Автор: Капленко Наталья Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: школа-интернат № 3
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы и способы формирования познавательного интереса на уроке английского языка".
Раздел: среднее образование
Для успешного воспитания детей необходимо в первые годы школьного
обучения
пробудить
интерес
к
учебным
знаниям,
увлечь,
мобилизовать
внимание, активизировать их деятельность.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика
заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её
процессе
школьник
должен
находить
какие-то
привлекательные
стороны,
чтобы
сам
процесс
обучения
содержал
в
себе
положительные
заряды
интереса.
Путь к активизации познавательной деятельности учащихся лежит в
разнообразной
самостоятельной
работе
учащихся,
организованной
в
соответствии с потребностями особенностями интереса.
Учение вооружает школьников помимо специальных умений, связанных с
изучением
иностранного
языка
ещё
многими
ценными
познавательными
умениями, которыми человек широко пользуется в жизни: разбираться в
прочитанном,
выделять
главное,
анализировать
и
обобщать,
логично
отвечать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной
деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей
мере тогда, когда это осознаётся учащимися.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий,
которые
обеспечивают
активное
участие
в
уроке
каждого
ученика,
стимулируют
речевое
общение,
способствуют
формированию
интереса
и
стремлению изучать иностранный язык.
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В
игре
способности
любого
человека,
а
особенно
ребёнка
проявляются
в
полной мере. Игра позволяет формировать у учащихся коммуникативные
умения.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения –
как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы
обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом
говорят
на
иностранном
языке,
игра
открывает
богатые
обучающие
возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в
творчество, в модель человеческих отношений.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное
общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, своё отношение к
деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует
учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели.
В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его
личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает
личностную
значимость.
Ситуация
успеха
создает
благоприятный
эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть
таинство
–
неполученный
ответ,
что
активизирует
мыслительную
деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель,
которую
часто
не
осознают.
Играя
в
лингвистическую
игру,
учащиеся
концентрируют своё внимание над конкретными задачами, стоящими в игре,
а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на
иностранном языке.
Игровое обучение не может быть единственным методом в
образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но
развивает познавательную активность школьников.
Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не
имеет
достаточно
прочных
знаний
в
языке.
Компетентность
в
решении
игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает
возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять
в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и
скованность, появляется позитивный образ самого себя.
В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными.
Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так
и на начальном этапе при изучении той или иной темы. Игра может являться
лишь элементом урока, либо весь урок может быть проведен в форме игры с
элементами соревнования между группами или членами групп.
Также проблемное обучение, а не преподнесение годных, готовых к
заучиванию фактов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников.
В
проблемном
обучении
на
общее
обсуждение
становится
вопрос-
проблема,
содержащий
в
себе
иногда
элемент
противоречий,
иногда
неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые
споры,
обсуждение.
Они
думают,
как
обосновать
своё
мнение,
учатся
аргументировать
его.
Проблемное
обучение
вызывает
к
жизни
эмоции
учеников,
создаётся
обстановка
увлечённости,
раздумий,
поиска.
Это
плодотворно сказывается на отношении школьников к учителю.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые
связаны
с
работой
воображения,
углубленной
мысли,
с
активным
оперированием
знаниями
и
умениями.
Большое
распространение
в
иностранном
языке
получили
сочинения-миниатюры,
опирающиеся
на
переживания
учеников
либо
их
личное
мнение,
представление,
видение
данной проблемы. Как вариант творческой работы при изучении актуальной
темы можно использовать исследовательские работы. Со стороны учеников
потребуется
самостоятельный
активный
поиск,
изучение
различной
литературы
по
данной
проблеме,
максимальное
использование
ранее
полученных
знаний,
что
будет
способствовать
не
только
расширению
кругозора, но и обогащению лексического запаса учащихся.
Учитель также может представлять ученикам своё творчество в виде
стихов, считалочек, скороговорок, физкультминуток в стихотворной форме.
Стихи могут быть очень полезными ввиду своей актуальности при изучении
новой темы как грамматической, так и лексической направленности. Чтение
стихотворения собственного сочинения, содержащего новые грамматические
категории
или
лексические
единицы
–
удачный
приём
для
активизации
учебной
деятельности
учеников.
Это
позволит
нестандартным
образом
ввести ребят в атмосферу иноязычного общения, а также будет являться
положительным примером творчества на иностранном языке и подтолкнёт
учеников к собственной креативной деятельности.
Чтобы
познавательный
интерес
постоянно
подкреплялся,
получал
импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика
ощущение, сознание собственного роста. «Задай вопрос однокласснику»,
«проанализируй его ответ и оцени», «прочитай и запиши основное» - эти и
многие
другие
приемы,
побуждающие
ученика
осмыслить
свою
деятельность,
развивающие
его
познавательную
активность,
неуклонно
ведут к формированию его стойкого познавательного интереса, потому что
при этом он реально может видеть результат, ощущать своё продвижение.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть
системы
проблемного
обучения.
Основой
метода
проблемного
обучения
является создание ситуаций, формулирование проблем, подведение учащихся
к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и
волевую
сторону.
Ее
задача
-
направить
деятельность
учащихся
на
максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную
сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека
всегда
можно
рассматривать
как
определенную
последовательность
его
действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого
алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно
знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом
решения
владеют
самые
способные
учащиеся.
Поэтому
для
описания
алгоритма
решения
проблемы
учитывается
путь
его
получения
этими
учащимися.
Для
остальных
учащихся
такой
алгоритм
будет
служить
образцом деятельности.
Метод
эвристического
обучения.
Основной
целью
эвристики
является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек
приходит
к
открытию
определенных
законов,
закономерностей
решения
проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение
рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский
метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их
проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в
органическом единстве.
Таким
образом,
мастерство
учителя
возбуждать,
формировать
познавательный интерес учащихся в процессе обучения состоит в умении
сделать
содержание
своего
предмета
привлекательным,
а
способы
познавательной
деятельности
учащихся
разнообразными,
творческими,
продуктивными.