Напоминание

Нетрадиционные техники творчества для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Гольдберг Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №428
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники творчества для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 08.08.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детское

творчество

в

формате

микст

медиа

три

т:

киндер

сюрприз,

социализация и зайцы

Прочитав тему статьи, уверена, что

у

ва с

во зн и к

во п р о с :

к а ко е

отношение друг к другу имеют все

эти слова в названии? Мне хотелось

привлечь внимание и показать, что

з а ч а с т у ю ,

к а з а л о с ь

б ы ,

н е с о в м е с т и м ы е

в е щ и

м о г у т

соединяться в нечто большее, чем

простая их сумма.

«Микст

медия»

переводится

в

нашей

стране

просто

как

«смешенная

техника».

Большинство думает про эту технику: «Очень

модно, современно и «трендово». Хотя

сложно сосчитать, сколько же лет этому

словосочетанию! Несмотря на то, что стиль

Микст медия стал популярен сравнительно

недавно, он вовсе не нов. Дега, Пикассо,

Корнелл… - у них (да еще много у кого,

поверьте!) легко найти Микст медия. Еще,

например, в театре, кинематографе…

Микст медиа как целое творческое течение и как хобби пришло к нам с

Запада и с прогрессирующей скоростью захватывает умы и руки мастеров по

всему миру. И это неудивительно. В последние годы бурно расширяются

технические возможности, появляются новые материалы для работ, а также и

новые темы для них. Поэтому теперь смешенная техника помогает создавать

более яркие, необычные, интересные и

неожиданные работы и взрослым, и детям.

Одним словом, лично меня этот стиль покорил!

С одной стороны – простота и доступность

микст медиа для реализации в рамках работы с

детьми дошкольного возраста. С другой

стороны – многообразие форм воплощения,

уникальность готовой работы и сложное впечатление от нее.

1

2

Так что такое микст медия по сути?

ММ – прежде всего, это новые возможности и

п е р с п е к т и в ы

в

творчестве

и

взрослых,

и

детей,

поскольку

М М

и л и

с м е ш е н н а я

техника

подразумевает

смешение

различных

т в о р ч е с к и х

т е х н и к ,

различный

материалов

и

различных

с т и л е й .

З д е с ь

хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующее. Для того, чтобы

Ваша работа могла быть признана микс-медийной, она должна быть создана с

помощью минимум ТРЕХ РАЗНЫХ техник. Например, ваша работа может

сочетать в себе, к примеру, техники рисования, лепку и работу с природным

материалом, или можно соединить тканепластику, роспись, и различные виды

вышивки. Количество таких сочетаний может бескрайнее множество. Но,

важно помнить, что, например, работа с одной и той же краской может

предполагать разные техники ее нанесения – это «не пойдет в зачет», поэтому

иногда проще «считать» количество техник-медий по материалам.

ММ

это

и

смешение

мыслей

и

чувств:

микстмедийную

работу важно

воспринимать только целиком, потому что это настроение, состояние души,

мировоззрение автора. Это смешение мыслей и чувств автора. Но некоторые

3

авторы идут дальше. Они закладывают в свою работу важные на их взгляд

идеи и стараются донести их через доступные для них способы выражения

этих

идей:

цвет,

форму,

линии,

фактуры,

объемы,

а

возможно

и

звук

(например,

используя

какой-то

шуршащий

материал).

И

тогда

работа

начинает говорить с нами минуя сознание.

ММ – это одно из самых ярких и смелых направлений в творчестве. Это

«территория без правил», потому что вы не можете заранее предсказать

конечный результат, но вы точно получите много сюрпризов в цвете, форме,

фактуре, в содержательном и композиционном аспекте. Это сложный стиль, в

котором работы зачастую становятся настоящими произведениями искусства.

Как вы видите, микст медиа – это и просто, и сложно одновременно.

Изучая

материал

по

микст

медиа,

я

сделала

вывод, что работа воспитателя – есть пример

настоящего

микст

медиа.

