Автор: Ландик Мария Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных умений дошкольников средствами игровой деятельности (сообщение из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Ландик М.П.,
МБДОУ «ДСОВ № 79»
г.Братск, Иркутская область
Формирование коммуникативных умений дошкольников
средствами игровой деятельности
(сообщение из опыта работы)
Главной
целью
развития
коммуникативных
навыков
дошкольников
является
формирование
общности
с
другими
и
возможности
видеть
в
сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть
другого является тем фундаментом, на котором строится общение между
сверстниками.
Первое
условие
игры,
как
увлекательной
деятельности
–
наличие
у
ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах,
назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить
игровой
замысел,
дети
должны
располагать
достоверными
сведениями
о
реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.
Свою
работу
мы
начали
с
того,
что
провели
с
детьми
беседу
на
выявление у детей интереса к игре.
Следующий
этап
нашей
работы
был
связан
с
обогащением
детей
знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и
соответствует теме нашего исследования. Нами использовались следующие
основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
Экскурсии;
Встречи с людьми разных профессий;
Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных
фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с
наблюдением окружающей жизни;
Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления
дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек,
персонажей кукольного театра;
Этические беседы.
Работая над коммуникативным развитием дошкольников в сюжетно-
ролевой игре нами были определены задачи данного вида деятельности. Это
прежде всего поощрять игры, содержанием которых является окружающие
взаимоотношения людей, основываясь на интересе детей к деятельности
взрослых,
стремлений
подражать
им.
Развивать
у
детей
инициативу
и
творческое
воображение,
способность
намечать
тему
игр,
поощрять
стремление
детей
комбинировать
жизненные
впечатления
и
те
знания,
которые
они
приобретают
из
других
источников.
Воспитывать
умение
выполнять
различные
игровые
действия,
действовать
в
соответствии
с
поведением партнеров по игре и общим игровым замыслом. Учить детей
подбирать
и
готовить
для
игры
нужный
материал,
поддерживать
изобретательность,
интересную
выдумку.
Стимулировать
поиски
лучших
средств
осуществления
задуманного
и
преодоления
трудностей:
использование знаний и навыков, приобретенных на занятиях по рисованию,
лепке, конструированию, на музыкальных занятиях. Содействовать развитию
длительных игр, продолжающихся в течение нескольких дней, поддерживая
интерес к начатой игре, соединяя игру в труд. Формировать у детей умение
самостоятельно
организовываться
в
группы
для
общей
игры:
совместно
обдумывать
содержание
деятельности,
распределять
роли
подбирать
соответствующие
атрибуты.
Воспитывать
дружеские
отношения
между
играющими,
отношения
сотрудничества
и
взаимопомощи,
взаимное
внимание,
отзывчивость
и
сочувствие.
Учитывать
индивидуальные
особенности детей: робким и застенчивым, новичкам помогать входить в
коллективную
игру.
Помогать
им
преодолевать
свою
нерешительность,
воспитывать
творческую
инициативу,
следить,
чтобы
активные
дети
не
подавляли инициативу мало активных.
С
учетом
задач
нами
было
составлено перспективное
планирование
сюжетно-ролевый игр, где отразили не только наличие атрибутов и игровых
задач, но также и задачи на развитие коммуникативных навыков (приложение
1).
С детьми были запланированы такие сюжетно-ролевые игры:
-
Детский
сад
-
музыкальные
занятия,
пpаздники,
дни
рождения,
изготовление подарков для именинников.
- Строительство - города, дома, больницы, театра. Забота людей друг о
друге,
взаимопомощь.
Рабочие
строят
дома
из
кирпича,
досок,
панелей,
проводят отопление, электричество. Около дома сажают деревья, делают
тротуары.
Взрослым
и
детям
хорошо
будет
жить
в
новом
доме.
Строительство улицы, транспорт, правила уличного движения.
- Поликлиника - глазное отделение, врач проверяет зрение при помощи
таблицы. М/сестра выписывает рецепт на очки.
- Гараж. Строят большой гараж. Там стоят разные машины. Шофёр берет
права, получает задание у диспетчера, выполняет его. Идет после работы в
больницу.
-
Магазин игрушек. Продавец отпускает игрушки, покупатели платят
деньги в кассу, отдают чек продавцу.
-
Строительство
цирка.
Игра
в
цирк.
Дрессировка
животных
выступление на арене.
-
Правила
уличного
движения.
Разные
машины
едут
по
дороге,
пешеходы
идут
по
тротуару.
Соблюдают
правила
уличного
движения,
показания светофора.
- Почта. Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы. В них
сообщают о здоровье, поздравляют с праздником. Письма и телеграммы
разносит почтальон. У него большая сумка с письмами, их разносят по
адресам.
-
Аптека.
Готовят
лекарства,
отпускают
по
рецептам.
Заботятся
о
здоровье больных.
- Подводная лодка. Моряки опускаются на морские глубины, наблюдают
за растениями, животными на морском дне.
- Самолет. Командир экипажа и пилоты, перевозят из одного города в
другой. Можно полететь в другую страну.
-
Столовая.
На
кухне
повара
готовят
еду,
официанты
обслуживают
посетителей, внимательны друг к другу.
- Рыболовецкое судно. Рыбаки ловят рыбу, привозят её в город, отдают в
столовую для приготовления пищи. После этого идут в парикмахерскую,
столовую, магазин, театр, больницу.
-
Парикмахерская. Мужской и женский залы. Мастер стрижет, бреет,
освежает. Клиенты платят деньги в кассу.
- Кукольный театр. Показ любимых фильмов, стихотворений.
- Автобус. Управляет водитель, кондуктор продает билеты. Люди едут на
работу, в театр, гости, магазин.
-
Пограничники. Смелые, ловкие. Проводятся учения пограничников,
дрессировка собак. Пограничники на посту.
-
Магазин
готовой
одежды.
Дочке
или
сыну
можно
купить
одежду.
Вежливое отношение между продавцами и покупателями.
-
Библиотека.
В
библиотеке
много
книг.
Они
стоят
на
стеллажах.
Библиотекарь
выдает
книги
читателям,
заполняет
формуляр.
Все
взаимовежливы. Книги нужно беречь
-
Баржа. Привозит различные грузы, материалы. Продукты. Матросы
быстро выполняют команды капитана. Рулевой ведет по курсу баржу.
- Магазин. «Хлебный», «Кондитерский». Работа продавца, кассира.
- Туристический поход. Папы, мамы с детьми едут отдыхать к морю,
едят в столовой, смотрят представление. Гуляют.
- Зоопарк. Строительство зоопарка. Кормление животных. Экскурсовод
рассказывает о животных зоопарка.
При проведении сюжетно-ролевых детей обучали не только правильно
отражать сюжет игры, но прежде всего, эмоционально передавать его. Для
этого использовали следующие методы руководства:
Прямые:
1. Создание специальной игровой обстановки
2. Взять роль на себя (при организации новой игры)
3. Распределение ролей воспитателем и вопросы к детям
4. Предложение темы игры (хотите ли поиграть в какую-либо игру...)
5. Непосредственная помощь и совет в ходе игры (воспитатель в какой -
либо роли).
Косвенные:
1.
Расширение
знаний
детей
(чтение
художественной
литературы,
наблюдение за трудом взрослых , просмотр технических средств обучения).
2. Расширение тематики игр (проведение сюжетно-дидактических игр).
Показ как играть в игру, рассказ воспитателя об играх в других детских садах,
воспоминания о своих играх в детстве).
3.
Создание
материальной
основы
игр
(поделка
атрибутов,
поиск
предметов заместителей).
В
ходе
развития
сюжета
воспитатель
давал
совет,
направленный
на
развитие
игры:
«маме»
советовал
пойти
с
«дочкой»
на
«праздник»,
«матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.
Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель
так
же
были
участником
игры
и
выполнял
ведущую
роль.
В
играх
выполнение
ведущей
роли
давало
возможность
направлять
воображение
детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в
игровой форме их поведением.
Игровые
интересы
старших
дошкольников
характеризовались
значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том
числе и общественным: «банк», «завод», «поликлиника», «железная дорога»,
«строительство».
В
приведенном
ниже
описании
длительной
игры
в
«детский
сад»
находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
«...
Аня
провела
с
куклами
зарядку,
затем
посадила
их
завтракать:
«Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».
После
завтрака
«врач»
и
«медицинская
сестра»
внимательно
осматривали детей.
Юля
:
«У
Алены
есть
хрипы,
положите
ее
в
постель
и
вызовите
бабушку».
Аня-«воспитательница»
пошла
звонить
по
телефону:
«Ваша
дочка
заболела, ее надо забрать из детского сада».
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие».
Через
некоторое
время
к
играющим
подошел
Антон
и
спросил
у
«воспитателя»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»
Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что
все время течет вода».
Антон направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал
«чинить» кран».
Большой
интерес
дети
проявляли
к
играм
«Путешествие
по
реке».
Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов
нашей
страны.
