Напоминание

Использование в музыкальном образовании элементов арт-терапии


Автор: Калякина Светлана Кабировна
Должность: преподаватель по классу скрипки и фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО Новоульяновская ДШИ имени Ю.Ф. Горячева
Населённый пункт: г. Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование в музыкальном образовании элементов арт-терапии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование в музыкальном образовании элементов

арт – терапии.

Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых

годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл.

Он

заметил,

что

занятие

творчеством

помогает

туберкулезным

больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь.

так

как

искусство

появилось

еще

в

древние

времена,

его

терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше

время

возник

особый

интерес

к

этой

функции

творчества.

Арт-

терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и

стремительно

развивающихся

направлений

психотерапии.

Доказательством

тому

служат

чрезвычайно

популярные

сегодня раскраски-антистресс.

Раскрашивая причудливые тонкие и

мелкие узоры, ребенок снимает напряжение и погружается в мир

фантазий.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение

изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и

подвидов, которые продолжают появляться:

изотерапия;

цветотерапия;

музыкотерапия;

песочная терапия;

игротерапия;

библиотерапия;

сказкотерапия;

маскотерапия;

драматерапия;

фототерапия;

денс-терапия;

арт-синтезтерапия

(объединение

живописи,

стихосложения,

цвето-,

маско- , мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.

С о в р е м е н н о е

о б у ч е н и е

в

Д Ш И

п р е д п о л а г а е т

в н е д р е н и е

междисциплинарных, гибридных занятий. Например, рисование под музыку,

чтение стихов под музыку. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ.

Обучение

таких

детей

требует

бережного

и чуткого

подхода.

Именно

использование арт-терапевтического метода дает комфортное эмоциональное

самочувствие и улучшение психологического здоровья, так как ребёнок, как

писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками,

з

в

у

к

а

м

и

»

Арт-терапия —

э т о

л е ч е н и е

и с к у с с т в о м ,

т в о р ч е с т в о м .

Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении

п р о бл е м

ком м у н и ка ц и

и с о ц и а л и з а ц и и

д е т е й

с ограниченными

возможностями. Применяется такой метод лечения при аутизме, задержке

умственного

развития,

нарушениях

речи,

слуха,

зрения,

двигательных

ф у н к ц и й .

.

Использование

элементов

арт-терапии

пробуждает

жизненные

силы,

активизирует память и работоспособность, создает новые мотивы, установки,

развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности;

компенсирует

недостающие

возможности.

Помогает

формировать

навыки

межличностной

коммуникации,

оптимизирует

личностные

качества,

помогает социально адаптироваться

.

Общими

результатами

коррекционного

воздействия

арт-терапии

является

создание положительного эмоционального настроя, улучшение психического

здоровья, облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми,

создание и развитие отношений взаимного приятия и эмпатии, развитие

воображения, эстетического опыта, творческого самовыражения, повышение

адаптационных способностей, снижение утомляемости и развитие чувства

внутреннего контроля.

Таким

образом,

использование

на

уроках

элементов

арт

терапии

способствует

коррекции

отклонений

и нарушений

личностного

развития,

в использовании

внутренних

ресурсов

детей

с ОВЗ,

саморегуляции

и самоисцеления,

помогает ребенку чувствовать себя нужным, развивать

д о б р ы е

о т н о ш е н и я

с л ю д ь м и

и о к р у ж а ю щ и м

м и р о м .

Данная комплексная программа предполагает внедрение в процесс

обучения здоровьесберегающтехнологий.

Подздоровьесберегающими

образовател ь н ым и техн ол оги ям и ( ЗОТ) в

широком смысле можно понимать все технологии, использование которых

вобразовательномпроцессеидетнапользуздоровьяучащихся.Кздоровьесберега

ющим

будут

относиться

педагогические

приемы,

методы

итехнологии,

которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов,обеспечивают им

безопасные

условияпребывания,обучения

и

работы

вобразовательном

процессе.

Особенностиздоровьесберегающихтехнологийсостоятвихрациональности,сов

местнойорганизациидеятельностиучителя

и

учащихся,

без

кото р ы х

невозможно

достичь

эффективности

обучения.

