Напоминание

Проектная деятельность на уроках истории как способ развития познавательного интереса учащихся.


Автор: Дворкина Лариса Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ № 31
Населённый пункт: г .Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: Педпроект
Тема: Проектная деятельность на уроках истории как способ развития познавательного интереса учащихся.
Раздел: полное образование





Назад




Педагогический проект.

Проектная деятельность на уроках истории как способ развития

познавательного интереса учащихся.

1. Актуальность темы проекта.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области

профессиональной

деятельности,

отходят

на

задний

план

и

постепенно

отмирают

устаревшие.

Это

требует

от

людей

высокой

мобильности.

Не

случайно

известный

лозунг

«Образование

на

всю

жизнь»

перестал

быть

актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование

через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что

ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику,

новые

технологии

работы,

повышать

свою

квалификацию,

получать

дополнительное образование.

Пробивающие

себе

дрогу

принципы

личностно

ориентированного

образования,

индивидуального

подхода,

субъективности

в

обучении

потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в обучении;

-

развивали

бы

в

первую

очередь

общеучебные

умения

и

навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-

формировали

бы

не

просто

умения,

а

компетенции,

то

есть

умения,

непосредственно

сопряженные

с

опытом

их

применения

в

практической

деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой

и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод

учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных

проблем:

-

отсутствие

у

школьника

интереса,

мотива

к

личностному

росту,

к

самостоятельному приобретению новых знаний;

-

обучающиеся

зачастую

не

умеют

превращать

информацию

в

знание,

осуществлять целенаправленный поиск информации;

- обилие информации не приводит к системности знания;

- ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися, - репродуктивный,

воспроизводящий, поэтому знания оторваны от жизни.

Возросший сегодня интерес к методу проектов объясняется тем, что он

позволяет

реализовать

основные

направления

модернизации

общего

образования:

- интеграцию учебного содержания;

- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

-

формирование

информационных,

коммуникативных

и

социальных

компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний,

практических умений и способностей.

Таким образом, проектная методика позволяет гармонично дополнять

традиционную

классно-урочную

систему

как

новая

технология

обучения,

более

тесно

связанная

с

жизнью,

практикой,

стимулирующая

учеников

самостоятельно

познавать

окружающий

мир,

самоутверждаться

и

самореализовываться

в

разнообразной

учебной

и

практической

деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе

интегрированного

содержания;

вывести

образование

за

пределы

школы,

используя

потенциал

информационных

ресурсов.

Проектные

приемы

отвечают всем современным тенденциям в образовании.

2. Цель и задачи проекта.

Цель:

раскрыть

возможности

проектных

уроков

для

ра з в ит ия

познавательного интереса учащихся.

Задачи:

• Изучить и проанализировать различные информационные источники по

теме проектной деятельности.

• Сформировать банк практико-ориентированных программ для реализации

данного метода.

• Составить планы проектных уроков.

• Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности

познавательного интереса школьников.

• Составить методические рекомендации для учителей.

• Доказать эффективность проектных уроков в процессе обучения с целью

успешного усвоения материала, а также в формировании познавательного

интереса учащихся.

Объект и предмет проектирования.

Объект - деятельность участников образовательного процесса.

Предмет проектирования - технология проектных уроков.

3. Предполагаемые результаты.

В

результате

реализации

проекта

должна

быть

осуществлена

положительная динамика следующих составляющих:

повышение уровня познавательного интереса учащихся;

повышение качества учебно-познавательной деятельности;

формирование

компетенций,

которые

обеспечат

развитие

их

способностей

для

жизни

и

помогут

максимально

реализовать

свой

потенциал;

повышение

интенсивности

урока

через

создание

системы

мотивационных уроков;

удовлетворение

учащимися

результатами

своей

деятельности:

переживание ситуации успеха, испытание радости от творчества.

4. Теоретическое обоснование педагогического проекта.

Анализ

мирового

опыта

позволяет

констатировать

широкое

распространение метода проектов в системах образования разных стран.

Причина

в

том,

что

в

условиях

информационного

общества,

в

котором

стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передать

ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти

знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для

решения новых познавательных и практических задач. В условиях высокой

динамики общественных процессов и огромного информационного потока

последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и

самодеятельности

школьника,

его

способности

к

самостоятельному

познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления. Метод проектов это дидактическая категория. Это

путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы

говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом

оформленным тем или иным образом.

5. «Метод проектов» как метод обучения.

5.1. Из истории метода проектов.

Все новое – хорошо забытое старое. Метод проектов – это не новая

технология,

возникшая

в

результате

развития

современной

школы.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи

(1859-1852), американский ученый, психолог и педагог. Правда, ни в одной из

своих

работ

он

не

употребляет

слово

«проект»

применительно

к

педагогическому методу. Именно Дьюи сто лет назад предложил строить

обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,

сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы

ученик

воспринимал

знания

как

действительно

нужные

ему,

личностно

значимые,

требуется

проблема,

взятая

из

реальной

жизни,

знакомая

и

значима для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже

полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит

приобрести.

«Решить

проблему»

значит

применить

в

данном

случае

необходимые

знания

и

умения

из

различных

областей

жизни,

получив

реальный и ощутимый результат.

