Авторы: Миронова Татьяна Николаевна, Афонина Вера Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 110
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа кружковой работы по ручному труду "Раз иголка, два иголка..."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 110
«Лесная сказка»
Программа кружковой работы
по ручному труду
по ознакомлению детей с тканью и иглой
«Раз иголка, два иголка…».
Программу разработали:
Воспитатели гр. № 12
Миронова Татьяна Николаевна,
Афонина Вера Васильевна.
Владимир – 2019 г.
Программа по ручному труду по ознакомлению детей с тканью и иглой «Раз иголка, два
иголка…».
Паспорт программы
Название
программы
«Раз иголка, два иголка…»
Цель программы
Формирование позитивных установок к ручному труду.
Задачи программы
Воспитательные: Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой
деятельности. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально –
положительное отношение к деятельности и полученному результату.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время
выполнения коллективных работ. Воспитывать аккуратность при выполнении
работы с различными материалами.
Обучающие: Формировать технические умения и навыки в работе с
различными тканями и инструментами. Развивать умения создавать
композиции. Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных
отношениях. Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе
ножницами и иглой.
Развивающие: Содействовать развитию у детей творческих способностей,
наглядно – образного мышления, внимания, памяти. Содействовать развитию
общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений
обеих рук, зрительно – двигательной координации. Содействовать развитию
произвольности, усидчивости, целеустремлённости. Способствовать
формированию умения с помощью взрослого планировать
последовательность выполнения работ; развивать умение доводить работу до
конца. Развитие самостоятельности при выполнении работы.
Основные
направления
программы
- деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- создание предметно – развивающей среды.
Сроки реализации
программы
Сентябрь-апрель, подготовительная к школе группа.
Авторы
программы
Воспитатели группы № 12: Миронова Татьяна Николаевна, Афонина Вера
Васильевна, воспитатели высшей квалификационной категории.
Участники
программы
Воспитатели группы, дети подготовительной к школе группы, родители.
Принципы
программы
- принцип постепенности – обучать детей от известного к неизвестному что
обеспечивает формирование умений и навыков по данной теме;
-принцип от простого к сложному – научившись элементарным навыкам
работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих
работ;
- принцип систематичности – еженедельное проведение кружковой работы;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учётом
возраста и индивидуальных особенностей детей;
- принцип наглядности – широкое использование зрительных образцов;
- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
- деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей
роли деятельности в развитии ребёнка, реализации творческих задач.
Техническое
оснащение
1. Картон;
2. Нитки разной плотности, цвета, назначения;
3. Иглы пластмассовые, № 2, № 3;
4. Ножницы с тупыми концами;
5. Пяльца пластмассовые (на каждого ребёнка);
6. Пуговицы с 2 отверстиями разных размеров и цветов ( достаточное
количество для осуществления выбора каждым ребёнком);
7. Карандаши (на каждого ребёнка) простые.
8. Ткань разного вида;
9. Фетр разного цвета.
10. Технологические карты по темам плана.
Формы
организации детей
Кружковая работа по желанию детей. Занятия проводятся длительностью до
25 минут по подгруппам с детьми подготовительной группы. Формы
организации детей на занятиях: подгрупповая, индивидуальная (в
зависимости от задач и материала).
Адрес
Г. Владимир, ул. Василисина 15А, МБДОУ № 110, группа № 12.
Пояснительная записка.
« Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду
серьёзного труда…»
К.Д. Ушинский
Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Нашей базовой программой является программа «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Одной из целей является формирование основ
базовой культуры личности и подготовка к жизни в современном обществе. Особое внимание в
Программе уделяется развитию личности ребёнка.
Одним из важных средств развития личности является трудовое воспитание. «Труд – основа
человеческой жизни» писал А.С.Макаренко. Но трудолюбие и способность к труду не даётся от
природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Трудолюбие – одно из важнейших
нравственных качеств личности. Ребёнок с ранних лет старается, что - то сделать сам. В старшей и
подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества.
Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением
простейших инструментов.
В изобразительную деятельность включен раздел – прикладное творчество, который включает в
себя: работу с бумагой и картоном, работа с тканью, работа с природным материалом.
В процессе прикладного творчества решаются задачи: умственного, физического развития,
формируется эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Прикладное творчество
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, точности при выполнении действий.
