Автор: Капленко Наталья Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: школа-интернат № 3
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста
Раздел: полное образование
Подростковый возраст - это возраст от 11 до 15 лет, что соответствует
возрасту
обучающихся
5-9
классов.
Подростковый
возраст
называют
переходным
возрастом,
потому
что
в
течение
этого
периода
происходит
своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к
зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство
уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает
все
стороны
развития
подростка:
и
его
анатомо-физиологическое,
и
интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и
деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых
сложившихся
форм
взаимоотношений
с
людьми.
В
5
классе
школьники
переходят
к
систематическому
изучению
наук.
А
это
требует
от
их
психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и
доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между
объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть
значительно большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более
серьезные
требования
со
стороны
общества
и
коллектива,
со
стороны
взрослых.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.
Эмоции
подростка
отличаются
большой
силой
и
трудностью
в
их
управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении
и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью
самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они
чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться,
хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков
приобретают
большую
устойчивость.
Нередко
чувства
подростка
бывают
противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу
положительных,
общественно
значимых
чувств.
Учение
для
подростка
является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во
многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.
Существенные
изменения
происходят
в
эмоциональной
сфере
подростка.
Эмоции
подростка
отличаются
большой
силой
и
трудностью
в
их
управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении
и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью
самоконтроля,
резкость
в
поведении.
Подросткам
свойственно
бурное
проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к
себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные
переживания
подростков
приобретают
большую
устойчивость.
Нередко
чувства
подростка
бывают
противоречивы.
Очень
важно,
чтобы
эти
противоречия
разрешались
в
пользу
положительных,
общественно
значимых
чувств.
Учение
для
подростка
является
главным
видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его
психическое развитие, становление его как гражданина.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной
деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность:
увеличивается
количество
учебных
предметов,
вместо
одного
учителя
с
классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль
ведения
урока,
разное
отношение
к
учащимся.
Главное,
постепенно
нарастающая
взрослость
подростка
делает
неприемлемыми
для
него
привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если
ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь
подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает учащегося
скуку,
равнодушие,
явно
тяготит
его.
Склонный
ранее
к
дословному
воспроизведению
учебного
материала,
он
стремится
теперь
излагать
материал
своими
словами,
и
протестует,
когда
учитель
требует
точного
воспроизведения (формулы, законы, определения).
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают
память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности.
Нарастает
умение
организовывать
и
контролировать
свое
внимание,
процессы
памяти,
управлять
ими.
Память
и
внимание
постепенно
приобретают
характер
организованных,
регулируемых
и
управляемых
процессов.
В
подростковом
возрасте
замечается
значительный
прогресс
в
запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать
мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение
использовать специальные способы запоминания развито у подростков в
гораздо большей степени, чем у младших школьников.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной
стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное
внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и
импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его
быстрой
отвлекаемости.
Невнимательный
и
рассеянный
на
одном
уроке
(«нелюбимом»),
ученик
может
собранно,
сосредоточенно,
совершенно
не
отвлекаясь, работать на другом («любимом») уроке.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при
положительном
отношении
подростков
к
учению
имеет
понимание
значимости
знаний.
Для
подростка
очень
важно
осознать,
осмыслить
жизненное
значение
знаний
и,
прежде
всего
их
значение,
для
развития
личности.
Это
связано
с
усиленным
ростом
самосознания
современного
подростка. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они
отвечают
его
потребностям
не
только
много
знать,
но
и
уметь,
быть
культурным,
всесторонне
развитым
человеком.
Надо
поддерживать
убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть
по-настоящему полезным членом общества.
Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями
и
самоанализом.
Важнейшее,
интеллектуальное
приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.
Особенно
заметным
в
этом
возрасте
становится
рост
сознания
и
самосознание
детей,
представляющий
собой
существенное
расширение
сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем
мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении
мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Личность подростка дисгармонична: протестующий способ поведения
сочетается
с
возрастающей
самостоятельностью.
Преобладающим
становится стремление найти своё место в обществе, понять самого себя.
Основная психологическая потребность подростка - овладение формами
общения
–
выдвигает
на
первый
план
деятельность,
обеспечивающую
выработку
умений
организовать
общение,
строить
его
в
соответствии
с
поставленными задачами. Для подросткового возраста характерно сознание
своих
возрастающих
возможностей,
стремление
к
самостоятельности,
к
утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны
взрослых
своих
прав.
Подростка
отличают
бурная
активность,
энергия
инициативность,
жизнерадостность,
оптимизм,
потребность
в
дружеском
общении. Общение на уровне «я и ты» его не удовлетворит, ему нужно «я и
общество».
С
одной
стороны,
эта
работа
предполагает
выполнение
подростками социально значимых дел, а с другой – именно в ней лучше всего
удовлетворяются притязания на самостоятельность, желание проявить себя.
Подростковый возраст – время интенсивных формирований нравственных
понятий,
представлений,
убеждений,
идеалов.
Одним
из
важнейших
моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания и
самооценки. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности,
потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих
чувствах и перспективах. Важным новообразованием в личности подростка
является чувство взрослости, как субъективность быть полноправным членом
взрослого
коллектива.
Отсюда
–
желание
показать
свою
«взрослость»,
добиться,
чтобы
старшие
уважали
его,
считались
с
ним,
его
мнением,
освобождали его от мелочного контроля. Часто подросток переоценивает
свои возможности, что проявляется в болезненном самолюбии, обидчивости,
повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на
попытки взрослых умалить достоинство подростка, недооценить его права.
Это частая причина конфликтов.
Только
специально
организованное,
целенаправленное
обучение
подростков
речемыслительной
и
коммуникативной
деятельно сти,
опирающееся
на
резервы
возрастного
развития,
может
оптимизировать
процесс из коммуникативного становления. Это положение должно быть
учтено
преподавателем
иностранного
языка
при
организации
учебной
деятельности подростков.