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила

душу в сою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала

выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть

образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».

Так

писал

в

1918

г.

один

из

основоположников

«метода

проектов»,

последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа

при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в

американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни

предприимчивых

и

жизнелюбивых

жителей

США.

Американцы

назвали

метод проектов – «наш метод школьной работы».

В

1910-егг.

Профессор

Коллингс,

организатор

продолжительного

эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в

мире классификацию учебных проектов:

1)

«проекты

игр»

-

детские

занятия,

непосредственной

целью

которых

является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры,

народные танцы, разного рода развлечения и т.д.);

2)

«экскурсионные

проекты»,

которые

предполагали

целесообразное

изучение

проблем,

связанных

с

окружающей

природой

и

общественной

жизнью;

3)

«повествовательные

проекты»

-

разрабатывая

их,

дети

имели

целью

«получить

удовольствие

от

рассказа

в

самой

разнообразной

форме»:

в

устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной и т. д.;

4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного

продукта:

изготовление

кроличьей

ловушки,

приготовление

какао

для

школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

В экспериментальной школе работавшей под руководством Коллингса,

исключительно

по

методу

проектов.

за

один

первый

год

работы

было

задумано,

проработано

и

доведено

до

конца

самими

детьми

58

«экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»;

396

«повествовательных

проекта».

Руководила

всеми

шестьюстами

проектами единственная учительница этой школы.

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной

школы. Знакомясь с данной технологией, я узнала, что еще в 20-х гг. XX века

советские

педагоги

В.Н.

Шульгин

и

М.В.

Крупенина

провозгласили

его

единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни. Это

история

полная

драматизма.

Сначала

«перспективный»,

а

вскоре

и

«универсальный метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное

прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной

педагогике.

Современные

исследователи

истории

педагогики

отмечают,

что

использование

метода

проектов

в

советской

школе

в

1920-е

гг.

действительно

привело

к

недопустимому

падению

качества

обучения.

В

качестве причин этого явления выделяют:

1) отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с

проектами;

2) слабая разработанность методики проектной деятельности;

3) гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;

4)

сочетание

«метода

проектов»

с

педагогически

неграмотной

идеей

«комплексных программ».

5.2. Метод проектов и его место в современной методике.

Анализ

мирового

опыта

позволяет

констатировать

широкое

распространение метода проектов в системах образования разных стран.

Причина

в

том,

что

в

условиях

информационного

общества,

в

котором

стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передать

ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти

знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для

решения новых познавательных и практических задач. В условиях высокой

динамики общественных процессов и огромного информационного потока

последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и

самодеятельности

школьника,

его

способности

к

самостоятельному

познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления. Метод проектов это дидактическая категория. Это

путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы

говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом

оформленным тем или иным образом.

В

современной

мировой

и

отечественной

педагогике

существует

несколько

десятков

детально

разработанных

технологий

проектной

деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них,

которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою

жизнеспособность. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит

в

том,

чтобы

помочь

проектам

занять

надлежащее

место

в

школьной

практике. Способствуют возрождению метода-проекта такие замечательные

отечественные методисты как: И.Д. Чечель, Г.Д. Новикова, Е.С. Полат, И.С.

Сергеев, С.Г. Щербакова, Л.А.

Выткалова, Г.А. Кропонева – заслуженный

учитель

России

преподаватель

истории

в

гуманитарной

гимназии

города

Кирова, Н.И. Шевченко и другие.

"Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти

знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода

проектов,

который

и

привлекает

многие

образовательные

системы,

стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и

прагматическими умениями.

Работа по методу проектов это относительно высокий уровень сложности

педагогической деятельности, который требует от учителя знания технологии

его осуществления.

Основные

требования

к

проекту

определяет

в

своей

работе

«Как

организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев.

1.

Необходимо

наличие

социально

значимой

задачи

(проблемы)

-

исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности -

с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким

образом,

отличительная

черта

проектной

деятельности

поиск

информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена

участниками проектной группы.

4.

Результатом

работы

над

проектом,

иначе

говоря,

выходом

проекта,

является

продукт.

В

общем

виде

это

средство,

которое

разработали

участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и

представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство

решения проблемы.

5.3. Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое

количество видов и разновидностей. Многообразие видов проектов также

представлено в книге И.С. Сергеева. Основной классификацией проектов,

определяющей содержательную специфику каждого проекта, является

классификация по доминирующей деятельности учащихся.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся.

• Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное

исследование.

Он

включает

обоснование

актуальности

избранной

темы,

обозначение

задач

исследования,

обязательное

выдвижение

гипотезы

с

последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом

используются

методы

современной

науки:

лабораторный

эксперимент,

моделирование, социологический опрос и другие.

Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы

самих

участников

проекта

или

внешнего

заказчика.

Продукт

заранее

определен и может быть использован в жизни класса , школы, микрорайона,

города,

государства.

Палитра

разнообразна

от

учебного

пособия

для

кабинета истории до пакета рекомендаций по восстановлению экономики

России.

• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

объекте,

явлении

с

целью

ее

анализа,

обобщения

и

представления

для

широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в

СМИ,

в

том

числе

Интернете.

