Напоминание

Профессиональная мобильность педагога - концертмейстера


Автор: Минасян Асмик Эдуардовна
Должность: преподаватель - концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Горячий Ключ
Населённый пункт: г. Горячий Ключ
Наименование материала: «Содержание и структура профессиональной мобильности педагога – концертмейстера»
Тема: Профессиональная мобильность педагога - концертмейстера
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа по теме

«Содержание и структура профессиональной мобильности педагога –

концертмейстера» преподавателя фортепиано МБУДО ДШИ г. Горячий Ключ

Минасян Асмик Эдуардовны.

Н а

рубеже XX-XXI

веков

мобильность

становится

ключевым

понятием,

отражающим все требования, которые предъявляет к человеку современное общество.

Динамизм, скорость и темп пронизывают все сферы жизни и деятельности человека,

требуя

проявления

гибкости,

адаптивности,

способности

быстрого

реагирования

на

происходящие изменения.

Деятельность музыканта – концертмейстера в полной мере отвечает указанным

требованиям. Её специфика состоит из многопрофильности и полифункциональности,

связанной с изменчивостью профессионального контекста.

Многопрофильность

концертмейстерской

деятельности

проявляется

в

разнообразии видов и составов исполнительских коллективов, в которых задействован

музыкант – концертмейстер – это инструментальные ансамбли и солисты, оркестровые

коллективы. Работа с каждым из этих коллективов отличается своей спецификой и требует

от концертмейстера специальных знаний и определенных умений, навыков.

Полифункциональность

работы

музыканта

концертмейстера

обеспечивается

характером и условиями творческой деятельности, в зависимости от которых превалируют

те или иные функции.

В

репетиционной

работе

концертмейстер,

как

правило,

наряду

с

исполнительскими,

выполняет

еще

педагогические

и

организаторские

функции,

в

условиях подготовки к концертным выступлениям – нередко функции художественного

руководства. Можно сказать, что мобильность рассматривается как решающий фактор,

обеспечивающий успешность концертмейстерской деятельности.

В

научных

исследованиях

мобильность

рассматривается

как

один

из

инструментов модернизации образования. Мобильный подход акцентирует внимание на

результатах

образования,

которые

понимаются

не

только

как

объем

усвоенной

информации,

но

и

как

способность

человека

действовать

в

различных

проблемных

ситуациях.

Темп

эволюции

совершенствования

любой

профессии

зависит

от

того,

насколько она востребована, насколько она успевает трансформироваться в соответствии с

изменяющимися условиями, новыми запросами времени.

Проблема повышения уровня профессиональной мобильности концертмейстера

является актуальной в современных социально-экономических условиях.

Во-первых,

концертмейстер

с

хорошим

уровнем

мобильности

оказывает

позитивное влияние на формирование творческих способностей учащихся в процессе

учебно-воспитательной работы.

Во-вторых,

сможет

добиться

лучших

результатов

в

своей

профессиональной

деятельности.

В-третьих, способствует реализации профессиональных возможностей.

Категория

профессиональной

мобильности

в

научной

литературе

рассматривается в двух проекциях – как процесс, и как качество и свойства личности.

Если социальные науки исследуют характер протекания процессов профессиональной

мобильности,

а

именно,

способность

человека

переучиваться

в

течении

жизни,

то

психолого-педагогические

науки

рассматривают

мобильность

как

качественную

характеристику личности, позволяющую быстро ориентироваться и быстро действовать в

динамических условиях.

Изучение особенностей концертмейстерской деятельности позволило определить,

что

профессиональная

мобильность

музыканта-концертмейстера

имеет

комплексную

природу и включает не только профессиональные знания, исполнительские умения и

навыки, но и целый комплекс личностно-психологических и социально-коммуникативных

характеристик.

Содержательный

(когнитивный)

фундамент

профессиональной

мобильности

музыканта

концертмейстера

составляет

система

специальных

знаний

в

различных

областях музыкального искусства и концертмейстерской деятельности. Владение знанием

из области музыкальной истории и теории позволяет концертмейстеру верное прочтение и

адекватное

интерпретация

музыкального

текста,

осмысление

содержания

и

характера

музыкального

материала,

его

жанр

и

стиль,

форму

и

драматургию,

тональный

и

гармонический план.

Многопрофильная

сущность

концертмейстерской

деятельности

определяет

необходимость владения знаниями из различных областей исполнительского искусства.

Чрезвычайно важной для концертмейстера является способность к согласованным

действиям, умения выстраивать в ансамбле общий исполнительский план, добиваясь

единства темпа, фразировки, штрихов, звукового и динамического баланса, потому без

этого

невозможно

достижение

музыкально-исполнительского

единства,

создание

высокохудожественного ансамбля.

