Напоминание

Современные образовательные технологии в ДОУ


Автор: Чупина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО
Населённый пункт: г.Краснодар Краснодарский край
Наименование материала: Современные образовательные технологии в ДОУ
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для педагогов ДОУ на тему:

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Чупина Ольга Александровна

Воспитатель, МАДОУ МО «Детский сад «№

194 «Лукоморье», г. Краснодар.

Современные образовательные технологии в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В

настоящее

время

педагогические

коллективы

ДОУ

интенсивно

внедряют

в

работу

инновационные

технологии. Поэтому основная задача

педагогов

дошкольного

учреждения –

выбрать

методы

и

формы

организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной

цели

развития

личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается

положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -

содействовать

становлению ребенка как личности.

Сегодня

мы

поговорим

о

педагогических

технологиях

и

их

эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте

вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств;

она

е сть

организационно - методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость.

Концептуальность -

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность

современные

педагогические

технологии,

существующие

в

конкретных

условиях,

должны

быть

эффективными

по

результатам

и

оптимальными

по

затратам,

гарантировать

достижение

определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

образовательной

технологии

в

образовательных

учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть

гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,

независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная

часть –

совокупность

форм

и

методов

учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности

педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика

обучающего процесса.

Таким

образом,

очевидно: если

некая

система

претендует

на

роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше

требованиям.

Взаимодействие

всех

субъектов

открытого

образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе

современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

1.

Здоровьесберегающие технологии

Ц ел ь ю здоровьесберегающих

технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование

у

него

необходимых

знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

включают

вс е

аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —

информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В

современных

условиях

развитие

человека

невозможно

без

п о с т р о е н и я

с и с т е м ы

ф о р м и р о в а н и я

е г о

з д о р о в ь я .

В ы б о р

здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют

(применительно

к

ДОУ)

следующую

классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические (обе спечивающие

сохранение

и

приумножение

здоровья

детей

под

руководством

медицинского

персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с

использованием

медицинских

средств

-

технологии

организации

мониторинга здоровья дошкольников,

контроля за питанием детей,

профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.

физкультурно-оздоровительные

(направленные

на

физическое

развитие

и

укрепление

здоровья

ребенка

технологии

развития

физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка

(обеспечивающие

психическое

и

социальное

здоровье

ребенка

и

направленные

на

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психологического

самочувствия

ребенка

в

процессе

общения

со

сверстниками

и

взрослыми

в

детском

саду

и

семье;

технологии

психолого-педагогического

сопровождения

развития

ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные

на

развитие

культуры

здоровья

педагогов,

в

том

числе

культуры

профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому

образу

жизни; сохранения

и

стимулирования

здоровья (технология

использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.

образовательные

(воспитания

культуры

здоровья

дошкольников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.

обучения

здоровому

образу

жизни

(технологии

использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из

серии

«Уроки

футбола»,

проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия),

самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология

музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.

К

числу

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

следует

о т н е с т и

и педагогическую

технологию

активной

сенсорно-

развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и

порядок

функционирования

всех

личностных

инструментальных

и

методологических

средств,

используемых

для

до стижения

педагогических целей.

2. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо

отметить,

что

применение

проектных

технологий

не

может

существовать

без

использования

ТРИЗ-технологии

(технологии

решения

изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим

проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-

фиксация

результатов:

наблюдений,

опытов,

экспериментов,

трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»

материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

3.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается от мира,

в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно

новые

требования

к

дошкольному

воспитанию

как

первому

звену

непрерывного

образования:

образования

с

использованием

современных

информационных

технологий

(компьютер,

интерактивная

доска, планшет и др.).

Информатизация

общества

ставит

перед

педагогами-дошкольниками

задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить

профе ссиона льный

уровень

педагогов

и

компетентность родителей.

Решение этих задач

не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе;

позволяет

моделировать

жизненные

ситуации,

которые

нельзя

увидеть

в

повседневной жизни.

Ошибки

при

использовании

информационно-коммуникационных

технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное

определение

дидактической

роли

и

места

ИКТ

на

занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и

в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.

Создание

презентаций

в

программе

Рower

Рoint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного

образования

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных

условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная

технология

реализуется

в

развивающей

среде,

отвечающей

требованиям

содержания

новых

образовательных

программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных

взаимодействий

с

детьми

в

развивающем

пространстве,

позволяющей

ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда

позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации

идей

личностно-ориентированных

технологий,

именно

предоставление

возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями выделяются:

гуманно-личностные

технологии,

о т л и ч а ю щ и е с я

с в о е й

гуманистиче ской

сущно стью

п с и хо л о го - т е р а п е вт и ч е с ко й

направленностью

на

оказание

помощи

ребенку

с

ослабленным

здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную

технологию

хорошо

реализовать

в

новых

дошкольных

учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая

мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие

индивидуальным

играм,

оборудование

для

индивидуальных

занятий.

Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни),

помещение

по

экологическому

развитию

дошкольника

и

продуктивной

деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это

способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие

силы,

здесь

нет

принуждения.

Как

правило,

в

подобных

дошкольных

учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология

сотрудничества

реализует

принцип

демократизации

дошкольного

образования,

равенство

в

отношениях

педагога

с

ребенком,

партнерство

в

системе

взаимоотношений

«Взрослый

-

ребенок».

Педагог

и

дети

создают

условия

развивающей

среды,

изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно

определяют

разнообразную

творческую

деятельность

(игры,

труд,

концерты, праздники, развлечения).

Педагогические

технологии

на

основе

гуманизации

и

демократизации

педагогических

отношений

с

процессуальной

ориентацией,

приоритетом

личностных

отношений,

индивидуального

подхода,

демократическим

управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким

подходом

обладают

новые

образовательные

программы

«Радуга»,

«Из

детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность

технологического

воспитательно-образовательного

процесса

конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ

(родители,

общество)

образовательные

ориентиры,

цели

и

содержание

образования.

Эти

исходные

установки

должны

конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать

условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление

темпов

развития

позволяет

воспитателю

поддерживать

каждого ребенка на его уровне развития.

Таким

образом,

специфика

технологического

подхода

состоит

в

том,

чтобы

воспитательно-образовательный

процесс

должен

гарантировать

достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом

подходе к обучению выделяются:

постановка

целей

и

их

максимальное

уточнение

(воспитание

и

обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)

в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка

актуального

развития

дошкольника,

коррекция

отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные

технологии

противопо ст авляют

авторитарному,

обезличенному

и

обездушенному

подходу

к

ребенку

в

традиционной

технологии

атмосферу

любви,

заботы,

сотрудничества,

создают условия для творчества личности.

5.Технология портфолио дошкольника

Портфолио

это

копилка

личных

достижений

ребенка

в

разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,

возможность

еще

раз

пережить

приятные

моменты

своей

жизни,

это

своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

диагностиче ская

(фиксирует

изменения

и

ро ст

з а

определенный период времени),

содержательная

(раскрывает

весь

спектр

выполняемых

работ),

рейтинговая

(показывает

диапазон

умений

и

навыков

ребенка) и др.

Процесс

создания

портфолио

является

своего

рода

педагогической

технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-

полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями

дошкольника. И. Руденко

Раздел

1

«Давайте

познакомимся». В

разделе

помещается

фотография

ребенка,

указываются

его

фамилия

и

имя,

номер

группы;

можно

ввести

рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой

будут записаны ответы ребенка.

Раздел

2

«Я

расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в

художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я

вырос», «Я большой».

Раздел

3

«Портрет

моего

ребенка». В

разделе

помещаются

сочинения

родителей о своем малыше.

Раздел

4

«Я

мечтаю...». В

разделе

фиксируются

высказывания

самого

ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел

быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои

любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,

«О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества

ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от

различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям

воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел

8

«Спрашивайте,

родители!». В разделе родители формулируют

свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л.

Орлова

предлагает

такой

вариант

портфолио,

содержание

которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно

заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-

презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая

структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о

ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и

дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент

начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания

ведения портфолио.

Раздел

1

«Познакомьтесь

со

мной»

содержит

вкладыши

«По-

любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка,

сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится

информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,

о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было

выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и

известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака,

гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается

информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за

год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился

за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел

3

«Моя

семья». В содержание этого раздела включаются

краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть

профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного

времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на

которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие

творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел

6

«Вдохновение

зимы

(весны,

лета,

осени)». В

разделе

размещаются

детские

работы

(рисунки,

сказки,

стихи,

фотографии

с

утренников,

записи

стихотворений,

которые

ребенок

рассказывал

на

утреннике и др.)

В.

Дмитриева,

Е.

Егорова

также

предлагают

определенную

структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте

познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,

которые отметили сами родители.

Раздел

2

«Информация

педагогов» содержит

информацию

о

наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду

в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная

деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор-

мации и деятельность как таковая.