Результатом

такого

проекта

может

быть

и

создание информационной среды класса или школы

Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный

подход

к

оформлению

результатов.

Это

могут

быть

ал ь м ан ах и ,

те а тр а л и зац и и ,

сп о р ти в н ые

и г р ы,

п р о и з в е д е н и я

изобразительного или декоративно-прикладного искусства,

видеофильмы,

экспедиции и т.д. Ролевые

• Ролевой

проект.

Разработка

и

реализация

такого

проекта

наиболее

сложна. Участвуя в нем , проектанты берут на себя роли исторических или

литературных персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается

открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет

ли разрешен конфликт и заключен договор?

Существует классификация проектов по комплексности и характеру

контактов.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области)

можно выделить два типа проекта.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других

областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает

учмтель-предметник, а консультантом – учитель другой дисциплины.

2) Межпредметные проекты выполняются иключительно во внеурочное

время и под руководством нескольких специалистов в различных областях

знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе

постановки проблемы.

По характеру контактов проекты могут быть:

• внутриклассными;

• внутришкольными;

• региональными;

• межрегиональными (в рамках одного государства);

• международными

Классификация проектов по продолжительности.

* Мини-проекты могут укладывться в один урок или менее.

* Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

* Недельные проекты выполняютсяв группах в ходе проектной недели.

* Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

С.Г. Щербакова в работе «Организация проектной деятельности»

предлагает типологию проектов по количеству его участников и по

характеру координации проекта.

Количество участников проекта:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые

Характер координации проекта:

- проект с открытой координацией;

- проект со скрытой (неявной) координацией.

5.4. Этапы проведения проекта.

Как я уже отметила выше, сегодня существует очень много технологий

проектной деятельности. Я взяла за основу модель, которая базируется на

«технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат. Именно

следуя этой технологии, я и осуществляла пошаговое планирование работ

для осуществления учебного проекта.

Этапы проведения проекта (модель Е.С. Полат).

1. Представление проблемной ситуации.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации,

способов оформления результатов.

8.

Самостоятельная

исследовательская,

поисковая

работа

учащихся

в

соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на

уроках, в научном обществе, в творческих мастерских).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12.

Выдвижение,

прогнозирование

новых

проблем,

вытекающих

из

полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Для любого проекта очень важная и сложная задача – это проблема его

оценки. Именно об этом говорит в своей книге В.А. Ясвин «Образовательная

среда: от моделирования к проектированию», где содержится комплексный

анализ

образовательной

среды,

ее

типов,

влияние

на

формирование

личности.

В

нее

включены

конкретные

методические

разработки

и

рекомендации

по

диагностике,

э кс пертиз е,

п р о е к т и р о в а н и ю

образовательной среды, а также методика тренинга для педагога.

Я предлагаю один из перечней критериев, который предлагает автор книги.

5.5. Критерии внешней оценки проекта:

значимость и актуальность выдвинутых проблем;

корректность используемых методов исследования и методов

обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его

индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему,

привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать

свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов.

6. План работы по реализации педагогического проекта.

1. Аналитический

- определение проблемы;

- анализ состояния данной проблемы;

- входное диагностирование (анкетирование);

- определение способа разрешения проблемы.

2. Поисковый

- определение потребности в информации, анализ имеющейся

информации;

- изучение литературы по использованию метода проектов на уроках

истории.

3. Практический

Разработка исторических ситуаций, проблемных ситуаций с

использованием проектной деятельности.

- разработка и составление плана проектных уроков, реализация этого

плана;

- работа над проектом;

- защита проектов;

- разработка методов рефлексии и диагностики для определения

уровня сформированности познавательного интерес.

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных

материалов

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения педагогического проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения.

Как видно из этой таблицы работу над педагогическим проектом я разбиваю

на 5 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует

этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация -

проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов

разрешения проблемырешение.

В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном

интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом

понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление

к

знанию и самостоятельной творческой деятельности, которая соединяется с

радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять,

проверить, выяснить, усвоить.

В формировании познавательного интереса выделяю следующие

моменты:

любознательность;

появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Мотивация учащихся к познавательной деятельности является одной из

основных

задач

современной

школы.

Это

обусловлено

обновлением

содержания

обучения,

постановкой

задач

формирования

у

школьников

приемов

самостоятельного

приобретения

знаний

и

познавательного

интереса, социальных компетентностей, активной жизненной позиции. При

этом в своей повседневной педагогической практике я сталкиваюсь не только

с недостаточным уровнем познавательной активности учащихся, но и его

снижением от параллели к параллелям.

6.1. Входная диагностика

Анкетирование,

проведенное

среди

учащихся

6,8

классов,

где

я

преподавала историю, показало снижение качества знаний по предмету и

падение интереса к предмету.

Качество знаний учащихся 6,8 классов

по итогам I четверти 2012 – 2013 года.

Познавательная активность школьника ( по методу А. А. Горчинской).

Цель.

Оценка степени выраженности познавательной активности

школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты

ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и

предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов

какой-либо один.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по истории?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель

ность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя

возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Ответы: а) - свидетельствуют о сильно выраженной познавательной

активности; б) – об умеренной; в) – о слабой выраженности.

