Напоминание

"Лекарственные средства, влияющие на функцию органов желудочно-кишечного тракта"


Автор: Куликова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лекарственные средства, влияющие на функцию органов желудочно-кишечного тракта"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

Лекарственные средства, влияющие на функцию органов желудочно-кишечного

тракта

Специальность: 060101 Лечебное дело (повышенный уровень среднего

профессионального образования

Составитель: преподаватель Куликова Ирина Васильевна

Данная

методическая

разработка

выполнена

в

соответствии

с

требованиями

Государственного стандарта к уровню подготовки выпускников по специальности 060101

Лечебное дело квалификация – фельдшер и предназначена для поэтапной актуализации и

коррекции

знаний,

а

также

для

формирования

умений

и

навыков

при

проведении

практического занятия по теме: «Средства, влияющие на органы ЖКТ».

Согласно

государственным

требованиям

к

минимуму

содержания

и

уровню

подготовки

в

результате

изучения

обязательной

части

цикла

обучающийся

по

общепрофессиональной дисциплине Фармакология(ОП.04) должен:

уметь:

выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием

справочной литературы;

находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах

данных;

ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

применять лекарственные средства по назначению врача;

давать

рекомендации

пациенту

по

применению

различных

лекарственных средств;

знать:

лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды

их действия и взаимодействия;

основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия

лекарств по группам;

побочные

эффекты,

виды

реакций

и

осложнений

лекарственной

терапии;

правила заполнения рецептурных бланков

В

методической

разработке

отражены

образовательные,

воспитательные

и

развивающие цели занятия, содержатся задания для проверки исходного уровня знаний в

виде «слепых» графологических структур, задания для актуализации и коррекции знаний,

задания

для

формирования

профессиональных

компетенций,

тестовые

задания

для

контроля итогового уровня знаний, эталоны ответов.

На

этапе

актуализации

знаний

используются

активные

методы

обучения:

коллективная мыслительная деятельность, постановка проблемных ситуаций, С целью

оптимизации обучения разработана учебная игра «Фельдшер-пациент».

Для привлечения студентов к творческой деятельности запланировано проведение

презентаций творческих работ, выполненных студентами по изучаемой теме.

Оценка деятельности студентов проводится по балльной системе.

Цели занятия:

Образовательные:

Студент должен знать:

Классификацию средств, влияющих функцию органов ЖКТ

Фармакологические эффекты изучаемых препаратов

Показания к назначению изучаемых лекарственных препаратов

Побочные эффекты средств, влияющих на функцию органов ЖКТ

Основные противопоказания к назначению препаратов данных групп

Способы выписывания препаратов данных групп в рецептах.

Студент должен иметь представления:

О механизмах действия изучаемых препаратов .

О выборе лекарственных препаратов с позиции их эффективности и безопасности

Воспитательные цели:

Содействовать воспитанию:

Чувства профессиональной ответственности.

Пунктуальности и организованности.

Соблюдения норм медицинской этики.

Соблюдения этических норм общения.

Исполнительности.

Корректности.

Взаимоуважения.

Развивающие цели:

Обучать умению выбирать главное, анализировать информацию.

Развивать мышление и память, умение ясно и четко формулировать мысли.

Развивать умение вести дискуссию.

Развивать креативность личности.

Обучать умению пользоваться специальной литературой, выбирать главное

Базисные знания:

Внеаудиторная

подготовка

студентов

к

занятию

требует

повторения

анатомического

строения

и

физиологии

ЖКТ,

фармакологии

М-холиномиметиков,

М-холинолитиков,

антихолинэстеразных препаратов, местных анестетиков, вяжущих,

обволакивающих,

адсорбирующих средств

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения занятия: кабинет фармакологии.

Схема интегративных связей

Общепрофессиональные

дисциплины

Фармакология

Специальные

дисциплины

Производственная

практика

ОП. 03 Анатомия и

физиология человека

ОП. 07 Основы латинского

языка

с медицинской

терминологией

ОП. 08 Основы патологии

ОП. 11 Клиническая

фармакология

Раздел 2 «Общая

рецептура»

Раздел 3 «Общая

фармакология»

Раздел 4. «частная

фармакология».

Тема 4.2.2

Средства,

действующие на

холинергические

синапсы

(холинергические

средства)

МДК. 01.01.

МДК. 02.01.

ПМ. 03

ПМ. 07

ПП. МП. 01

ПП. МДК. 02.01

ПП. ПМ. 03

Итоговая государственная аттестация

Оснащение занятия:

Лекарственные препараты

Рецептурные бланки

Регистр лекарственных средств.

