Напоминание

"Воспитательный потенциал семьи и его влияние на развитие младших школьников"


Автор: Ерёмина Ирина Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитательный потенциал семьи и его влияние на развитие младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитательный потенциал семьи и его влияние на развитие младших

школьников

Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №21

город Ставрополь Ерёмина И.А.

История

вопроса

о

влиянии

семьи

на

воспитание

ребенка

уходит

своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал

умы

многих

выдающихся

людей

разных

эпох

и

народов.

Семейному

воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий,

Конфуций,

Кант,

Гегель,

Екатерина

Великая,

Жан

Жак

Руссо…

Список

поистине

неисчерпаем.

Ни

один

известный

мыслитель,

политик,

государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Дело в том,

что

семейное

воспитание

неразрывно

связано

с

жизнью

общества,

государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков

в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай

детей

твоих

счастливыми

людьми

и

полезными

гражданами…

Никакой

человек

не

может

быть

ни

довольным

и

счастливым,

ни

добрым

гражданином,

если

сердце

его

волнуется

беспорядочными

пожеланиями,

доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств. Из сего следует главная

часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется

учёными нравственным воспитанием…»

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что

ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена

тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,

и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы

личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину

сформирован как личность.

Семья

может

выступать

в

качестве

как

положительного,

так

и

отрицательного

фактора

воспитания.

Положительное

воздействие

на

личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в

семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку

лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой

другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в

воспитании детей, сколько может сделать семья.

Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в

каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает

философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода

рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который данные

особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения

совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.

В. Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и

необходимость» отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под

сомнение целым рядом представителей общественной мысли в прошлом

(Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье…), да и сейчас ещё существует

такое мнение».

Профессор Ф. Фрадкин и доктор педагогических наук М. Плохова

обращались к истории этого вопроса: «До революции воспитание ребенка в

образовательных учреждениях рассматривалось как нечто дополнительное к

основному – воспитанию в семье. Основы нравственности, утверждали Л. Н.

Толстой и С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, другие

педагоги,

закладывались

в

семейном

воспитании,

а

основная

задача

государственных образовательных учреждений – дать ребенку образование.

Воспитание

эффективно,

если

есть

преемственность

между

прошлым,

настоящим и будущим. Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и

совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке».

Нравственные

ценности,

ориентиры

и

убеждения

личности

заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в

воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Выдающийся

философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может

воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые

одухотворённые, эфирные частицы…»

Для

возникновения

нравственной

потребности

ребёнка

необходима

моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или

иного окружения. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная

ласковая речь, спокойный тон в общении – благоприятный и обязательный

фон

для

формирования

в

ребёнке

основ

культуры

речи

и

поведения,

и,

наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к

противоположным результатам.

Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит

процесс

дальнейшего

развития

индивидуально-психологических

и

формирования

основных

социально-нравственных

качеств

личности.

Для

этой стадии характерны:

доминирующая

роль

семьи

в

удовлетворении

материальных,

коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-

познавательных интересов;

возрастание

способности

ребенка

противостоять

отрицательным

влияниям среды при сохранении главных защитных функции за семьёй

и школой.

Становление

личности

младшего

школьника

происходит

под

влиянием

новых

видов

деятельности

и

общения.

У

него

складываются

элементы

социальных

чувств,

вырабатываются

навыки

общественного

поведения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности

для развития социальных качеств личности. Этому способствует известная

податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к

подражанию, а главное – огромный авторитет, которым пользуется учитель в

школе и родитель в семье.

На

современном

этапе

развития

общества

отмечено

возрастание

внимания к проблемам семьи. В социологии и социальной психологии семья

рассматривается как основанная на браке и родстве малая группа, отношения

в которой существенным образом оказываются на психологическом здоровье

ее

членов.

В

семье,

как

в

малой

интимной

группе,

предполагается

эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность,

симпатия,

любовь.

Только

эти

чувства

способствуют

интимности,

доверительности в отношениях, прочности семейного очага. Гармоничная

любовь между родителями гарантия от проявления нарушений в поведении

ребенка, аномалий развития личности, неврозов. С.В. Ковалев утверждает,

что

«родительская

любовь

необходима

для

самоуважения

взрослеющего

ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных

представлений

о

себе

самом.

Отсутствие

же

ее

приводит

к

нервным

и

психическим

расстройствам,

вызывает

враждебность

и

агрессивность

по

отношению к другим людям».

