Автор: Наталья Валерьевна Гайлевич
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МОУ«Детский сад № 170 Тракторозаводского района Волгограда»
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование толерантности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Формирование
толерантности
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
реализации
ФГОСДО
Толерантность
–
ключевой
духовно-нравственный
принцип
успешной
социализации
личности.
Один
из
способов
преодоления
современного
кризиса
духовных
ценностей
российского
общества - воспитание
толерантности. В
системе
духовно-нравственных
принципов
толерантность
является
ключевым
принципом
социализации
личности.
Именно
от уровня
терпимости
человека
зависит
успешность
или
неуспешность
его
вхождения в общество, т.е. результат его социализации.
На
современном
этапе,
который
характеризуется
глобализацией
экономики,
мобильностью,
интенсивностью
развития
средств
массовой
коммуникации,
крупномасштабной
миграцией
и
перемещением
населения,
преобразованием
социальных
структур
и
др.,
происходят
изменения и в жизни всего человечества. Логично встаёт вопрос о
необходимости
выведения
мышления
подрастающего
поколения
на
новый
уровень,
так
называемый
«планетарный».
«Планетарное
сознание»
должно
способствовать
формированию
у
каждой
личности
таких
качеств
как
способность
понимания,
толерантность,
доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. Это
особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к
людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию,
вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны,
террористические
акты,
преследование
национальных
меньшинств
и
пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к
отдельным
меньшинствам.
В
интересах
мира,
взаимопонимания
и
международного
сотрудничества,
чтобы
сохранить
человечество,
его
национальную
культуру,
необходимо
вырабатывать
у
подрастающего
поколения
настоятельную
потребность
во
взаимопонимании,
терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае
толерантность – необходимое условие мира и социально-
экономического
развития
народов.
Толерантность (от латинского слова «tolerantia» - терпение) –
терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям,
идеям,
верованиям
(Ожегов
С.И.
Толковый
словарь)..
В испанском языке – способность признавать отличные от своих
собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие
могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В
английском
–
готовность
быть
терпимым,
снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным;
В
арабском
–
прощение,
снисходительность,
мягкость,
милосердие,
сострадание,
благосклонность,
терпение,
расположенность
к
другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть
выдержанным,
выносливым,
стойким,
уметь
мириться
с
существованием
чего-либо,
кого-либо).
Основа толерантности – признание права на отличие. В решении задач
формирования
предпосылок
толерантности
у
детей
особая
роль
отводится в том числе и дошкольной педагогике и психологии, так как
дошкольный
возраст
–
особый
этап
начального
нравственного
развития
ребёнка.
ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию
у
дошкольников
толерантности,
а
именно:
обеспечения
равных
возможностей
для
полноценного
развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических
и
других
особенностей;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями,
развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребёнка
как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи,
общества.
Исходя из вышесказанного, можно вывести систему работы по трём
основным
направлениям:
1. Формирование толерантного отношения к себе и своему народу
(изучение
истории
семьи,
развитие
самосознания
ребёнка,
формирование
образа
Я,
уважительного
отношения
и
позитивного
восприятия
сверстников);
2.
Формирование
толерантного
отношения
к
другому
(формирование
познавательного
интереса
к
людям
планеты
Земля,
воспитание
чувства
дружелюбия, симпатии по отношению к людям разных рас и
национальностей,
изучение
культуры,
быта
другого
народа
(чтение
произведений
художественной
литературы,
слушание
музыки,
рассматривание
произведений
искусства
и
пр.);
3. Знакомство детей с законодательными нормами (Конвенция о правах
ребёнка
как
международный
документ,
определяющий
взаимодействие
людей; формирование понимания того, что все люди разные, но при
этом они имеют равные права, которые нужно уважать.
С учетом этих трех направлений в нашем учреждении мы совместно с
воспитателями разработали примерный
тематический цикл занятий в
различных
возрастных
группах.
