Напоминание

программа кружковой работы по ручному труду "Раз иголка, два иголка..."


Авторы: Миронова Татьяна Николаевна, Афонина Вера Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 110
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа кружковой работы по ручному труду "Раз иголка, два иголка..."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 110

«Лесная сказка»

Программа кружковой работы

по ручному труду

по ознакомлению детей с тканью и иглой

«Раз иголка, два иголка…».

Программу разработали:

Воспитатели гр. № 12

Миронова Татьяна Николаевна,

Афонина Вера Васильевна.

Владимир – 2019 г.

Программа по ручному труду по ознакомлению детей с тканью и иглой «Раз иголка, два

иголка…».

Паспорт программы

Название

программы

«Раз иголка, два иголка…»

Цель программы

Формирование позитивных установок к ручному труду.

Задачи программы

Воспитательные: Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой

деятельности. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально –

положительное отношение к деятельности и полученному результату.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время

выполнения коллективных работ. Воспитывать аккуратность при выполнении

работы с различными материалами.

Обучающие: Формировать технические умения и навыки в работе с

различными тканями и инструментами. Развивать умения создавать

композиции. Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных

отношениях. Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе

ножницами и иглой.

Развивающие: Содействовать развитию у детей творческих способностей,

наглядно – образного мышления, внимания, памяти. Содействовать развитию

общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений

обеих рук, зрительно – двигательной координации. Содействовать развитию

произвольности, усидчивости, целеустремлённости. Способствовать

формированию умения с помощью взрослого планировать

последовательность выполнения работ; развивать умение доводить работу до

конца. Развитие самостоятельности при выполнении работы.

Основные

направления

программы

- деятельность с детьми;

- взаимодействие с родителями;

- создание предметно – развивающей среды.

Сроки реализации

программы

Сентябрь-апрель, подготовительная к школе группа.

Авторы

программы

Воспитатели группы № 12: Миронова Татьяна Николаевна, Афонина Вера

Васильевна, воспитатели высшей квалификационной категории.

Участники

программы

Воспитатели группы, дети подготовительной к школе группы, родители.

Принципы

программы

- принцип постепенности – обучать детей от известного к неизвестному что

обеспечивает формирование умений и навыков по данной теме;

-принцип от простого к сложному – научившись элементарным навыкам

работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих

работ;

- принцип систематичности – еженедельное проведение кружковой работы;

- принцип непрерывности и преемственности;

- принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учётом

возраста и индивидуальных особенностей детей;

- принцип наглядности – широкое использование зрительных образцов;

- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы

ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха;

- деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей

роли деятельности в развитии ребёнка, реализации творческих задач.

Техническое

оснащение

1. Картон;

2. Нитки разной плотности, цвета, назначения;

3. Иглы пластмассовые, № 2, № 3;

4. Ножницы с тупыми концами;

5. Пяльца пластмассовые (на каждого ребёнка);

6. Пуговицы с 2 отверстиями разных размеров и цветов ( достаточное

количество для осуществления выбора каждым ребёнком);

7. Карандаши (на каждого ребёнка) простые.

8. Ткань разного вида;

9. Фетр разного цвета.

10. Технологические карты по темам плана.

Формы

организации детей

Кружковая работа по желанию детей. Занятия проводятся длительностью до

25 минут по подгруппам с детьми подготовительной группы. Формы

организации детей на занятиях: подгрупповая, индивидуальная (в

зависимости от задач и материала).

Адрес

Г. Владимир, ул. Василисина 15А, МБДОУ № 110, группа № 12.

Пояснительная записка.

« Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду

серьёзного труда…»

К.Д. Ушинский

Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Нашей базовой программой является программа «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Одной из целей является формирование основ

базовой культуры личности и подготовка к жизни в современном обществе. Особое внимание в

Программе уделяется развитию личности ребёнка.

Одним из важных средств развития личности является трудовое воспитание. «Труд – основа

человеческой жизни» писал А.С.Макаренко. Но трудолюбие и способность к труду не даётся от

природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Трудолюбие – одно из важнейших

нравственных качеств личности. Ребёнок с ранних лет старается, что - то сделать сам. В старшей и

подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества.

Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением

простейших инструментов.

В изобразительную деятельность включен раздел – прикладное творчество, который включает в

себя: работу с бумагой и картоном, работа с тканью, работа с природным материалом.

