Автор: Зяблова Светлана Викентьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Коммунарская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Коммунар, Гатчинский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: "От положительных эмоций к самостоятельному развитию"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1»
г.Коммунар Гатчинского р-на Ленинградской обл.
Педагогический проект
по физической культуре
на тему:
«ОТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ»
учитель Зяблова Светлана Викентьевна
2019
г.Коммунар
Краткая аннотация проекта
Работа учителем физической культуры даёт мне возможность приобщать детей к
удивительному миру движений – это не только развитие и совершенствование тела, но и
формирование внутреннего мира ребенка и его мировоззрения. Именно активное движе-
ние всегда позволяет быть детям в высоком жизненном тонусе и является залогом их
успешного развития. Я уверена, что физическая культура обладает великой силой! Роль
ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности школь-
ника.
Данный проект направлен на создание успеха для КАЖДОГО ученика, повышение
мотивации учащихся к успешному прохождению школьного курса физической культуры
путём создания положительных эмоций на уроке системно в преддверии будущего
самостоятельного, осознанного физического самосовершенствования в течение всей по-
следующей жизни, а значит формирование радости движения от поколения к поколе-
нию.
Актуальность проекта
Вернувшись в школу через 11 лет для преподавания уроков физической культуры
именно детям, я увидела, что дети стали ДРУГИМИ:
двум третям класса априори не интересно движение (даже игра!) - и это главная
ПРОБЛЕМА,
дети идут на урок физкультуры без радости, которая 11 лет назад была естественной
для КАЖДОГО ребёнка (даже вопреки неуспешности в других сферах школьной
жизни),
до 3-5 детей класса часто проявляет агрессию в межличностном общении,
преобладающим стилем поведения с учителем у большей части класса стало стрем-
ление обратить на себя внимание любым способом: «Увидьте меня! Похвалите меня!
Отметьте меня! Поругайте хотя бы…»,
выросло поколение родителей, многие из которых не знают азарта игры, соревнова-
ния, т.е. радости движения, тем самым не понимают, насколько это может быть ин-
тересно и нужно их детям.
Степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам,
логике развития образования высокая. Он полностью соответствует словам президента
страны:
2
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого уче-
ника, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуаль-
ной и спортивной жизнью. (В.В. Путин)
Цели проекта
1.
Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования
интересов и мотивации к занятиям физическими упражнениями.
2.
Развитие потенциала обучающихся; побуждение к активному познанию мира, окру-
жающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3.
Самореализация, самовыражение, творчество через становление чувства уверенности
в себе.
Задачи проекта:
Разработать систему мотивации в соответствии с возрастными особенностями
школьников, направленную на создание ситуации успеха.
Пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся.
Отвлекать обучающихся от негативных явлений современной жизни.
Организовать систематическую физкультурно-соревновательную активность детей.
Улучшать физкультурно-оздоровительную
работу с обучающимися.
Ресурсы
Спортивный зал, школьный стадион, городской стадион, актовый зал;
активность родителей начальной школы, поддержка администрации школы;
желание педагога заниматься физической подготовкой обучающихся, возможность ра-
боты во внеурочное время.
Партнёры
Родительские комитеты школы и классов.
Администрация школы.
Классные руководители 1-4 кл.
Члены спортивного клуба школы «Эрида».
Педагоги дополнительного образования.
Спонсоры.
Целевая аудитория
3
Проект реализуется в среде учащихся 1-4 классов. В Коммунарской средней обще-
образовательной школе №1 ежегодно по 3 класса на каждой параллели: три первых
класса, три вторых, три третьих, три четвёртых.
Собственно отбора участников не
производится, т.к. в образовании действует ведущий принцип классно-урочной системы.
Количество участников 1- 3 классов (6,5 – 10 лет) – 220-240 чел., 4 кл. (10 – 12 лет) - 75-
90 чел.
План реализации проекта
Проект осуществляется в течение полного учебного года.
Этапы проектной деятельности:
1.
Подготовительный – август
2.
Планирование – август – 5 сентября
3.
Реализация проекта – сентябрь – май
4.
Презентация результатов: промежуточная (урочная: по итогам четверти, внеурочная:
по итогам мероприятия), итоговая – личностная в семье.
5.
Рефлексия (осмысление и оценка) – июнь
1 этап проекта (подготовительный)
Изучить различные идеи учителей на педагогических порталах.
Выбрать и откорректировать идею.
Тема (что буду делать?)
Цели (для чего буду это делать?)
Задачи проекта (как буду осуществлять задуманное?)
Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
Определение помощников в реализации проекта.
2 этап проекта (планирование)
Планирование деятельности по решению задач проекта, выбор возможных видов ко-
нечного продукта и формы его презентации, распределение времени:
Деление работы на промежуточные этапы, определение методов и приёмов работы с
учащимися.
3 этап проекта (реализация, представление промежуточных итогов проектной дея-
тельности)
Учитель организует свою педагогическую работу в соответствии с данным проек-
том на уроках и во внеурочное время, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
4
Ученики и учитель сотрудничают на уроках, готовят и проводят спортивные состяза-
ния, конкурсы, праздники, викторины и проч. во внеурочное время.
Учитель организует отслеживание результатов, подведение итогов и награждение уча-
щихся.
4 этап проекта (публичная защита проекта)
Сдача контрольных нормативов на фестивалях ГТО.
Открытые мероприятия (регулярно).
Публикации в СМИ и интернет-ресурсах.
Представление хода работы над проектом и его результатов на родительских собра-
ниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д.
5 этап проекта (осмысление и оценка проекта)
Можно ли считать проблему, над которой я работала, решённой?
Возникали ли проблемы в ходе работы? Как я их решала?
Что было самым трудным в работе над проектом?
Чем моя работа в конце проекта отличалась от неё же в начале проекта?
Что нуждается в доработке?
Чего я до сих пор не понимаю?
В чем я стала более уверенна?
Что было наиболее значительным, из того что я узнала?
Были ли курьёзные моменты (какие? с кем?), появлялось ли несогласие или непри-
язнь во время совместной работы, как к ним относилась, удалось ли их преодолеть?
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Перспективный план деятельности»)
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Планируемые результаты изучения курса "Физическая культура":
личностные универсальные учебные действия:
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчи-
вости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
умение доводить начатое до конца;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
метапредметные результаты:
познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений, связанных с
выполнением упражнений;
коммуникативные:
уметь работать в парах и в группах со сверстниками,
уметь правильно выражать свои мысли, управлять своими эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
регулятивные:
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, ис-
пользовать их в игровой и соревновательной деятельности,
правильно распределять нагрузку и отдых в процессе выполнения заданий,
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требования ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;
предметные результаты: ученик научится:
- выполнять правила личной гигиены во время и после занятий физическими упражне-
ниями.
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультпауз;
- выполнять игровые действия, играть по правилам.
- знать и иметь представление: правила поведения и технику безопасности при проведе-
нии игр; названия и правила изучаемых игр;
- уметь правильно выполнять двигательные действия ;
- элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние, ловля, броски.
-знать и иметь представление: понятий шеренга, колонна, ходьба, бег, темп, прыжок,
метание, вертикальная цель, дистанция, старт, финиш, беговая дорожка; название мета-
6
тельных снарядов, прыжкового инвентаря; иметь представление о физических каче-
ствах, а именно: быстрота, выносливость, сила, гибкость, ловкость;
ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма во время занятий физи-
ческими упражнениями;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед-
невной жизни для выполнения комплекса ГТО, проведения самостоятельных занятий по
формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совер-
шенствованию техники движений.
Основным результатом проекта «От положительных эмоций к самостоятельному
развитию» в начальной школе является радостное освоение учащимися основ физ-
культурной деятельности. Кроме того, проект способствует развитию личностных ка-
честв учащихся, эффективному повышению мотивации к двигательной активности и яв-
ляется средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компе-
тенций). Эти компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за
рамки предмета «ФК».
Конечный продукт – методическая разработка «Педагогический проект «От поло-
жительных эмоций к самостоятельному развитию».
Критерии оценки эффективности и результативности: качественная оценка выража-
ется через отзывы родителей о работе педагога; количественная – через отметки по ито -
гам четверти (года).
Перспективы дальнейшего развития проекта
В 2018-2019 уч.году в связи с производственной необходимостью я вела дополнитель-
но ещё уроки в 6а, 6б и 6 в классах (66 чел.). Апробировала данный проект в этих клас-
сах. Результат высокий: при получении положительных эмоций и повышения мотива-
ции число работоспособных ребят резко увеличилось. Таким образом, данный проект
имеет хорошую возможность продолжения, расширения территории применения,
контингента участников не только 7-10 лет, но и других. Идеи проекта могут быть ис-
пользованы любым учителем физической культуры.
7
Литература
1.