Познавательная активность учащихся 6,8 классов по итогам I

четверти 2012– 2013 учебного года

Итак, налицо несоответствие между требованиями и результатами

образования, диктуемых современным обществом и заложенным в новых

стандартах,

и

результатами,

которые

я

имею.

Возникает

проблема:

успешность

личности

во

многом

зависит

от

внутренней

потребности

к

самообразованию

и

саморазвитию,

но

при

этом

наблюдается

снижение

познавательной

активности,

мотивации

к

изучению

предмета,

что

не

способствует

развитию

внутренних

резервов

личности

учащихся.

Необходимо

научить

учащихся

самостоятельно

учиться

и

добывать

необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях

и самостоятельно принимать решения, критически мыслить

Можно

ли

решить

эту

проблему?

Каким

образом?

При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи

решить достаточно сложно. С помощью традиционных методик детей учебой

не

увлечь.

Не

только

отстающие,

но

и

одаренные

ребята

тоже,

бывает,

скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед

детьми такую

проблему, которая интересна и значима для каждого. Следовательно, передо

мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они

могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были

способны обнаружить новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь

результата

в

выполнении

этой

задачи

можно

только

в

условиях

реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход

на продуктивно-творческий уровень.

6.2

.Организация проектной деятельности на уроке (направления работы,

этапы, планирование

).

Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Поиск

активных форм обучения привел меня

к

технологии методов проектов.

«Метод проектов – среда, в которой даже неуспевающие ученики обретают

стимул

и

уверенность»,

-

эти

слова

принадлежат

учителям,

которые

работают по этой технологии. Таким образом, решение проблемы я нашла в

использовании

на

своих

уроках

проектной

методики,

которая

в

свете

требований

к

современному

образованию

позволяет

эффективно

решать

поставленные задачи.

Метод проектов позволяет моделировать образовательные ситуации

на

актуальном

жизненном

материале,

является

одним

из

способов

повышения познавательного интереса, так как:

• меняет подход к выполнению задания;

• требует применения универсальных способов деятельности;

способствует

развитию

мышления

школьников,

лучшему

усвоению

материала и, как следствие, изменения отношения к предмету.

Практическая часть по реализации педагогического проекта начинается с

четко продуманной структуры учебного проекта.

Структура учебного проекта.

Проект.

Этапы деятельности

Этап 1.

Основная проблема, компоненты, которые требуют решения.

1.

Постановка

проблемы

2.

Выдвижение

гипотез – путей

решения проблемы

3.

Планирование деятельности по

реализации проекта

Этап 2.

Практически значимый материальный или интеллектуальный

продукт, подготовка продукта.

1.

Сбор

информации

2.

Структурирование

информации

3.

Изготовлени

е продукта

4.

Оформление

продукта

Этап 3.

Презентация проекта.

1.

Выбор

оформления

презентации

2.

Подготовка

презентации

3.

Презентация

4.

Самооценка и

самоанализ

Становление системы моего

опыта

работы по методу проектов

проходило,

конечно,

постепенно

в

процессе

изучения

теоретической

и

методической

литературы

по

данной

проблеме.

Первое

апробирование

полученных

теоретических

знаний

в

собственной

практике,

создание

системы связанных между собой приемов и методов вылилось в проведение

проектной недели по истории, а затем проектной недели правовых знаний.

Мне, кажется, этот опыт оказался удачным. Особенно ребятам понравилось

участие в таком

проекте как

«Имя России», который прошел в школе по

аналогии

с

общероссийским

проектом.

Но

низкие

показатели

учебной

деятельности учеников 6-х и 8- х классов, а также и падение познавательного

интереса

к

предмету

история,

заставили

меня

обратиться

к

поурочной

методики проектов

Работа над проектом по истории всегда предполагает решение какой-то

проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разных

методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из

различных областей учебной деятельности школьника.

Тематика проектов по истории должна определяться не только

стремлением пополнить объем знаний учащегося, но и научить его

ориентироваться в объемной информации, систематизировать эту

информацию, проявлять творчество, воображение, видеть практическую

направленность деятельности. А для меня всегда еще важно, чтобы делать

это ученику было интересно, увлеченно и возникло желание продолжить

работу над очередным проектом.

Это были мои главные критерии, когда я приступила к практическому

воплощению ученических проектов в 6 и 8 классах. С учениками 6 класса в

рамках курса «История Средних веков» мы решали проблему, что является

главными символами Средних веков. Это достаточно высокий уровень

проблемности, когда учитель создает проблемную ситуацию, а ученики

самостоятельно ее разрешают. Разрешение этой проблемы и привело к

выполнению проектных заданий.

В 8 классе идея проекта пришла совершенно неожиданно, после того как

на урок восьмиклассникам, изучающим историю России XIX века, я принесла

монету,

которая

датировалась

1801

годом.

1801год

это

завершение

правления Павла и начало правления Александра I. Поэтому первый вопрос,

на

который

ребята

хотели

получить

ответ,

был:

«К

эпохе

кого

из

этих

правителей относится появление монеты?» Чем глубже ребята погружались в

таинственный мир монеты, тем больше вопросов задавали себе: почему она

не похожа на другие монеты, которые чеканились на Руси? Что означает

надпись, сделанная на реверсе (оборотной стороне) монеты? Работа над

проектом,

который

мы

назвали

«О

чем

рассказала

монета»

помогла

не

только найти ответы на многие из

них, но и совершить увлекательное

путешествие в прошлое.

