Напоминание

ориентирование


Автор: Мешалкин Егор Павлович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО
Населённый пункт: город Искитим
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: ориентирование
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА УРОКА: «Ориентирование».

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающие: Овладение обучающимися основными спортивно-техническими

навыками о способах ориентирования на местности; определению азимута по

компасу.

развивающие:

· развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных

жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта.

· Воспитательные:

воспитание у обучающихся основных человеческих качеств: взаимовыручки,

дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, экран, мультимедиа презентация, компас, карта,

плакаты с видами по ориентированию, карточки с тестами по теме.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, индивидуальная.

Время проведения занятия:45 минут

Предпочтительный возраст детей: 5-7 класс

ПЕРЕЧЕНЬ ВВОДИМЫХ ПОНЯТИЙ: Ориентирование, азимут, компас,

рельеф местности, топографическая карта.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:

Стрелка компаса на север,

Показала направленье.

И по плану ты проверил,

Путь дальнейшего движенья.

О чём идёт речь?

1.Ориентирование - умение определять на местности стороны горизонта по

компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.

Важным видом ориентирования является спортивное ориентирование.

Спортивное ориентированиеэто вид спорта, в котором участники

самостоятельно, при помощи спортивной карты и компаса, должны пройти

заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.

Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

Что такое горизонт?

Это часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Эта линия всё время,

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

(линия горизонта)

(педагог предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного

учащегося к доске, остальные работают в тетрадях )

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления

промежуточных сторон?

2.Способы ориентирования.

Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому

что ориентироваться можно разными способами.

Какие способы ориентирования вам известны?

Ориентирование по Луне.

Ориентирование по местным приметам.

Ориентирование по звездам.

Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.

В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне

небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если

встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени.

Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью

часов.

Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была

направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и

цифрой один, раздели пополам

(по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет

примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне,

где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и

цифрой 12.

3.Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора -

компаса.

Компас даёт точное направление сторон горизонта.

Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните

коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным

концом магнитной стрелки.

З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

Задание.

Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

4.Азимут и его определение

Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют

азимут.

Между севером и точкой

Отсчитай по солнцу градус-

Это азимут. Он точно

Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут?

Азимут это угол, образованный направлением на «Север» (первый луч) и

направлением на ориентир-цель (второй луч). Азимут измеряется в градусах

и отсчитывается от нуля по ходу часовой стрелки.

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный

компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к

предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по

часовой стрелке.

(педагог показывает на демонстрационной модели компаса приёмы

определения азимутов).

Задание.

Нахождение азимута по плану.

1. Определить направление на север.

2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением

на север, а другую линию на предмет местности.

3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь

почасовой стрелке.

4.Что делать, если ты заблудился?

Первое – не поддавайся эмоциям! Определи место своего нахождения. Найди

крупный ориентир с помощью компаса. Выходи на хороший линейный

ориентир (дорогу, ЛЭП, реку, кромку леса), они выведут тебя к людям

5.Топографическая карта – это изображение местности в многократно

уменьшенных масштабах.

На них отмечают: основные пункты геодезии или геологии; особенности

рельефа; сведения гидрографии; границы, дороги; коммуникации; важные

объекты.

топографическая карта — это способ отобразить местность на бумаге, для

дальнейшего ориентирования.

Масштаб указывают на картах разными способами:

1)Численный.

Запись выглядит как дробь с числителем, равным единице, и знаменателем,

равным степени уменьшения. Его используют в качестве пояснения,

записывают на одной из рамок карты. Показатель численного масштаба равен

величине, которая соответствует 1 см.

2) Линейный.

Пояснение выглядит как линейка, деленная на равные отрезки. Линейный

масштаб необходим для тех специалистов, которые одновременно с

изучением топографической карты измеряют расстояния и переводят их в

натуральные величины.

Задание.

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с

учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут

выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край –

южным, правый- восточным, левый – западным.

6.Закрепление изученного материала.

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, предлагаю каждому составить по два вопроса по

новой теме.

А так же на листочках ответить на предлагаемый тест.

7.Заключительная часть. Итог урока. Рефлексия.



В раздел образования




Яндекс.Метрика