Автор: Гольдберг Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №428
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники творчества для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Детское
творчество
в
формате
микст
медиа
три
т:
киндер
сюрприз,
социализация и зайцы
Прочитав тему статьи, уверена, что
у
ва с
во зн и к
во п р о с :
к а ко е
отношение друг к другу имеют все
эти слова в названии? Мне хотелось
привлечь внимание и показать, что
з а ч а с т у ю ,
к а з а л о с ь
б ы ,
н е с о в м е с т и м ы е
в е щ и
м о г у т
соединяться в нечто большее, чем
простая их сумма.
«Микст
медия»
переводится
в
нашей
стране
просто
как
«смешенная
техника».
Большинство думает про эту технику: «Очень
модно, современно и «трендово». Хотя
сложно сосчитать, сколько же лет этому
словосочетанию! Несмотря на то, что стиль
Микст медия стал популярен сравнительно
недавно, он вовсе не нов. Дега, Пикассо,
Корнелл… - у них (да еще много у кого,
поверьте!) легко найти Микст медия. Еще,
например, в театре, кинематографе…
Микст медиа как целое творческое течение и как хобби пришло к нам с
Запада и с прогрессирующей скоростью захватывает умы и руки мастеров по
всему миру. И это неудивительно. В последние годы бурно расширяются
технические возможности, появляются новые материалы для работ, а также и
новые темы для них. Поэтому теперь смешенная техника помогает создавать
более яркие, необычные, интересные и
неожиданные работы и взрослым, и детям.
Одним словом, лично меня этот стиль покорил!
С одной стороны – простота и доступность
микст медиа для реализации в рамках работы с
детьми дошкольного возраста. С другой
стороны – многообразие форм воплощения,
уникальность готовой работы и сложное впечатление от нее.
1
2
Так что такое микст медия по сути?
ММ – прежде всего, это новые возможности и
п е р с п е к т и в ы
в
творчестве
и
взрослых,
и
детей,
поскольку
М М
и л и
с м е ш е н н а я
техника
подразумевает
смешение
различных
т в о р ч е с к и х
т е х н и к ,
различный
материалов
и
различных
с т и л е й .
З д е с ь
хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующее. Для того, чтобы
Ваша работа могла быть признана микс-медийной, она должна быть создана с
помощью минимум ТРЕХ РАЗНЫХ техник. Например, ваша работа может
сочетать в себе, к примеру, техники рисования, лепку и работу с природным
материалом, или можно соединить тканепластику, роспись, и различные виды
вышивки. Количество таких сочетаний может бескрайнее множество. Но,
важно помнить, что, например, работа с одной и той же краской может
предполагать разные техники ее нанесения – это «не пойдет в зачет», поэтому
иногда проще «считать» количество техник-медий по материалам.
ММ
–
это
и
смешение
мыслей
и
чувств:
микстмедийную
работу важно
воспринимать только целиком, потому что это настроение, состояние души,
мировоззрение автора. Это смешение мыслей и чувств автора. Но некоторые
3
авторы идут дальше. Они закладывают в свою работу важные на их взгляд
идеи и стараются донести их через доступные для них способы выражения
этих
идей:
цвет,
форму,
линии,
фактуры,
объемы,
а
возможно
и
звук
(например,
используя
какой-то
шуршащий
материал).
И
тогда
работа
начинает говорить с нами минуя сознание.
ММ – это одно из самых ярких и смелых направлений в творчестве. Это
«территория без правил», потому что вы не можете заранее предсказать
конечный результат, но вы точно получите много сюрпризов в цвете, форме,
фактуре, в содержательном и композиционном аспекте. Это сложный стиль, в
котором работы зачастую становятся настоящими произведениями искусства.
Как вы видите, микст медиа – это и просто, и сложно одновременно.
Изучая
материал
по
микст
медиа,
я
сделала
вывод, что работа воспитателя – есть пример
настоящего
микст
медиа.