Учебная проектная деятельность проходит несколько этапов и на каждом

этапе составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта, где

определено

не

только

содержание

работы

на

каждом

из

этапов,

но

и

функции учителя и учеников.

Система действий учителя и учащихся

на разных этапах работы над проектом.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка

проектного

задания.

1.1. Выбор темы

проекта.

Учитель отбирает возможные

темы и представляет их

учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают

общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся

совместно подобрать тему

проекта.

Группа учащихся совместно с

учителем отбирает темы и

предлагает классу для

обсуждения.

Учитель участвует в

обсуждении тем,

предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно

подбирают темы и предлагают

классу для обсуждения.

1.2. Выделение

подтем в темы

проекта.

Учитель предварительно

вычленяет подтемы и

предлагает учащимся для

выбора.

Каждый ученик выбирает себе

подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в

обсуждении с учащимися

подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и

предлагают варианты подтем.

Каждый ученик выбирает одну из

них для себя (т.е. выбирает себе

роль).

1.3. Формирование

творческих групп.

Учитель проводит

организационную работу по

объединению школьников,

выбравших себе конкретные

подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои

роли и группируются в

соответствии с ними в малые

команды.

1.4. Подготовка

материалов к

исследовательско

й работе:

формулировка

вопросов, на

которые нужно

ответить ,

задание для

команд, отбор

литературы.

Если проект объемный, то

учитель заранее

разрабатывает задания,

вопросы для поисковой

деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся старших и

средних классов принимают

участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа

вырабатываться могут в командах

с последующим обсуждением

классом.

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности.

Учитель принимает участие в

обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в

классе обсуждают формы

представления результата

исследовательской деятельности:

видеофильм, альбом,

историческая инсценировка и т.д.

2. Разработка

проекта.

Учитель консультирует,

координирует работу

учащихся, стимулирует их

деятельность.

Учащиеся осуществляют

поисковую деятельность.

3. Оформление

результатов.

Учитель консультирует,

координирует работу

учащихся, стимулирует их

деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а

потом по взаимодействии с

другими группами оформляют

результаты в соответствии с

принятыми правилами.

4. Презентация.

Учитель организует экспертизу

(например, приглашает в

качестве экспертов старших

школьников или параллельный

класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей

работы.

5. Рефлексия.

Оценивает свою деятельность

по педагогическому

руководству деятельностью

детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию

процесса, себя в нем с учетом

оценки других. Желательна

групповая рефлексия.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от

этапов

работы

над

проектом.

Однако

на

всех

этапах

педагог

занимает

лидирующую,

но

не

доминирующую

позицию,

выполняет

функции

режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и

соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог двух

равноправных

субъектов

для

обогащения

их

целостного

личного

опыта.

Ведущая идея организации проектной деятельности учащихся заключается в

том, что в центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие

развитию

его

индивидуальности

и

самореализации.

В

ходе

проектного

процесса

педагог

мотивирует,

координирует,

моделирует,

консультирует,

контролирует, наблюдает, помогае, поддерживает, отслеживает.

Как я уже отмечала, высокий уровень мотивации в деятельности – залог

развития

познавательного

интереса

учащихся

и

успешной

работы

над

проектом. По наблюдению психологов результаты деятельности человека на

20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% - от мотивов. Поэтому необходимо

построить

так

образовательный

процесс,

чтобы

заинтересовать

ученика

трудной, но интересной «дорогой» познания, показав ему направление пути.

Мотивом для исследовательской деятельности в 6 классе стали вопросы

символов, которые назвали главными символами Средневековья. Какие это

символы? Почему? Что стоит за каждым из них? Именно эти вопросы стали

главной целью нашей исследовательской деятельности, которую ребята,

разделившись на 4 группы, воплотили в конкретные проекты, назвав их:

«Замок», «Рыцарь», «Турниры», «Прекрасная Дама». И на следующем

этапе проекта я уже выступаю как координатор движения учащихся в

заданном направлении, раздав группам инструктивные карточки с

заданиями. (Приложение 1)

Карточка №1.

Замок – символ Средних веков.

1. Нарисуйте рыцарский замок, характерный для европейских стран в XII-XIIIвв.,

укажите его основные части:

каменные стены, ров с водой, подъемный мост,

надвратная башня и железная решетка, донжон, колодец, сторожевые вышки,

хозяйственные

постройки,

конюшни,

замковая

часовня,

бойницы

и

расскажите, как он был устроен.

2. «Обустройте» донжон и укажите, какие помещения будут располагаться на

каждом этаже.

3. Подумайте, как рельеф местности влиял на выбор места для замка. Какие

особенности местности использовались для обороны?

1.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Как вы понимаете выражение: «Мой дом – моя крепость».

Карточка №1.

Замок – символ Средних веков.

