Напоминание

"Развитие музыкального мышления на уроках фортепиано"


Автор: Сурсякова Жанна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр эстетического воспитания детей "Радуга"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Развитие музыкального мышления на уроках фортепиано"
Дата публикации: 04.07.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей «Радуга»

Конспект урока

«Развитие музыкального мышления на уроках

фортепиано»

Разработала: Сурсякова Жанна Николаевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУ ДО « ЦЭВД «Радуга»

Березники, 2019

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

«ФОРТЕПИАНО»

Состав учебной группы: 1

Возраст: 8 лет

Ф.И. обучающегося: Конева Мария, 2-ой год

обучения

Общая характеристика занятия: индивидуальное занятие по

дисциплине «Специальный инструмент», «Фортепиано» из раздела

программы

2-го класса « Работа над репертуаром».

Тема учебного занятия: Развитие музыкального мышления

обучающегося на примере «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Степень сложности занятия : сложная

Цель учебного занятия:

Формирование творческих способностей, которые способствуют

развитию музыкального слуха, воображения и ассоциативного

мышления.

Задачи

Обучающие:

Познакомить

с

творчеством

Петра

Ильича

Чайковского

на

примере произведений «Детского альбома»

Уметь

правильно

давать

характеристику

произведениям,

используя

новые

термины

и

понятия

(программные

произведения, особенности бытовых танцев и др.)

Приобщение к классической музыке.

Формирование

правильного

воспроизведения

полученных

знаний на практике.

Развивающие:

Развивать ассоциативное мышление, музыкальный слух, память.

Формировать ритмические способности

Закрепить

навык

самостоятельного

анализа

изучаемого

произведения.

Формирование общего кругозора.

Воспитательные:

Развитие эстетического вкуса.

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости

на

исполняемые

произведения.

Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Здоровьесберегающие:

Снятие мышечных зажимов.

Правильная организация пианистического аппарата.

Форма учебного занятия: учебное занятие

Тип учебного занятия: комбинированное занятие

Форма организации работы: индивидуальная

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Словесный, в форме диалога (устное изложение, беседа, анализ

музыкального текста)

Наглядно-слуховой анализ

Демонстрационный

Обобщение

Стимулирование творческой деятельности

Наблюдение

Прослушивание музыкального произведения

Практический (работа над музыкальным произведением)

Реализуемые педагогические технологии:

Развивающего обучения

Личносто-ориентированного образования

Игровые технологии

Сотрудничество «учитель-ученик»

Оборудование и материалы к уроку: фортепиано, нотный материал,

наглядные пособия.

Структура учебного занятия:

Организационный этап. Знакомство с темой, целью и

задачами – 2 мин.

Подготовительный этап – 5 мин.

Основной этап – 15-20 мин.

Закрепление полученных знаний, умений – 10 мин.

Проверка усвоения знаний – 5 мин.

Подведение итогов – 2 мин.

Ход учебного занятия

Организационная часть

Представление обучающегося;

Приветствие. Ученица входит в класс, достаёт дневник,

нотный

сборник.

Сообщение темы и плана урока, постановка учебной задачи.

Педагог: Добрый день, Мария! Сегодня на уроке мы с тобой будем

фантазировать, развивать твои творческие возможности, слух и память. В

этом тебе поможет знакомство с творчеством великого русского

композитора Петра Ильича Чайковского. В своих произведениях он раскрыл в

музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до

глубочайшей трагедии.

Тебе знакомо это имя?

Обучающаяся: Да, я много раз его слышала.

Педагог:

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года, в Камско-Воткинском

селении Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — в семье горного

инженера, начальника Камско-Воткинского завода.

В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на

фортепиано, в доме часто проводились музыкальные вечера.

Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет

он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал

свои музыкальные впечатления

.

Только ни сразу Петру удалось серьезно заниматься музыкой. По желанию

родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был

определен на службу в Министерство юстиции.

Лишь в 21 год Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в

музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального

общества. Далее он стал студентом преобразованной из музыкальных

классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил по

классу Антона Григорьевича Рубинштейна, высоко ценившего талант

ученика.