Большое значение прикладное творчество оказывает на умственное развитие ребёнка, на развитие
его мышления. Ребёнок учиться представлять последовательность действий: продумать,
спланировать ход своей работы, найти рационально правильное решение. Развитие мышления
заключается в активном овладении способами практической и познавательной деятельности.
В процессе ручного труда дети учатся правильно работать инструментами, познают свойства
материалов.
У ребёнка хорошо развивается зрительная память и ориентировка в пространстве.
Занятия ручным трудом способствуют развитию речи, дают возможность отучить детей от
пользования общими словесными обозначениями пространства, действий, названия материала,
цвета, оттенки и т.д. Приучают употреблять более конкретные выражения ( сверху, сбоку, слева,
справа, рядом и.т.д.).
Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания –
повышается его устойчивость, формируется произвольность.
Ручной труд формирует нравственные качества: настойчивость, взаимопонимание, преодоление
трудностей, сочувствие, сопереживание, ответственность.
Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение,
испытываемое в процессе создания работы очень важны для общего развития. Положительные
эмоции являются важным стимулом трудолюбия.
В данном виде труда есть реальные возможности для формирования у детей способности
контролировать и оценивать собственную деятельность. В процессе работы дети не только
анализируют образец, планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу
работы, соотнося свой результат с образцом. Это формирует умение контролировать свою
деятельность с учётом поставленной задачи. Дошкольник уже в состоянии как отмечает Н.Н.
Подьяков, анализировать свои действия, выделять их в существенные звенья, сознательно
выделять и перестраивать их в зависимости от желаемого результата. Ребёнок учиться управлять
своими психическими процессами, что является успешной предпосылкой для успешного обучения
в школе.
Практические умения и навыки, полученные на занятиях по прикладному творчеству нужны
каждому ребенку, и он может применять их в повседневной жизни. Важно, что ребенок видит
результаты своего труда. Формирование у него определенной позиции «Я сделал это сам» важно
для его развития. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает
верить в свои силы, уверенно берется за новую более увлекательную и сложную работу.
Актуальность темы: состоит в том, что труд, и именно художественный труд заключает в себе
большие развивающие возможности, особенно для детей.
Мы проанализировали программное содержание основной образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №110», разработанной с учетом примерной
программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по разделу прикладное творчество, провели
анкетирование родителей по трудовому воспитанию детей дома, провели диагностику детей.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий: между необходимостью привлекать родителей и
отсутствием у них интереса к данной деятельности детей; между значимостью в развитии у
ребёнка ручного труда и возможностью его реализовать; влияние шитья на развитие мелкой
моторики руки. Мы пришли к выводу, что детям необходимы дополнительные занятия по ручному
труду. Ребёнка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме, как участием в труде.
Ребёнок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как
взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
Работа с бумагой и картоном, работа с природным материалом хорошо представлена в совместной
с воспитателем деятельности в развивающих центрах группы – «конструкторское бюро»,
«мастерская добрых дел», «экологический уголок», где дети могут свободно, самостоятельно
создавать любые поделки.
Работа же с тканью и иглой требует постоянного присутствия взрослого, и в связи с этим мало
используется в работе детского сада. Занятия по основной образовательной программе по этому
разделу проводятся один раз в месяц, что очень мало для качественного освоения программного
материала. Большое количество детей в группе так же вызывает трудности, т. к. безопасность во
время работы очень важна. Поэтому многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью.
Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают практическими
навыками, особенно мальчики.
Программное содержание основной образовательной программы предусматривает формирование
умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку, шить
простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».
Мы пришли к тому, что необходимо создать дополнительную программу именно по разделу
«прикладное творчество», а именно работа с тканью и иглой. На базе умений и навыков,
заложенных в основной программе, мы разработали занятия, в конце которых дети видят результат
своего труда в виде оригинального готового продукта, который они могут использовать по -
разному (поиграть, подарить, украсить свой интерьер).
Прежде чем начать обучение простейшим приёмам шитья, необходимо было подготовить основу,
отработать с детьми тренировочные упражнения.
В старшей группе для развития мелкой моторики, глазомера мы начали в совместной деятельности
проводить занятия по разным видам шнуровки. После того, как дети освоили данный вид работы,
мы ввели «шитьё» разноцветными шнурочками на пластмассовых рамках разного размера,
отрабатывали «прямой стежок» (игры – «Найди дорожку», «Кто куда пришёл» и т.д.). Но эта
деятельность была основана на игре, и в процессе её не создавался продукт труда.