1. Нарисуйте рыцарский замок, характерный для европейских стран в XII-XIIIвв.,

укажите его основные части:

каменные стены, ров с водой, подъемный мост,

надвратная башня и железная решетка, донжон, колодец, сторожевые вышки,

хозяйственные

постройки,

конюшни,

замковая

часовня,

бойницы

и

расскажите, как он был устроен.

2. «Обустройте» донжон и укажите, какие помещения будут располагаться на

каждом этаже.

3. Подумайте, как рельеф местности влиял на выбор места для замка. Какие

особенности местности использовались для обороны?

1.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.--------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Как вы понимаете выражение: «Мой дом – моя крепость».

Карточка №2.

Рыцарь – символ Средних веков.

1.

Нарисуйте

рыцаря

в

доспехах

XI

– XVв.в.,

укажите

основные

детали

доспехов

и

вооружения: кольчуга, панцирь, латы, шлем с забралом, щит, меч, копьё.

2.

В

чем

была

сила

и

слабость

рыцарского

вооружения?

Назовите

по

три

и

более

признака.

Сильные стороны. Слабые стороны.

1.______________________ 1._________________________

2.______________________

2._________________________ 3_______________________

3. _________________________

3. Какие занятия рыцарь считал достойными себя, а какие – нет? Приведите по три

примера.

Достойные занятия. Недостойные занятия.

1. ______________________ 1.__________________________

2._______________________

2.__________________________ 3. _______________________

3. __________________________

4. Какие правила поведения назывались «Кодексом рыцарской чести»?

Карточка №2.

Рыцарь – символ Средних веков.

1.

Нарисуйте

рыцаря

в

доспехах

XI

– XVв.в.,

укажите

основные

детали

доспехов

и

вооружения: кольчуга, панцирь, латы, шлем с забралом, щит, меч, копьё.

2.

В

чем

была

сила

и

слабость

рыцарского

вооружения?

Назовите

по

три

и

более

признака.

Сильные стороны. Слабые стороны.

1.______________________ 1._________________________

2.______________________

2._________________________ 3_______________________

3. _________________________

3. Какие занятия рыцарь считал достойными себя, а какие – нет? Приведите по три

примера.

Достойные занятия. Недостойные занятия.

1. ______________________ 1.__________________________

2._______________________

2.__________________________ 3. _______________________

3. __________________________

4. Какие правила поведения назывались «Кодексом рыцарской чести»?

Карточка № 3.

Турниры – символ Средних веков.

1. Нарисуйте рыцарский турнир и укажите его основных участников, а также детали

обстановки: ристалище, трибуна судей, трибуна дам, главный судья, выступающие

участники турнира, герольд.

2. Кто такие герольды? Что входило в их обязанности?

3. Что такое рыцарский герб? О чем он может рассказать? Составьте герб,

придумайте девиз.

4. Какие виды состязаний входили в программу рыцарского

турнира?

1.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка № 3.

Турниры – символ Средних веков.

1. Нарисуйте рыцарский турнир и укажите его основных участников, а также детали

обстановки: ристалище, трибуна судей, трибуна дам, главный судья, выступающие

участники турнира, герольд.

2. Кто такие герольды? Что входило в их обязанности?

3. Что такое рыцарский герб? О чем он может рассказать? Составьте герб,

придумайте девиз.

4. Какие виды состязаний входили в программу рыцарского

турнира?

1.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эти карточки – опора для достижения

поставленных целей. Таким

образом,

я

моделирую

процесс,

обеспечивая

направление

пути

для

успешного результата.

При реализации проекта я еще и консультант, который организует доступ

к информационным ресурсам, помогает их систематизировать, критически

осмыслить. А как наблюдатель я получу информацию, которая ляжет в основу

моих

действий

по

оценке

уровня

сформированности

познавательной,

информационной,

социальной,

коммуникативной

и

других

компетенций

учащихся.

Принципиально меняется и роль ученика в учебном процессе. В работе

над

проектом

школьники

выступают

активными

его

участниками,

а

не

пассивными статистами, т.к. образовательный процесс при использовании

проектной технологии строится не в логике учебных предметов, а в логике

деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся. Деятельность

должна

быть

практически

значимой

и

иметь

свой

продукт.

Я

сразу

вспоминаю слова Уильяма Херда Хилпатрика: «…если она вложила душу в

свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку

и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец

типичного проекта в самом педагогическом смысле этого слова».

Итак, проектная деятельность на завершающем этапе должна представить

свой продукт, который требует презентации. Выбор формы продукта и его

представление

(или

презентация)

очень

важный

момент

работы

над

проектом. От этого во многом зависит насколько выполнение проекта будет

увлекательным, а защита проекта – презентабельной и убедительной.

Выход продукта проектной деятельности может быть оформлен в виде:

газеты, выставки, карты, плана, модели, экскурсии, видеофильма, коллекции,

программы, дневника и т. д.

Карточка №4.

Прекрасная Дама – символ Средних веков.

1. Нарисуйте женщину в европейском костюме XI-XIIIвв. и укажите детали её одежды

и украшений: котт, шемиз, пояс, шлейф, сюрко, эннен, вуаль, платок, фибулы.

2. Как вы думаете, каких женщин и девушек в средневековом обществе могли

назвать Прекрасной Дамой? Почему именно их?