В процессе прикладного творчества решаются задачи: умственного, физического развития,

формируется эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Прикладное творчество

способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,

совершенствованию координации движений, точности при выполнении действий.

Большое значение прикладное творчество оказывает на умственное развитие ребёнка, на развитие

его мышления. Ребёнок учиться представлять последовательность действий: продумать,

спланировать ход своей работы, найти рационально правильное решение. Развитие мышления

заключается в активном овладении способами практической и познавательной деятельности.

В процессе ручного труда дети учатся правильно работать инструментами, познают свойства

материалов.

У ребёнка хорошо развивается зрительная память и ориентировка в пространстве.

Занятия ручным трудом способствуют развитию речи, дают возможность отучить детей от

пользования общими словесными обозначениями пространства, действий, названия материала,

цвета, оттенки и т.д. Приучают употреблять более конкретные выражения ( сверху, сбоку, слева,

справа, рядом и.т.д.).

Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания –

повышается его устойчивость, формируется произвольность.

Ручной труд формирует нравственные качества: настойчивость, взаимопонимание, преодоление

трудностей, сочувствие, сопереживание, ответственность.

Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение,

испытываемое в процессе создания работы очень важны для общего развития. Положительные

эмоции являются важным стимулом трудолюбия.

В данном виде труда есть реальные возможности для формирования у детей способности

контролировать и оценивать собственную деятельность. В процессе работы дети не только

анализируют образец, планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу

работы, соотнося свой результат с образцом. Это формирует умение контролировать свою

деятельность с учётом поставленной задачи. Дошкольник уже в состоянии как отмечает Н.Н.

Подьяков, анализировать свои действия, выделять их в существенные звенья, сознательно

выделять и перестраивать их в зависимости от желаемого результата. Ребёнок учиться управлять

своими психическими процессами, что является успешной предпосылкой для успешного обучения

в школе.

Практические умения и навыки, полученные на занятиях по прикладному творчеству нужны

каждому ребенку, и он может применять их в повседневной жизни. Важно, что ребенок видит

результаты своего труда. Формирование у него определенной позиции «Я сделал это сам» важно

для его развития. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает

верить в свои силы, уверенно берется за новую более увлекательную и сложную работу.

Актуальность темы: состоит в том, что труд, и именно художественный труд заключает в себе

большие развивающие возможности, особенно для детей.

Мы проанализировали программное содержание основной образовательной программы

дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №110», разработанной с учетом примерной

программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по разделу прикладное творчество, провели

анкетирование родителей по трудовому воспитанию детей дома, провели диагностику детей.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий: между необходимостью привлекать родителей и

отсутствием у них интереса к данной деятельности детей; между значимостью в развитии у

ребёнка ручного труда и возможностью его реализовать; влияние шитья на развитие мелкой

моторики руки. Мы пришли к выводу, что детям необходимы дополнительные занятия по ручному

труду. Ребёнка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме, как участием в труде.

Ребёнок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как

взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Работа с бумагой и картоном, работа с природным материалом хорошо представлена в совместной

с воспитателем деятельности в развивающих центрах группы – «конструкторское бюро»,

«мастерская добрых дел», «экологический уголок», где дети могут свободно, самостоятельно

создавать любые поделки.

Работа же с тканью и иглой требует постоянного присутствия взрослого, и в связи с этим мало

используется в работе детского сада. Занятия по основной образовательной программе по этому

разделу проводятся один раз в месяц, что очень мало для качественного освоения программного

материала. Большое количество детей в группе так же вызывает трудности, т. к. безопасность во

время работы очень важна. Поэтому многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью.

Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают практическими

навыками, особенно мальчики.

Программное содержание основной образовательной программы предусматривает формирование

умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку, шить

простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».

Мы пришли к тому, что необходимо создать дополнительную программу именно по разделу

«прикладное творчество», а именно работа с тканью и иглой. На базе умений и навыков,

заложенных в основной программе, мы разработали занятия, в конце которых дети видят результат

своего труда в виде оригинального готового продукта, который они могут использовать по -

разному (поиграть, подарить, украсить свой интерьер).

Прежде чем начать обучение простейшим приёмам шитья, необходимо было подготовить основу,

отработать с детьми тренировочные упражнения.

В старшей группе для развития мелкой моторики, глазомера мы начали в совместной деятельности

проводить занятия по разным видам шнуровки. После того, как дети освоили данный вид работы,

мы ввели «шитьё» разноцветными шнурочками на пластмассовых рамках разного размера,

отрабатывали «прямой стежок» (игры – «Найди дорожку», «Кто куда пришёл» и т.д.). Но эта

деятельность была основана на игре, и в процессе её не создавался продукт труда.