Отличительной особенностью дополнительной программы «Раз иголка, два иголка» состоит в
том, что она в основе опирается на умения и навыки детей, которые заложены в образовательной
программе системы развития дошкольников старшего возраста.
А новизна программы – использование детских работ не на выставках и конкурсах, а для
практического применения (для себя, для других). Что наглядно показывает ценность детского
труда. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Творческий
труд поднимает самооценку ребёнка и в коллективе он становиться уверенным и успешным.
Формы и методы проведения занятий.
Используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный – устное изложение материала, беседа, рассказ, художественное слово;
- наглядный – показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателям, работа по
образцу и др.
- практический – выполнение работ по образцу, по технологическим картам и схемам.
В занятия включены приёмы для снятия переутомления детей: физкультминутки, пальчиковые
игры, релаксация.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с воспитателем;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений
и навыков, уровень самостоятельности. Программа позволяет индивидуализировать сложные
работы: более сильным детям будет интересны сложные задания, а менее подготовленным, можно
предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
Прогнозируемые результаты:
В процессе усвоения данной программы детям в полной мере предоставляется возможность
реализовать свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
В результате работы по программе дошкольник получает возможность научиться уважительному
отношению к труду людей, понимает ценность труда. Ребёнок овладевает навыками культуры
труда.
У ребёнка воспитывается правильная самооценка, умение работать в коллективе, умение общаться
со сверстниками и взрослыми.
Развивается мелкая моторика рук, ловкость движения пальцев, аккуратность, внимательность, т.е.
качества, которые будут необходимы для успешного обучения в школе.
Планирование кружковой работы «Раз иголка, два иголка…» (подготовительная к школе группа).
Месяц
Тема
Педагогические
цели
Материально
техническое
оснащение
Результат
Сентябрь
1.«Волшебный
с у н д у ч о к
–
наш
помощник
и
дружок».
Заинтересовать
детей
работой
с
тканью
и
иглой.
Воспитывать
бережное
отношение к труду.
Продолжить
знакомство
детей
с о
ш в е й н ы м и
принадлежностями
.
П о з н а к о м и т ь
детей
с
историей
возникновения
иглы.
Ш к а т у л к а
с о
швейными
принадлежностями
;
« С к а з к а
о б
иголочке»
Комплектование
швейной
шкатулки.
2.
«Ножницы,
катушки – это
не игрушки».
Воспитывать
аккуратность
при
р а б о т е
с о
швейными
принадлежностями
.
Формировать
у
детей
правила
безопасного
п о в е д е н и я
с о
швейными
принадлежностями
.
Ш к а т у л к а
с о
швейными
принадлежностями
;
р а з н о ц в е т н ы е
клубочки
ниток;
с к а з к а
« Ум н ы й
напёрсток»
(Приложение 1).
Игра
«Помоги
бабушке
разобрать
клубочки».
3. «Домик для
иголки».
Воспитывать
бережное
о т н о ш е н и е
к
швейным
принадлежностям.
Способствовать
развитию
трудолюбия.
Формировать
умения
изготавливать
и г о л ь н и ц у
п о
образцу.
Картон,
поролон,
т к а н ь ,
л е н т а
атласная
–
узкая
( д л я
з а в я з о к
игольницы).
Изготовление
игольницы
4.«В ниточном
ц а р с т в е
в
вышивальном
государстве».
Воспитывать
б е р е ж н о е
и
аккуратное
о т н о ш е н и е
к
средствам труда.
Расширять
представление
детей
о
р а з н ы х
видах ниток.
Совершенствовать
сенсорные
навыки
( з р и т е л ь н ы е
и
тактильные).
А л ь б о м
–
«Разнообразные
нити».
Работа из ниток
«Бабочка».
Октябрь
1 .
« Б ы в а ю т
ткани
разные,
ц в е т н ы е
и
прекрасные».
Воспитывать
ценностное
о т н о ш е н и е
к
результату
труда
людей по созданию
р а з н ы х
в и д о в
тканей.
Создавать
условия
к
р а з в и т и ю
познавательного
интереса детей.
Систематизировать
представление
о
р а з н ы х
в и д а х
тканей.
Альбом
-«Коллекция
тканей»;
лоскуты
р а з н ы х
в и д о в
тканей.