Это

дает

возможность

у ч и т е л ю

р е ш а т ь

п р о б л е м ы

о б у ч е н и я

у с п е ш н е е ,

аучащимсяоблегчаетнапряженностьучебногопроцесса.Темсамымсоздается

образовательная среда, которая обеспечивает снятие многихотрицательных

факторов.

Здоровьесберегающие

технологии

призваны

обеспечивать

уважение

кличности

каждого

ребенка,

создавать

условия

для

развития

его

уверенностив

себе,

инициативности,

творческих

спо собно стей,

самостоятельности иответственностиза здоровье детей.

В

о снове

модели

здоровье сберегающего

обучения

н а ход я т с я

двесоставляющих:

«обучающая»

и

«сохраняющая»

здоровье

ребенка

с р е д а . « О б у ч а ю щ а я

с р е д а »

с в я з а н а

с

развитиеминтеллектуальныхспособностей

ребенка.

«Сохраняющая

здоровьесреда»

опирается

на

создание

психологического

комфорта,

эмоциональнойотзывчивости.Педагог

дополнительного

образования

для

сохранения

здоровья

детейстремится

свести

к

минимуму

возможные

отрицательные моменты. Онможет использовать индивидуальный подход в

составлении

репертуарногоплана

в

соответствии

с

музыкальными

способностями

ученика,

подбираяпрограмму,

при

исполнении

которой

ученик чувствовал бы себя комфортно иуверенно.

Таким

образом,

рациональная

организация

урока

включает

в

себяразнообразные

виды

деятельности,

частоту

их

чередования,

насыщенностьурока

На занятиях можно использовать такие упражнения как:

физические упражнения, снимающие мышечные зажимы

импровизационные

упражнения

как

средство

отображения

настроения

игры,

развивающие

интонационный

слух

детей,

фантазию,

повышающие самооценку

упражнения

для

концентрации,

умения

сосредоточиться,

для

расслабления, снятия стресса.

Состояние здоровья детей, подростков вызывает обоснованную тревогу не только у

работников системы образования, но и у всего общества в целом. В связи с этим, такое

направление работы как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий

обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного

процесса. В этом свете, наиболее важным представляется применение в обучении и

воспитании учащихся всех звеньев здоровьесберегающих технологий, посредством

организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально

снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику

и коррекцию, систематическую психологическую помощь непосредственно в школе. Одним

из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания

ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке

позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую

напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность

подвигаться. Момент наступления утомления и снижения учебной активности

определяется в ходе наблюдений по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений

детей.

Расписание уроков составляется с учетом общей загруженности учащихся. Занятия

должны проводиться в помещениях с хорошим освещением, комфортным тепловым

режимом, в проветренном классе. Педагоги планируют и проводят занятия с учетом

возрастных особенностей учащихся, заботятся о том, чтобы на уроках применялись

современные педагогические технологии, помогающие детям развивать интерес к

предмету, создающие на уроках позитивную, творческую атмосферу.

Количество видов деятельности на уроке (норма 4-7), средняя продолжительность

различных видов деятельности не должна превышать 10 минут.

Количество видов преподавания – словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. (норма не менее 3).

Наличие и продолжительность оздоровительных моментов – физкультминутка,

динамические паузы, гимнастика для глаз, минутка релаксации, игры- для гиперактивных

детей, для выработки коммуникативных качеств, для снятия агрессии.

Наличие эмоциональных разрядок – поговорки, известные высказывания, Упражнения на

развитие беглости, гибкости мышления.

Проводя уроки, педагогу необходимо обращать серьезное внимание на реализацию их

обучающих, развивающих и воспитательных функций и осуществление индивидуального

подхода. Для этого педагог должен хорошо владеть научной методикой обучения и

стремиться к тому, чтобы учащиеся достаточно хорошо усваивали изучаемый материал, а

дома лишь углубляли и закрепляли свои знания. Преподаватель должен обращать

внимание на необходимость развития рациональных способов мышления, творческих

способностей, памяти, познавательных интересов учащихся. Современный учебный

процесс предполагает учитывать социальный заказ общества – поставить в центр

образовательного процесса интересы каждого ребенка, способствовать активизации

творческой познавательной деятельности учащихся, для этого педагоги используют

традиционные и новейшие достижения педагогики и методики. К их числу относятся

интегрированные уроки, педагогические, игровые, информационно- коммуникативные,

здоровьесберегающиетехнологии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика