Напоминание

"Лексика. Фразеология."


Автор: Хатхоху Сима Валидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №25"
Населённый пункт: пос. Энем,Тахтамукайского района, Республики Адыгея
Наименование материала: Урок-игра по русскому языку в 6 классе
Тема: "Лексика. Фразеология."
Дата публикации: 10.08.2019
Раздел: среднее образование





Назад




"Лексика. Фразеология"

(урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Цели:обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах,

развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому

языку как к учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому

языку,дать возможность в процессе коллективного поиска найти правильный

ответ, проявить каждому свои знания, сообразительность, юмор.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

1. высказывания о русском языке;

2. жетоны;

4. карточки с фразеологическими оборотами;

3. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

Ход урока

Правила

игры.

Соревнуется

две

команды.

Учитель

задает

вопросы,

участники команд по очереди отвечают на них. Если команда не может дать

ответ на вопрос или дает неверный ответ, то право ответа передается команде

соперников. За правильные ответы команды получают жетоны. В конце игры

подводятся итоги и называются победители.

Вступительное слово. Беседа.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой

лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для

обозначения

всех

необходимых

понятий

в

любой

сфере

человеческой

деятельности.

Сегодня

мы

с

вами

будем

говорить

о

фразеологизмах.

Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой,

образной, выразительной.

Конкурсная программа. Вспомните, что такое фразеологизмы.

(Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов в языке.) Какой раздел языка

изучает устойчивые сочетания слов? (Фразеология)

Конкурс № 1«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический

оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото

хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свистнет,

мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка,

умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь

на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом...

Конкурс № 2. «Замени фразеологизмом»

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими

оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно- как снег на голову; тесно-

яблоку негде упасть; темно- хоть глаз выколи; опытный- стреляный

воробей; мокрый- ни одной сухой нитки;молчать- держать язык за

зубами, хвалить - возносить до небес; обманывать- водить вокруг пальца;

бить- намять бока;исчезать- рассеиваться как дым.

Конкурс № 3.«Подбери синонимы»

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать

синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал-с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего

ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.

Во всю прыть-что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два

счёта, в мгновение ока, раз - два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг-сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени,

с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству,

по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо- тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть

отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

Конкурс № 4. «Кто больше»

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше

фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все

четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро

одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в

четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за

одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе,

согнуться в три -погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах

Конкурс № 5. «Закончи фразеологизм»

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его

закончить.

Дрожит...(как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить...

(на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить...(как гром среди

ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать...

(как свои пять пальцев),делить шкуру неубитого … (медведя) писать как …

лапой (курица), купить … в мешке (кота), вставлять … в колёса (палки), брать

… за рога (быка,) провалиться сквозь … (землю), водить за … (нос), держать

… за зубами (язык), завязать … на память (узелок).

Конкурс № 6. «

Кто быстрее

»

В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит

фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

голова- человек с головой, морочить голову, вскружить, голову,

потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

ноги- уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног,

путаться под ногами, одна нога здесь -другая там, ног под собой не

чуять...

глаза-мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза,

глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами,

как бельмо в глазу...

нос- задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу,

клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа..

Конкурс № 7. «

Объясни значение»

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить

их значение.

Кожа да кости-худой, дырявая память-забывчивый, на

всехпарусах- быстро, перемывать косточки-обсуждать, хоть

кровьиз носу-обязательно, рукой подать- близко, сбить с толку-

запутать, как рыба в воде-уверенно, лететь сломя голову-спешить,

попасть пальцем в небо-невпопад, из рук валится-не ладится,

много воды утекло -давно.

Конкурс № 8. «

Прямое и переносное значение»

Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить

предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом

смысле и в форме фразеологических оборотов.

Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем,

поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку,

прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею,

льёт как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких

нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, переливать из пустого

в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.

Задание № 9. Шуточные вопросы.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду

суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (НОС)

2. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют

искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и

слова те, кто их не ценит. Что это? (ВЕТЕР)

3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо

подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают,

настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят

говорить лишнего. Что это? (ЯЗЫК)

Объявляется итог конкурса, называются победители.

Заключительное слово учителя:

Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили,

обобщили изученное о фразеологизмах.

Молодцы, все работали замечательно. Победители сегодня все!

Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей

речи будете употреблять фразеологизмы. Спасибо за игру!



В раздел образования




Яндекс.Метрика