Педагог:

Маша, тебе известны произведения, которые написал Петр

Ильич?

Обучающаяся: Да, я слушала по телевизору музыку из балета «Лебединого

озера» и смотрела фильм «Щелкунчик»!

Педагог: Еще Чайковский написал трогательную музыку к балету «Спящая

красавица»

Обучающаяся: Я знаю, что Петр Ильич создал оперы: «Евгений Онегин» и

«Пиковая дама»

Педагог: Какая ты молодец!

К мировым шедеврам Петра Ильича

Чайковского принадлежат неповторимых своей мелодикой 6 симфоний и

3-и концерта для фортепьяно с оркестром и многое другое.

А сегодня я познакомлю тебя с «Детским альбомом», который композитор

посвятил своему племяннику Давыдову Володе. «Детский альбом» ор. 39

написан

в

мае

1878

года.

История

его

создания

неразрывно

связана

с

Каменкой,

большим

украинским

селом

близ

Киева,

излюбленном

месте

творчества и отдыха композитора. Племяннику композитора в ту пору было

шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом.

Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

Педагог: Маша, как ты думаешь, почему этот сборник композитор посвятил

ребенку и назвал его «Детский альбом».

Обучающаяся: Он любил играть с детьми.

Педагог: Чайковский часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их

болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь

доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он

встречался.

«Детский альбом» – это цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем

представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он

делится на микроциклы.

Сейчас, Маша, я буду исполнять некоторые из сборника пьесы, постарайся

дать характеристику каждой, если ты затрудняешься , обратись к подсказкам.

(на столе подготовлены карточки с различными прилагательными)

Звучит «Утренняя молитва»

Педагог: Какие слова ты подобрала к этой пьесе, Маша?

Обучающаяся : Тихая, церковная, певучая.

Педагог: Молодец, я согласна с тобой. В этой пьесе ребенок пробуждается

ото сна, звучит тихий церковный хор, поэтому мелодия не громкая, ведь

читая молитву, мы всегда обращаема к богу очень лично и просим о чем-то

хорошем.

Педагог: А сейчас следующий номер «Зимнее утро», послушай и скажи,

какими средствами выразительности композитор показал, что именно за

окном зима?

Звучит «Зимнее утро»

Обучающаяся: Эта пьеса звучит в быстром темпе, напоминает мне вьюгу.

Акценты на сильной доли такта придают мелодии « колючесть» и холод.

Педагог: Очень правильные замечания.

Дальше мы услышим, как ребенок играет в различные игры «Игра в

лошадки» и «Марш деревянных солдатиков».

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

Педагог: скажи мне, Маша, как мы узнаем по звучанию марш, какие

особенности есть у него? Можешь опять обратиться к магнитной доске,

найти подсказки. Прочитай вслух.

(на доске даны характеристики различных танцев: мазурка, полька, марш,

вальс)

Обучающаяся :

Марш (ит. — marcia, франц. — marche, от франц. marcher —

идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные

размеренные движения людей, преимущественно войска. Музыкальный

жанр, отличающийся размеренным темпом, четким ритмом (4-дольный),

бодрым характером.

Педагог: Все правильно, но немного не подходит характеристика к этому

«Маршу деревянных солдатиков». В какой динамике написано

произведение?

Обучающаяся : Пианнисимо, переводится очень тихо, и не похоже на

звучание идущего войска… Я знаю почему, потому что солдатики –

игрушечные, и марш звучит игрушечно!

Педагог: Молодец, ты догадалась правильно. Дальше я исполню тебе мини-

трилогию, которая посвящена кукле.

Звучит «Болезнь куклы»

Педагог: Дай характеристику этой пьесе? Как композитор отображает в

музыке болезнь куклы, какие интонации ты слышишь?

Обучающаяся: Мелодия очень печальная, грустная. В правой руке звучание

верхних звуков напоминают, как капают слезы.

Педагог: Подобно вздохам передается печальное настроение девочки, у

которой заболела кукла.

Я сыграю отрывок из следующей пьесы «Похороны куклы» а ты скажи, какой

звучит жанр?

Обучающаяся: Я услышала ритм марша.

