Напоминание

«Условия развития игровой деятельности средствами современной игрушки в ДОО.»


Автор: Кириогло Евдакия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Короча, Белгороской области
Наименование материала: статья
Тема: «Условия развития игровой деятельности средствами современной игрушки в ДОО.»
Дата публикации: 06.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кириогло Евдакия Дмитриевна

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча,

Корочанского района, Белгородской области.

Статья на тему:

«Условия развития игровой деятельности средствами

современной игрушки в ДОО.»

«Игру недаром называют «ведущей».

Именно благодаря ей, ребенок

познает окружающий его мир,

предметов и людей, входит в мир

социальных отношений, взрослых.

Через игру ребенок познает самого

себя».

В. А. Сухомлинский.

Ученые,

исследующие

игру,

высказывают

острое

сожаление

по

поводу

сокращающихся возможностей для игры, растущие требования к уровню

жизни и, как следствие, высокая рабочая занятость взрослых приводят к

изменению характера взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые

часто

не

осознают

значения

ролевой

игры,

пренебрегая

игровым

взаимодействиям.

Культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои

позиции.

Современный

ребенок

все

реже

включен

в

отношения

сотрудничества,

взаимовыручки,

партнерства.

Впечатления

ребенка

от

окружающего

мира

в

большей

степени

связаны

с

событиями

«игрового

характера»:

мультфильмы,

кино,

компьютер,

смартфон,

где

нет

места

взрослому, которого надо познавать, есть удовлетворение потребностей во

впечатлениях, притоке информации, а потребность в общении занимает все

более низкий ранг. Общество ориентирует своих членов на потребление, а не

взаимосвязанность и творчество.

Игра

современных

детей

неизбежно

и

непреодолимо

меняется

под

воздействием изменений, происходящих в обществе. Меняются сюжеты и

роли, структура и ее мотивы. Желание взрослеть и не возникает еще и

потому, что дети не видят привлекательных образцов

поведения в жизни

взрослых. Мир высокотехнологичен и не понятен – в него почти невозможно

играть. В ФГОС ДО

игра определяется, как инструмент для организации

деятельности ребенка. Его многократное развитие в пяти образовательных

областях.

ФГОС

ДО

указывает

на

конкретные

особенности

игрового

процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории.

Игра всегда черпала темы из общественной жизни и культуре, окружающей

ребенка. Возникая из условий, игра отражает эти условия. Появились новые

темы игр. Сюжеты для игр современные дети берут не из наблюдений за

жизнью

взрослых

или

книг,

а

с

экранов

телевизоров,

мониторов

компьютеров. Эти сюжеты требуют других игрушек и моделируют другую

реальность. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как

показывают

наблюдения,

большинство

игрушек

ориентированы

на

индивидуальное

использование,

и

почти

не

выпускаются

игрушки,

направленные на развитие совместных способов действий, развитие общения

ребенка со сверстниками и с взрослыми.

В исследованиях современного педагога Е.О. Смирновой отмечается, что

уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у

их сверстников середины прошлого века. Этот автор утверждает тот факт, что

если игра не развивается, - она и не ведет за собой развитие». Она утрачивает

роль зоны ближайшего развития, и способствует развитию произвольности –

фундаментального

новообразования

дошкольного

возраста,

которое,

по

мысли Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина формируется именно в игре».

Личностно

незрелые,

недоигравшие

дошкольники

идут

в

школу,

не

научившись регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать

свои желания.

Участие взрослых в формировании игровой деятельности дошкольников,

как подчеркивают Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, особенно необходимо

в последнее время, вследствие того, что нарушен естественный механизм

передачи игры от одного поколения детей к другому. Фактически ребенок

вынужден осваивать игровые действия самостоятельно, ориентируясь только

на игровой материал, - игрушки, которые покупают ему взрослые.

Важными является характер поведения взрослого во время игры: он должен

занимать

позицию

«играющего

партнера»,

у

которого

превосходство

заключается лишь в умении интересно играть. В 1,5 – 3 года ребенок может

«открыть» условное игровое действие с предметом заместителем, если в

совместной игре он видит его у партнера – взрослого и в естественном

процессе

игр

сам

сталкивается

с

необходимостью

осуществить

такое

действие. В 3 – 5 лет детей можно «втягивать» в игру, которую взрослый

развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает

ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока

игры.

После

пяти

лет

воспитатель

может

привлекать

детей

в

игру

придумывание, которая помогает детям освоить новый способ – творческое

комбинирование различных событий.

Работая

в

детском

саду,

мы

играем

на

протяжении

всего

дошкольного

детства,

но

на

каждом

этапе

игру

развертываем

так,

чтобы

дети

сразу

«открывали»

и

усваивали

новый,

более

сложный

способ

ее

построения.

Чтобы успешно играть с кем – то, ребенку необходимо хорошо понимать

смысл

действий

партнера

и

самому

быть

понятым

другому.

Поэтому

взрослому

в

совместной

игре

необходимо

оговаривать

свои

действия

и

стимулировать к этому ребенка…….

В дошкольном возрасте меняется соотношение совместной с взрослыми и

самостоятельной игры. Правильный подбор игрового материала с учетом

формируемых способов построения игры во многом определяет характер

самостоятельной игры ребенка и ее продолжительность. Очень полезным в

младшем и среднем дошкольном возрасте является внесение новой игрушки

– копии в тех ситуациях, когда ребенок фиксирован на одной игровой роли. В

этом

случае

появление

новой

привлекательной

игрушки

может

способствовать переключению ребенка на новую игровую роль, сюжет.

В наше время для многих детей характерно изобилие игрушек. И если не

будет благоприятных условий, способствующих, своевременному овладению

ребенком

постепенно

усложняющими

игровыми

умениями,

то

его

возможности на каждом этапе могут остаться нереализованными и высокий

уровень игры им просто не будет достигнут.

Итак, играя

дети учатся. Именно это и есть самая активная и наиболее

эффективная

форма

самообучения.

Телесная

и

душевная

подвижность,

социальный образ действий, фантазия, логика и концентрация внимания и

радость – все это функционирует в ребенке не только изо дня в день, но и

остается с ним на всю жизнь.

Список литературы:

1.

Авдулова Т.П. Психология игры. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

2.

Дорохова О. Выбираем игрушку // Игра и дети. – 2009. - №5. – С. 25.

3.

Михайленко Н. Я.Н А. Короткова. Как играть с ребенком: педагогика

родителям. – М.; Педагогика, 1990. – 156 с.

4.

Михайленко Н. Я. Принципы организации сюжетно – ролевой игры в

ДОУ: справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д.: Феникс,

2010. – 382 с.

5.

Смирнова Е. О. Современная игрушка: психолого – педагогические

проблемы // Ребенок в современном обществе: сборник научных статей.

– М, 2007. – 103 с.

6.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования, утвержденный приказом Минобрнауки Рф от 17.11.2013

г., № 1155. (Текст)



В раздел образования




Яндекс.Метрика