Формирование

умений

и

навыков

профессиональной

мобильно сти

концертмейстера

невозможно

без

развития

личностно-психологических

качеств

музыканта. Способность к разумному творческому компромиссу, гибкость и корректность

в

отношении

партнеру,

умение

предвидеть

его

намерения,

пойти

за

ним,

позволяет

музыканту – концертмейстеру наименьшими психологическими затратами вырабатывать

общую исполнительскую концепцию, добиваясь слаженности ансамбля.

Работа музыканта-концертмейстера во многом зависит от уровня владения им

средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Владение средствами вербальной коммуникации позволяет концертмейстеру четко

формировать

и

ясно

выражать

свои

мысли,

без

усилия

раскрывать

свое

видение

художественной

идеи

произведения,

создавать

доверительную

творческую

атмосферу,

комфортные условия для общения.

Владение

средства

невербальной

коммуникации

позволяет

партнерам

обмениваться информацией через изменение выражения лица, жесты, движение глаз.

Динамичные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность,

требуют

от

концертмейстера

приспособляемости

к

условиям

среды,

высокой

адаптивности.

Интенсивность

и

скорость

процессов

социально-профессиональной

адаптации музыканта – концертмейстера является одним из показателей его мобильности.

В ходе обобщения опыта, удалось выяснить каким уровнем мобильности должен

обладать

концертмейстер.

Это

целый

комплекс

музыкально-теоретических

знаний

,

исполнительских

умений

и

навыков,

а

также

эмоционально-волевых

и

личностно-

психологических.

Также была создана модель профессиональной мобильности концертмейстера

ДШИ.

Таблица 1 – модель профессиональной мобильности концертмейстера.

Личностно-психологические

компоненты

Социально-

коммуникативные

компоненты

Когнитивно-деятельные

компоненты

- культура речи;

-

пластичность

и

с и л а

аппарата;

-

в н и м а н и е ,

п а м я т ь ,

мышление и эмоции;

- оценочные способности;

-

быстрота

и

активность

реакции;

- самообладание;

- самооценка;

- интуиция;

- воля;

- инициативность;

- ответственность.

-

скорость

ассоциативно

образной

и

эмоциональной

реакции на музыку;

-

способность

уйти

на

второй план;

- артистизм;

-

средства

вербальной

и

невербальной

коммуникации.

- общая культура;

- исполнительские умения и

навыки

(чтение

с

листа,

транспонирование

аккомпанемента, подбор по

слуху);

- музыкальные способности

(ладово-интонационное,

р и т м и ч е с ко е

ч у в с т в о ,

музыкальное

мышление

и

память);

-

м у з ы к а л ь н ы й

с л у х

(звуковысотный,

мелодический,

полифонический,

г а р м о н и ч е с к и й ,

т е м п

рально-динамический,

внутренний)

Педагогическая

целесообразность

обобщения

опыта

состоит

в

научном

обосновании

эффективности

применения

мобильного

подхода

в

образовательном

процессе ДШИ и выявлении особенностей профессионального профиля концертмейстера

ДШИ, а также обосновании модели профессиональной мобильности.

Объектом

обобщения

педагогического

опыта

служит

концертмейстерство,

как

творческая деятельность пианиста, совмещающая в гибких и вариативно меняющихся в

зависимости

от

ситуации,

пропорциях

элементов

исполнительского

мастерства,

педагогики и специфической психологической мобильностью.

Психологическая

целесообразность

исследования

заключается

в

разработке

сущностной,

специфической

и

уровневой

характеристики

концертмейстерской

мобильности,

как

интегрированной

способности

педагога

музыканта,

а

также

определение психолого-педагогических организационных и музыкально-дидактических

условий развития этой способности профессиональной деятельности.

Необходимо также сказать, что профессиональная мобильность концертмейстера

– это сформированность в его труде различных сторон концертмейстерской деятельности

и

педагогического

общения,

которая

позволяет

осуществлять

дифференцированный

подход с учетом темпов психологического развития, склонностей и интересов, состояния

здоровья обучающихся.

Социальная

направленность

обобщения

опыта

состоит

в

следующем:

разработанная

и

апробированная

система

формирования

концертмейстерской

мобильности позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности.

При разработке профиля профессиональной мобильности и анализе специфике

деятельности

концертмейстера

ДШИ

было

выявлено,

что

профиль

мобильности

концертмейстера

ДШИ

понимается,

как

взаимосвязанные

множества

социально-

личностных и профессиональных компонентов мобильности



В раздел образования




Яндекс.Метрика