Автор: Калякина Светлана Кабировна
Должность: преподаватель по классу скрипки и фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО Новоульяновская ДШИ имени Ю.Ф. Горячева
Населённый пункт: г. Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Инновационная деятельность в ДШИ
В
условиях
модернизации
системы
российского
образования
невозможно
развитие
детских
школ
искусств
(ДШИ)
без
инновационной
деятельности.
Современные
инновации
в
системе
образовании
можно
условно
разделить на две группы:
1) инновации, связанные с изменением системы образования
2)
инновации,
связанные
с
развитием
новых
образовательных
программ.
Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом»
инновации
является
личность
ученика
и
педагога.
В
традиционной
педагогике между педагогом и учеником складываются субъектно-объектные
отношения,
а
в
инновационной
–
субъектно-субъектные. Инновационные
технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть
возможно сти
учителя
и
спо собно сти
обучающего ся,
с д е л ат ь
образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным.
Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы
образования.
Ключевой
характеристикой
современного
школьного
образования
является «новый» тип учителя – чуткого и внимательного к
интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому.
Личность ученика, ее индивидуальность является главным в
обучении и
развитии детей и находится в центре внимания педагога.
В целом процесс
обучения становится более творческим, насыщенным. При возникновении
особого
контакта
между
педагогом
и
учеником
ребёнок
раскрепощается;
уходят
психологическая
скованность
и
зажатость.
Ученик
осознает,
что
учитель
проявляет
особую
заинтересованность
конкретно
к
нему,
к
его
индивидуальности, к его творческому потенциалу.
В
современном быстро развивающем мире интернет-технологии активно
внедряются в сферу музыкального образования. В работе с учащимися ДШИ
используются цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы. И-Т
могут применяться в работе для сбора, анализа информации учащимися,
знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Эта работа организуется и
контролируется педагогом. Даются ссылки на конкретные, изученные сайты,
создавая тем самым, эффект вовлечения в современные мировые процессы и
стимулируя интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ. Сегодняшнее
поколение
детей
достаточно
свободно
владеет
компьютером,
поэтому,
начиная
с
младших
классов,
даются
задания
прослушать
с
помощью
интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-
профессионалов, а также ровесников - учащихся ДШИ; прослушать, как
звучит
данное
произведение
в
исполнении
на
других
музыкальных
инструментах,
с
последующей
беседой-сравнением. Пользуясь
интернет-
ресурсами, учащиеся могут составлять рефераты по музыкальной литературе,
находить
интересные
факты
творчества
композиторов. В
совместном
творчестве
преподавателя
и
учащихся
при
подготовке
мероприятий
с
использованием
мультимедийной
техники,
-
подборка
видеоряда,
соответствующего
характеру
музыки,
подбор
музыкальных
эпизодов
к
живописным
полотнам,
взятым
из
интернета,
можно
проследить
связь
музыки
с
другими
видами
искусства,
такими
как
живопись,
литература,
поэзия.
Интернет – ресурсы оказывают значительную помощь в творческой
.
деятельности преподавателей и учащихся ДШИ.
Инновационная деятельность в ДШИ выражается также в использовании
новых
форм
представления
и
демонстрации
результатов
освоения
программы в виде проектной деятельности учащихся.
Каждый учащийся
разрабатывает проект, который защищает в конце учебного года. В этом
случае все занятия в течение года связаны одной темой, а промежуточные
результаты становятся частями проекта.
Современное
обучение
в
ДШИ
предполагает
в н е д р е н и е
междисциплинарных, гибридных занятий. Например, рисование под музыку,
чтение стихов под музыку. Инновационные технологии в педагогике меняют
содержание
воспитательного
и
образовательного
процессов,
делают
преподавание
более
эффективным.
Практикуется
личностный
подход
к
обучению с учетом способностей и интересов каждого ребенка, это повышает
мотивацию к творчеству, удовлетворенность результатом, усиливает доверие
между учащимся и учителем.
.
Таким образом, задача преподавателей ДШИ – раскрыть творческую
индивидуальность
каждого
ученика
с
помощью
современных
образовательных технологий.