Андреас К., Андреас С. Сердце разума. – Новосибирск, 1995.с.68
2.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? –М .:Просвещение,
2010, с.120
3.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Сотвори себя сам: Учебное пособие.-
Самара:СГАУ,2001г.
4.
Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л. Нау-
ка, 2009г.с.16
5.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2010.с18
6.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные пробле-
мы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Самарское
отделение Литфонда. 2010.с199
7.
Фридман Л.М., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя. – М.:
Просвещение, 2009.с37.
Приложения
№1 - Перспективный план деятельности
№2 – Наградные материалы
№ 3 – Фото (работа по проекту)
8
№1 - Перспективный план деятельности
Эта-
пы
№
п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственный,
помощники
Примечание
1.
Подготовительный
1.
Создание Листов Успеха
для регистрации ребён-
ком своего успеха
24-28.08
члены
спортивного
клуба школы
(СК) «Эрида»
оформление,
цв.печать
2.
Приобретение поощри-
тельной наглядной пе-
чатной продукции (бли-
стеры с наклейками,
именные карточки, раз-
ноцветные закладки,
картонные медали)
август
родители
3.
Обсуждение идеи ме-
таллической наградной
медали «Только
вперёд!». Заказ на их
изготовление.
учитель
2. Планирование
4.
Тщательное продумыва-
ние поурочного плани-
рования для включения
в него возможности вне-
дрения проекта
учитель
5.
Разработка плана внеу-
рочных спортивных со-
стязаний
до 5 сентября
учитель,
администрация
школы
6.
Приобретение бланков
грамот, дипломов
разных степеней и проч.
со спортивной символи-
кой
сентябрь
администрация
школы
7.
Создание сценариев к
каждому спортивному
состязанию
по необходи-
мости
Учитель,
СК «Эрида»
многие уже
имеются
8.
Организация и контроль
учителя за заполнением
Листов Успеха на уро-
ках
в течение
года на каж-
дом уроке
ФК
учитель,
учащиеся
9.
Проведение спортивных
состязаний по паралле-
лям 1-4 классов
1-2 раза
в месяц
учитель,
кл.руковод-ли,
педагоги ДО
10.
Публичное вручение
именных поощритель-
ных карточек уч-ся 1-3
кл. при накоплении 15
наклеек
в течение
года
учитель
11.
Выступление на
регулярно
учитель.
по теме
9
3. Реализация проекта, представление промежуточных итогов проектной деятельности
классных и общешколь-
ных родительских со-
браниях
родители
проекта
12.
Транслирование хода
проекта в социальных
сетях и группах классов,
на сайте школы, СМИ
регулярно
учитель,
родители
13.
Публичное вручение
картонной медали уч-ся
1-3 кл. при накоплении
3 именных поощритель-
ных карточек (и по
необходимости)
в течение
года
учитель
14.
Сдача контрольных нор-
мативов на фестивалях
ГТО
по плану
Центра те-
стирования
ВФСК ГТО в
Гатчинском
р-не
учитель,
администрация
школы
15.
Награждение спортив-
ными грамотами побе-
дителей и призёров сда-
по плану сда-
чи
нормативов
учитель
для достижения
максимального
результата
10
4. Публичная защита проекта
чи контрольных норма-
тивов по параллели 1-
4кл.
способными
учащимися
16.
Награждение по ре-
зультатам контрольных
работ (нормативов) ме-
таллическими медалями
«Только вперёд!» уч-ся
4 кл.
по итогам
четверти
администрация
школы
обязательно
мальчик -девоч-
ка из каждого
класса
17.
Проведение зачётного
открытого мероприятия
(урока, праздника)
апрель
учитель
возможно изме-
нение сроков
(по плану шко-
лы)
18.
Отчёт о результатах
проекта на педсовете
(МО, семинаре, конфе-
ренции, совещании учи-
телей ФВ)
май
учитель
5.
Рефлекси
19.
Представление образо-
вательного продукта на
педагогических порта-
лах, персональном сайте
июнь
учитель
к аттестации
№2 – Наградные материалы
11
Листы успеха с закладками
Вариант наклеек
Лист успеха с поощрительными
именными карточками
Картонные медальки
Учёт контрольных нормативов
на параллели
Металлические медали для 4 кл.
(на заказ)
№ 3 – Фото (работа по проекту)
12
Спортивный праздник «Дружить – это трудно?»
Проверка теоретических знаний по ФК
Члены СК школы «Эрида»
Каникулярные встречи
Спортивно-музыкальный праздник «Здравствуй, школа!»
13