Автор: Литченко Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Бурейский д/с №50
Населённый пункт: п Бурея, Амурская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Островок безопасности"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ Литченко Елена Александровна
Проект по безопасности.
«ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно
ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения,
которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ
жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит
отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А.
Скочинского, Вернадского и др. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных
образовательных учреждениях.
Тема проекта: «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»
Актуальность:
С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным
ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.
В настоящее время
в связи с социальной и экологической обстановкой и с участившимися случаями, касающимися
безопасности детей в нашей стране, считаю, актуальным взять проект на тему: «Островок безопасности».
Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан –
маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия,
находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву
относят к глобальным, поэтому это является значимым для создания условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих
ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности
нашим детям.
По
результатам
опроса
детей
и
родителей,
и
наблюдения
за
взаимоотношениями
детей
с
родителями
и
сверстниками,
проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришла к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но
никаких усилий к этому не прилагают.
Проблема привычки здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников.
Поэтому педагоги
совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к
личной безопасности.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Сознательность:
не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в
окружающей обстановке;
Посильные трудности:
соответствие материала возрасту детей;
Систематичность:
организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребёнка, признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Содержание работы.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с
учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.
Проект разработан на основе программы Рины
Борисовны
Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного
возраста».
Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной и многих других авторов, в которых в
доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке,
возле водоёмов.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего
дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня. Проект рассчитан на 1 год обучения.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной
безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год (сентябрь 2017– май 2018)
Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
Расширить и углубить представления детей о путях сохранения своего здоровья и способах безопасного поведения в
различных ситуациях;
Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок здоровья;
Уголок « Безопасности»;
Спортивный уголок в группе;
Дидактические игры, настольно-печатные игры;
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта:
дети;
педагог;
родители;
социум.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны
уметь
вести
себя
адекватно
в
опасных
ситуациях
дома
и
на
улице:
при
общении
с
незнакомыми
людьми,
взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях сохранения
своего здоровья и способах безопасного поведения в различных
ситуациях.
Поэтапное выполнение проекта:
I этап (подготовительный)
Изучение литературы.
Разработка проекта.
Мониторинг детей.
Анкетирование родителей.
Подбор методического и дидактического материала.
II этап (организационно - практический)
1.Работа с детьми.
Формы
работы: проведение
мониторинга,
чтение, моделирование
проблемной
ситуации,
рассматривание
иллюстраций,
настольные игры, подвижные игры, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевые игры, досуг, показ
мультфильмов и презентаций по теме.
2. Работа с педагогами.
Формы работы: «копилка» педагогического мастерства, сообщения, индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей
по ОБЖ.
3. Работа с родителями.
Формы
работы: анкетирование
родителей,
педагогические
беседы, тематические
консультации
–
(индивидуальная
или
групповая), информационные стенды, тематические выставки, тематические папки, открытые занятия, памятки, буклеты, досуги.
4.Работа с социумом.
Формы
работы: участие в выставках и концертных программах сельского дома культуры. Посещение сельской библиотеки,
участие в конкурсах поделок и рисунков.
III этап (заключительный)
Контроль и анализ хода реализации проекта. На данном этапе планируется провести заключительный мониторинг в мае 2018
года.
Предполагается: сравнительный анализ и анализ деятельности детей. Анализ деятельности педагога по организации работы с
детьми. Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения
План реализации проекта
Старший дошкольный возраст
№
Раздел
Организованная
образовательная
деятельность
Работа с родителями
Работа с
педагогами
Работа с
социумом
Сроки
1
«Ребенок и
другие
люди»
Чтение сказки
Шарля Перро
«Красная
Шапочка».
Решение
проблемных
ситуаций.
Папка – передвижка «Это
диктует неспокойный век».
Сентябрь
-
октябрь
НОД «Опасные
ситуации:
контакты с
незнакомыми
людьми на улице
»
Беседы.
Памятка: «Если чужой
приходит в дом»
Ноябрь-
декабрь
Просмотр
мультфильма
«Волк и семеро
козлят».
Индивидуальные
беседы
«Как
п о д г о т о в и т ь
р е б ё н к а
к
возможной опасности».
Доклад «Как
воспитать
безопасное
поведение у
дошкольников»
январь
Моделирование
ситуации «Тебя
зовут на соседнюю
улицу…». «Тебя
угостил
незнакомец
конфетой».
Индивидуальные беседы с
родителями «Можно оставлять
дошкольника одного дома?»
Февраль -
март
Драматизация
сказки: « Сказка о
глупом мышонке»
«Учим ребёнка правилам
безопасности» (азбука для
родителей)
апрель
2
Знакомство с
правилами
противопожа
рной
безопасности
.
Чтение сказки
«Кошкин дом» С.
Я. Маршака.