Педагог: И ты не ошиблась, верно определила жанр. И завершает мини

трилогию «Новая кукла», какими средствами композитор в музыке

отображает это название?

Обучающаяся: Быстрым темпом и веселым характером.

Педагог: Эта пьеса звучит в мажорной тональности, девочка радуется, что ей

подарили новую куклу.

Петр Ильич Чайковский находит в своем альбоме место и для излюбленной

им сферы бытовых танцев, послушай, пожалуйста, и дай характеристики им.

Звучит «Вальс»

(ученица находит соответствующую карточку )

Обучающаяся: (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в

танце, кружиться) - парный танец, основанный на плавном кружении в

сочетании с поступательным движением. Один из самых распространённых

бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной

музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8)

Педагог: Правильно, Маша, ты прочитала с доски. В письмах, написанных за

несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор

пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради

милых племянниц, очень любящих потанцевать». Так и появилось это

известное произведение!

Звучит «Мазурка»

Педагог: Ты прослышала следующую пьесу. Скажи мне, Маша, в мазурке

тоже указан размер такта, в котором написан предыдущий вальс 3/ 4 , но

она совсем не напоминает этот танец, в чем различие? Какой элемент не

дает нам спутать эти танцы?

Обучающаяся: Это пунктирный ритм отличает мазурку от вальса.

Педагог: Простучи, пожалуйста, мне этот ритм!

(Ученица отстукивает ритм на деревянных палочках)

Педагог:

МАЗУРКА (польск. mazurek, также mazur, от названия жителей

Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец) - польский

народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером,

пунктирным ритмом, резкими скачками в мелодии. Ритмика мазурки

своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и

на третью долю такта. В 19 веке становится бальным танцем.

Маша, а давай вспомним «Мазурку» другого композитора, который тоже

создал свой «Детский альбом», догадалась, о ком я говорю?

Обучающаяся: Мы разучивали «Мазурку» Александра Гречанинова.

Педагог: Я попрошу тебя исполнить эту пьесу, исходя из услышанной

характеристики.

(Ученица исполняет пьесу А.Гречанинова)

Педагог: Маша, ты услышала ритмическое сходство обеих музыкальных

номеров?

Обучающаяся: Да, пунктирный ритм звучал в обеих мазурках.

Педагог: Вот по этим признакам невозможно спутать вальс с мазуркой.

Звучит «Полька»

Педагог: Еще один танец, который композитор поместил в «Детском

альбоме», это полька. Прочитай , пожалуйста, характеристику к ней.

Обучающаяся: Полька - (с чешского polka) - один из наиболее популярных

национальных чешских танцев, характеризующийся двудольным размером и

быстрым движении с прыжками.

Педагог: Ты слышишь, Маша, легкость звучания в « Польке»?

Что под нее хочется делать?

Обучающаяся: Прыгать!

Педагог: Конечно, так и хочется взяться за руки и попрыгать по кругу...

Чайковский много путешествовал. Повидал множество разных стран, был

и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И

везде, где он был, Пётр Ильич слушал и записывал народные песни. Так в

«Детском

альбоме»

появился

следующий

мини-цикл, который

можно

условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы

("Итальянская

песенка",

"Старинная

французская

песенка",

"Немецкая

песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это

ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Послушай, я тебе с

ними познакомлю.

Звучат «Итальянская песенка», «Немецкая песенка» и «Неаполитанская

песенка»

Педагог: Мне хочется остановиться на «Старинной французской песенки»,

так как мы её с тобой разучиваем, что ты можешь мне о ней рассказать?

Обучающаяся: Я читала, что в основе пьесы лежит подлинная старинная

французская мелодия, печальная и задумчивая.

Педагог: Маша, я просила тебя нарисовать к этому произведению рисунок,

мне хотелось увидеть, о чем ты думаешь, когда играешь эту песенку.

Расскажи, кого ты изобразила?

(ученица показывает рисунок)

Обучающаяся: Я нарисовала старого шарманщика, который носит тяжелый

инструмент весь день, играет на нем и просит милостыню.