Методическая разработка семинарского занятия для студента по теме: «Средства,

влияющие на ЦНС»

Справочная литература по рецептуре.

Основная литература:

1.

Руководство по общей рецептуре, г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.

2.

Виноградов, В. М., Каткова, Е.Б., Мухина, Е. А. Фармакология с рецептурой: учебник

для мед. и фарм. училищ и колледжей / Под ред. В. М. Виноградова.- 4 –е изд., испр. –

СПБ.: Спец.Лит, 2006. – 864 с.: ил.

3.

Гаевая, Л.М. Гаевый, М.Д. Давыдов, В.С. Петров, В.И. Фармакология с рецептурой /

Л.М. Гаевая, М.Д.Гаевый, В.С.Давыдов, В.И. Петров.-Ростов н/Д, 2009.- 464с.

4.

Харкевич, Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник для мед. колледжей и

училищ / Д. А. Харкевич. – М.: ГЭОТАР-медиа, 2009.-464 с.

5.

Материалы лекций

6.

Основные этапы занятия

п/п

Наименование этапа

Содержание

этапа и

методические

указания

Ориент. время

Реализация целей

1.

Организационный

момент.

Проверяется

готовность

3 мин.

Воспитание

пунктуальности,

студентов и

аудитории к

занятиям.

дисциплинированнос

ти, организованности.

2.

Мотивация.

Сообщается

тема,

показывается ее

место в курсе

фармакологии и

значимость для

изучения

клинических

дисциплин и

будущей

профессиональн

ой деятельности.

Сообщаются

образовательные

цели занятия.

3 мин.

Воспитание чувства

профессиональной

ответственности,

соблюдения норм

медицинской этики.

3.

Проверка исходного

уровня знаний.

Проводится

фронтальный

опрос

(приложение

№1). Затем

студенты

заполняют

«слепые»

графологические

структуры

(приложение№2)

Преподаватель

дает

рекомендации,

на что следует

обратить

внимание на

последующих

этапах занятия.

10 мин.

Выявление степени

подготовленности к

занятию.

4.

Актуализация

знаний:

1. Индивидуальная

работа по карточкам

Студентам

раздаются

карточки

заданий по

вариантам

(приложение

№4, 5). После

заполнения

карточек

выдаются

эталоны

правильных

ответов

(приложения №

10

мин.

Развитие мышления и

памяти, коррекция

знаний

6,7).

5.

3.Учебная игра

«Бонус»

Студентам

сообщаются

правила

и г р ы

(приложение

№9).

На

экран

через

проектор

выводятся

вопросы

(приложения

№10,11)

Приглашаются

студенты,

желающие

получить

бонус

к

рейтинговой

оценке.

Преподавателем

комментируются

и

корректируются

ответы.

В

игре

принимает

у ч а с т и е

в с я

группа

студентов

35

мин.

Создание

комфортного

коммуникативного

поля. Воспитание

корректности,

взаимоуважения,

соблюдения

этических норм

общения Выявление

уровня знаний.

Развитие умений

ясно и четко

формулировать

мысли, вести

дискуссию.

6.

Формирование

профессиональных

компетенций

1. Самостоятельная

работа со

справочной и

дополнительной

литературой

Студенты

выполняют

задания

(приложение№1

2), используя

регистр

лекарственных

средств,

дополнительную

литературу и

экспресс-

информацию

120

мин.

Обучение умению

пользоваться

справочной и

специальной

литературой,

выбирать главное,

анализировать

информацию

Знакомство с

современными

препаратами, не

вошедшими в

учебную программу

7.

2. Прописывание

рецептов

Студентам

выдаются

рецептурные

бланки и задание

по вариантам

(приложение

№13)

10

мин.

Закрепление умений

и навыков

прописывания и

оформления

рецептов

8.

Контроль

итогового уровня

знаний

Проводится

компьютерное

тестирование

20

мин.

Умение

концентрировать

внимание, мыслить

самостоятельно

9.

Подведение итогов

Преподавателем

5

Привитие интереса к

занятия, домашнее

задание.

комментируются

оценки за

каждый этап

занятия,

объявляется

итоговая

рейтинговая

оценка.

Поощряются

активно и

творчески

работающие

студенты. Слабо

подготовленным

студентам дается

индивидуальное

дополнительное

задание с

приглашением

на консультацию

и дальнейшую

отработку

занятия.

мин.

учебе.

