Автор: Дубровская Юлия Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Дифференциация букв о-а в слогах и словах"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия для учащихся 2 класса c ОВЗ.
Тема: «Дифференциация букв « о- а» в слогах и словах»
Конспект занятия подготовила учитель-логопед Дубровская Ю.В.
Логопедическая тема: «Дифференциация букв « о- а» в слогах и словах»
Лексическая тема: « Зоопарк»
Грамматическая тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Использованные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые.
Задачи:
1.Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительно-пространственные представления, зрительное
восприятие, внимание, память.
-Развивать двигательные навыки пальцев рук
-Учить дифференцировать буквы « о- а» в слогах, словах
- Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза
-Обогащать словарь по теме: «Животные, птицы»
-Учить работать по заданному алгоритму
-Словоизменение существительных (форма ед. ч. и мн. ч.)
Образовательные:
-Учить дифференцировать буквы « о- а» в слогах, словах
- Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза
-Обогащать словарь по теме: «Животные, птицы»
-Учить работать по заданному алгоритму
-Словоизменение существительных (форма ед. ч. и мн. ч.)
-Правописание безударных гласных в корне слова
Воспитательные:
-Воспитать у учащихся умение работать индивидуально и в коллективе
-Воспитать усердие и трудолюбие
-Воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
Оборудование:
- интерактивная доска
-зеркала
-карточки с изображением букв «о-а»
-картинки с изображением букв «о-а», вписанных в предмет
-пластилин для моделирования букв.
- карточки для индивидуальной работы
-презентация
-загадки про птиц и животных
Ход занятия.
I
. Организационный момент.
-Сегодня к нам на занятие пришли наши хорошие знакомые - это две
сестрички.
- Вспомните, как их зовут? ( Оля и Аня.)
-С какого звука начинается имя Оля? (о)
-С какого звука начинается имя Аня? (а)
II. Основная часть.
1. Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами поговорим о звуках и буквах «о-а». Будем учиться
различать написание строчных букв «о-а».
2. Повторение артикуляции звуков «о», «а».
-Возьмите зеркала и давайте произнесём звук «о».
- Он тянется, поётся? (да)
-Какой это звук? (гласный)
-Посмотрите и скажите, как расположены губы, когда вы произносите этот
звук? (губы округлены, немного вытянуты и принимают форму овала)
-Произнесите звук «а». Он тянется, поётся? ( Да)
- Какой это звук? (гласный)
- Посмотрите и скажите, как расположены губы, когда вы произносите этот
звук? (рот открыт широко, губы напоминают круг)
-Что общего у звуков «о» и «а»? (они гласные, они относятся к 1-му ряду
гласных)
-Чем различаются эти звуки? (при произношении звука «о» губы округлены и
напоминают форму овала, а при произношении звука «а» рот открыт широко
и губы напоминают форму круга)
3.Соотнесение звука с буквой.
-Какой буквой обозначается звук «о»? Покажите.
-Какой буквой обозначается звук «а»? Покажите.
(Учащиеся выходят к доске и показывают строчные буквы на плакате)
-Что общего в написании этих букв? ( в состав обеих букв входит элемент
«овал»)
-Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит один
элемент «овал», а в состав буквы «а» входит 2 элемента - «овал» и «палочка с
закруглением внизу»
4. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
1. Напишите в воздухе пальчиком букву «о», а теперь букву «а».
2. Ребята, вспомните, из чего мы делали буквы «о» и «а» на предыдущих
занятиях?
(из арбузных и тыквенных семечек, ниток, шнурков, проволоки)
3.Сегодня мы будем делать буквы из пластилина. Перед вами жгутики из
пластилина розового и красного цвета. Я попрошу вас сделать из этих
жгутиков буквы «о» и «а», но сначала давайте решим, какая буква, каким
цветом.
- Произнесите слово «розовый». Какой гласный тянется? (о), значит букву
«о» будем делать из розового жгутика.
-Произнесите слово «красный». Какой гласный тянется? (а), значит букву «а»
будем делать из красного жгутика.
Уч-ся выполняют работу с одновременным проговариванием. Логопед
проверяет.
4. Оля и Аня приготовили для вас сегодня много интересных заданий. Вот
одно из них.
-Сестрёнки принесли для вас волшебные картинки, на которых спрятались
буквы «о» и «а».
-Оля принесла свои картинки, на которых спряталась, как вы думаете какая
буква? (о)
-Аня принесла свои картинки, на которых спряталась, как вы думаете какая
буква?
(а)
- Найти эти буквы смогут те, кто обладает волшебным даром: вниманием,
наблюдательностью и зоркими глазками. Включите своё волшебство и
найдите буквы.
Учащиеся сидящие на первой колонке ищут букву «о», а на второй букву «а».
- Обведите «о» розовым карандашом, «а» -красным по контуру.
-Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга
Аня и Оля благодарят вас за хорошо выполненную работу.
5. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
1. Откройте свои тетради и запишите число.
-Выполните, пожалуйста, моё задание.