По

мнению

большинства,

ученых

семейное

воспитание

более

эмоционально

по

своему

характеру,

чем

любое

другое

воспитание,

ибо

«проводником»

его

является

родительская

любовь

к

детям,

вызывающая

ответные

чувства

детей

к

родителям.

Семья

представляет

собой

не

застывшую

социальную

организацию,

а

динамическую

микросистему,

постоянно находившуюся в динамическом развитии. С развитием общества

происходят определенные изменения в структуре семьи, в ее социально-

психологической структуре.

Проблема

изучения

семейных

взаимоотношений

волнует

многих

отечественных

и

зарубежных

педагогов

и

психологов,

среди

которых

особенно можно выделить Спиваковскую А.С., Мухину В.С., Венчер А.Л.,

Варга А.Я., и многих, которые пытаются ответить на вопросы, как строить

семью и укреплять связи, как вести себя будущим родителям и помочь

ребенку

в

его

развитии,

как

взаимоотношения

в

семье

влияют

на

психологическое развитие ребенка, в том числе и на его коммуникативную

компетенцию.

В последние годы значительно обогатились научные представления об

отношениях

в

семье,

о

закономерностях

общения

между

детьми

и

родителями (Г. Хоментаускас, Г.А. Ковалев).

Сегодня

в социально-педагогической и психологической науках не

существует единой модели семьи, которая является идеалом, образцом для

всех. В. Ковалев отмечает, что старая, традиционная, авторитарная семья

постепенно себя изживает, на смену ей приходит современная. Он предлагает

модели – традиционной и современной демократической семьи, а также

варианты семей смешанного типа.

По данным А. Болдуина, оказалось, что в семьях с демократическим

стилем

воспитания,

дети

характеризовались

умеренно

выраженной

способностью

к

лидерству,

агрессивностью,

стремлением

контролировать

других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети

отличались

хорошим

физическим

развитием,

социальной

активностью, логичностью вступления в контакты со сверстниками, но им не

был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны,

внушаемы, боязливы, но не слишком настойчивы в достижении собственных

целей, не расположены к контакту, проявлению толерантности.

При

смешанном

типе

воспитания

детям

присущи

внушаемость,

послушание,

эмоциональная

чувствительность,

не

агрессивность,

присутствие любознательности, высокого уровня культуры речи и поведения.

На детей влияют не только преднамеренные воспитательные

воздействия, но в равной или большей степени все особенности поведения

родителей, даже не осознаваемые ими.

Среди основных методов семейного воспитания ребенка младшего

школьного

возраста

в

семье

В.А.

Сухомлинским

выделяются:

атмосфера

любви,

атмосфера

искренности,

разъяснение

и

воздействие

словом.

порицание, запрещение, имитация,

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

С е мь я

э то

п е р ва я

и н с т а н ц и я

н а

п у т и

р е б ё н ка

в

ж и з н ь .

Семья

воспринимает

и

передаёт

своим

детям

культурные

и

моральные

ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и

всей духовной культуры…» – писал И.П.Ильиновский. Родители составляют

первую

общественную

среду

ребёнка.

Родители

являются

образцами,

на

которые

ребёнок

ориентируется

ежедневно.

Личности

родителей

играют

существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив семейного

воспитания ребёнка со стороны родителей – это счастливая, полноценная,

творческая

жизнь

ребенка

в

контексте

государственной,

национальной,

языковой, возрастной культуры. На созидание такой жизни и должно быть

направлено семейное воспитание.

Только

при

уверенности

ребёнка

в

родительской

любви

возможно

правильное

формирование

психического

мира

человека,

возможно

воспитание основ культуры речи и поведения.

Задачи педагога при этом состоит в том, чтобы объяснить любящим

родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них

самих,

от

их

желания

разобраться

в

сложном

и

трудном

процессе

становления и развития личности ребёнка.

Литература:

1.

Бахтин

М.М.

Основы

нравственности

словесного

творчества

в

детской

коммуникации. М.: «Просвещение», 2015. - С.55.

2.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в

общении: Практическое пособие. — Киров, 2012.

3.

Кериг

А.

К.

Семейный

контекст:

удовлетворенность

супружеством,

родительский стиль и речевое поведение с детьми. М.: 2012.

4.

Левкович В. П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности

детей”. /”Психология личности и образ жизни”. / М.,1987 г.,с. 68-72.

5.

Обухова Л. Ф.,Шаграева О. А. Семья: психологический аспект. М.: 2013.

6.

Смирнов НА. Этика и этикет младших школьников. Пособие для учителей и

родителей учащихся начальных классов. - М.: Школьная пресса, 2002,



В раздел образования




Яндекс.Метрика