Автор: Дмитриева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики
как средство формирования логического мышления
младших школьников»
Подготовила: Дмитриева С. А.,
учитель начальных классов
г. Энгельс
2019 г.
Тема:
«Развивающие
упражнения
на
уроках
математики
как
средство
формирования логического мышления младших школьников»
Цель:
развивать
логическое
мышление,
математическую
речь,
умение
сравнивать и обобщать;
воспитывать
интерес
к
математике,
положительные
качества
в
процессе
работы
в
парах,
группах;
приобщить
к
нормам
и
ценностям
общества,
адаптация к условиям среды, обучение общению.
Содержание занятия ……Слайд1
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились
увлеченно, с интересом на уроках математики и научились не только считать,
но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито
логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого
можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за
рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических
задач
занимательного
характера.
Детей
необходимо
учить
решать
такие
задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей
справятся.
Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять
нетривиальный
анализ
имеют
частично-поисковые
и
содержательно-
поисковые задачи. К частично-поисковым задачам относятся задания на
определение
закономерности,
на
нахождение
принципа
группировки
и
расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и
тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.
Слайд 2
И
содержательно-поисковые
задачи:
я
подбираю
логически-поисковые
задания.
Слайд 3
Такие задания будут перемежаться с заданиями из русского языка или
музыки:
ребусами,
кроссвордами
и
т.д.
Такое
чередование
заданий
способствует
гибкости
мышления,
заставляет
находить
оригинальные
нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Слайд 4
А также использую загадки-шутки. Например,
- У Золушки башмачок-простой или золотой?
- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?
- Сколько человек тянули репку?
- У колобка на шее был бантик или галстук?
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Т.е. народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом
для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки
предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные
логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам.
Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и
количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие
загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с
другими находится сам предмет
,
это математические загадки. Слайд 5
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от
методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной
форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и
изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.
Слайд 6
«1 .
И з
ц и ф р
4
7
8
с о с т а в и т ь
в с е в о з м о ж н ы е
ч и с л а .
2.
Произвести
вычитание
чисел
с
одинаковым
количеством
сотен.
3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9.
Числа взаимосвязаны: 9+27=36
36-9=27
36-27=9
9 в 3 раза < 27
4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?
( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»
Решая задачи развивающего характера заметила, что даже слабые ученики
рассуждают, строят доказательство, делают выводы.
Вот ещё какую игру можно проводить с числами и с цифрами: Слайд 7
«Даны
выражения
1.
Что
можно
сказать
об
этих
множителях?
(Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях
о д и н а к о в ы й
н а б о р
ц и ф р :
2 ,
1 ,
8 ,
7
2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть
больше.
Почему?
Найдите
значения
выражений.
Что
заметили
интересного?
А) Одинаковый набор цифр
б) Сумма цифр значений
произведений равна 18
3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? (сумма цифр
равна 9)
4. разделите полученные числа на 9
5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486?
(Четное, сумма цифр равна 18)
6. разделите 486 на 18, получится 27.
Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один
из множителей».
При
изучении
темы
«Нумерация
многозначных
чисел»,
можно
использовать следующие задания: Слайд 8
1.
Сколько
получится.
Если
сложить
числа:
наименьшее
двузначное.
Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
2.
В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число
было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных.
Переставлять цифры нельзя.
3.
Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры
различны.
4.
Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа,
содержащего 7 единиц второго разряда?
5.
Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?
На
уроках
математики
использую
задания,
решение
которых
связано
с
умением правильно делать выводы. Например, Слайд 9
«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: (двузначное, соседи, 12 мес.
1.
установите закономерность
2.
продолжите до трехзначного числа, в записи которого есть число 12
3.
Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? (значения
сумм равны)
Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что
заметили интересного? (Значения разности – числа данного ряда,
расположенные в обратном порядке.
4.
Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и
трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в
которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
96 –
перевертыш,
108
и
120
–
трехзначные
числа,
48
и
84
–
одинаковые цифры в записи».
При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы на
определённом
этапе
обучения,
конечно
же
постоянно
мы
учитываем
межпредметные связи. И вот последнее задание, которое мне хотелось бы
показать вам. Слайд 10
«В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы.
Значит,
и
в
числе
надо
соответственно
исключить
две
первые
и
две
последние цифры»
Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности:
тренируйте
ум
детей;
совершенствуйте
и
поощряйте
склонность
к
остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на
обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще
прислушиваться к людям.