Напоминание

Практико – ориентированный образовательный проект «Ученическая лаборатория XXI век!»


Автор: Хлыстова Светлана Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4, с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Практико – ориентированный образовательный проект «Ученическая лаборатория XXI век!»
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Практико – ориентированный образовательный проект

«Ученическая лаборатория XXI век!»

Автор проекта:

Хлыстова Светлана Алексеевна

Образование: высшее

Тюменский государственный университет

Стаж работы: 21 год

учитель биологии МАОУ СОШ № 4,

с углубленным изучением английского языка

без категории

г. Новый Уренгой

2019

Концепция проекта

Типология проекта и инновации (нововведения)

Инновация имеет выражение в конечных продуктах проекта, одним из которых является

дополнение

практического

блока к

рабочей

программе

Биология

6

класс,

в

виде

Сборника

рекомендованных

практико

ориентированных

заданий

это

лабораторные

и

практические

работы,

биологические

задачи,

нахождение

путей

их

решения и их использование на каждом уроке ботаники.

1. По отношению к структурным элементам образовательной системы – нововведение в

содержании образования и методах обучения.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования – в сфере развития

ключевых компетенций

(Приложение № 1)

и способов деятельности.

3. По типам взаимодействия участников педагогического процесса – в коллективном

обучении.

4.

По

функциональным

возможностям

нововведения

обеспечивают

обновление

образовательной среды.

5. По степени предполагаемых мероприятий – корректирующая.

Проект является монопредметным – в рамках одного учебного предмета, с открытой

координацией,

комбинированным (два протекающих циклических процесса обучения: 1-

на

занятиях

внеурочной

деятельности

и

2

в

учебном

процессе),

коллективным,

долгосрочным (2019- 2020 уч. г.).

Основные принципы проекта:

– мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- активность и деятельность учащихся в обучении.

Введение

Попробуйте заставить двенадцатилетнего мальчишку учить ботанику. Ему нужен футбол,

волейбол, активные подвижные игры или социальные сети. Как мотивировать ребенка

изучать вершки, корешки и почки? Здесь, одним из главных критериев педагогического

мастерства, является умение учителя, развить интерес к предмету. Возникает вопрос, а

каким

образом

повысить

учебную

мотивацию

к

изучению

ботаники?

Важнейшим

инструментом в этом вопросе является практико – ориентированное обучение. Но, в

российском

образовании

практически

отсутствуют

учебники

и

учебно-методические

материалы, обеспечивающие практико-ориентированное обучение (а это первостепенная

задача ФГОС). В основной своей массе учебники представляют собой пространные

научные трактаты, далеко не всегда адаптированные к восприятию учащейся молодежи.

Учебник Ботаника - 6 класс, под авторством И. Н. Понамаревой, О. А. Корниловой

предполагает

6

лабораторных

работ

из

34

часов!?

Все

лабораторные

работы,

предложенные в учебнике, имеют четкий алгоритм действий, прописана цель и выводы!?

А

как

же

тогда

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт,

при

использовании которого во главе угла стоит деятельностный подход к обучению?

Первое

противоречие

несоответствие

сегодняшних

учебников

Федеральному

государственному образовательному стандарту;

Основное противоречие системы образования – между быстрым темпом приращения

знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения отдельно

взятым человеком.

Проблема:

-низкая познавательная активность, деятельность учащихся на уроках ботаники.

Причины:

-незаинтересованность детей в получении знаний традиционным путем;

-отсутствие или недостаточность практических навыков;

- н е у м е н и е

п р и м е н я т ь

з н а н и я

н а

п р а к т и к е ;

-слабая поддержка семьи.

Актуальность проекта

заключается

в

создании

образовательной

среды

с

практико

ориентированной

направленностью.

Развитие

познавательной

активности,

деятельности

является

средством

достижения

глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал

познавательным,

творческим

процессом,

в

котором

учебная

деятельность

учащихся

становится успешной, а знания востребованными. Именно практико – ориентированный

подход в обучении, позволяет значительно повысить эффективность образования. Этому

способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся

оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

В процессе обучения широко используются творческие, практические домашние задания,

учащиеся

получают

возможность

обращаться

к

своей

фантазии,

к

творчеству,

самостоятельности.