Папка – передвижка
«Осторожно, огонь!»
Посещение
сельской
библиотеки
сентябрь
Дидактическая
игра «Что
пожарному нужно
для работы?»
«Пожарно-спасательная
викторина для родителей»
Консультация
« У ч и м
д е т е й
противопожарной
безопасности»
октябрь
Познавательный
досуг:
«Каждый
маленький ребёнок
должен знать это с
пелёнок»
Индивидуальная
работа
«Если
вдруг случилась беда».
ноябрь
Беседа:
«Вредный
огонь
-
полезный
огонь»
Информация в родительском
уголке «Какой провести Новый
год безопасно?»
декабрь
Ч Х Л
-
С.Я.Маршак
«Пожар»
Буклет: «Не страшен огонь
тому, кто знаком
с правилами
пожарной безопасности!»
январь
Сюжетно – ролевая
игра «Семья»
Памятка:
«Спички
детям
не
игрушка»
февраль
Составление
коллажа
«От
чего
может
произойти
пожар?»
Фотовыставка: «Запомните дети
правила эти»
март
Беседа
«Пожарный –
профессия
Беседа «Спички не
игрушка, огонь - не
забава!»
Б е с е д а
« К а к
правильно
научить
ребёнка
апрель
героическая
»
в е с т и
с е б я
в
случае пожара»
Составление
рассказа на тему
«Откуда может
прийти беда?»
«Чем опасен
огонь?»
Конкурс рисунков родителей и
детей «Огонь – друг, огонь –
враг».
май
3
Ребенок и
природа
Занятие:
«Контакты с
животными»
Беседа с родителями «Чем
опасны домашние животные».
Сентябрь
октябрь
Моделирование
ситуации «Встреча
с чужой собакой»
ноябрь
декабрь
Дидактическая
игра «Съедобное,
несъедобное».
Сюжетно - ролевая
игра «Экскурсия в
зимний лес»
Январь
февраль
Работа с альбомом:
«Грибы»,
Памятка: «Какие дары природы
знаешь, те в корзинку
собираешь».
Экскурсия в
сад, в парк -
наблюдение
и
рассматрива
ние плодов.
Март -
апрель
«Ягоды»,
рассматривание
иллюстраций,
картинок.
Рисование
«Мухомор собой
хорош – только ты
его не тронь!»
май
4
Ребенок дома
Чтение рассказа из
цикла: «Советы
тётушки Совы.
Когда ты дома
один»
Родителям на заметку:
«Осторожно: дети!»
Посещение
библиотеки
сентябрь
октябрь
2. Просмотр цикла
мультфильмов:
« Уроки
безопасности с
тётушкой Совой»,
«Три поросёнка».
Буклет: «Безопасность ребёнка
дома»
Буклет:
«Воспитываем
грамотного
пешехода»
ноябрь
декабрь
Д/и «Раз, два, три,
что может быть
опасного - найди».
Январь
февраль
Занятие: «
Сюрприз
домовёнка
Непослухи»
Анкетирование «Диалог с
родителями».
Март
Апрель
Май
5.
Ребенок на
улице
Прогулка:
«Знакомство с
улицей»
Разработка безопасного
маршрута для детей.
Консультация для
педагогов:
«Основные
разделы
Наблюдение
за дорогой.
сентябрь
программы по
обучению ПДД»
Работа с альбомом:
«Виды транспорта
и спецмашины».
Родителям на заметку:
«Безопасные шаги на пути к
безопасности на дороге»
октябрь
Разучивание
стихотворения:
«Светофор – наш
друг»
Папка-передвижка
«Советы родителям в осенне-
зимний период».
ноябрь
Дидактические
игры «Дорожные
знаки», «Дорожное
лото».
Листовка – обращение о
выполнении ПДД зимой.
Экскурсия к
пешеходному
переходу
декабрь
Конструирование
«Наша Улица»
Консультация для
родителей «Типичные ошибки
детей при переходе улиц и
дорог».
январь
5.Презентация:
«Торопыжка на
дороге»
Консультация для
родителей: «Ребенок в
автомобиле»
Экскурсия в
библиотеку
посёлка.
февраль
Развлечение:
«Красный, жёлтый,
зелёный»
Привлечение родителей к
оформлению выставки «ПДД –
наши лучшие
друзья»
Участие в
подготовке и
проведении
детского
праздника
«Посвящение
в пешеходы»
март
Сюжетно – ролевая
игра «Шоферы»
Участие
в
конкурсе
рисунков
детей и родителей «Осторожно
– опасность!»
День
открытых
дверей: «
апрель
Страна
Светофория
встречает
гостей»
Учебная эвакуация
Индивидуальные беседы
« Дорога не терпит шалости –
наказывает
без
ж а л о с т и » ,
«Ребёнок и велосипед».
май