Ведь

воспитатель

и с п о л ь зу е т

ц е л ы й

м и кс

т е х н о л о г и й ,

направленных на всестороннее развитие.

А теперь давайте перейдем, наконец, к нашей

модели

творческого

обучения

и

воспитания

ММ3т.

ММ

– это интегрированная модель творческого обучения и воспитания.

ММ3т

в

своей

основе

опирается

на

технологию

ФГО С

р а з в и в а ю щ е е

взаимодействие ребенка со взрослыми и со

сверстниками.

Согласно

ФГОС

ключевая

линия

дошкольного

дет ства

э т о

приобщение

ребенка

к

ценностям

культуры.

Ребенок

должен

овладеть

умением

жить

в мире

с самим

собой,

получить

навыки

индивидуальной

работы и группового взаимодействия, научиться учиться. MM3т полностью

поддерживает

этот

подход.

Детское

творчество

в

формате

ММ3т – это сочетание ММ как

творческой

техники

и

техник

о бу ч е н и я

и

с о ц и а л ь н о г о

воспитания.

4

Я

представила

свою

модель

ММ3т

в

виде

киндер-сюрприза.

Давайте рассмотрим это подробнее и начнем мы

изнутри, т.е. с ядра.

Коллективная

творческая

деятельность

является неотъемлемой частью моей работы с

детьми

и

их

родителями.

Я

заметила,

что

подобное объединение усилий дает отличные

результаты.

И

с

точки

зрения

самого

творческого результата, так и с точки зрения

взаимодействия

детей

между

собой

и

взаимодействия их со взрослыми. Эта практика и стала фундаментом ММ3т.

Поэтому, ядром нашего ММ3т КС стала ММ как социально-воспитательная

техника, которая направлена на социально-коммуникативное развитие детей.

Таким образом, в рамках представленной модели мы:

развиваем

общение

и

взаимодействия

ребенка

со

сверстниками

и

взрослыми;

способствуем становлению саморегуляции собственных действий;

развиваем социальный и эмоционалый интеллект;

формируем готовность детей к совместной командной работе.

Центральная часть. ММ как техника

обучения

детей

это

обучение

механике

творчества. И решает такие задачи как:

формирование ручной умелости

и

развитие

мелкой

моторики

детей;

развитие творческих способностей и мышления;

формирование познавательных интересов и действий детей;

формирование своей так называемой "базы решений".

Наша

скорлупка-шоколад.

ММ

как

техника

в

творчестве

направлена

на

художественно-эстетическое

развитие

детей. Она помогает расширить арсенал

возможностей

самовыражения

детей,

с п о с о б с т в у е т

р а з в и т и ю

и х

х у д о ж е с т в е н н о г о

к р у г о з о р а

и

мировосприятия.

5

У

MM3т

киндер-сюрприза

есть

своя

обертка – проектная технология.

Т а к а я

" о б е р т к а "

п о з в о л я е т

структурировать

работу

MM3t

и

поэтапно

ее

выстроить,

т.е.

навести

«порядок» на «территории без правил».

MM3t

это

модель,

в

которой

нет

жестких рамок, поэтому и нет жестких алгоритмов действий.

Поэтому

алгоритм

организации

деятельности

можно

свести

к

перечню

основных этапов:

1. Предварительная работа воспитателя.

2. Коллективное планирование с детьми.

3. Подготовка к созданию творческой работы.

4. Непосредственное создание творческой работы.

5. Совместный анализ результатов.

6. Анализ полученного педагогического опыта воспитателем.

А теперь отвечу на вопрос: причем же тут зайцы?

Есть

поговорка:

за

двумя

зайцами

п о г о н и ш ь с я

н и

о д н о г о

н е

поймаешь. Мне хочется сказать, что

в о с п и т ат е л ю

в

с в о е й

р а б о т е

приходится

гнаться

и

куда

з а

большим

количеством

зайцев.

И,

самое интересно, что мы их догоняем.

Таким образом, изучайте новое!

Изобретайте свои рецепты!

Любите зайцев!

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика