Автор: Новикова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №61
Населённый пункт: город Белово,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: " Сенсорное развитие детей раннего возраста "
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие в группе раннего возраста.
Сенсорное развитие – это фундамент общего развития ребенка; это развитие у ребенка процессов
восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с
готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей
осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.
Опираясь на определение, данное Л. А. Венгером, сенсорное воспитание рассматривается как
целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания
и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом же целенаправленного сенсорного
воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном
этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
К двум годам восприятие у детей становится более точным и осмысленным в связи с овладением
такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка
оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по
сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития является «опредмеченность» восприятия.
Так ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные»
слова-названия. Например, предметы круглой формы -это и мячик, и шарик, и колесо.
Специально созданные условия в процессе проведения занятий и в повседневной жизни позволяют
обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатления, формировать
элементарные представления об основных разновидностях величины. Формы, цвета. В результате
становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов,
ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Познавательная потребность в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в
основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков,
соотнесения частей. У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать
образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с
удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только
потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. На третьем году жизни задачи сенсорного
развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитием. В связи с этим
необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представления о цвете,
форме, величине, фактуре, удаленности предметов и явлений как в процессе специально
организованных игр – занятий, так и повседневной жизни.
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущей деятельность является игра. Игра имеет
преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом
процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение;
реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять
и усвоить смысл человеческих действий и отношений. Ориентироваться в предметных условиях.
Именно играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает
растения, животных… Через игру ребенок входит в мир взрослых.
Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в
младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливает опыт. И
именно при помощи игр на сенсорное развитие мы демонстрируем ребенку на сколько интересен и
разнообразен этот мир.