Автор: Мануйлова Надежда Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 40
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование исследовательской работы для обучающихся средней школы
Раздел: среднее образование
В XXI веке технологий и
большого объема информации учащиеся
постоянно
сталкиваются
с
несовпадениями.
Начиная
свой
путь
в
школе
сначала учащийся полностью доверяет информации, сказанной учителем. Но
чем дальше продвигается обучение, тем пытливей становиться ум ребенка.
Ему недостаточно одного источника знаний, и он обращается за фактами в
мир интернета.
В этот период возникают такие неприятные ситуации на уроках, как
полное непонимание учителя. Учащиеся, прочитавшие статьи в «Википедии»
или на других сайтах начинают подвергать критике информацию, которой
обладает учитель. В этот период важно не убить этот интерес, даже если
учащийся очень эмоционален или агрессивен. Это реакция подростка на что-
то новое. Поэтому единственный выход их этой ситуации, это провести
исследование по данной теме. Конечно это потребует большого количества
времени,
но
учащийся
сможет
рассмотреть
эту
проблему
с
нескольких
сторон.
Это связано прежде всего со спецификой самого проектного метода, в
структуре
которого
есть
место
эксперименту,
отработке
новых
идей
и
технологий,
их
эволюционному
распространению.
Исследовательская
деятельность в процессе разработки проекта способствует формированию
критического и творческого мышления обучающихся, умению работать с
информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной
школы
—
воспитанию
социально
активной
личности,
способной
к
самоутверждению и самосовершенствованию.
Самостоятельность и активность ученика в процессе познания возникает
из
внутренней
мотивации,
из
потребности
подходить
к
научной
или
жизненной
проблеме
с
исследовательской,
творческой
позиции.
Мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес.
При постановке проблемы исследования особо важно учитывать её
актуальность для возраста обучающихся вообще и конкретного ребенка в
частности.
Один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна
быть интересна и ученику, и учителю.
Но прежде чем приступить к исследованию по заданной теме, учитель-
научный
консультант-должен
убедиться,
что
в
сознании
ребят
заложен
алгоритм исследовательской деятельности:
-определение цели
-выдвижение гипотезы
-проведение исследования (экспериментальная или теоретическая проверка
гипотезы)
-анализ результатов исследования
-вывод.
Учитель должен позаботиться о том, чтобы обучающиеся имели
представление
об
аналитических,
эмпирических,
статистических
методах
исследования,
способах
обработки
исследовательских
материалов
и
различных вариантов представления результатов в виде таблиц, диаграмм,
графиков, выводов.
Уже на первом этапе необходимо определить, какой общественно
значимый продукт станет результатом работы обучающихся.
Следующий этап: идут непосредственная исследовательская работа
обучающихся и самостоятельное получение новых знаний. Ребята изучают,
как освещается интересующая их проблема специальной литературой, СМИ,
на
сайтах
интернета.
Именно
на
этом
этапе
ребята
находят
для
себя
совершенно новую информацию по изучаемой проблеме. Они открывают для
себя целый новый мир в интересующем их направлении. Возникают новые
интересы.Возникает желание скорректировать, а иногда изменить цели и
задачи проекта, план действий.
На этом этапе могут возникнуть проблемы. Дети зачастую не умеют
превращать информацию в знания. Их необходимо научить ранжировать,
выделять главное, находить связи и структурировать информацию. Научить
надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Здесь необходимы консультации учителя и, возможно, семинарские занятия
по формированию у обучающихся информационной компетентности.
Совместная деятельность учителя и ученика меняет сам характер
отношений
между
ними:
учитель
переходит
из
разряда
непререкаемого
авторитета в ранг тьютера
На этапе реализации проекта проводится текущая работа по созданию
продукта проекта, оформляются конечные результаты.
Отчет в печатном виде или в виде электронной презентации- сайта
должен полностью раскрывать тему исследования и показать результат. Цели
и задачи при этом должны совпадать с заявленными .
На этапе подготовки к защите обучающиеся составляют тезисы свой
работы по предложенному плану:
четко определить область, предмет исследования;
определить цели и задачи работы;
отметить актуальность темы;
указать методы исследования;
кратко обосновать применение указанных методов;
описать главный результат;
сделать выводы.
Последний этап — защита научной работы.
Обучающийся должен показать свое ораторское искусство, мастерство
речи, умение доказывать свои суждения, научные и нравственные позиции.
Очень важно сформулировать и отстоять свое собственное мнение, свою
личную идею. На этом этапе не может быть мелочей. Важно все. И прежде
всего личная увлеченность, собственный интерес автора энтузиазм.
Развитие интереса к исследовательской деятельности, когда ребята видят
реальный
результат
своего
труда
в
виде
проекта,
использование
компьютерных технологий в процессе создания проекта, которые так близки
и
понятны
современным
детям,
все
это
дает
хорошие
результаты,
способствует
повышению
активности
и
самостоятельности
обучающихся,
вызывает живой, неподдельный интерес у ребят.