3. Что по кодексу чести должен был делать рыцарь, чтобы заслужить любовь

Прекрасной Дамы?

1.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Кто такие трубадуры, труверы? Найдите

и прочитайте понравившееся вам стихотворение, которое они сложили в честь

Прекрасной Дамы.

Карточка №4.

Прекрасная Дама – символ Средних веков.

1. Нарисуйте женщину в европейском костюме XI-XIIIвв. и укажите детали её одежды

и украшений: котт, шемиз, пояс, шлейф, сюрко, эннен, вуаль, платок, фибулы.

2. Как вы думаете, каких женщин и девушек в средневековом обществе могли

назвать Прекрасной Дамой? Почему именно их?

3. Что по кодексу чести должен был делать рыцарь, чтобы заслужить любовь

Прекрасной Дамы?

1.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Кто такие трубадуры, труверы? Найдите

и прочитайте понравившееся вам стихотворение, которое они сложили в честь

Прекрасной Дамы.

Виды

презентационных

проектов

также

могут

быть

различными,

например:

защита

проекта,

научная

конференция,

пресс-конференция,

демонстрация видеофильма, инсценировка, ролевая игра, реклама и т. д.

Для шестиклассников итогом их деятельности явилась защита проектов

исследовательскими

группами

в

соответствии

с

индивидуальными

заданиями.

В ходе защиты ребята демонстрировали не только свои интеллектуальные,

исследовательские

способности,

но

и

креативность,

творчество,

умение

работать в команде.

Ученики 8 класса в качестве презентации своей исследовательской

деятельности

подготовили

видеофильм,

в

котором

очень

интересно,

увлекательно продемонстрировали результаты своей работы и рассказали о

тех

неожиданных

и

удивительных

открытиях,

которые

они

сделали

самостоятельно. (Приложение 2)

Оценивать проект не менее сложно, чем его защищать. Членам экспертной

комиссии

должна

быть

предложена

определенная

форма,

содержащая

параметры оценки. Здесь представлена одна из возможных форм. Автор ее

Щербакова С.Г.

Оценивание проектов экспертной группой

Параметры

Проект

Достигнутый результат

Оформление

Объем выполненной работы

Представление проекта

Ответы на вопросы

Научность

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

ИТОГИ

1. «Замок».

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

2. «Рыцарь».

5

5

5

4

4

5

5

5

5

5

3. «Турниры».

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

4.«Прекрасная Дама».

5

5

4

5

5

4

5

5

5

5

Шкала оценок: от 1 балла до 5 баллов

После защиты проектов целесообразно провести анкетирование среди

учащихся. С одной стороны это будет являться рефлексией (анализ своей

деятельности с учетом оценки других), с другой стороны обработка его

результатов позволит скорректировать работу учителя на будущее.

Анкета для участников проекта.

1.Я участвую в проекте потому, что --------------------------------------------------.

2.Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное ---------------------------

3.В ходе работы над проектом я научился

----------------------------------------------4.Мне хотелось бы (не хотелось) принять

ещё раз участие в проекте потому

что______________________________________________________________.

6.3. Заключительная диагностика.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает

горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее

привлекательный вид учебной деятельности.

Приятно было читать в анкете восьмиклассников такой отзыв: «Нам очень

интересно было работать над проектом. Исследовательский характер

этой работы заставил обратиться к дополнительным историческим

источникам, соприкоснуться с предметами – свидетелями прошлого,

познакомиться с вспомогательными историческими дисциплинами:

нумизматикой, фалеристикой. Добытые нами самостоятельно знания

– это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс

познания истории своей страны и людей, которые творили эту

историю».

В анкете 87% учащихся ответило, что им нравится метод проектов.

Результатом

применения

проектной

деятельности

явилась

стабильная

динамика

роста

образовательных

достижений

учащихся

по

истории,

что

иллюстрируют приведенные ниже диаграммы.

Качество знаний учащихся 6,8 классов по итогам 2012 – 2013

учебного года

Познавательная активность учащихся 6,8 классов

по итогам 2012 – 2013 учебного года

По данным диаграммам видно, что качество знаний у учащихся 6-х

классов повысилось на 10%, а у 8-х на 8%. Познавательная активность у

школьников увеличилась соответственно.

Доказательством роста познавательной активности ребят является участие

в

конкурсах,

предметных

олимпиадах

в

школьной

научно-практической

конференции. В 2012-2013 учебном году мой ученик 8 класса Евсин Евгений

занял I место в городской олимпиаде по истории. С замечательным проектом

«О

чем

рассказала

монета»

восьмиклассники

выступили

на

научно

практической

конференции,

проходившей

в

рамках

школы.

Кроме

того,

изменилось отношение к самому предмету. Свидетельством пробуждения

интереса к истории является рост желающих сдавать историю в качестве

итоговой аттестации.

Немало метод проектов дает и мне как учителю. Это и возможность

творчества,

и

новые

умения

и,

главное,

новый

этап

сотрудничества

и

взаимодействия с ребятами. Я получаю не только удовлетворение от этой

деятельности,

но

и

пополняю

свою

методическую

копилку.