Педагог: Мне понравилось, что ты выбрала образ шарманщика, его

печальный и усталый взгляд, ведь чтобы заработать на хлеб приходилось

ходить пешком в далекие края. В мелодии «Старинной французской

песенки» можно услышать печальную песню бедного шарманщика.

Исполни, пожалуйста, эту пьесу и передай представленный образ в музыке.

(ученица исполняет пьесу)

Педагог: Маша, давай поговорим о строении данного произведения. Сколько

в этой песенке частей, и есть ли сходство между ними?

Обучающаяся: Эта пьеса состоит из трех частей, где первая и третья части

похожи, а средняя часть немного другого характера.

Педагог: В средней части левая рука играет другим штрихом на staccato

(стаккато), то есть коротко по звуку, с каким музыкальным инструментом

можно соотнести это звучание?

Обучающаяся: С гитарой, потому что слышны разложенные звуки, как будто

играют на этом инструменте.

Педагог: Сейчас я попрошу тебя еще раз сыграть начало пьесы певучим

звуком и сказать мне, сколько голосов звучит в первой части?

Обучающаяся: звучат три голоса, в левой два и в правой – один.

Педагог: И все эти голоса самостоятельные, то есть каждый из них ведет свою

выразительную мелодию, это тоже надо услышать в своем исполнении.

Чтобы добиться стройности звучания, необходимо поработать отдельно над

левой рукой, а потом, когда приладятся два голоса, можно добавить и самый

выразительный голос в правой руке.

(Педагог проучивает с ученицей трудные места пьесы)

Педагог: Дома тебе надо будет повторить и проучить эти моменты,

необходимо добиваться ровности, певучести в звучании голосов, при этом

выдерживать все длинные ноты.

Еще две очень ярких пьесы хочу тебе сыграть из этого сборника, послушай,

какими средствами композитор доносит до слушателя музыкальный образ,

который он создал.

Звучит «Баба яга»

Обучающаяся: Сразу же слышно, как летает в своей ступе Баба-Яга,

устрашающие аккорды, очень быстрый темп, громкое звучание.

Педагог: Маша, а если я тебе не сказала название пьесы, ты смогла бы

подобрать его самостоятельно?

Обучающаяся: Да, я бы назвала его «Буря» или «Гроза»

Педагог: Молодец, особенно, мне кажется, образ грозы подходит к

звучанию резких аккордов, как будто сверкают молнии! А сейчас придумай

название к следующему номеру!

Звучит «Песня жаворонка»

Обучающаяся: Я бы назвала эту пьесу «Путешествие по лесу», потому, что

услышала пение птиц.

Педагог: И ты не ошиблась, в мелодии ясно слышны трели птиц и название

её «Песня жаворонка». Молодец! Вот видишь, ты самостоятельно можешь

правильно придумать название к произведению, надо лишь внимательно

слушать и подключить свою фантазию и воображение. Еще одно понятие

запомни сегодня на уроке:

ПРОГРАММНАЯ

МУЗЫКА – музыкальные произведения,

имеющие определённую словесную, нередко поэтическую

программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание.

Программа не является разъяснением музыки, она

дополняет её, раскрывая нечто отсутствующее в музыке, недоступное для

воплощения музыкальными средствами.

Педагог: Завершается сборник П.И Чайковского пьесой «В церкви». Тем

самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим

в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной

теме покаянного псалма.

Сегодня на уроке ты познакомилась с некоторыми произведениями из

«Детского альбома». А сейчас я предлагаю на слух определить, какие пьесы

будут звучать из этого альбома, запомнила ли ты их названия?

(Педагог наугад играет пьесы из сборника «Детский альбом»,

ученица отгадывает названия)

Педагог: Маша, ты справилась с заданием!

Сегодня на уроке мы развивали твои творческие способности, ассоциативное

мышление, музыкальную память и слух. Наш урок подходит к концу, я

попрошу отметить галочкой ответы, которые подходят тебе.

1. На уроке я работала…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

активно / пассивно

довольна / не довольна

коротким / длинным

не устала / устала

стало лучше / стало хуже

полезен / бесполезен

7. Домашнее задание мне кажется…

интересен / скучен

понятно / не понятно



В раздел образования




Яндекс.Метрика