Ведь
воспитатель
и с п о л ь зу е т
ц е л ы й
м и кс
т е х н о л о г и й ,
направленных на всестороннее развитие.
А теперь давайте перейдем, наконец, к нашей
модели
творческого
обучения
и
воспитания
ММ3т.
ММ
3т
– это интегрированная модель творческого обучения и воспитания.
ММ3т
в
своей
основе
опирается
на
технологию
ФГО С
–
р а з в и в а ю щ е е
взаимодействие ребенка со взрослыми и со
сверстниками.
Согласно
ФГОС
ключевая
линия
дошкольного
дет ства
–
э т о
приобщение
ребенка
к
ценностям
культуры.
Ребенок
должен
овладеть
умением
жить
в мире
с самим
собой,
получить
навыки
индивидуальной
работы и группового взаимодействия, научиться учиться. MM3т полностью
поддерживает
этот
подход.
Детское
творчество
в
формате
ММ3т – это сочетание ММ как
творческой
техники
и
техник
о бу ч е н и я
и
с о ц и а л ь н о г о
воспитания.
4
Я
представила
свою
модель
ММ3т
в
виде
киндер-сюрприза.
Давайте рассмотрим это подробнее и начнем мы
изнутри, т.е. с ядра.
Коллективная
творческая
деятельность
является неотъемлемой частью моей работы с
детьми
и
их
родителями.
Я
заметила,
что
подобное объединение усилий дает отличные
результаты.
И
с
точки
зрения
самого
творческого результата, так и с точки зрения
взаимодействия
детей
между
собой
и
взаимодействия их со взрослыми. Эта практика и стала фундаментом ММ3т.
Поэтому, ядром нашего ММ3т КС стала ММ как социально-воспитательная
техника, которая направлена на социально-коммуникативное развитие детей.
Таким образом, в рамках представленной модели мы:
развиваем
общение
и
взаимодействия
ребенка
со
сверстниками
и
взрослыми;
способствуем становлению саморегуляции собственных действий;
развиваем социальный и эмоционалый интеллект;
формируем готовность детей к совместной командной работе.
Центральная часть. ММ как техника
обучения
детей
–
это
обучение
механике
творчества. И решает такие задачи как:
формирование ручной умелости
и
развитие
мелкой
моторики
детей;
развитие творческих способностей и мышления;
формирование познавательных интересов и действий детей;
формирование своей так называемой "базы решений".
Наша
скорлупка-шоколад.
ММ
как
техника
в
творчестве
направлена
на
художественно-эстетическое
развитие
детей. Она помогает расширить арсенал
возможностей
самовыражения
детей,
с п о с о б с т в у е т
р а з в и т и ю
и х
х у д о ж е с т в е н н о г о
к р у г о з о р а
и
мировосприятия.
5
У
MM3т
киндер-сюрприза
есть
своя
обертка – проектная технология.
Т а к а я
" о б е р т к а "
п о з в о л я е т
структурировать
работу
MM3t
и
поэтапно
ее
выстроить,
т.е.
навести
«порядок» на «территории без правил».
MM3t
–
это
модель,
в
которой
нет
жестких рамок, поэтому и нет жестких алгоритмов действий.
Поэтому
алгоритм
организации
деятельности
можно
свести
к
перечню
основных этапов:
1. Предварительная работа воспитателя.
2. Коллективное планирование с детьми.
3. Подготовка к созданию творческой работы.
4. Непосредственное создание творческой работы.
5. Совместный анализ результатов.
6. Анализ полученного педагогического опыта воспитателем.
А теперь отвечу на вопрос: причем же тут зайцы?
Есть
поговорка:
за
двумя
зайцами
п о г о н и ш ь с я
–
н и
о д н о г о
н е
поймаешь. Мне хочется сказать, что
в о с п и т ат е л ю
в
с в о е й
р а б о т е
приходится
гнаться
и
куда
з а
большим
количеством
зайцев.
И,
самое интересно, что мы их догоняем.
Таким образом, изучайте новое!
Изобретайте свои рецепты!
Любите зайцев!
6