Напоминание

Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста


Автор: Капленко Наталья Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: школа-интернат № 3
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста
Раздел: полное образование





Назад




Подростковый возраст - это возраст от 11 до 15 лет, что соответствует

возрасту

обучающихся

5-9

классов.

Подростковый

возраст

называют

переходным

возрастом,

потому

что

в

течение

этого

периода

происходит

своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к

зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство

уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает

все

стороны

развития

подростка:

и

его

анатомо-физиологическое,

и

интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и

деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых

сложившихся

форм

взаимоотношений

с

людьми.

В

5

классе

школьники

переходят

к

систематическому

изучению

наук.

А

это

требует

от

их

психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и

доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между

объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть

значительно большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более

серьезные

требования

со

стороны

общества

и

коллектива,

со

стороны

взрослых.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.

Эмоции

подростка

отличаются

большой

силой

и

трудностью

в

их

управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении

и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью

самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они

чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться,

хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков

приобретают

большую

устойчивость.

Нередко

чувства

подростка

бывают

противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу

положительных,

общественно

значимых

чувств.

Учение

для

подростка

является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во

многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

Существенные

изменения

происходят

в

эмоциональной

сфере

подростка.

Эмоции

подростка

отличаются

большой

силой

и

трудностью

в

их

управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении

и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью

самоконтроля,

резкость

в

поведении.

Подросткам

свойственно

бурное

проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к

себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.

Эмоциональные

переживания

подростков

приобретают

большую

устойчивость.

Нередко

чувства

подростка

бывают

противоречивы.

Очень

важно,

чтобы

эти

противоречия

разрешались

в

пользу

положительных,

общественно

значимых

чувств.

Учение

для

подростка

является

главным

видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его

психическое развитие, становление его как гражданина.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной

деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность:

увеличивается

количество

учебных

предметов,

вместо

одного

учителя

с

классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль

ведения

урока,

разное

отношение

к

учащимся.

Главное,

постепенно

нарастающая

взрослость

подростка

делает

неприемлемыми

для

него

привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если

ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь

подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает учащегося

скуку,

равнодушие,

явно

тяготит

его.

Склонный

ранее

к

дословному

воспроизведению

учебного

материала,

он

стремится

теперь

излагать

материал

своими

словами,

и

протестует,

когда

учитель

требует

точного

воспроизведения (формулы, законы, определения).

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают

память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности.

Нарастает

умение

организовывать

и

контролировать

свое

внимание,

процессы

памяти,

управлять

ими.

Память

и

внимание

постепенно

приобретают

характер

организованных,

регулируемых

и

управляемых

процессов.

В

подростковом

возрасте

замечается

значительный

прогресс

в

запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать

мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение

использовать специальные способы запоминания развито у подростков в

гораздо большей степени, чем у младших школьников.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной

стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное

внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и

импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его

быстрой

отвлекаемости.

Невнимательный

и

рассеянный

на

одном

уроке

(«нелюбимом»),

ученик

может

собранно,

сосредоточенно,

совершенно

не

отвлекаясь, работать на другом («любимом») уроке.

Наряду с познавательными интересами существенное значение при

положительном

отношении

подростков

к

учению

имеет

понимание

значимости

знаний.

Для

подростка

очень

важно

осознать,

осмыслить

жизненное

значение

знаний

и,

прежде

всего

их

значение,

для

развития

личности.

Это

связано

с

усиленным

ростом

самосознания

современного

подростка. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они

отвечают

его

потребностям

не

только

много

знать,

но

и

уметь,

быть

культурным,

всесторонне

развитым

человеком.

Надо

поддерживать

убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть

по-настоящему полезным членом общества.

Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями

и

самоанализом.

Важнейшее,

интеллектуальное

приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

Особенно

заметным

в

этом

возрасте

становится

рост

сознания

и

самосознание

детей,

представляющий

собой

существенное

расширение

сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем

мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

Личность подростка дисгармонична: протестующий способ поведения

сочетается

с

возрастающей

самостоятельностью.

Преобладающим

становится стремление найти своё место в обществе, понять самого себя.

Основная психологическая потребность подростка - овладение формами

общения

выдвигает

на

первый

план

деятельность,

обеспечивающую

выработку

умений

организовать

общение,

строить

его

в

соответствии

с

поставленными задачами. Для подросткового возраста характерно сознание

своих

возрастающих

возможностей,

стремление

к

самостоятельности,

к

утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны

взрослых

своих

прав.

Подростка

отличают

бурная

активность,

энергия

инициативность,

жизнерадостность,

оптимизм,

потребность

в

дружеском

общении. Общение на уровне «я и ты» его не удовлетворит, ему нужно «я и

общество».

С

одной

стороны,

эта

работа

предполагает

выполнение

подростками социально значимых дел, а с другой – именно в ней лучше всего

удовлетворяются притязания на самостоятельность, желание проявить себя.

Подростковый возраст – время интенсивных формирований нравственных

понятий,

представлений,

убеждений,

идеалов.

Одним

из

важнейших

моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания и

самооценки. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности,

потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих

чувствах и перспективах. Важным новообразованием в личности подростка

является чувство взрослости, как субъективность быть полноправным членом

взрослого

коллектива.

Отсюда

желание

показать

свою

«взрослость»,

добиться,

чтобы

старшие

уважали

его,

считались

с

ним,

его

мнением,

освобождали его от мелочного контроля. Часто подросток переоценивает

свои возможности, что проявляется в болезненном самолюбии, обидчивости,

повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на

попытки взрослых умалить достоинство подростка, недооценить его права.

Это частая причина конфликтов.

Только

специально

организованное,

целенаправленное

обучение

подростков

речемыслительной

и

коммуникативной

деятельно сти,

опирающееся

на

резервы

возрастного

развития,

может

оптимизировать

процесс из коммуникативного становления. Это положение должно быть

учтено

преподавателем

иностранного

языка

при

организации

учебной

деятельности подростков.



В раздел образования




Яндекс.Метрика