В

практико-ориентированном

учебном

процессе

формируются

ценностные установки, опыт деятельности и ключевые компетенции (

Приложение № 1).

В

основу инновирования, «перестройки» положен принцип усиления практической

направленности при сохранении фундаментальности.

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование

натуральной

наглядности.

Организация

самостоятельной

работы

учащихся

с

натуральными

природными

объектами

на

уроках

биологии

и

занятиях

внеурочной

деятельности

играют

важную

роль

в

достижении

предметных,

метапредметных

и

личностных результатов обучения.

Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих

задач.

Объясняется

это

природой

обучения

биологии,

которая

требует организации

образовательного процесса на основе натуральных объектов как первоисточников

знаний.

Наша

школьная

биологическая

лаборатория

оснащена

наглядными

пособиями

для

реализации практико - ориентированных технологий это- готовые препараты клеток и

тканей

растительных

и

животных

организмов,

гербарии,

муляжи,

но

использовать

природные

натуральные

живые

объекты,

в

условиях

Крайнего

Севера,

просто

нет

возможности. В

следствии

этого

и

возник

вопрос

о

создании

«Ученической

лаборатории XXI

век!»

-

лаборатория

культивирования

растительных

и

животных

организмов,

(культивирование – разведение, выращивание растений, растительных клеток, тканей,

микроорганизмов,

животных,

грибов

освоение,

их

исследование

и

уход

в

искусственных

условиях.

(Википедия.

Интернет-ресурс),

лаборатория

изготовления

временных,

постоянных,

фиксированных препаратов, гербариев, которые будут использованы в учебном процессе.

Образовательный

проект

«Ученическая

лаборатория

XXI

век»

-

это

два

цикличных

процесса, один из которых активно работает на занятиях внеурочной деятельности и

результатом

являются

биологические

природные,

живые,

фиксированные

наглядные

пособия;

гербарии, самостоятельно составленные учащимися, практические решения

задач, проблемных вопросов, поставленных в учебном процессе, а второй

процесс –

практико – ориентированное обучение, используемое на каждом уроке и результат –

активная познавательная деятельность учащихся в формировании ключевых компетенций

и как следствие - повышение качества образования в предметном курсе –Ботаника.

В эпоху современного времени, есть все возможности и мы обладаем всеми научными и

профессиональными

компетенциями

для

создания

условий

реализации

проекта

«Ученическая лаборатория XXI век!».

Основные

моменты

данного

проекта

именно

использование

практико

ориентированного обучения) апробированы в 2017-2018 учебном году в 6В классе

В сентябре 2017 года проведено входное анкетирование учащихся по выявлению уровня

знаний

в

курсе

Ботаника,

а

также

проведен

мониторинг

успеваемости

и

качества

результатов 1 и 2 четверти. Результаты входного анкетирования показали: успеваемость

95%, качество – 56%; мониторинг 1 четверти – успеваемость 96%, качество – 60%;

мониторинг 2 четверти – успеваемость 100%, качество 68%.

Целью

представленного

проекта

является

создание

условий

активизации

познавательной активности, деятельности в процессе формирования и развития ключевых

компетенций,

посредством

практико

ориентированного

обучения

для

повышения

качества образования в предметном курсе - Ботанике.

Задачи проекта:

1. Изучить и систематизировать методологию проекта (отобрать наилучшие методы,

приемы, технологии, для реализации проекта);

2.

Комплектовать

лабораторию

природными

биологическими

ре сурс а ми,

дополнительными принадлежностями, для реализации проекта (подготовить природный

биологический

материал

и

комплект

принадлежностей

для

изготовления

гербариев,

временных, постоянных и тотальных препаратов и т. д.);

3. Реализовать проект в 2019- 2020 учебном году в 6 классах МАОУ СОШ № 4;

4. Провести мониторинг качества образования в предметном курсе – Ботаника;

5. Оценить эффективность проекта «Ученическая лаборатория XXI век!»

Участники проекта: обучающиеся 6 классов

Длительность проекта: - 1 год

Планируемые результаты

(достижение учащимися):

Личностных

результатов

развитие

общекультурных,

ценностно

-

смысловых

компетенций;

Метапредметных результатов – развитие учебно – познавательных, информационных,

коммуникативных компетенций;

Предметных результатов – развитие специализированных компетентностей в процессе

изучения ботаники (сплав теоретических и практических компетенций), отражает РП по

Биология 6 класс.

