Автор: Брагина Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Московская обл, г. Реутов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Садовница"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Реутов
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек»
ПРОЕКТ
«Садовница»
г. Реутов, 2016 год
Актуальность темы.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с
природой
положительно
влияет
на
человека,
делает
его
добрее,
мягче,
пробуждает
в
нем
лучшие
чувства.
Особенно
велика
роль
природы
в
воспитании детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных
представлений
и
знаний
о
природе.
Окружающая
природа
представляет
большие
возможности
для
разнообразной
деятельности
детей,
для
формирования
экологической
культуры,
что
влияет
на
развитие
их
нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из
важнейших
условий
организации
работы
с
детьми
по
их
экологическому
образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском
саду,
так
как
нередко
он
продолжительное
время
является
единственным
местом общения детей с природой.
Экологическое пространство на территории МАДОУ № 5 представлено
типичными
для
нашего
региона
зелеными
насаждениями,
в
том
числе
деревьями и кустарниками, цветником, огородом, искусственным водоемом.
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического
образования
детей
дошкольного
возраста.
Нужно
закладывать
в
детях
представление
о
том,
что
человек
нуждается
в
экологической
чистоте
окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы,
чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому
образу жизни. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-
гигиеническими требованиями, такая среда
в ДОУ выполняет множество
функций
(развивающая,
адаптационная,
оздоровительная,
корректирующая,
воспитательная,
познавательная,
практико-ориентировочная
и
др.),
она
обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ
экологической
культуры,
формированию
экологически
целесообразного
поведения, экологизации различных видов деятельности.
2
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на
огороде.
Педагог организует ежедневное наблюдение на участке детского сада за
природой,
во
время
которого
дети
многое
узнают
о
жизни
растений
и
животных, любуются красотой природы во все времена года. Одновременно они
узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений,
приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо
относиться к природе. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с
природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к
природе, (естественного) интереса к окружающему миру.
Проектная часть.
Тип
проекта:
практико-ориентированный,
долгосрочный,
открытый,
коллективный
Участники
проекта:
дети,
родители,
педагоги
МАДОУ
№
5
«Аленький
цветочек», г.Реутов.
Срок реализации: долгосрочный 3 года (2013-2016 г.)
Основание для разработки. Проблема:
Для педагогического коллектива актуально и приоритетно формирование
нравственных
установок
дошкольников
через
призму
экологического
воспитания и образования.
Дошкольное образовательное учреждение построено и функционирует с
сентября 2011 года. Детские площадки для прогулок оснащены современными
теневыми
навесами,
безопасным
напольным
покрытием,
малыми
игровыми
формами, оборудована современная спортивная площадка, участок для игр и
занятий по правилам дорожного движения. На момент открытия детского сада
на территории было недостаточно зеленых насаждений и цветов. Ландшафт
детского сада выглядел не совсем приглядно. В связи с тем, что детский сад -
новострой - в первый год работы
много сил, времени и средств уделялось
внутреннему
благоустройству.
Оформлению
территории
детского
сада
не
уделялось
достаточного
внимания.
Для
осуществления
экологического
и
3
нравственного воспитания дошкольников необходимо было благоустройство и
озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны.
Цель
проекта:
благоустройство
и
озеленение
территории
детского
сада,
создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и
нравственного воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
-
формирование
условий
для
эффективного
экологического
образования
дошкольников,
способствующего
воспитанию экологической
культуры
и
осознанного отношения к природе;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечение родителей для
создания комфортной ландшафтной зоны.
- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными
насаждениями;
-
пропаганда
охраны
окружающей
среды
и
формирование
экологической
культуры населения.