Отличительной особенностью дополнительной программы «Раз иголка, два иголка» состоит в

том, что она в основе опирается на умения и навыки детей, которые заложены в образовательной

программе системы развития дошкольников старшего возраста.

А новизна программы – использование детских работ не на выставках и конкурсах, а для

практического применения (для себя, для других). Что наглядно показывает ценность детского

труда. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Творческий

труд поднимает самооценку ребёнка и в коллективе он становиться уверенным и успешным.

Формы и методы проведения занятий.

Используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный – устное изложение материала, беседа, рассказ, художественное слово;

- наглядный – показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателям, работа по

образцу и др.

- практический – выполнение работ по образцу, по технологическим картам и схемам.

В занятия включены приёмы для снятия переутомления детей: физкультминутки, пальчиковые

игры, релаксация.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы

деятельности;

- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи

совместно с воспитателем;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений

и навыков, уровень самостоятельности. Программа позволяет индивидуализировать сложные

работы: более сильным детям будет интересны сложные задания, а менее подготовленным, можно

предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это

даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни

творить и создавать.

Прогнозируемые результаты:

В процессе усвоения данной программы детям в полной мере предоставляется возможность

реализовать свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

В результате работы по программе дошкольник получает возможность научиться уважительному

отношению к труду людей, понимает ценность труда. Ребёнок овладевает навыками культуры

труда.

У ребёнка воспитывается правильная самооценка, умение работать в коллективе, умение общаться

со сверстниками и взрослыми.

Развивается мелкая моторика рук, ловкость движения пальцев, аккуратность, внимательность, т.е.

качества, которые будут необходимы для успешного обучения в школе.

Планирование кружковой работы «Раз иголка, два иголка…» (подготовительная к школе группа).

Месяц

Тема

Педагогические

цели

Материально

техническое

оснащение

Результат

Сентябрь

1.«Волшебный

с у н д у ч о к

наш

помощник

и

дружок».

Заинтересовать

детей

работой

с

тканью

и

иглой.

Воспитывать

бережное

отношение к труду.

Продолжить

знакомство

детей

с о

ш в е й н ы м и

принадлежностями

.

П о з н а к о м и т ь

детей

с

историей

возникновения

иглы.

Ш к а т у л к а

с о

швейными

принадлежностями

;

« С к а з к а

о б

иголочке»

Комплектование

швейной

шкатулки.

2.

«Ножницы,

катушки – это

не игрушки».

Воспитывать

аккуратность

при

р а б о т е

с о

швейными

принадлежностями

.

Формировать

у

детей

правила

безопасного

п о в е д е н и я

с о

швейными

принадлежностями

.

Ш к а т у л к а

с о

швейными

принадлежностями

;

р а з н о ц в е т н ы е

клубочки

ниток;

с к а з к а

« Ум н ы й

напёрсток»

(Приложение 1).

Игра

«Помоги

бабушке

разобрать

клубочки».

3. «Домик для

иголки».

Воспитывать

бережное

о т н о ш е н и е

к

швейным

принадлежностям.

Способствовать

развитию

трудолюбия.

Формировать

умения

изготавливать

и г о л ь н и ц у

п о

образцу.

Картон,

поролон,

т к а н ь ,

л е н т а

атласная

узкая

( д л я

з а в я з о к

игольницы).

Изготовление

игольницы

4.«В ниточном

ц а р с т в е

в

вышивальном

государстве».

Воспитывать

б е р е ж н о е

и

аккуратное

о т н о ш е н и е

к

средствам труда.

Расширять

представление

детей

о

р а з н ы х

видах ниток.

Совершенствовать

сенсорные

навыки

( з р и т е л ь н ы е

и

тактильные).

А л ь б о м

«Разнообразные

нити».

Работа из ниток

«Бабочка».

Октябрь

1 .

« Б ы в а ю т

ткани

разные,

ц в е т н ы е

и

прекрасные».

Воспитывать

ценностное

о т н о ш е н и е

к

результату

труда

людей по созданию

р а з н ы х

в и д о в

тканей.

Создавать

условия

к

р а з в и т и ю

познавательного

интереса детей.

Систематизировать

представление

о

р а з н ы х

в и д а х

тканей.