Воспитание

инициативности,

активной жизненной

позиции.

Задачи, стоящие перед играющими:

1.

Выбрать

эффективные

конкретной

ситуации)

фармакологические

средства

и

обосновать этот выбор.

3. Указать механизм действия выбранного средства.

4.

Осуществить

рациональную

замену

отсутствующего

лекарственного

средства

(фармакологические и фармакотерапевтические аналоги)

5. Обосновать целесообразность комбинированной или комплексной фармакотерапии.

6. Подготовить информационный материал для специалистов и пациентов, провести

и

оценить презентацию фармацевтической информации.

Приложение 1

Глоссарий темы:

Антисекреторными называются средства, понижающие секрецию соляной кислоты и

париетальных (Обкладочных) клеток желудка. К препаратам, понижающим секреторную

функцию

желудка

и

уменьшающим

выработку

соляной

кислоты,

отно сят:

холиноблокаторы,

гистаминоблокаторы,

синтетические

простагландины,

ингибиторы

протонной помпы.

Гастропротекторами

называют

средства,

улучшающими

репаративные

процессы

и

защищающие от механических и химических раздражений слизистой оболочки желудка и

двенадцатиперстной кишки. Эти препараты поддерживают рН желудочного сока на уровне

2,5-3,5 (за счет повышения секреции бикарбонатов), повышают синтез защитных факторов

(простагландинов)

и

уменьшают

их

инактивацию,

улучшают

регенерацию

клеток

слизистой оболочки желудка за счет уменьшения повреждения микрососудов и улучшения

регионарного кровотока

Антихеликобактерными

называют

средства,

вызывающие

гибель

бактерии

класса

Helicobacter pylori в области язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Слабительными

называют

средства,

вызывающие

усиление

двигательной

(моторно-

эвакуаторной)

функции

кишечника,

при

непосредственном

воздействии

на

него

и

ускоряющие экскрецию его содержимого

Антидиарейными называют средства для лечения больных, страдающих диареей. Диарея

[от греческого diarrhea – истекаю], частые жидкие испражнения, понос.

Желчегонными называют средства, повышающие секрецию желчи и способствующие её

выходу в кишечник. Желчь непрерывно вырабатывается железистыми клетками печени, в

сутки

образуется

от

0,5

до

1,5

л.

Желчь

скапливается

в

желчном

пузыре

и

концентрируется. Выход её в двенадцатиперстную кишку связан с поступлением пищи.

Значение желчи в процессе пищеварения.

а.

способствует эмульгированию жиров и их всасыванию;

б.

активирует липазу и ускоряет реакцию гидролиза триглицеридов;

в.

улучшает

всасывание

жирорастворимых

витаминов,

холестерина

и

полиненасыщенных жирных кислот;

г.

стимулирует перистальтику кишечника.

Желчегонные средства

делятся

на

две

группы:

холеретики

(холесекретики

холекинетики.

Холеретики – средства, преимущественно, стимулирующие образование желчи.

Холекинетики – средства, обладающие спазмолитическим действием и способствующие

выделению желчи их желчного пузыря в кишечник.

Холелитолитическими называют средства, способствующие растворять в желчном пузыре

камни, не содержащие солей кальция.

Гепатопротекторными называю средства, повышающие устойчивость клеток печени к

воздействию

повреждающих

факторов,

активирующие

детоксикационные

функции,

улучшающие метаболические процессы и функциональное состояние печени.

Приложение №2

Учебная игра «Бонус»

Цель проведения учебной игры: учебная игра разработана для оптимизации обучения с

целью получения студентами дополнительных баллов к рейтинговой

оценке

Условия игры: Игра проводится по мотивам телепередачи «Кто хочет стать

миллионером?»

Правила игры

Внимание! На принятие решения отводится 1 минута

В распоряжении игроков 3 подсказки:

1. Помощь группы

2. Удаление 2-х неправильных ответов

3. Помощь друга (1 минута на размышление). За правильный ответ

друг

получает бонус 3 балла.

Игрок заработать 2 несгораемых бонуса:

- 5 БАЛЛОВ ПРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТАХ НА ПЕРВЫЕ 5

ВОПРОСОВ

- 10 БАЛЛОВ ПРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТАХ НА ПЕРВЫЕ 10

ВОПРОСОВ

ПРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТАХ НА ВСЕ 15 ВОПРОСОВ игрок получает

ДОПОЛНИТЕЛЬНО К РЕЙТИНГУ 15 БАЛЛОВ



В раздел образования




Яндекс.Метрика