Рабочий план по реализации проекта
№
п/п
Наименование мероприятия
Срок
проведения
Ответственный
1. Подготовительный этап
1.1
Сбор
и
анализ
информации
по
разнообразию ландшафтного дизайна
Ноябрь-
декабрь
Ст. воспитатель
1.2
Общее собрание коллектива
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы
Ноябрь
Заведующая ДОУ
Ст. воспитатель
Воспитатели
групп
1.3
Родительские собрания в группах
–
привлечение
к
благоустройству
и
озеленению территории родителей
Ноябрь
Воспитатели
групп
4
1.4
Изучение
особенностей
территории
ДОУ
Ноябрь
Творческая группа
1.5
Конкурс
на
лучший
дизайнерский
проект «Снежные постройки»
Декабрь-январь
Ст. воспитатель
Воспитатели
групп
1.6
Разработка
п л а н а
о з е л е н е н и я
т е р р и т о р и и
д е т с к о г о
с а д а
–
создание
эскизов
генерального
плана
–
подбор
растений
для
цветников,
деревьев
и
кустарников,
огорода
и
водоема.
Февраль-март
Творческая группа
1.6
П р и о б р е т е н и е
н е о б х о д и м о г о
материала
и
оборудования
для
реализации проекта
Апрель
Зам.заведующего
Ст. воспитатель
2. Деятельностный этап
2.1
Акция
«Наш
цветущий
сад»
Посадка семян на рассаду
Март
Педагоги ДОУ
2.2
Предпосевная обработка почвы
Апрель – май
Ст. воспитатель
2.3
Проведение мероприятий по уборке
мусора
Апрель – май
Завхоз
2.4
Разбивка
участков,
цвет ников,
подготовка почвы.
Апрель – май
Педагоги ДОУ
2.5
Обновление песочниц
Май
Педагоги ДОУ
2.6
Завоз песка для игр в песочницы
Май
Завхоз
2.7
Стрижка кустов
Май
Педагоги ДОУ
2.8
Высаживание рассады однолетних и
многолетних цветов
Апрель-май
Педагоги ДОУ
2.9
Посадка овощных культур на огороде
Май
Педагоги ДОУ
5
2.10 Э ко л о г и ч е с к и е
п р а з д н и к и
и
развлечения
Сентябрь-
август
Ст. воспитатель
Педагоги ДОУ
2.11
Уход за огородом и цветниками
В течение всего
проекта
Педагоги ДОУ
2.12 Опытно-экспериментальная
деятельность
В течение всего
проекта
Педагоги ДОУ
2.13 Экскурсии по территории ДОУ.
В течение всего
проекта
Педагоги ДОУ
2.14 Образовательная
деятельность
с
детьми
В течение всего
проекта
Педагоги ДОУ
2.15 Акция:
«Повесим кормушки для птиц»
Декабрь
Педагоги ДОУ
2.16 А к ц и я
« С д е л а е м
д ом и к и
д л я
скворцов»
Март
Педагоги ДОУ
Родители
2.17 Акция "Посадим Аленький цветочек"
Май
Педагоги ДОУ
Дети
3. Заключительный этап
3.1
П о д г о т о в к а
с о о б щ е н и й
п о
благоустройству территории ДОУ
Май
Ст. воспитатель
3.2
Проведение выставки фотографий о
р а б о т е
п о
б л а г о у с т р о й с т в у
территории ДОУ (2013-2016г.)
Май
Ст. воспитатель
Педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по
экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста;
Участие 100% сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного
дизайна ДОУ и нравственного воспитания детей:
Привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.
6
Дальнейшее развитие проекта:
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит
в
дальнейшем
эффективнее
осуществлять
работу
по
экологическому
воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и
озеленение прогулочных участков будут пополняться и обновляться малыми
архитектурными
формами.
Планируется
по
всей
территории
детского
сада
расставить
забавные
композиции
из
бросового
материала;
посадить
декоративные деревья: туя, плакучая ива, смородина, вишня, лианы: клематис,
виноград.
30 августа 2016 года нашему детскому саду исполняется 5 лет.
Давайте посмотрим, как менялась территория вокруг здания за последние 5 лет.
