Автор: Никулина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Труд
–
важнейшее
средство
воспитания,
начиная
с
дошкольного
возраста,
в
процессе
формируется
личность
ребёнка,
складываются
коллективные взаимоотношения.
Трудолюбие
и
способность
к
труду
не
даётся
от
природы,
но
воспитывается с самого раннего детства.
Отличительной
особенностью
труда
детей
дошкольного
возраста
является его близость к игре.
Выполняя
трудовую
задачу,
дети
часто
переключаются
на
игру
–
играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В
процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения.
Период
дошкольного
возраста
является
самым
благоприятным
возрастом для развития трудолюбия. Именно этот период родители должны
использовать для формирования трудовых навыков у ребенка.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно
не только, что и как делает ребёнок, но и ради чего он трудиться. Мотивы
могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих
действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести
пользу
другим.
Подражание,
свойственное
ребенку,
является
одним
из
важнейших мотивов, побуждающих детей к активности, к деятельности.
Своеобразно осуществляется у детей процесс планирования трудовой
деятельности. Планирование – важный компонент труда. Он включает в себя
организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов,
так и результата в целом.
Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых рождает у ребенка
желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить
его - главная задача родителей.
Постоянное привлечение детей к семейным делам - главное условие
воспитания трудолюбия. Детей надо приучать складывать одежду, ставить на
место обувь, приучать обслуживать себя: помыть руки, почистить зубы,
одеться самостоятельно. Прежде чем требовать от ребенка качественного
выполнения навыков самообслуживания, надо научить его это делать.
Различают несколько видов детского труда, которые подразумевают
трудовое воспитание в семье:
- труд в природе;
- хозяйственный и бытовой труд;
- ручной и художественный труд;
- самообслуживание.
Одна из важных задач семьи –включение ребёнка в систематический,
посильный
для
его
возраста
труд,
без
чего
невозможно
всестороннее
формирование
личности.
Игровые
ситуации
помогают
детям
выполнять
работу с большим интересом и добиваться лучших результатов. Однако,
нельзя превращать труд в игру.
Рекомендации
родителям
по
трудовому
воспитанию
детей
дошкольного возраста:
1)
Поддерживайте любую инициативу и самостоятельность.
2)
Будьте последовательны в своих требованиях. Начинайте с
простых поручений.
3)
Показывайте пример. (Наши дети зеркальное отражение. Самое
лучшей вариант – делать работу совместно с ребёнком)
4)
Вовлекая ребёнка в трудовую деятельность, учитывайте
индивидуальные и возрастные особенности.
5)
Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к
результатам их труда.
6)
Никогда нельзя наказывать ребёнка трудом.
7)
Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые
усилия, это укрепляет в ребёнке веру в свои силы.
8)
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте
начатую работу доводить до конца.