Объект проекта: процесс развития познавательной активности, деятельности учащихся

на

уроках

ботаники

и

внеурочных

занятиях

через

применение

практико

ориентированного обучения.

Предмет

проекта: условия

обучения

и

воспитания,

способствующие

развитию

познавательной

активности,

деятельности

учащихся

на

уроках

ботаники

и

занятиях

внеурочной деятельности через применение практико – ориентированного обучения.

Гипотеза:

активизация

познавательной

активности,

деятельности

в

процессе

формирования

и

развития

ключевых

компетенций,

посредством

практико

ориентированного обучения, повысит качество образования в предметном курсе -

Ботанике.

Методы и формы реализации проекта:

1. Метод исследования

2. Метод проектов

3. Метод эксперимента

4. Метод проблемного обучения

5. Метод моделирования (изучение процессов и явлений с помощью схем, символов,

кратких описаний)

6. Метод синектики (логический, решение задач путем поиска аналогии)

7. Практические занятия

8. Лабораторные работы

Ресурсы:

Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием,

наглядные пособия: природные биологические, живые, временные и тотальные.

Информационные:

комплекты

дидактических

материалов

(учебники,

таблицы,

раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные

презентации.

Методический

систематизированный

материал

по

технологиям,

развивающих

познавательный интерес и ключевые компетенции школьников.

План реализации проекта

Этапы

Мероприятия этапа

Сроки

Форма предоставления

результатов

1.

Подготовительный

Изучение и систематизация

методологии проекта

(задача: отобрать наилучшие

методы, приемы,

технологии, для реализации

проекта);

Комплектация лаборатории

природными

биологическими ресурсами,

дополнительными

принадлежностями, для

реализации проекта (задача:

подготовить природный

биологический материал и

комплект принадлежностей

для изготовления гербариев,

временных, постоянных и

тотальных препаратов и т.

д.);

март-

август

2019 г

1. Сборника рекомендованных

практико – ориентированных

биологических заданий и

задач.

2. Программа внеурочной

деятельности «Ученическая

лаборатория XXI век!»

3. Комплект наглядных

пособий для реализации

проекта.

2. Этап

реализации

проекта

Внедрение проекта.

сентябр

ь – май

2019

-2020 г

Мониторинг успеваемости и

качества четвертных

результатов учащихся.

3. Итоговый этап

Проведение мониторинга

качества образования в

предметном курсе –

Ботанике;

Оценка эффективности

проекта «Ученическая

лаборатория XXI век!»

май

2020 г

Мониторинг успеваемости и

качества результатов учащихся

на начало и на конец учебного

года.

Критерии эффективности:

-количество учащихся в

Конкурсах

(конференции,

соревнования, олимпиады и т. д.)

различного уровня;

-количество учащихся с

высокой мотивацией к

обучению

(наблюдение учителя);

-количество учащихся с

качественными результатами

по предметному курсу –

Ботанике;

-увеличение оснащения

учителя методической

литературой по ключевым

вопросам проекта.

Конечные продукты проекта:

1. Сборник рекомендованных практико – ориентированных задач и заданий к курсу

биологии 6 класс.

2. Программа внеурочной деятельности «Ученическая лаборатория XXI век!»

3. Природные биологические живые, временные, постоянные, тотальные, гербарные

наглядные пособия, изготовленные учащимися самостоятельно.

4. Повышение познавательной активности, деятельности учащихся; развитие ключевых

компетенций и как следствие выше изложенного - повышение качества образования в

предметном курсе - Ботанике.

Риски проекта:

Риски

Способы их минимизации

Не охваченность всех классов 6 параллели

занятиями внеурочной деятельности

Групповая работа; урок – практическое

занятие, после каждого изученного раздела,

за счет регионального компонента.

(в каждой

теме, к/т планирования 15% времени мы должны

посвящать региональному компоненту изучая

видовой состав нашей территории, нашей

природной зоны).