младшая
группа
«Моя
семья»
средняя
группа
«Я и мои близкие», Я и мои друзья»,
«Мне нравится слушать тебя», «Мне нравится
играть с тобой»
старшая
группа
«Я и образ другого», «Другой такой, как Я», «Мы
понимаем
друг
друга»,
«Сочувствую
другу»
подготовительная
группа
«В моей семье и в культуре других», «Культурная
традиция принятия друзей», «Добрый – злой в
сказках
других
народов»,
«Пойми
другого»
Такие тематические блоки как «Родной край»,
«Земля - планета», «Земля – планета людей», «Я
имею
право»
Предлагаемое
содержание
направлено
на
развитие
представлений,
эмоциональных
отношений,
творческих
проявлений,
постепенно
приобщение ребёнка к такому разному социальному окружению и
формирование на этой основе задатков толерантного отношения к
окружающему.
Работа в данном направлении может проводиться через разные виды
детской
деятельности:
познавательную,
продуктивную,
игровую,
проектную,
предлагается
использовать
и
разные
формы
организации
детей:
занятия,
самостоятельную
деятельность
детей.
Методы,
используемые
в
работе
по
формированию
предпосылок
толерантности, можно разделить на три группы:
1.
Методы,
обеспечивающие
формирование
нравственного
сознания
(суждений,
оценок)
–
это
беседы,
художественная
литература,
рассматривание
и
обсуждение
картин,
иллюстраций,
фильмов,
в
которых
показано
поведение
людей
в
окружающем;
2. Методы создания у детей практического опыта социального
поведения
(личный
пример
взрослого,
метод
научения
положительным
формам
поведения,
целенаправленной
наблюдение
с
последующим
обсуждением;
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у
детей.
Используемые
методические
приёмы
по
формированию
предпосылок
толерантности:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
-
развитие
умений
невербального
общения:
«Угадай-ка»,
«Любимый
сказочный
герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя»,
«Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других
людей:
«Море
волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас
назвать
по-разному»,
«Угадай,
кто
это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и
сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно
сделать
для
друга»;
-
регулирование
своего
поведения:
«Выдержанный
человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям:
«Солнышко
милосердия»,
«Добрый
лесник»,
2.
Обсуждение
и
проигрывание
ситуаций
(проблемных
ситуаций),
направленных
на
практическое
применение
навыков
культурного
поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение
выражать
сопереживание
и
сочувствие
взрослым
и
сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между
детьми:
«Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас:
«Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4.
Использование
художественного
слова:
стихотворений,
дразнилок,
пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов
мира.
5.
Использование
наглядных
пособий:
сюжетных
картин,
фотографий,
иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы:
«Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок
милосердия»,
«Дети
планеты
Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен,
национальной
музыки
разных
народов.
Воспитание толерантности – это длительный процесс, он не
ограничивается
рамками
дошкольного
возраста.
Работу
по
формированию
основ
толерантности
у
дошкольников
проводится
в
тесном
взаимодействии
с
родителями
воспитанников,
педагогами,
социумом
В организации работы с детьми допустимо только использование
ненасильственного
управления
и
выстраивание
взаимоотношений
на
личностно-ориентированном
подходе.
Литература:
1. ФГОС ДО
2. Т.В. Макарова Толерантность и правовая культура дошкольников. –
М. Сфера 2008
3.
О
социализации
дошкольников
//Дошкольное
воспитание.
-2006-№
4.
4. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников
//Дошкольное воспитание.- 2003 - № 11.
5.
Платохина
Н.А.
Воспитание
социокультурной
толерантности
личности ребёнка в условиях ДОУ Дошкольная педагогика.- 2010 – № 5
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,
2003,
110с.
7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении.
- Вопр. Психол., 2006. - №2. - С.3- 12.
Про кружок «Это Я!» надо?
Настоящая
Программа
предназначена
для
работы
с
детьми
дошкольного
возраста.
Она
состоит
из
трех
основных
разделов:
«Уверенность
в
себе»,
«Чувства,
желания,
взгляды»
и
«Социальные
навыки».
Кроме
того,
в
программе
содержатся
два
раздела,
включающие
методические
рекомендации
по
организации
педагогического
процесса
в
дошкольном
образовательном
учреждении
и
по
работе
с
родителями.
Цели
программы
определяются
теми
новыми
требованиями,
которые
предъявляет
к
воспитанию
подрастающего
поколения
современное
российское
общество
с
его
демократическими
тенденциями
развития.
Будущие
граждане
должны
стать
свободными
и
ответственными,
обладать
чувством
собственного
достоинства
и
с
уважением
относиться
к
другим,
быть
способными
на
собственный
выбор
и
с
пониманием
воспринимать
мнения
и
предпочтения
окружающих,