешнего поверхностного покрытия мембраны большинства эукариотических

клеток.

Наследственность –

способность организмов

передавать свои признаки и

особенности развития

потомству.

18

19

Невозобновляемые ресурсы- ресурсы, невосстанавливающиеся самостоятельно и

невосстановимые искусственно. К невозобновляемым ресурсам, относятся

горючие полезные ископаемые

(нефть, природный газ, уголь,

торф, руды металлов,

благородные металлы и

строительные материалы,

глины, песчаники, известняки).

Нуклеиновые кислоты –

высокомолекулярные

органические соединения,

биополимеры, образованные

остатками нуклеотидов.

Нуклеиновые кислоты ДНК и

РНК присутствуют в клетках

всех живых организмов и

выполняют важнейшие функции

по хранению, передаче и

реализации наследственной

информации.

Термины на букву «П»

Пластиды – полуавтономные органеллы высших растений, водорослей

некоторых фотосинтезирующих простейших. Имеют от 2 до 4 ген и

белоксинтезирующий аппарат.

Популяция– это совокупность организмов одного вида, длительное время

обитающих на одной территории. Этот термин используется в различных

разделах биологии, экологии, демографии, медицине и психометрике.

19

20

Порода – совокупность

домашних животных (или

растений), отличающихся

какими-нибудь признаками от

животных (или растений) того

же вида, семейства.

Природная среда– совокупность

абиотических и биотических

факторов, естественных и

измененных в результате

деятельности человеческого

общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.

Прокариоты– безъядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие

(в отличие от эукариот) клеточным ядром и хромосомным аппаратом. Типичные

размеры - 1-10 мкм, встречаются клетки до 750 мкм.

Термины на букву «Р»

Ренатурация – восстановление

биологически активной

пространственной структуры

биополимера.

20

21

Рибосомы – важнейший не мембранный органоид живой клетки,

служащийдлябиосинтезабелкаизаминокислотпозаданнойматриценаосновегенети

ческойинформации, предоставляемой матричной РНК (мРНК). Этот процесс

называется трансляцией.

Рудименты – органы, утратившие свое основное значение в процессе

эволюционного развития организма.

Термины на букву «С»

Селекция – наука о методах создания новых и улучшение существующих пород

животных, сортов растений.

Сорт – группа культурных растений,

полученнаяврезультатеселекцииврамкахнизшегоизизвестныхботаническихтаксо

новиобладающаяопределённымнаборомхарактеристик(полезных или

декоративных), который отличает эту группу растений от других растений того

же вида.

21

22

Термины на букву «Ц»

Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, внутренняя среда живой или

умершей клетки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической

мембраной.

Термины на

букву «Э»

Эукариоты - домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат

ядро. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы

также не являются эукариотами, но не все биологи считают их живыми

организмами).

22

23

Эндоплазматическая сеть(ЭПС) – внутриклеточный органоид эукариотической

клетки, представляющий собой разветвленную систему из окруженных

мембраной уплощенных полостей и пузырьков.

Термины на

букву «Я»

Ядро – это один из структурных компонентов эукариотической клетки,

содержащий генетическую информацию (молекулы ДНК), осуществляющий

основные функции: хранение, передача и реализация наследственной

информации с обеспечением синтеза белка. Ядро состоит из хроматина,

ядрышка, кариоплазмы(или нуклеоплазмы) и ядерной оболочки. В клеточном

ядре происходит репликация (или редупликация) –удвоение молекул ДНК, а так

же транскрипция — синтез молекул РНК на молекуле ДНК. Синтезированные в

ядре молекулы РНК модифицируются, после чего выходят в цитоплазму.

Образование обеих субъединиц рибосом происходит в специальных

образованиях клеточного ядра -ядрышках. Таким образом, ядро клетки

является не только вместилищем генетической информации, но и местом, где

этот материал функционирует и воспроизводится.

23

24

Заключение

24

25

Мы закончили изучение и повторение терминов по общей биологии. Перелистайте

еще раз это словарь. Очень широк круг новых слов, с которыми надо было

познакомиться в процессе обучения.

В терминологическом словаре рассмотрены и изучены термины по следующим

темам:

А) Сложность и многообразие жизни, развивающейся и усложняющейся много

миллионов лет. Многообразие жизни настолько велики, что мы только начинаем

понимать, а другие еще только ждут изучения.

Б) В этом словаре затронуты, рассмотрены и приоткрыты важные термины по

организации живых систем, их функционировании и развитии. Возникновение жизни

и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами.

Изучение терминов по этим законам позволяет составить научную картину мира.

В) Раскрыты основные понятия по молекулярным основам наследственности, генной

инженерии на основе изучения взаимоотношений между организмами.

Г) Изучены некоторые понятия и термины по важным биологически методам борьбы

с вредителями сельскохозяйственных культур.

Исключительная способности живой природы к восстановлению и воссозданию

новых видов пород животных и сортов культурных растений создала иллюзию ее

неуязвимости к разрушительным воздействиям человека, безграничности ее ресурсов.

Вся деятельность человека должна строиться с учетом организации биосферы и если

убежденность возникнет при изучении и чтении этого терминологического словаря,

то его задача будет выполнена.

Литература

Основная

25

26

Книги

1.Константинов В.М.Биология [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего

профессионального образования / В. М. Константинов. – 8 – е изд., стер. - М.:

Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.

Дополнительная

1.Мамонтов С.Г. Общая биология [Текст]: учебник для студентов средних

специальных учебных заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6 – е изд., стер. –

М.: Высшая школа, 2005. – 317 с.

2.Лукаткина А.С. Биология с основами экологии [Текст]: учебник для студентов

учреждений высш. проф. образования /А.С. Лукаткин, А.Б. Ручин. – 2 – е изд., испр. –

М,Издательский центр «Академия», 2011. – 400 стр.

Интернет ресурсы (режим доступ – библиотечная система «znanium»)

1.Биология. [Электронный ресурс]: Терминологический словарь для поступающих в

вузы/ Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. – Минск: Высшая школа, 2013. –

238 с. - ISBN 978-985-06-2342-3.

2.Основы цитологии и биологии развития [Электронный ресурс]: учебное пособие /

И.И. Некрасова. - Ставропольский государственный аграрный университет. -

Ставрополь: АГРУС, 2008. - 152 с. - ISBN 978-5-9596-0516-2.

3.Антропология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / И.Е. Лукьянова, В.А.

Овчаренко; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 240 с.: 60x90 1/16. -

(Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-002893-4, 500 экз.

4.Человек в биосфере [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ердаков. - М.:

НИЦ Инфра-М, 2013. - 206 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

(переплет) ISBN 978-5-16-006247-1, 500 экз.

5.Экология [Электронный ресурс]: Учебник / В. Д. Валова (Копылова). - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 360 с. -

ISBN 978-5-394-01752-0.

26



В раздел образования




Яндекс.Метрика