-Выделите из каждого слова гласный звук и запишите соответствующую
букву.
Логопед диктует слова: «Кот, мак, сад, рот, рак, волк, крот, старт, лось, парк».
-Проверяем.
-Обведите буквы занятия соответствующим цветом.
2. Оля и Аня снова приготовили для вас интересные карточки.
Задание: обведите слоги, написанные точками. Проговаривайте тихонечко
каждый слог. Учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
Проверяем. Назовите слоги, которые у вас получились.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ка, со, за, ба, ко, бан, ва, боль, ран, волк.
3. Оля и Аня просят вас решить примеры.
Это необычные примеры, которые вы решаете на уроках математики. В
ответе каждого примера должно получиться не число, а слово. Ребята,
обратите внимание, что ваши слоги даны под номерами. Из этих слогов надо
составить слова, решив пример.
Примеры на магнитной доске, на плакате.
5 + 3 , 1+ 6 , 2+ 7 , 2+ 8 , 4+ 9 , 10.
Коза, кабан, сова, соболь, баран, волк.
Учащиеся по очереди выходят к доске и составляют слова, записывают их
маркером на плакат, затем в тетрадь. Оставшиеся 2 слова составляют и
записывают самостоятельно.
Проверяем.
6.Повторяем и закрепляем правописание безударных гласных в корне слова.
-Ребята, прочитайте слово под номером 10. (волк)
Работаем по алгоритму:
-какой звук слышим? (о)
-какую букву пишем? (о)
-почему? (буква «о» находится под ударением)
-Ребята, всегда ли звук «о» слышится чётко в слове? (нет)
-Назовите слова, в которых звук «о» слышится как «а». (коза, сова, соболь)
В таких случаях, когда звук «о» находится в безударной позиции, написание
буквы «о» надо проверять.
Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Чтобы проверить
безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или
изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.)
-Подберите проверочные слова, изменив форму слова.( коза -козы), сова -
совы).
-Есть в русском языке слова, написание которых невозможно проверить, их
надо запоминать. Написание слова «соболь» надо запомнить.
- Обведите буквы занятия соответствующим цветом.
- Ребята, прочитайте ещё раз слова.
-Ребята, скажите пожалуйста, где мы можем увидеть всех этих животных и
птиц вместе? (в зоопарке) (если не отгадают, то выделяют первые звуки из
слов: забор, ослик, озеро, парта, астра, рыба, кот и из них составляют слово)
-Сегодня мы с вами и с нашими гостями отправимся в зоопарк.
7.Развитие звукобуквенного анализа.
1. Аня и Оля приготовили для вас загадки про животных и птиц.
-Вы должны отгадать загадку, выйти к доске и показать нужное животное или
птицу на плакате.
Загадки.
1.И в цирке он, 2. Они на холоде лежат,
И в зоопарке он- Но от стужи не дрожат.
Большой и добродушный Пусть ветер и вода свежи,
Африканский… ( Слон) Но на пляж идут … (Моржи)
3.В одежде богатой, 4. У тихой заводи речной
Да сам слеповатый, Он построил дом весной,
Живёт без оконца, Без пилы и топора
Не видывал солнца. (Крот) дом построен у … (Бобра)
5.Всех перелётных птиц черней, 6.Комочек пуха, длинное ухо,
Чистит пашню от червей. (Грач) Прыгает ловко, любит морковку.
(Зайка)
7.Есть немало рогачей 8. В реках Африки живёт
В зоопарке и в лесу. Злой зелёный пароход!
У всех рога на голове, Кто б на встречу не поплыл-
У него лишь на носу. (Носорог) Всех проглотит…( Крокодил)
9. Заплелись густые травы, 10. Кто зимой холодной
Закудрявились луга, Ходит злой, голодный? (Волк)
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (Баран)
2. Давайте ещё раз назовём слова-отгадки и зашифруем их. Для этого
выделим гласные из слова и запишем схему в тетрадь.
Образец: о и
Обговариваем, проверяем написание слов.
3. Девочки-сестрёнки приготовили для вас новое задание.
- Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
-Вставьте подходящую гласную «о» или «а», обведите её соответствующим
цветом.
Ен . т . ист др . зд з . яц к . шка
С . боль бар . н ч . йка в . лк соб . ка
Бегем . т жир . ф л . сточка л . шадь пелик . н
-Прочитайте. Какие слова у вас получились?
4. Наши гостьи принесли вам красивые карточки-картинки.
- Найди в цепочке букв названия животных или птиц, смотря в виде кого у
тебя карточка –птицы или животного.
-Запиши эти слова в тетрадь.
-Выдели буквы занятия соответствующим цветом.
III. Итог занятия.
-Какие звуки и буквы мы изучали сегодня на занятии?
-Что общего у звуков «о», «а»?
-Какой общий элемент у букв «о» , «а»?
-Чем отличается написание буквы «а» от буквы «о»?
- Вам понравилось занятие?
-Какое задание понравилось больше всего?