Автор: Кириогло Евдакия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Короча, Белгороской области
Наименование материала: статья
Тема: «Условия развития игровой деятельности средствами современной игрушки в ДОО.»
Раздел: дошкольное образование
Кириогло Евдакия Дмитриевна
воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча,
Корочанского района, Белгородской области.
Статья на тему:
«Условия развития игровой деятельности средствами
современной игрушки в ДОО.»
«Игру недаром называют «ведущей».
Именно благодаря ей, ребенок
познает окружающий его мир,
предметов и людей, входит в мир
социальных отношений, взрослых.
Через игру ребенок познает самого
себя».
В. А. Сухомлинский.
Ученые,
исследующие
игру,
высказывают
острое
сожаление
по
поводу
сокращающихся возможностей для игры, растущие требования к уровню
жизни и, как следствие, высокая рабочая занятость взрослых приводят к
изменению характера взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые
часто
не
осознают
значения
ролевой
игры,
пренебрегая
игровым
взаимодействиям.
Культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои
позиции.
Современный
ребенок
все
реже
включен
в
отношения
сотрудничества,
взаимовыручки,
партнерства.
Впечатления
ребенка
от
окружающего
мира
в
большей
степени
связаны
с
событиями
«игрового
характера»:
мультфильмы,
кино,
компьютер,
смартфон,
где
нет
места
взрослому, которого надо познавать, есть удовлетворение потребностей во
впечатлениях, притоке информации, а потребность в общении занимает все
более низкий ранг. Общество ориентирует своих членов на потребление, а не
взаимосвязанность и творчество.
Игра
современных
детей
неизбежно
и
непреодолимо
меняется
под
воздействием изменений, происходящих в обществе. Меняются сюжеты и
роли, структура и ее мотивы. Желание взрослеть и не возникает еще и
потому, что дети не видят привлекательных образцов
поведения в жизни
взрослых. Мир высокотехнологичен и не понятен – в него почти невозможно
играть. В ФГОС ДО
игра определяется, как инструмент для организации
деятельности ребенка. Его многократное развитие в пяти образовательных
областях.
ФГОС
ДО
указывает
на
конкретные
особенности
игрового
процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории.
Игра всегда черпала темы из общественной жизни и культуре, окружающей
ребенка. Возникая из условий, игра отражает эти условия. Появились новые
темы игр. Сюжеты для игр современные дети берут не из наблюдений за
жизнью
взрослых
или
книг,
а
с
экранов
телевизоров,
мониторов
компьютеров. Эти сюжеты требуют других игрушек и моделируют другую
реальность. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как
показывают
наблюдения,
большинство
игрушек
ориентированы
на
индивидуальное
использование,
и
почти
не
выпускаются
игрушки,
направленные на развитие совместных способов действий, развитие общения
ребенка со сверстниками и с взрослыми.
В исследованиях современного педагога Е.О. Смирновой отмечается, что
уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у
их сверстников середины прошлого века. Этот автор утверждает тот факт, что
если игра не развивается, - она и не ведет за собой развитие». Она утрачивает
роль зоны ближайшего развития, и способствует развитию произвольности –
фундаментального
новообразования
дошкольного
возраста,
которое,
по
мысли Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина формируется именно в игре».
Личностно
незрелые,
недоигравшие
дошкольники
идут
в
школу,
не
научившись регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать
свои желания.
Участие взрослых в формировании игровой деятельности дошкольников,
как подчеркивают Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, особенно необходимо
в последнее время, вследствие того, что нарушен естественный механизм
передачи игры от одного поколения детей к другому. Фактически ребенок
вынужден осваивать игровые действия самостоятельно, ориентируясь только
на игровой материал, - игрушки, которые покупают ему взрослые.
Важными является характер поведения взрослого во время игры: он должен
занимать
позицию
«играющего
партнера»,
у
которого
превосходство
заключается лишь в умении интересно играть. В 1,5 – 3 года ребенок может
«открыть» условное игровое действие с предметом заместителем, если в
совместной игре он видит его у партнера – взрослого и в естественном
процессе
игр
сам
сталкивается
с
необходимостью
осуществить
такое
действие. В 3 – 5 лет детей можно «втягивать» в игру, которую взрослый
развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает
ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока
игры.
После
пяти
лет
воспитатель
может
привлекать
детей
в
игру
–
придумывание, которая помогает детям освоить новый способ – творческое
комбинирование различных событий.
Работая
в
детском
саду,
мы
играем
на
протяжении
всего
дошкольного
детства,
но
на
каждом
этапе
игру
развертываем
так,
чтобы
дети
сразу
«открывали»
и
усваивали
новый,
более
сложный
способ
ее
построения.
Чтобы успешно играть с кем – то, ребенку необходимо хорошо понимать
смысл
действий
партнера
и
самому
быть
понятым
другому.
Поэтому
взрослому
в
совместной
игре
необходимо
оговаривать
свои
действия
и
стимулировать к этому ребенка…….
В дошкольном возрасте меняется соотношение совместной с взрослыми и
самостоятельной игры. Правильный подбор игрового материала с учетом
формируемых способов построения игры во многом определяет характер
самостоятельной игры ребенка и ее продолжительность. Очень полезным в
младшем и среднем дошкольном возрасте является внесение новой игрушки
– копии в тех ситуациях, когда ребенок фиксирован на одной игровой роли. В
этом
случае
появление
новой
привлекательной
игрушки
может
способствовать переключению ребенка на новую игровую роль, сюжет.
В наше время для многих детей характерно изобилие игрушек. И если не
будет благоприятных условий, способствующих, своевременному овладению
ребенком
постепенно
усложняющими
игровыми
умениями,
то
его
возможности на каждом этапе могут остаться нереализованными и высокий
уровень игры им просто не будет достигнут.
Итак, играя
дети учатся. Именно это и есть самая активная и наиболее
эффективная
форма
самообучения.
Телесная
и
душевная
подвижность,
социальный образ действий, фантазия, логика и концентрация внимания и
радость – все это функционирует в ребенке не только изо дня в день, но и
остается с ним на всю жизнь.
Список литературы:
1.
Авдулова Т.П. Психология игры. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
2.
Дорохова О. Выбираем игрушку // Игра и дети. – 2009. - №5. – С. 25.
3.
Михайленко Н. Я.Н А. Короткова. Как играть с ребенком: педагогика
родителям. – М.; Педагогика, 1990. – 156 с.
4.
Михайленко Н. Я. Принципы организации сюжетно – ролевой игры в
ДОУ: справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д.: Феникс,
2010. – 382 с.
5.
Смирнова Е. О. Современная игрушка: психолого – педагогические
проблемы // Ребенок в современном обществе: сборник научных статей.
– М, 2007. – 103 с.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки Рф от 17.11.2013
г., № 1155. (Текст)