Автор: Журавлёва Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая грамотность детей с ОВЗ в условиях школы-интерната
Раздел: среднее образование
Экологическая грамотность детей с ОВЗ в условиях школы-интерната
В
настоящее
время
экологическое
образование
и
воспитание
в
школе
становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и
практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с
тяжелой экологической ситуацией на Земле.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут
относиться
к
этому
миру,
научатся
ли
быть
хозяевами,
любящими
и
понимающими
природу,
воспринимающими
себя,
как
часть
единой
экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их
обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала методическую тему
«Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната».
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
как
и
другие
члены
общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к
разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что
умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их
поведение
должно
соответствовать
всем
нормам
общества:
моральным,
этическим, социальным, правовым. Экологическое сознание формируется на
занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической
деятельности. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика
личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь
человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования,
в
активной
созидательной
деятельности
по
охране
среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем,
что губительно влияет на окружающую природу.
В нашей школе-интернате
накопилась
определенная
система
воспитания.
Накоплен
положительный
опыт
работы
по
экологическому
воспитанию
учащихся,
совместной
деятельности педагогов школы-интерната.
Я работаю с ребятами 6 класса, возраст которых 12 -13 лет. Подросток – это,
конечно, уже не ребенок, но и не совсем взрослый человек. Его действия не
всегда продиктованы здравым смыслом, а некоторые поступки совершаются
исключительно
в
знак
протеста,
из
стремления
доказать
свою
самостоятельность. Экологическое образование и воспитание учащихся - это
веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и
обеспечить
существование
человека
в
будущем,
нынешнему
поколению
необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними
строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше
мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны
выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В
своей
работе
для
воспитания
экологической
культуры
я
использую
все
современные
направления
развития.
В
данном
случае
речь
идет
о
педагогических
технологиях,
экскурсиях,
экологических
сказках,
практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как:
чтение,
наблюдение,
музыкальная
деятельность,
трудовая
и
игровая
деятельность, физическая и изобразительная деятельность.
В своём классе я занимаюсь экологическим воспитанием с 1 класса, а в этот
переходный
момент
для
моих
ребят
ещё
больший
упор
делаю
на
экологическое
воспитание.
Ведь
от
этого
напрямую
зависит
и
здоровье
человека.
Формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только
овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости,
умение
и
желание
активно
защищать,
улучшать,
облагораживать природную среду.
Практика показывает, что воспитанники с
ограниченными
возможностями
здоровья
положительно
относятся
к
разнообразным
формам
внеклассной
работы,
таким,
как
экологические
беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.
Тематика
бесед по экологическому воспитанию может разнообразной: «Мы в ответе за
тех, кого приручили», «Учимся у природы узнавать погоду» и др. Проводятся
экологические
практикумы
«Помощь
королеве
цветов»,
экологические
десанты и акции «Цветник на подоконнике», «Живой уголок», «Мусору:Нет!
(сбор макулатуры, батареек) , «Кормушка» и др.
Работа
по
воспитанию
экологического
сознания
ведется
воспитателем
ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от
образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных
занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по
интересам,
самоподготовка.
В
каждый
из
режимных
моментов
имеется
возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение
тематических
праздников
экологической
направленности:
«Осенняя
пора,
очей очарованье», «День птиц», «День Земли».
Экологическое
воспитание
воспитанников
не
должно
замыкаться
только
рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в
участие
в
различных
экологических
конкурсах.
Дети
рисуют
рисунки
о
животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю
внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно
растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы.
С детьми участвовали в конкурсах «Мир заповедной зоны», «В гостях у
осени»,
«Окно
в
природу»,
и
в
дальнейшем
планируем
участвовать
в
конкурсах экологического направления.
Одним
из
современных
механизмов
решения
экологических
проблем
является
проектная
деятельность.
В
нашем
классе
ребята
реализовали
несколько проектов по экологиче скому воспитанию: «Сохраним природу
вместе!», «Люблю берёзку русскую», «Почему цветы разноцветные», «Сдай
батарейку-сохрани
планету».
Чтобы
экологическое
воспитание
не
было
беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.
Главная
задача
в
том,
чтобы
ребенок
понял,
что
чем
раньше
он
будет
относится бережно к окружающей среде, тем полноценнее у него будет жизнь
в будущем.
Хотелось бы закончить словами Никиты Константиновича Смирнова:
« Школа и учитель
могут сделать для сохранения и укрепления здоровья
учащихся больше, чем поликлиники и врачи!»