Дидактическая
игра
«Магазин
тканей»;
« Ц в е т и к
-
семицветик»
( р а б о т а
и з
тканей).
2.«Иголка,
нитка,
узелок».
Воспитывать
аккуратное
о б р а щ е н и е
с
инструментами для
шитья.
Совершенствовать
координацию
руки
и
г л а з а
п р и
вдевании
нитки
в
иголку.
Развивать
мелкую
моторику
при
завязывании
узелка.
Формировать
н а в ы к и
у м е н и я
вдевания
нитки
в
иглу
и
отмерять
н и т ь
н у ж н о й
длины для работы.
Игла
пластмассовая,
н и т и
« и р и с » ,
разноцветные
шнурочки,
пластмассовые
шаблоны – сетка.
И г р а
–
соревнование
«Кто
з а в я же т
больше
узелков?»;
выкладывание
лабиринтов
из
нитей и шнуров.
Октябрь
3. «Иголка,
нитка, узелок,
а ещё стежок».
Воспитывать
аккуратность при
выполнении
задания.
Способствовать
проявлению
желания выполнять
стежки одинаковой
длины.
Развивать
координацию руки
и глаза.
Формировать
навыки вдевания
нити в иглу,
завязывание узел-
ка, закрепление
шва «вперёд
иголка».
Пластмассовый
шаблон – сетка,
пластмассовая
игла, шерстяные
нитки разных
цветов.
Выполнение
шва «вперёд
иголка» на
шаблоне сетка.
4. «Гномики и
великаны».
Воспитывать
аккуратность
при
выполнении
задания.
Способствовать
проявлению
желания выполнять
стежки одинаковой
длины.
Развивать
координацию
руки
и глаза.
Формировать
навыки
вдевания
н и т и
в
и г л у ,
завязывание
узелка, выполнение
ш в а
« в п е р ё д
иголка».
Пластмассовый
шаблон
–
с етка,
пластмассовая
игла,
шерстяные
н и т к и
р а з н ы х
цветов.
Закреплять
навыки
выполнения шва
«Вперёд
иголка».
Ноябрь
1 .
« Я
–
красивая
з а к л а д ка .
Я
нужна вам для
порядка.
Зря
страницы
не
л и с т а й ,
г д е
закладка,
там
читай!»
Воспитывать
бережное
о т н о ш е н и е
к
книгам.
Способствовать
проявлению
желания
создавать
п о л е з н ы е
в е щ и
своими руками.
Расширять
представления
д е т е й
о
разнообразии
использования
стежка
« В п е р ё д
иголка».
П о л о с к а
ф е т р а
длиной 20 – 25 см.
с
нанесённым
на
н е й
р и с у н к о м
м е л о м ,
н и т к и
«ирис»
отличные
по
цвету
от
цвета
ф е т р а ,
и г о л к а ,
ножницы.
Закладка
д л я
книг.
2 .
« М ы
подарок
маме
смастерили
с ами!»
-
ко
Дню матери.
Воспитывать
заботливое
о т н о ш е н и е
к
близким,
аккуратность
при
выполнении
работы.
Вызвать
желание
сделать
приятное
близкому человеку.
Совершенствовать
навыки
владения
ш в а
« в п е р ё д
иголка».
Х/Б ткань – ситец
(однотонная)
разного
размера
и
ц в е т а ,
с
нанесённым на ней
рисунком,
разноцветные
н и т к и ,
и г л а ,
ножницы.
Салфетка
для
мамы.
Декабрь
«Мешок
для
новогоднего
подарка
бывает
очень
праздничным
и ярким».
Воспитывать
самостоятельность
при
изготовлении
а т р и б у т о в
к
празднику.
Способствовать
проявлению
желания активно и
творчески
применять
ранее
усвоенные способы
шитья.
Формировать
эстетическое
о т н о ш е н и е
к
результатам
своего
труда.
Х/Б ткань белого и
красного
цветов,
нити
для
шитья
и
вышивания
разных
ц ве то в ,
и г о л к а ,
ножницы.
« М е ш о к
д л я
подарков».
Январь
«Приключения
в
пуговичном
царстве».
Воспитывать
познавательное
о т н о ш е н и е
к
многообразию
пуговиц
(форма,
цвет,
м а т е р и а л ,
размер,
назначение).
Развивать
исследовательский
и н т е р е с
п р и
пришивании
пуговиц.
Формировать
навык
пришивания
пуговицы.
Ткань,
пуговица
с
двумя отверстиями,
н и т к и
в
ц в е т
пуговицы;
пуговицы
разного
цвета,
размера
и
материала,
игла,
ножницы.
Д.и.
«Чудесный
мешочек».
2-
3
«Дерево
для малышей»
(коллективная
работа).
Воспитывать
з а б о т л и в о е
и
доброжелательное
отношение к детям
младшего возраста,
желание
доставить
им радость в День
рождения
детского
сада.
Способствовать
развитию
коллективного
творчества.
Закреплять
умение
пришивать
пуговицы.
Панно
с
деревом
(Ф:
А4)
–
3
шт.,
пуговицы
с
двумя
отверстиями
среднего
размера,
и г о л к а ,
н и т к и ,
ножницы;
листы
ф е т р а
р а з н о г о
цвета,
ша блоны
лис т ье в ,
я б л о к ,
слив, груш, цветов,
мелок по ткани.
Изготовление
дидактического
п о с о б и я
д л я
малышей
на
формирование
мелкой
моторики
-«Пуговичное
дерево».
Февраль
1 – 2 «Брошь –
незабудки»
-
подарок
маме
к 8 Марта.
Воспитывать
чуткое
отношение
к
б л и з к о м у ,
желание
сделать
приятное.
Способствовать
развитию
желания
сделать
красивую
поделку
с во и ми
руками.
Продолжать
формировать
навыки
пришивания
пуговиц и работе с
шаблонами.
Лист фетра (синего,
зелёного,
голубого
цветов), пуговицы с
двумя отверстиями,
шаблоны
цветов,
листьев,
н и т к и ,
н ожн и ц ы ,
и гл а ,
булавка.
Б р о ш ь
д л я
мамы.
3-4
«Органайзер
для заколок» -
подарок
д ля
сестры.
Поддерживать
традицию
делать
п о д а р к и
к
празднику близким
своими руками.
Создавать
условия
к
р а з в и т и ю
творческой
инициативы детей.
Продолжать
формировать
навыки
полученные ранее.
Две
ленты
разные
по ширине, длиной
2 0
с м
и
разноцветный
фетр, иголка, нитки
в
ц в е т
л е н т ы ,
шаблоны
цветов,
ножницы, мелок по
ткани.
Органайзер
для
заколок.
Март
Пальчиковый
театр
–
«Три
поросёнка».
Воспитывать
положительное
отношение к труду,
желание
у ч а с т в о в а т ь
в
совместной
деятельности.
Формировать
умение
договариваться,
планировать
свои
действия, учитывая
общие
интересы.
Формировать
умение
подбирать
материал
по
цвету
и назначению.
Закреплять
навыки
р а б о т ы
с
шаблонами.
Развивать
эстетические
чувства, интерес к
театрализованной
деятельности.
Л и с т ы
ф е т р а
р а з н ы х
ц в е т о в ,
и гл а ,
н ож н и ц ы ,
шаблоны,
мелкие
п у го в и ц ы ,
м е л ,
карандаш.
Г е р о и
и
декорации
сказки
–
«Три
поросёнка».
Апрель
1 – 3 Панно –
«Подводный
мир»
Воспитывать
аккуратность
при
выполнении
работы,
желание
у ч а с т в о в а т ь
в
совместной
деятельности,
умение
договариваться,
при
выполнении
работы
учитывать
интересы
других
ребят. Формировать
и н т е р е с
к
обитателям
подводного
мира.
Развивать
эстетические
чувства,
чувство
цвета, композиции.
Листы фетра, ткань
р а з н ы х
ц в е т о в ,
ленточки
разных
цветов, размеров и
ф а кту р ы ,
и гл ы ,
ножницы,
ш а б л о н ы ,
м е л ,
карандаш,
синтепон,
пластмассовые
глазки.
Панно
«Подводный
мир».
4 – Мастер –
класс «Вот
чему мы
научились!»
для
воспитанников
другой группы
и родителей.
Воспитывать у
детей желание
научить других.
Воспитывать
дружеские
отношения между
детьми. Развивать
самостоятельность,
активность,
инициативность,
творческие
способности.
Кусочки фетра и
ткани разного
цвета и размера,
ленточки,
пуговицы, нитки,
иголки, ножницы,
мел, карандаш.
И з д е л и е
п о
выбору детей.