Как

я

уже

отметила, с презентацией проекта «О чем рассказала монета», ученики 8-го

класса выступили на VI школьной научно-практической конференции «Шаги в

науку», были награждены грамотой. С проектом «Главные символы Средних

веков»

я

приняла

участие

во

всероссийском

конкурсе

методических

разработок

«Мой

педагогический

опыт»,

который

проводил

Российский

образовательный центр «Дарование» и заняла I место. Опытом работы по

организации и проведению школьного проекта «Неделя правовых знаний» я

делюсь в статье «Права ребенка: от знаний к норме жизни», которая была

опубликована в июне 2013 году в сборнике материалов IV международной

конференции «Права детей – детям!» Все накопленные информационные

ресурсы и методические разработки я использую в качестве презентаций к

урокам для его оптимизации, наглядности, для развития познавательного

интереса к истории.

7.Результат проекта.

Как же сохранить познавательную мотивацию школьников и удержать

интерес к предмету? Как разбудить индивидуальное сознание, развить их

социальную

активность,

перебороть

равнодушие,

ставшее

бичом

нашего

времени?

Сегодня

я

готова

ответить

на

эти

вопросы.

Ответы

на

них

я

получила, работая над своим педагогическим проектом. Несомненно, это

использование активных форм обучения и среди них значительную роль

должна играть проектная деятельность.

По итогам работы над педагогическим проектом я сделала вывод, что

проектная

форма

призвана

помочь

учащимся

почувствовать

значимость

полученных

знаний,

научиться

ориентироваться

в

достаточно

обширных

источниках

информации,

систематизировать

свои

знания,

развить

свой

творческий

потенциал,

укрепить

взаимопонимание

между

учеником

и

учителем, повысить интерес к истории как науке и предмету.

Проектная деятельность с точки зрения учащегося – это возможность

делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои

возможности.

Работа

над

проектом

позволяет

ребенку

проявить

себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать

лично достигнутый результат.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго

поколения является усиление их ориентации на результаты

образования как систематизирующий компонент конструкции

стандартов. Понимание сущности образовательного результата

зависит от структуры образования, определяющей его главные цели.

В отечественной психологической и педагогической науках глубоко

разработана деятельностная структура образования,

декларирующая целью образования развитие личности учащегося на

основе изучения универсальных способов познания и освоения мира.

В соответствии с этим процесс учения понимается не только как

усвоение системы знаний, умений. Навыков, составляющих

инструментальную основу компетенций учащегося. Но и как процесс

развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и

социальной компетенции.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской

идентичности на основе принятия учащимися демократических

ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном

обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение

основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся

к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и

предметно – продуктивной деятельности, высокой социальной и

профессиональной мобильности на основе непрерывного

образования и компетенции уметь учиться.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной

картины мира; развитие способности управлять своей

познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение

методологией познания, стратегиями и способами познания и

учения; развитие репрезентативного, символического, логического,

творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных

памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в

общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию

других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,

умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами

общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и

принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

Список используемой литературы.

1. Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. –

Волгоград: Учитель, 2009.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:

АРКТИ, 2008.

3. Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995, с.5.

4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами

практика // Лицейское и гимназическое образование .2002- №9, с.29-35.

5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика

административной работы в школе. – 2003. - № 6.

6. Ясвин В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию. –

М.: Смысл, 2001.

7. Развитие детского творчества через технологичекие проекты. Сборник

проектов для 5, 6кл. – Н. Новгород, 2000Клименко А.В., Подколзина О.А.

Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и

обществознания в школе. – 2002.- № 9, - с. 69-75.

8. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000,

с. 52-55.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении.

Пособие для учителей и студентв педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003, с.

112.

11. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.

12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М. : Просвещение,

2008.

13. Новикова Г.Д. Проекты технологии на уроках и во внеурочной

деятельности. // Народное образование. – 2000. - № 7, - с. 151-157.

14. http // www rereaeher. ru / Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в

старшей школе.

15. http // www/ioso/ ru / distant/ project /Кропанева Г.И. Технология метода

проектов при обучении истории.

16. Дж. Дьюи. Демократия и образование. Пер. с англ. – М.: Педагогика –

Пресс, 2000 – 384 с.

17. Клименко А.В. , Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. //

Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002- № 9 – с. 69-75

Содержание.

1.Актуальность темы проекта Стр.

2. Цель и задачи педагогического проекта Стр.

3. Предполагаемые результаты Стр.

4. Теоретическое обоснование педагогического проекта Стр.

5. «Метод проектов» как метод обучения Стр.

5.1. Из истории метода проектов Стр.

5.2. Метод проектов и его место в современной методике Стр.

5.3. Классификация проектов Стр.

5.4.Этапы проведения проекта Стр.

5.5. Критерии внешней оценки проекта Стр.

6. План работы по реализации педагогического проекта Стр.

6.1. Входная диагностика Стр.

6.2.Организация проектной деятельности на уроке (направления

работы, этапы, планирование) Стр.

6.3. Заключительная диагностика Стр.

7. Результат проекта Стр.

8. Список литературы Стр.

9. Приложение 1

Проектный урок: «Главные символы Средних веков»

Стр.

10. Приложение 2

Презентация к исследовательскому проекту «О чем

рассказала монета»

Стр.



В раздел образования




Яндекс.Метрика