Альбом

-«Коллекция

тканей»;

лоскуты

р а з н ы х

в и д о в

тканей.

Дидактическая

игра

«Магазин

тканей»;

« Ц в е т и к

-

семицветик»

( р а б о т а

и з

тканей).

2.«Иголка,

нитка,

узелок».

Воспитывать

аккуратное

о б р а щ е н и е

с

инструментами для

шитья.

Совершенствовать

координацию

руки

и

г л а з а

п р и

вдевании

нитки

в

иголку.

Развивать

мелкую

моторику

при

завязывании

узелка.

Формировать

н а в ы к и

у м е н и я

вдевания

нитки

в

иглу

и

отмерять

н и т ь

н у ж н о й

длины для работы.

Игла

пластмассовая,

н и т и

« и р и с » ,

разноцветные

шнурочки,

пластмассовые

шаблоны – сетка.

И г р а

соревнование

«Кто

з а в я же т

больше

узелков?»;

выкладывание

лабиринтов

из

нитей и шнуров.

Октябрь

3. «Иголка,

нитка, узелок,

а ещё стежок».

Воспитывать

аккуратность при

выполнении

задания.

Способствовать

проявлению

желания выполнять

стежки одинаковой

длины.

Развивать

координацию руки

и глаза.

Формировать

навыки вдевания

нити в иглу,

завязывание узел-

ка, закрепление

шва «вперёд

иголка».

Пластмассовый

шаблон – сетка,

пластмассовая

игла, шерстяные

нитки разных

цветов.

Выполнение

шва «вперёд

иголка» на

шаблоне сетка.

4. «Гномики и

великаны».

Воспитывать

аккуратность

при

выполнении

задания.

Способствовать

проявлению

желания выполнять

стежки одинаковой

длины.

Развивать

координацию

руки

и глаза.

Формировать

навыки

вдевания

н и т и

в

и г л у ,

завязывание

узелка, выполнение

ш в а

« в п е р ё д

иголка».

Пластмассовый

шаблон

с етка,

пластмассовая

игла,

шерстяные

н и т к и

р а з н ы х

цветов.

Закреплять

навыки

выполнения шва

«Вперёд

иголка».

Ноябрь

1 .

« Я

красивая

з а к л а д ка .

Я

нужна вам для

порядка.

Зря

страницы

не

л и с т а й ,

г д е

закладка,

там

читай!»

Воспитывать

бережное

о т н о ш е н и е

к

книгам.

Способствовать

проявлению

желания

создавать

п о л е з н ы е

в е щ и

своими руками.

Расширять

представления

д е т е й

о

разнообразии

использования

стежка

« В п е р ё д

иголка».

П о л о с к а

ф е т р а

длиной 20 – 25 см.

с

нанесённым

на

н е й

р и с у н к о м

м е л о м ,

н и т к и

«ирис»

отличные

по

цвету

от

цвета

ф е т р а ,

и г о л к а ,

ножницы.

Закладка

д л я

книг.

2 .

« М ы

подарок

маме

смастерили

с ами!»

-

ко

Дню матери.

Воспитывать

заботливое

о т н о ш е н и е

к

близким,

аккуратность

при

выполнении

работы.

Вызвать

желание

сделать

приятное

близкому человеку.

Совершенствовать

навыки

владения

ш в а

« в п е р ё д

иголка».

Х/Б ткань – ситец

(однотонная)

разного

размера

и

ц в е т а ,

с

нанесённым на ней

рисунком,

разноцветные

н и т к и ,

и г л а ,

ножницы.

Салфетка

для

мамы.

Декабрь

«Мешок

для

новогоднего

подарка

бывает

очень

праздничным

и ярким».

Воспитывать

самостоятельность

при

изготовлении

а т р и б у т о в

к

празднику.

Способствовать

проявлению

желания активно и

творчески

применять

ранее

усвоенные способы

шитья.

Формировать

эстетическое

о т н о ш е н и е

к

результатам

своего

труда.

Х/Б ткань белого и

красного

цветов,

нити

для

шитья

и

вышивания

разных

ц ве то в ,

и г о л к а ,

ножницы.

« М е ш о к

д л я

подарков».

Январь

«Приключения

в

пуговичном

царстве».

Воспитывать

познавательное

о т н о ш е н и е

к

многообразию

пуговиц

(форма,

цвет,

м а т е р и а л ,

размер,

назначение).