Поэтому
ознакомление
детей
с
рекой
дает
возможность
показать
связь
труда
речников
родного
края
с
трудом
людей
разных
профессий, как нашего города, так и всей страны. Доступность наблюдения
этого труда дает возможность детям представить и сам процесс труда, и
взаимоотношения
в
нем
взрослых.
Роль
воспитателя
заключается
в
планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности
и взаимоотношениях речников.
Игра
как
деятельность,
в
которой
разыгрываются
воображаемые
ситуации,
дает
ребенку
возможность
действовать
не
только
в
условиях
настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей
героев-воинов
в
играх
способствует
приобщению
детей
к
событиям
героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.
Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются
драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость.
Они
наполняются
бесцельными
действиями,
дети
размахивают
палками,
кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в
«военных»
не
несут
в
себе
определенных
педагогических
функций,
не
способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто
стремятся
отвлечь
внимание
детей
от
военной
тематики,
прибегают
к
запрещению этих игр.
Воспитывая
у
детей
патриотические
чувства,
прежде
всего
мы
формировали
у
дошкольников
конкретные
представления
о
герое-воине,
нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.
Детей
мы
знакомили
с
памятниками,
которые
увековечили
подвиг
советского
народа
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Это
обелиски,
монументы, памятники, установленные в нашем городе .
Экскурсии
к
памятникам,
рассматривание
картин,
ч т е н и е
художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами
—способствовали
воспитанию
у
детей
чувства
патриотизма,
гордости
за
свою Родину, восхищения героизмом людей.
Особое
место
отводилось
отбору
художественной
литературы.
Художественная
литература
позволяла
дать
ребенку
достоверные
знания,
через призму которых он осознавал явления, которые наблюдал в жизни.
Поэтому
обсуждение
отрывков
произведений,
содержание
которых
способствовало
появлению
у
детей
сочувствия,
сопереживания,
является
одним
из
приемов
пробуждения
интереса
дошкольников
к
героическому
(например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л.
Кассиля «Твои защитники» и др.).
Под
влиянием
рассказов
о
воинах
возникали
игры
детей.
Сначала
воспитатель
организовывал
военно-спортивные
игры,
в
которых
дети
отражали мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям
предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро
переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке
детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель)
следил за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком,
переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечалось лучшее исполнение
роли,
поощрялись
достижения
нерешительных
детей.
Повторение
упражнений
с
тем,
чтобы
добиться
нужного
результата,
способствовало
формированию у детей целеустремленности, настойчивости.
Исполнение
ролей
«солдат»
требовало
от
детей
и
определенных
действий,
и
проявления
определенных
качеств.
Так,
«командиру»
надо
наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» —
отлично
выполнить
задание:
далеко
метнуть,
быстро
перебежать,
ловко
перепрыгнуть.
«Медсестры»
также
должны
быстро
действовать,
уметь
выполнить задание.
Перед каждой игрой, с детьми проводился разговор-обсуждение: кто
какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Так
как в таких играх важное значение имело согласование действий детей.
Руководство взрослого, который передавал детям свой нравственный опыт,
приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играло особую роль.
Общение со взрослым в игре помогало детям глубже осознать моральные
качества
воинов,
роли
которых
они
исполняли.
Чтобы
придать
игре
целенаправленный
характер,
была
разработана
карта-схема.
Воспитатель
изготовлял ее с детьми, намечал, где должны стоять часовые, где расположен
медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты,
вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб,
госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост
(бревно),
минное
поле
(перепрыгнуть
через
препятствие),
проволочное
заграждение (лестница).
Уже в ходе проведения игр мы замечали изменения, происходящие в
общении детей. В группе стало меньше конфликтов между детьми, игры
стали
более
продолжительными,
многочисленными
по
составу.
Родители
также отметили, что дети стали более уверенными, самостоятельными.
Не оставили мы без внимания и работу с родителями и педагогами ДОУ.
С целью выработки системы формирования сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте с педагогами ДОУ была проведена деловая игра на
тему
«Сюжетно-ролевая
игра
в
системе
воспитания
детей
дошкольного
возраста». Было проведено анкетирование воспитателей.
Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с
окружающим обеспечивало непрерывность этого процесса, и в большей мере
формировало
опыт
эмоционального
отношения
ребенка
к
миру
в
силу
близости общения взрослых и детей.
С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было
проведено
родительское
собрание
«Игра
–
не
забава».
Для
выявления
игровых
интересов
и
предпочтений
ребенка
дома
использовалось
анкетирование родителей.
Таким
образом,
в
группе
дошкольного
учреждения
нами
была
организована
игровая
деятельность
основной
целью,
которой
стало
коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.