Напоминание

Формирование толерантности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО


Автор: Наталья Валерьевна Гайлевич
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МОУ«Детский сад № 170 Тракторозаводского района Волгограда»
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование толерантности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

толерантности

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

реализации

ФГОСДО

Толерантность

ключевой

духовно-нравственный

принцип

успешной

социализации

личности.

Один

из

способов

преодоления

современного

кризиса

духовных

ценностей

российского

общества - воспитание

толерантности. В

системе

духовно-нравственных

принципов

толерантность

является

ключевым

принципом

социализации

личности.

Именно

от уровня

терпимости

человека

зависит

успешность

или

неуспешность

его

вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

На

современном

этапе,

который

характеризуется

глобализацией

экономики,

мобильностью,

интенсивностью

развития

средств

массовой

коммуникации,

крупномасштабной

миграцией

и

перемещением

населения,

преобразованием

социальных

структур

и

др.,

происходят

изменения и в жизни всего человечества. Логично встаёт вопрос о

необходимости

выведения

мышления

подрастающего

поколения

на

новый

уровень,

так

называемый

«планетарный».

«Планетарное

сознание»

должно

способствовать

формированию

у

каждой

личности

таких

качеств

как

способность

понимания,

толерантность,

доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. Это

особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к

людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию,

вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны,

террористические

акты,

преследование

национальных

меньшинств

и

пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к

отдельным

меньшинствам.

В

интересах

мира,

взаимопонимания

и

международного

сотрудничества,

чтобы

сохранить

человечество,

его

национальную

культуру,

необходимо

вырабатывать

у

подрастающего

поколения

настоятельную

потребность

во

взаимопонимании,

терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае

толерантность – необходимое условие мира и социально-

экономического

развития

народов.

Толерантность (от латинского слова «tolerantia» - терпение) –

терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,

мнениям,

идеям,

верованиям

(Ожегов

С.И.

Толковый

словарь)..

В испанском языке – способность признавать отличные от своих

собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие

могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В

английском

готовность

быть

терпимым,

снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным;

В

арабском

прощение,

снисходительность,

мягкость,

милосердие,

сострадание,

благосклонность,

терпение,

расположенность

к

другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть

выдержанным,

выносливым,

стойким,

уметь

мириться

с

существованием

чего-либо,

кого-либо).

Основа толерантности – признание права на отличие. В решении задач

формирования

предпосылок

толерантности

у

детей

особая

роль

отводится в том числе и дошкольной педагогике и психологии, так как

дошкольный

возраст

особый

этап

начального

нравственного

развития

ребёнка.

ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию

у

дошкольников

толерантности,

а

именно:

обеспечения

равных

возможностей

для

полноценного

развития

каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места

проживания,

пола,

нации,

языка,

социального

статуса,

психофизиологических

и

других

особенностей;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребёнка

как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и

миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,

семьи,

общества.

Исходя из вышесказанного, можно вывести систему работы по трём

основным

направлениям:

1. Формирование толерантного отношения к себе и своему народу

(изучение

истории

семьи,

развитие

самосознания

ребёнка,

формирование

образа

Я,

уважительного

отношения

и

позитивного

восприятия

сверстников);

2.

Формирование

толерантного

отношения

к

другому

(формирование

познавательного

интереса

к

людям

планеты

Земля,

воспитание

чувства

дружелюбия, симпатии по отношению к людям разных рас и

национальностей,

изучение

культуры,

быта

другого

народа

(чтение

произведений

художественной

литературы,

слушание

музыки,

рассматривание

произведений

искусства

и

пр.);

3. Знакомство детей с законодательными нормами (Конвенция о правах

ребёнка

как

международный

документ,

определяющий

взаимодействие

людей; формирование понимания того, что все люди разные, но при

этом они имеют равные права, которые нужно уважать.

С учетом этих трех направлений в нашем учреждении мы совместно с

воспитателями разработали примерный

тематический цикл занятий в

различных

возрастных

группах.