За счет использования ПОО сужение

основной темы урока

Групповая работа; четкий временной

регламент учебного процесса

Недостаточное количество времени на

практические задания во время одного

внеурочного занятия

Групповая работа с обучающимися

Незаинтересованность родителей в участии

детей в данном проекте

Привлечение родителей

(опыт привлечения

родителей

есть )

Дальнейшее развитие проекта:

Материал проекта может быть использован педагогами – биологами других школ города,

при организации как учебного процесса, так и занятий внеурочной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка

уровня школьной мотивации".

3.

Маркова А.К., Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для

учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

4.

Маркова

А.К.

Формирование

мотивации

учения

в

школьном

возрасте.

М.:

Просвещение, 1983. – 96 с.

5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и

информационные технологии в системе образования. - М., 2001

6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”

Открыт. школа. – 1998.

7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

8.

Гришина Ю. В. Практико – ориентированные технологии обучения. – Орловский

государственный университет, 2017.

9. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН

РСФСР, 1961. - 93 с.

10.

Практико

ориентированные

технологии

и

их

использование.

«Мир

учителя»

научные статьи, 2019.

11.

Васютина

Н.

Ю.

Компетентности

и

компетентностный

подход

в

современном

образовании – научная статья, 2019 г.

12. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения

у ч а щ и х с я

/

И . Ю .

К а л у г и н а .

-

Е к а т е р и н б у р г ,

2 0 0 0 .

-

2 1 5 с .

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Компетенция – в основе компетенции находится Ориентация, Знание, Навык и Умение

его

использовать

(самоорганизация,

самостоятельность,

самоконтроль,

рефлексия,

саморегуляция).

Компетентность

качество

человека,

характеристика

личности,

его

стремление

и

способность накапливать и реализовывать Компетенции, применять их в практической

жизни.

Компетентность

является

результатом

образования,

предусматривает

наличие

определённого набора компетенций.

Термин

«ключевые

компетенции»

указывает

на

то,

что

они

являются

«ключом»,

основанием

для

других,

более

конкретных

и

предметно

ориентированных.

Существенными признаками ключевых компетенций являются:

1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные

средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для

него целей (результатов).

2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член

общества.

3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных,

проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими

решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет

полного комплекта наработанных средств.

4.

Определение

и

отбор

ключевых

компетенций

осуществляется

основными

потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и

общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека

являются ценными в данное время в данном обществе.

5.

В

современном

западном

обществе

нормативную

основу

для

отбора

ключевых

компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и

цели, связанные с устойчивым развитием.

6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для

него ценность.

Перечень ключевых компетенций:

Изучать:

Компетенция

Пример

организовывать взаимосвязь своих знаний

и упорядочивать их;

само стоятельно

заниматься

с во и м

обучением.

организовывать свои собственные приемы

изучения;

уметь решать проблемы;

уметь извлекать пользу из опыта;

Искать:

запрашивать различные базы данных;

опрашивать окружение;

получать информацию;

уметь

работ ать

с

документ ами

и

консультироваться у эксперта;

классифицировать их.

Думать:

организовывать

взаимосвязь

прошлых

и

настоящих событий;

критически относиться к тому или иному

аспекту развития наших обществ;

уметь

противостоять

неуверенности

и

сложности;

занимать

позицию

в

дискуссиях

и

выковывать свое собственное мнение;

видеть

важность

политиче ского

и

экономического

окружения,

в

котором

проходит обучение и работа;

оценивать

социа льные

п р и в ы ч к и ,

связанные со здоровьем, потреблением, а

также с окружающей средой;

уметь оценивать произведения искусства и

литературы.

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;

уметь

разрабатывать

и

в ы п олн я т ь

контракты.

принимать

решения

ул а ж и в ат ь

разногласия и конфликты;

уметь договариваться;

Приниматься за дело:

включаться в проект;

входить в группу или коллектив и вносить

свой вклад;

доказывать солидарность;

нести ответственность;

уметь организовывать свою работу;

уметь

пользоваться

вычислительными

и

моделирующими приборами

Адаптироваться:

уметь

использовать

новые

технологии

информации и коммуникации;

показывать стойкость перед трудностями

доказывать гибкость перед лицом быстрых

изменений;

уметь находить новые решения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



В раздел образования




Яндекс.Метрика