Напоминание

Экологическая грамотность детей с ОВЗ в условиях школы-интерната


Автор: Журавлёва Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО
Населённый пункт: г. Павловск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая грамотность детей с ОВЗ в условиях школы-интерната
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическая грамотность детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

В

настоящее

время

экологическое

образование

и

воспитание

в

школе

становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и

практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с

тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут

относиться

к

этому

миру,

научатся

ли

быть

хозяевами,

любящими

и

понимающими

природу,

воспринимающими

себя,

как

часть

единой

экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их

обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала методическую тему

«Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната».

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

как

и

другие

члены

общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к

разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что

умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их

поведение

должно

соответствовать

всем

нормам

общества:

моральным,

этическим, социальным, правовым. Экологическое сознание формируется на

занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической

деятельности. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика

личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь

человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов

природопользования,

в

активной

созидательной

деятельности

по

охране

среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем,

что губительно влияет на окружающую природу.

В нашей школе-интернате

накопилась

определенная

система

воспитания.

Накоплен

положительный

опыт

работы

по

экологическому

воспитанию

учащихся,

совместной

деятельности педагогов школы-интерната.

Я работаю с ребятами 6 класса, возраст которых 12 -13 лет. Подросток – это,

конечно, уже не ребенок, но и не совсем взрослый человек. Его действия не

всегда продиктованы здравым смыслом, а некоторые поступки совершаются

исключительно

в

знак

протеста,

из

стремления

доказать

свою

самостоятельность. Экологическое образование и воспитание учащихся - это

веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и

обеспечить

существование

человека

в

будущем,

нынешнему

поколению

необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними

строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше

мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны

выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В

своей

работе

для

воспитания

экологической

культуры

я

использую

все

современные

направления

развития.

В

данном

случае

речь

идет

о

педагогических

технологиях,

экскурсиях,

экологических

сказках,

практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как:

чтение,

наблюдение,

музыкальная

деятельность,

трудовая

и

игровая

деятельность, физическая и изобразительная деятельность.

В своём классе я занимаюсь экологическим воспитанием с 1 класса, а в этот

переходный

момент

для

моих

ребят

ещё

больший

упор

делаю

на

экологическое

воспитание.

Ведь

от

этого

напрямую

зависит

и

здоровье

человека.

Формирование у детей ответственного отношения к природе –

сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только

овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной

отзывчивости,

умение

и

желание

активно

защищать,

улучшать,

облагораживать природную среду.

Практика показывает, что воспитанники с

ограниченными

возможностями

здоровья

положительно

относятся

к

разнообразным

формам

внеклассной

работы,

таким,

как

экологические

беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Тематика

бесед по экологическому воспитанию может разнообразной: «Мы в ответе за

тех, кого приручили», «Учимся у природы узнавать погоду» и др. Проводятся

экологические

практикумы

«Помощь

королеве

цветов»,

экологические

десанты и акции «Цветник на подоконнике», «Живой уголок», «Мусору: Нет!

(сбор макулатуры, батареек) , «Кормушка» и др.

Работа

по

воспитанию

экологического

сознания

ведется

воспитателем

ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от

образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных

занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по

интересам,

самоподготовка.

В

каждый

из

режимных

моментов

имеется

возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение

тематических

праздников

экологической

направленности:

«Осенняя

пора,

очей очарованье», «День птиц», «День Земли».

Экологическое

воспитание

воспитанников

не

должно

замыкаться

только

рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в

участие

в

различных

экологических

конкурсах.

Дети

рисуют

рисунки

о

животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю

внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно

растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы.

С детьми участвовали в конкурсах «Мир заповедной зоны», «В гостях у

осени»,

«Окно

в

природу»,

и

в

дальнейшем

планируем

участвовать

в

конкурсах экологического направления.

Одним

из

современных

механизмов

решения

экологических

проблем

является

проектная

деятельность.

В

нашем

классе

ребята

реализовали

несколько

проектов

по

экологическому

воспитанию:

«Сохраним

природу

вместе!», «Люблю берёзку русскую», «Почему цветы разноцветные», «Сдай

батарейку-сохрани

планету».

Чтобы

экологическое

воспитание

не

было

беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения

к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Главная

задача

в

том,

чтобы

ребенок

понял,

что

чем

раньше

он

будет

относится бережно к окружающей среде, тем полноценнее у него будет жизнь

в будущем.

Хотелось бы закончить словами Никиты Константиновича Смирнова:

« Школа и учитель

могут сделать для сохранения и укрепления здоровья

учащихся больше, чем поликлиники и врачи!»



В раздел образования




Яндекс.Метрика