младшая

группа

«Моя

семья»

средняя

группа

«Я и мои близкие», Я и мои друзья»,

«Мне нравится слушать тебя», «Мне нравится

играть с тобой»

старшая

группа

«Я и образ другого», «Другой такой, как Я», «Мы

понимаем

друг

друга»,

«Сочувствую

другу»

подготовительная

группа

«В моей семье и в культуре других», «Культурная

традиция принятия друзей», «Добрый – злой в

сказках

других

народов»,

«Пойми

другого»

Такие тематические блоки как «Родной край»,

«Земля - планета», «Земля – планета людей», «Я

имею

право»

Предлагаемое

содержание

направлено

на

развитие

представлений,

эмоциональных

отношений,

творческих

проявлений,

постепенно

приобщение ребёнка к такому разному социальному окружению и

формирование на этой основе задатков толерантного отношения к

окружающему.

Работа в данном направлении может проводиться через разные виды

детской

деятельности:

познавательную,

продуктивную,

игровую,

проектную,

предлагается

использовать

и

разные

формы

организации

детей:

занятия,

самостоятельную

деятельность

детей.

Методы,

используемые

в

работе

по

формированию

предпосылок

толерантности, можно разделить на три группы:

1.

Методы,

обеспечивающие

формирование

нравственного

сознания

(суждений,

оценок)

это

беседы,

художественная

литература,

рассматривание

и

обсуждение

картин,

иллюстраций,

фильмов,

в

которых

показано

поведение

людей

в

окружающем;

2. Методы создания у детей практического опыта социального

поведения

(личный

пример

взрослого,

метод

научения

положительным

формам

поведения,

целенаправленной

наблюдение

с

последующим

обсуждением;

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у

детей.

Используемые

методические

приёмы

по

формированию

предпосылок

толерантности:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

-

развитие

умений

невербального

общения:

«Угадай-ка»,

«Любимый

сказочный

герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя»,

«Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других

людей:

«Море

волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас

назвать

по-разному»,

«Угадай,

кто

это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и

сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно

сделать

для

друга»;

-

регулирование

своего

поведения:

«Выдержанный

человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям:

«Солнышко

милосердия»,

«Добрый

лесник»,

2.

Обсуждение

и

проигрывание

ситуаций

(проблемных

ситуаций),

направленных

на

практическое

применение

навыков

культурного

поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение

выражать

сопереживание

и

сочувствие

взрослым

и

сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между

детьми:

«Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас:

«Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4.

Использование

художественного

слова:

стихотворений,

дразнилок,

пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов

мира.

5.

Использование

наглядных

пособий:

сюжетных

картин,

фотографий,

иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы:

«Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок

милосердия»,

«Дети

планеты

Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен,

национальной

музыки

разных

народов.

Воспитание толерантности – это длительный процесс, он не

ограничивается

рамками

дошкольного

возраста.

Работу

по

формированию

основ

толерантности

у

дошкольников

проводится

в

тесном

взаимодействии

с

родителями

воспитанников,

педагогами,

социумом

В организации работы с детьми допустимо только использование

ненасильственного

управления

и

выстраивание

взаимоотношений

на

личностно-ориентированном

подходе.

Литература:

1. ФГОС ДО

2. Т.В. Макарова Толерантность и правовая культура дошкольников. –

М. Сфера 2008

3.

О

социализации

дошкольников

//Дошкольное

воспитание.

-2006-№

4.

4. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников

//Дошкольное воспитание.- 2003 - № 11.

5.

Платохина

Н.А.

Воспитание

социокультурной

толерантности

личности ребёнка в условиях ДОУ Дошкольная педагогика.- 2010 – № 5

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,

2003,

110с.

7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении.

- Вопр. Психол., 2006. - №2. - С.3- 12.

Про кружок «Это Я!» надо?

Настоящая

Программа

предназначена

для

работы

с

детьми

дошкольного

возраста.

Она

состоит

из

трех

основных

разделов:

«Уверенность

в

себе»,

«Чувства,

желания,

взгляды»

и

«Социальные

навыки».

Кроме

того,

в

программе

содержатся

два

раздела,

включающие

методические

рекомендации

по

организации

педагогического

процесса

в

дошкольном

образовательном

учреждении

и

по

работе

с

родителями.

Цели

программы

определяются

теми

новыми

требованиями,

которые

предъявляет

к

воспитанию

подрастающего

поколения

современное

российское

общество

с

его

демократическими

тенденциями

развития.

Будущие

граждане

должны

стать

свободными

и

ответственными,

обладать

чувством

собственного

достоинства

и

с

уважением

относиться

к

другим,

быть

способными

на

собственный

выбор

и

с

пониманием

воспринимать

мнения

и

предпочтения

окружающих,



В раздел образования




Яндекс.Метрика