Весна 2011год
За считанные месяцы на пустыре выросло трехэтажное здание с большим
крыльцом, просторным двором и игровой площадкой.
Июль 2011 года.
7
Июнь 2012 года. Благоустройство участков.
Своеобразная визитная карточка нашего детского сада – это красивые и
оригинальные детские площадки, спортивная площадка, площадка по ПДД.
Декабрь 2012 года. Выставка детских поделок из снега под открытым
небом.
В декабре, когда начались сильные снегопады, остро встал вопрос уборки
снега на территории сада. Тогда и возникла идея устроить конкурс снежных
поделок.
Воспитатели
вместе
с
заведующей
разработали
и
утвердили
положение о проведении конкурса, наметили план работ и приступили к делу.
Воспитанники детского сада очень ответственно подошли к заданию. Вместе со
своими педагогами и родителями они каждый день усердно трудились над
своими поделками, лепили и раскрашивали их. Территория детского садика
8
преобразилась буквально на глазах: теперь ее украшают разноцветные змеи,
крокодилы, цветочки и многие другие фигуры. Всего их было около 30.
Уборка территории от снега превратилась в занимательную игру. Теперь во
время прогулки ребята с интересом занимаются коллективным творчеством.
Большую роль также играет работа с родителями, которые принимают активное
участие в строительстве снежных фигур.
Более подробную информацию об этом событии вы можете узнать:
reutov/news/index.php?id_4=10963&id_22=8638&from_4=7
domodedovo-cityexternal/government-moscow-
region/news/73629.html
ia-reut.mosoblonlinenews/1339.html
Деятельностный этап
Весна 2013 года.
9
Стало: пруд, пчелы, плетень, цветы, утка с утятами, кувшинка, лилия.
Пруд - июнь 2014г.
Дополнили: 2 плакучие ивы, камыши, цветы, домашняя птица и поросята.
10
Дополнили: 2016г "Мостик через озеро"
Огород.
На огороде высажены следующие культуры: огурцы, помидоры, кабачки, перец,
зелень (салат, укроп, петрушка), редис.
На территории ДОУ разместились два лебедя и пасека.
Стало:
огород, мощеная дорожка к огороду и беседке, лебеди, колокольчики,
черепаха, улей с пчелами.
Вид на огород, пруд и беседку сверху.
11
2014 г
Перспективный план на 2017 год.
На этом мы не
останавливаемся, а активно собираем идеи, разрабатываем
дизайн-проекты для сюжетных композиций на следующий год.
№
п/п
Наименование мероприятия
Срок
проведения
Ответственный
1.1
Обновление разметки по ПДД на
асфальте
Май
Ст. воспитатель
1.2
Составление плана работы на огороде
Апрель
Педагоги ДОУ
1.3
Изготовление
табличек-указателей
с
названиями растений.
Апрель-май
Ст. воспитатель
Педагоги ДОУ
1.4
Покраска игрового оборудования
Май
Завхоз
1.5
Работа в цветниках
Май – август
Педагоги ДОУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
12
Оформление материалов
В
ходе
работы
другими
педагогами
составлялась
картотека
игр,
познавательных
рассказов
о
растениях,
животных.
Музыкальный
руководитель
подбирал
сказочных
персонажей,
музыку.
Вся эта организация послужила для работы с детьми, где педагоги могут
проводить:
наблюдения,
элементарные опыты;
игры;
театрализованную деятельность;
экскурсии;
эколого-оздоровительные походы.
Во время экскурсий или наблюдений за живой природой, педагог использует
специальный «Паспорт», где указано:
биологические, экологические характеристики данного объекта;
особенности распространения;
происхождение названия;
народные названия;
отражение
его образа
в
фольклоре
(сказках,
загадках,
пословицах,
песнях, стихах);
отмечается его связь с другими растениями и животными;
роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.)
и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому
образованию дошкольников и просвещению родителей (как показывает
опыт,
родителей
всегда
интересует
информация
об
использовании
растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных
бесед).
13