Раздел

3

«Информация

ребенка

о

себе»

содержит

информацию,

полученную

от

самого

ребенка

(рисунки,

игры,

которые

ребенок

сам

придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о

личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о

ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в

процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других

детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста

«Лесенка»);

психолого-педагогическую

характеристику

ребенка;

«корзину

пожеланий»,

в

содержание

которой

входят

благодарность

ребенку

за

доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям

— за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что

ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы

анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы

педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия

ребенка

в

акциях;

характеристика

психолога

познавательных

интересов

ребенка;

грамоты

по

номинациям

за

любознательность,

умения,

инициативу, самостоятельность;

блок

«Какой

ребенок

успешный»

содержит

информацию

о

творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке;

рассказ

ребенка

о

своих

успехах;

творческие

работы

(рисунки,

стихи,

проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким

образом,

портфолио

(папка

личных

достижений

ребенка)

позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и

вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и

его семье

6. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами

самостоятельного

конструирования

педагогического

процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все

радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в

разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,

социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки

профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие

разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного

развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование

(что

и

когда

окончил,

полученная

специальность

и

квалификация по диплому);

трудовой

и

педагогический

стаж,

стаж

работы

в

данном

образовательном учреждении;

повышение

квалификации

(название

структуры,

где

прослушаны

курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии

документов,

подтверждающих

наличие

ученых

и

почетных

званий и степеней;

наиболее

значимые

правительственные

награды,

грамоты,

благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание

данного

раздела

формирует

представление

о

динамике

результатов

деятельности

педагога

за

определенный

период.

В

раздел

могут быть включены:

материалы

с

результатами

освоения

детьми

реализуемой

программы;

материалы,

характеризующие

уровень

развития

представлений

и

умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный

анализ

деятельности

педагога

за

три

года

на

основании

результатов

педагогической

диагностики,

результатов

участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие

о профессионализме педагога. Это могут быть:

материалы,

в

которых

описываются

технологии,

используемые

педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы,

характеризующие

работу

в

методическом

объединении,

творческой группе;

материалы,

подтверждающие

участие

в

профессиональных

и

творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит

информацию

об

организации

предметно-развивающей

среды

в

группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит

информацию

о

работе

с

родителями

воспитанников

(планы

работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким

образом,

портфолио

позволит

самому

педагогу

про-

анализировать

и

представить

значимые

профессиональные

результаты,

достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

7. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции

на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота

каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным,

но

не

развлекательным.

Для

реализации

такого

подхода

необходимо,

чтобы

образовательные

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

содержали

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя

эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Безусловно,

этот

уровень

достижений

ребенка

должен

диагностироваться,

а

используемая

педагогом

технология

должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной

работы

детского

сада

и

решением

его

основных

задач.

Некоторые

современные

образовательные

программы

предлагают

использовать

народную

игру

как

средство

педагогической

коррекции

поведения детей.

8. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ

(теория

решения

изобретательских

задач),

которая

создана

ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель

использует

нетрадиционные

формы

работы,

которые

ставят

ребенка

в

позицию

думающего

человека.

Адаптированная

к

дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать

ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,

ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому

важно

не

упустить

этот

период

для

раскрытия

творческого

потенциала

каждого ребенка.

Целью

использования

данной

технологии

в

детском

саду

является

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность;

с

другой

поисковой

активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная

задача

использования

ТРИЗ

-

технологии

в

дошкольном

возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в

подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не

стоит

форсировать

внедрение

ТРИЗ

без

понимания

детьми

основных

положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –

вот

та

среда,

через

которую

ребенок

научится

применять

тризовские

решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,

он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные

ресурсы.

Можно

применять

в

работе

только

элементы

ТР И З

(инструментарий),

если

педагог

недостаточно

освоил

ТРИЗ-

технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый

этап

определение

положительных

и

отрицательных

свойств

качества

какого-либо

предмета

или

явления,

не

вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй

этап

определение

положительных

и

отрицательных

свойств предмета или явления в целом.

Лишь

после

того,

как

ребенок

поймет,

чего

от

него

хотят

взрослые,

следует

переходить

к

рассмотрению

предметов

и

явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую,

педагог

уже

проводит

тризовские

занятия,

даже

не

подозревая

об

этом.

Ведь,

именно,

раскрепощенность

мышления

и

способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой

педагогики.

Заключение:

Технологический

подход,

то

есть

новые

педагогические

технологии

гарантируют

достижения

дошкольника

и

в

дальнейшем

гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый

педагог

творец

технологии,

даже

если

имеет

дело

с

заимствованиями.

Создание

технологии

невозможно

без

творчества.

Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным

ориентиром

познавательный

процесс

в

его

развивающемся

состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться другим. (

Чарльз Диккенс)



В раздел образования




Яндекс.Метрика