Развивать

исследовательский

и н т е р е с

п р и

пришивании

пуговиц.

Формировать

навык

пришивания

пуговицы.

Ткань,

пуговица

с

двумя отверстиями,

н и т к и

в

ц в е т

пуговицы;

пуговицы

разного

цвета,

размера

и

материала,

игла,

ножницы.

Д.и.

«Чудесный

мешочек».

2-

3

«Дерево

для малышей»

(коллективная

работа).

Воспитывать

з а б о т л и в о е

и

доброжелательное

отношение к детям

младшего возраста,

желание

доставить

им радость в День

рождения

детского

сада.

Способствовать

развитию

коллективного

творчества.

Закреплять

умение

пришивать

пуговицы.

Панно

с

деревом

(Ф:

А4)

3

шт.,

пуговицы

с

двумя

отверстиями

среднего

размера,

и г о л к а ,

н и т к и ,

ножницы;

листы

ф е т р а

р а з н о г о

цвета,

ша блоны

лис т ье в ,

я б л о к ,

слив, груш, цветов,

мелок по ткани.

Изготовление

дидактического

п о с о б и я

д л я

малышей

на

формирование

мелкой

моторики

-«Пуговичное

дерево».

Февраль

1 – 2 «Брошь –

незабудки»

-

подарок

маме

к 8 Марта.

Воспитывать

чуткое

отношение

к

б л и з к о м у ,

желание

сделать

приятное.

Способствовать

развитию

желания

сделать

красивую

поделку

с во и ми

руками.

Продолжать

формировать

навыки

пришивания

пуговиц и работе с

шаблонами.

Лист фетра (синего,

зелёного,

голубого

цветов), пуговицы с

двумя отверстиями,

шаблоны

цветов,

листьев,

н и т к и ,

н ожн и ц ы ,

и гл а ,

булавка.

Б р о ш ь

д л я

мамы.

3-4

«Органайзер

для заколок» -

подарок

д ля

сестры.

Поддерживать

традицию

делать

п о д а р к и

к

празднику близким

своими руками.

Создавать

условия

к

р а з в и т и ю

творческой

инициативы детей.

Продолжать

формировать

навыки

полученные ранее.

Две

ленты

разные

по ширине, длиной

2 0

с м

и

разноцветный

фетр, иголка, нитки

в

ц в е т

л е н т ы ,

шаблоны

цветов,

ножницы, мелок по

ткани.

Органайзер

для

заколок.

Март

Пальчиковый

театр

«Три

поросёнка».

Воспитывать

положительное

отношение к труду,

желание

у ч а с т в о в а т ь

в

совместной

деятельности.

Формировать

умение

договариваться,

планировать

свои

действия, учитывая

общие

интересы.

Формировать

умение

подбирать

материал

по

цвету

и назначению.

Закреплять

навыки

р а б о т ы

с

шаблонами.

Развивать

эстетические

чувства, интерес к

театрализованной

деятельности.

Л и с т ы

ф е т р а

р а з н ы х

ц в е т о в ,

и гл а ,

н ож н и ц ы ,

шаблоны,

мелкие

п у го в и ц ы ,

м е л ,

карандаш.

Г е р о и

и

декорации

сказки

«Три

поросёнка».

Апрель

1 – 3 Панно –

«Подводный

мир»

Воспитывать

аккуратность

при

выполнении

работы,

желание

у ч а с т в о в а т ь

в

совместной

деятельности,

умение

договариваться,

при

выполнении

работы

учитывать

интересы

других

ребят. Формировать

и н т е р е с

к

обитателям

подводного

мира.

Развивать

эстетические

чувства,

чувство

цвета, композиции.

Листы фетра, ткань

р а з н ы х

ц в е т о в ,

ленточки

разных

цветов, размеров и

ф а кту р ы ,

и гл ы ,

ножницы,

ш а б л о н ы ,

м е л ,

карандаш,

синтепон,

пластмассовые

глазки.

Панно

«Подводный

мир».

4 – Мастер –

класс «Вот

чему мы

научились!»

для

воспитанников

другой группы

и родителей.

Воспитывать у

детей желание

научить других.

Воспитывать

дружеские

отношения между

детьми. Развивать

самостоятельность,

активность,

инициативность,

творческие

способности.

Кусочки фетра и

ткани разного

цвета и размера,

ленточки,

пуговицы, нитки,

иголки, ножницы,

мел, карандаш.

И з д е л и е

п о

выбору детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика