Автор: Орлова Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им.героя Советского Союза В.П. Чкалова
Населённый пункт: Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: разработка урока
Тема: Интегрированный урок русского языка и математики 6 кл
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок русского языка и математики
«ЧИСЛО. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧИСЛА.
Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание
на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на
базе получения дополнительной информации; закрепить правописание и
произношение числительных.
Оборудование: таблицы «понятие об имени числительном», «склонения имён
числительных», учебники, карточки с заданиями, материалы по занимательной
грамматике.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя русского языка.
1.
«Спор математика и филолога» (2 ученика – математик и лирик)
Математик:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Филолог:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Математик:
Нет! Миром числа управляют,
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог:
Есть листьев шум и мир под облаками,
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь всё, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
Математик:
Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.
Филолог:
Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
Уч. русского яз.:
- Друзья мои, не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
-Как вы думаете, кто участвовал в споре?
Правильно, математик и филолог. А что изучает филология? Филология – наука о
языке.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о важной части речи, с которой
познакомились на прошлых уроках.
- Что это за часть речи?
- Это имя числительное.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по стране «Имя числительное».
Первая станция, на которой мы делаем остановку: «Эрудиты»
-1. Что вы знаете об имени числительном? ( отвечают команды, каждая по очереди)
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:
сколько , какой, обозначают количество и порядок предметов при счете.
Числительные бывают количественные и порядковые. Количественные
числительные бывают простыми, составными и сложными. Количественные имена
числительные делятся на 3 разряда: числительные, обозначающие целые числа,
дробные числительные и собирательные.
- Подберите однокоренные слова к слову «числительное». Что объединяет эти
слова? (общий корень)
- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (высказывания
команд)
Ну, а мы вам предлагаем такую формулировку. «ЧИСЛО. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧИСЛА.
II. Постановка цели урока. Какую цель каждый из вас сегодня для себя бы
поставил?
- Вместе с вами мы повторим все, что знаем об имени числительном, проверим на
практике свои знания о склонении числительных, решим задачи.
Учитель рус.яз:
- Как было видно из спора филолога и математика, одна наука не может быть
обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это понимает
и умеет пользоваться всеми знаниями, может считать себя всесторонне развитой
личностью. С какими предметами школьного курса связано имя числительное?
(предположения ребят)
2. И мы отправляемся на следующую станцию « Научная»
Задание учащимся по командам: карточки с заданиями + слайды для проверки
Прочитать текст, правильно произнося имена числительные и определить, о какой
науке идёт речь?
1) Поверхность всего земного шара равна 510 млн.кв. километров. На долю суши
приходится около 149 млн.кв. км. Или 29 процентов всей поверхности Земли.
- Что это за наука.
2) Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в 1147 году, а в 1156
году город укрепил князь Юрий Долгорукий.
-Что за наука?
3) Бобы имеют стебель высотой 10 см., на каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов,
дающих от 40 до 190 семян с каждого растения.
- А это что за наука?
Первый текст взят из учебника географии. Имена числительные: пятьсот
десять -И. П., ста сорока девяти - Р. П., двадцать девять -И. п.
Второй текст взят из учебника истории. Имена числительные : одна тысяча
сто сорок седьмом – П. п., одна тысяча сто пятьдесят шестом - П. п.
Третий текст взят из учебника биологии. Имена числительные – десять –В. п.,
двадцати до семидесяти –Р. П., сорока до ста девяносто –Р. П.
3. Станция «Литературная» Задание: Прочитать правильно стихотворение.
1 команда:Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды
Хотомской «3-три» и «100 – сто»:
Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3иж,
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.
2 команда: Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды
Хотомской «3-три» и «100 – сто»:
У другой , что в Ус3цах, никаких устриц нет,
Но зато осе3ну подают на обед.
А у третьей, в Быс3це, быс3на на реке,
И резвятся 3тоны по ночам на песке.
3 команда: Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды
Хотомской «3-три» и «100 – сто»:
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Учитель рус.яз
- Трудно ли было читать тексты? Почему?
Продолжаем наше путешествие.
4 Станция «Спортивный фольклор». задание: диктуем
1) Сколько богатырей было в сказке Пушкин а «О мертвой царевне? (7)(хлопаем)
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко меняющего свои решения? (7)
(прыгаем на правой ноге)
3) Сколько коробов можно наврать? (3) (приседаем)
4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и не догнать? (2)
(подтянулись)
5) Без какого количества углов изба не рубится? (4) (потопали)
Отдохнули, отправляемся дальше в путь.
- Какая же запись числа используется в русском языке, а какая в математике?
5 задание: (математическое)
- А теперь поговорим о числительных, но уже в математических задачах.
Решим одну из задач:
5 задание: Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр
планеты Венера в 2,48 раз больше, а диаметр планеты Марс составляет
17
31
диаметра Венеры. Найдите диаметры планет Венера т Марс. (листочки)
Задание: решить задачу; записать все числа прописью, найти в тексте задачи слова
на известные орфограммы.
Пять тысяч, две целых сорок восемь десятых, семнадцать тридцать первых.
1.
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением:
приближенно – близко, составляет – составит.
2.
Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением:
диаметр, планета, Меркурий, Венера, Марс.
3.
Правописание собственных имен существительных : Меркурий, Венера, Марс.
Выполнили задания, сказали ответы, собираю листочки и проверяю правильность
выполнения. В это время с учителем русского языка проговаривают все правила и
орфограммы.
Решение задачи.
А теперь проследуем на следующую станцию, которая называется
«Морфологическая».
Задание 6. (на слайде)
Учитель рус.яз: Внимательно прочитайте словосочетания. Каждая команда по
очереди читает словосочетание вслух и определяет, к какой части речи относится
выделенное слово. Чем отличаются слова друг от друга?
Пять часов, пятый этаж, перешёл в пятый класс, новенький пятак, умный
пятиклассник, пятерка в дневнике, громадная пятерня, пятиэтажный дом,
путешествовать впятером, пятитысячный посетитель, пятеро солдат,
пятидесятилетие бабушки.
Учитель обращает внимание на собирательное числительное пятеро.
Дети определяют части речи и делают вывод о том, что числовое значение могут
иметь, кроме числительных, и другие части речи.
Пять – ич, пятый – ип, пятый –ип, пятак –ис, пятиклассник –ис, пятерка –ис, пятерня
–ис, пятиэтажный –ип, впятером –нар., пятитысячный –ип, пятеро –ич,
пятидесятилетие –ис.
Делаем вывод: Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие
части речи. Числительные можно записать и цифрами, и словами, а другие
части речи можно записать только словами.
Наше путешествие подошло к концу. После любой поездки у каждого остаются
новые знания, свои впечатления. Предлагаем вам высказать свое мнение о нашем
уроке, используя следующие фразы. Выбираете любую и продолжаете её.
- сегодня я узнал…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я попробую…
- мне захотелось…
- Оцените свое настроение на этом уроке, участие в нём. Красный – прекрасно,
жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно.
Спасибо за урок.