Напоминание

"Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников"


Автор: Дмитриева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики

как средство формирования логического мышления

младших школьников»

Подготовила: Дмитриева С. А.,

учитель начальных классов

г. Энгельс

2019 г.

Тема:

«Развивающие

упражнения

на

уроках

математики

как

средство

формирования логического мышления младших школьников»

Цель:

развивать

логическое

мышление,

математическую

речь,

умение

сравнивать и обобщать;

воспитывать

интерес

к

математике,

положительные

качества

в

процессе

работы

в

парах,

группах;

приобщить

к

нормам

и

ценностям

общества,

адаптация к условиям среды, обучение общению.

Содержание занятия ……Слайд1

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились

увлеченно, с интересом на уроках математики и научились не только считать,

но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито

логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого

можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за

рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических

задач

занимательного

характера.

Детей

необходимо

учить

решать

такие

задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей

справятся.

Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять

нетривиальный

анализ

имеют

частично-поисковые

и

содержательно-

поисковые задачи. К частично-поисковым задачам относятся задания на

определение

закономерности,

на

нахождение

принципа

группировки

и

расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и

тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.

Слайд 2

И

содержательно-поисковые

задачи:

я

подбираю

логически-поисковые

задания.

Слайд 3

Такие задания будут перемежаться с заданиями из русского языка или

музыки:

ребусами,

кроссвордами

и

т.д.

Такое

чередование

заданий

способствует

гибкости

мышления,

заставляет

находить

оригинальные

нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Слайд 4

А также использую загадки-шутки. Например,

- У Золушки башмачок-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

Т.е. народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом

для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки

предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные

логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам.

Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и

количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие

загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с

другими находится сам предмет

,

это математические загадки. Слайд 5

Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от

методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной

форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и

изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.

Слайд 6

«1 .

И з

ц и ф р

4

7

8

с о с т а в и т ь

в с е в о з м о ж н ы е

ч и с л а .

2.

Произвести

вычитание

чисел

с

одинаковым

количеством

сотен.

3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9.

Числа взаимосвязаны: 9+27=36

36-9=27

36-27=9

9 в 3 раза < 27

4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?

( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

Решая задачи развивающего характера заметила, что даже слабые ученики

рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

Вот ещё какую игру можно проводить с числами и с цифрами: Слайд 7

«Даны

выражения

1.

Что

можно

сказать

об

этих

множителях?

(Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях

о д и н а к о в ы й

н а б о р

ц и ф р :

2 ,

1 ,

8 ,

7

2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть

больше.

Почему?

Найдите

значения

выражений.

Что

заметили

интересного?

А) Одинаковый набор цифр

б) Сумма цифр значений

произведений равна 18

3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? (сумма цифр

равна 9)

4. разделите полученные числа на 9

5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486?

(Четное, сумма цифр равна 18)

6. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один

из множителей».

При

изучении

темы

«Нумерация

многозначных

чисел»,

можно

использовать следующие задания: Слайд 8

1.

Сколько

получится.

Если

сложить

числа:

наименьшее

двузначное.

Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?

2.

В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число

было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных.

Переставлять цифры нельзя.

3.

Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры

различны.

4.

Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа,

содержащего 7 единиц второго разряда?

5.

Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?

На

уроках

математики

использую

задания,

решение

которых

связано

с

умением правильно делать выводы. Например, Слайд 9

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: (двузначное, соседи, 12 мес.

1.

установите закономерность

2.

продолжите до трехзначного числа, в записи которого есть число 12

3.

Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? (значения

сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что

заметили интересного? (Значения разности – числа данного ряда,

расположенные в обратном порядке.

4.

Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и

трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в

которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.

96 –

перевертыш,

108

и

120

трехзначные

числа,

48

и

84

одинаковые цифры в записи».

При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы на

определённом

этапе

обучения,

конечно

же

постоянно

мы

учитываем

межпредметные связи. И вот последнее задание, которое мне хотелось бы

показать вам. Слайд 10

«В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы.

Значит,

и

в

числе

надо

соответственно

исключить

две

первые

и

две

последние цифры»

Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности:

тренируйте

ум

детей;

совершенствуйте

и

поощряйте

склонность

к

остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на

обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще

прислушиваться к людям.



В раздел образования




Яндекс.Метрика