Напоминание

Интегрированный урок русского языка и математики 6 кл


Автор: Орлова Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им.героя Советского Союза В.П. Чкалова
Населённый пункт: Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: разработка урока
Тема: Интегрированный урок русского языка и математики 6 кл
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок русского языка и математики

«ЧИСЛО. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧИСЛА.

Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание

на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на

базе получения дополнительной информации; закрепить правописание и

произношение числительных.

Оборудование: таблицы «понятие об имени числительном», «склонения имён

числительных», учебники, карточки с заданиями, материалы по занимательной

грамматике.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя русского языка.

1.

«Спор математика и филолога» (2 ученика – математик и лирик)

Математик:

Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

Математик:

Нет! Миром числа управляют,

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками,

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик:

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Филолог:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.

Уч. русского яз.:

- Друзья мои, не надо ссор,

Решим сейчас мы этот спор.

-Как вы думаете, кто участвовал в споре?

Правильно, математик и филолог. А что изучает филология? Филология – наука о

языке.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о важной части речи, с которой

познакомились на прошлых уроках.

- Что это за часть речи?

- Это имя числительное.

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по стране «Имя числительное».

Первая станция, на которой мы делаем остановку: «Эрудиты»

-1. Что вы знаете об имени числительном? ( отвечают команды, каждая по очереди)

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:

сколько , какой, обозначают количество и порядок предметов при счете.

Числительные бывают количественные и порядковые. Количественные

числительные бывают простыми, составными и сложными. Количественные имена

числительные делятся на 3 разряда: числительные, обозначающие целые числа,

дробные числительные и собирательные.

- Подберите однокоренные слова к слову «числительное». Что объединяет эти

слова? (общий корень)

- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (высказывания

команд)

Ну, а мы вам предлагаем такую формулировку. «ЧИСЛО. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧИСЛА.

II. Постановка цели урока. Какую цель каждый из вас сегодня для себя бы

поставил?

- Вместе с вами мы повторим все, что знаем об имени числительном, проверим на

практике свои знания о склонении числительных, решим задачи.

Учитель рус.яз:

- Как было видно из спора филолога и математика, одна наука не может быть

обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это понимает

и умеет пользоваться всеми знаниями, может считать себя всесторонне развитой

личностью. С какими предметами школьного курса связано имя числительное?

(предположения ребят)

2. И мы отправляемся на следующую станцию « Научная»

Задание учащимся по командам: карточки с заданиями + слайды для проверки

Прочитать текст, правильно произнося имена числительные и определить, о какой

науке идёт речь?

1) Поверхность всего земного шара равна 510 млн.кв. километров. На долю суши

приходится около 149 млн.кв. км. Или 29 процентов всей поверхности Земли.

- Что это за наука.

2) Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в 1147 году, а в 1156

году город укрепил князь Юрий Долгорукий.

-Что за наука?

3) Бобы имеют стебель высотой 10 см., на каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов,

дающих от 40 до 190 семян с каждого растения.

- А это что за наука?

Первый текст взят из учебника географии. Имена числительные: пятьсот

десять -И. П., ста сорока девяти - Р. П., двадцать девять -И. п.

Второй текст взят из учебника истории. Имена числительные : одна тысяча

сто сорок седьмом – П. п., одна тысяча сто пятьдесят шестом - П. п.

Третий текст взят из учебника биологии. Имена числительные – десять –В. п.,

двадцати до семидесяти –Р. П., сорока до ста девяносто –Р. П.

3. Станция «Литературная» Задание: Прочитать правильно стихотворение.

1 команда:Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды

Хотомской «3-три» и «100 – сто»:

Есть у нас 3 сес3цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3иж,

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш.

2 команда: Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды

Хотомской «3-три» и «100 – сто»:

У другой , что в Ус3цах, никаких устриц нет,

Но зато осе3ну подают на обед.

А у третьей, в Быс3це, быс3на на реке,

И резвятся 3тоны по ночам на песке.

3 команда: Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды

Хотомской «3-три» и «100 – сто»:

У про100го 100рожа-

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

Учитель рус.яз

- Трудно ли было читать тексты? Почему?

Продолжаем наше путешествие.

4 Станция «Спортивный фольклор». задание: диктуем

1) Сколько богатырей было в сказке Пушкин а «О мертвой царевне? (7)(хлопаем)

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко меняющего свои решения? (7)

(прыгаем на правой ноге)

3) Сколько коробов можно наврать? (3) (приседаем)

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и не догнать? (2)

(подтянулись)

5) Без какого количества углов изба не рубится? (4) (потопали)

Отдохнули, отправляемся дальше в путь.

- Какая же запись числа используется в русском языке, а какая в математике?

5 задание: (математическое)

- А теперь поговорим о числительных, но уже в математических задачах.

Решим одну из задач:

5 задание: Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр

планеты Венера в 2,48 раз больше, а диаметр планеты Марс составляет

17

31

диаметра Венеры. Найдите диаметры планет Венера т Марс. (листочки)

Задание: решить задачу; записать все числа прописью, найти в тексте задачи слова

на известные орфограммы.

Пять тысяч, две целых сорок восемь десятых, семнадцать тридцать первых.

1.

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением:

приближенно – близко, составляет – составит.

2.

Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением:

диаметр, планета, Меркурий, Венера, Марс.

3.

Правописание собственных имен существительных : Меркурий, Венера, Марс.

Выполнили задания, сказали ответы, собираю листочки и проверяю правильность

выполнения. В это время с учителем русского языка проговаривают все правила и

орфограммы.

Решение задачи.

А теперь проследуем на следующую станцию, которая называется

«Морфологическая».

Задание 6. (на слайде)

Учитель рус.яз: Внимательно прочитайте словосочетания. Каждая команда по

очереди читает словосочетание вслух и определяет, к какой части речи относится

выделенное слово. Чем отличаются слова друг от друга?

Пять часов, пятый этаж, перешёл в пятый класс, новенький пятак, умный

пятиклассник, пятерка в дневнике, громадная пятерня, пятиэтажный дом,

путешествовать впятером, пятитысячный посетитель, пятеро солдат,

пятидесятилетие бабушки.

Учитель обращает внимание на собирательное числительное пятеро.

Дети определяют части речи и делают вывод о том, что числовое значение могут

иметь, кроме числительных, и другие части речи.

Пять – ич, пятый – ип, пятый –ип, пятак –ис, пятиклассник –ис, пятерка –ис, пятерня

–ис, пятиэтажный –ип, впятером –нар., пятитысячный –ип, пятеро –ич,

пятидесятилетие –ис.

Делаем вывод: Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие

части речи. Числительные можно записать и цифрами, и словами, а другие

части речи можно записать только словами.

Наше путешествие подошло к концу. После любой поездки у каждого остаются

новые знания, свои впечатления. Предлагаем вам высказать свое мнение о нашем

уроке, используя следующие фразы. Выбираете любую и продолжаете её.

- сегодня я узнал…

- теперь я могу…

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось…

- я попробую…

- мне захотелось…

- Оцените свое настроение на этом уроке, участие в нём. Красный – прекрасно,

жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно.

Спасибо за урок.



В раздел образования




Яндекс.Метрика