Напоминание

Есенин- это чудо поэзии...


Автор: Косулицкая Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 349
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект урока
Тема: Есенин- это чудо поэзии...
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока

11 класс

«Сергей Есенин –это чудо поэзии…».

Цели:

познакомить учащихся с особенностями творчества поэта С.А.Есенина; с

основными направлениями лирики поэта; показать народность творчества С.А.

Есенина.

продолжать закрепление навыка самостоятельной работы по группам, умения

подбирать и отбирать необходимый материал по теме, работать над элементом

проектной технологии.

активизировать познавательную деятельность учащихся, их творческие

способности, направленные на раскрытие темы урока.

воспитывать у учащихся интерес к изучению литературы, любовь и бережное

отношение к поэзии С.А.Есенина.

Оборудование: портрет, фотографии и сборники стихотворений С.А.Есенина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учащиеся сидят по группам.

II. Предварительная подготовка

Каждая группа должна была подготовить эпиграф к уроку.

Принести сборники стихотворений С.Есенина.

Обеспечить себя бумагой и фломастерами.

Группы предлагают свои эпиграфы. Выбирается самый удачный и записывается на доске и

в тетрадях после темы.

«Есенин – это чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо нужно

пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда

волнует, как проявление большого человеческого сердца.

Павло Тычина

План урока (написан на доске заранее)

1.

«Тебе, о Родина, сложил я песню эту» (Тема Родины, России в творчестве поэта).

2.

Родина – это и «страна березового ситца». (Стихотворения о природе).

3.

«Для зверей приятель я хороший» (Поэзия С.Есенина о природе – это и любовь ко

всему живому).

4.

«Много женщин его любило, да и он любил не одну…» (Любовная лирика

С.Есенина).

III. Вступительное слово учителя

Задание:

Старший каждой группы получает от учителя тему и карточку со списком стихотворений,

рекомендуемых по этой теме. Учащиеся могут работать по этому списку выборочно,

заменять стихотворения по своему усмотрению.

Они находят эти стихотворения, готовятся к выразительному чтению. 2-3 стихотворения

они должны устно проанализировать.

По своей теме они должны составить небольшие проекты.

Защита проекта – это раскрытие темы. Принимают участие все учащиеся группы,

предварительно распределив этот материал между собой.

Можно подобрать практические задания и провести их со всем классом или предложить

интересный вопрос по своей теме.

IV. Работа в группах

1 группа

С.Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которго невозможно

выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством

Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Родина – Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя он произносил с

восхищением: «Россия … какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то»…

Стихотворение «О Русь – малиновое поле…»

«Нет поэта без Родины» – так сказал С.Есенин. Для нее берег он самые заветные слова:

Стихотворение «Русь моя, деревянная Русь!»

«О пашни, пашни, пашни»

Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью,

любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая»

Есенин считал себя певцом русской деревни, он с болью воспринимал перемены,

происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую:

Стихотворение «Край ты мой, заброшенный, Край ты мой пустырь…»

Стихи С.Есенина о родине – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми

цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном – о России.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

И конечно же, стихи о родине – это стихи о родном доме, о матери. Сколько нежности и

теплоты звучит в них! семья для Есенина была неотделима от Родины.

Стихотворение «Письмо матери».

2 группа

Но родина для С.Есенина – это и «страна березового ситца»

Природа и родина для поэта не просто слова, это неразрывные понятия. Природа

олицетворена, одухотворена С.Есениным. Мы видим образ живой природы:

«Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу…»

«Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…»

«Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных…»

«Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?»

(Образ живой природы создается обращениями.)

– Вспомним стихи, которые вы уже учили раньше. («Береза», «Пороша», «Черемуха»,

«Поет зима, аукает» и др.)

Природа всегда прекрасна в поэзии С.Есенина, даже тогда, когда

Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»

Она прекрасна, когда превращается в

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»

Русская природа радуется и грустит вместе с поэтом, вселяет в него надежду, плачет над

его несбывшимися мечтами!

Стихотворение «Зеленая прическа!...», «Закружилась листва золотая», «Отговорила

роща золотая….», «Клен ты мой опавший…» и т.д.

Задания для всех учащихся:

– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах

С.Есенина?

– Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

3 группа

Поэзия Есенина о природе дополняется еще одной весьма заметной особенностью.

Поэзия Есенина о природе – это любовь ко всему живому: «Для зверей приятель я

хороший». он наделяет их (зверей, птиц, домашних животных) человеческими чувствами,

рассказывает о них с неизменной нежностью.

«И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»,

«Каждый стих мой душу зверя лечит».

«Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать».

Стихотворение «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица», «Табун».

Есть у Есенина прекрасное Стихотворение «Собаке Качалова» (звучит история создания

этого стихотворения)

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

4 группа

О любви пишет С.Есенин уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном

русском фольклоре. В этих стихах любовь к женщине сливается с любовью ко всему

земному, любимая часто представляется в образе природы, которая олицетворена.

Стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, что

загляделась в пруд?»

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихах поэта.

Земная «девушка-природа» стала воспоминанием, мечтой:

Стихотворение «Зеленая прическа», «Вот оно, глупое счастье»

Меняется тональность любовной лирики в городском цикле стихотворений «Москва

рыбацкая» (1923). Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как

защитная реакция, как отчаяние. любовь низведена до плотской, до животной

потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, прости

меня…»

Цикл стихотворений «Любовь хулигана» (1923 г., возвращение С.Есенина из-за границы).

Эти стихотворения отличаются отречением от «кабацкого» прошлого, очищением,

спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление. Трагический пафос

сменяется лиричностью, задушевностью, откровенностью. (Посвящены стиотворения

актрисе Камерного театра А.Л.Миклашевской)

Стихотворения:

«Пускай ты выпита другим»

«Заметался пожар голубой», – этим ст. открывался этот цикл.

«Дорогая, сядем рядом…»

«Мне грустно на тебя смотреть»,

«Вечер черные брови насупил» и др.

«Персидские мотивы» (1924-1925 г.) – этот цикл стихотворений попытка обрести

согласие с самим собой и с миром. Романтический союз северянина и южанки.

Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви

повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей

красотой саму природу.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

«Я спросил сегодня у менялы…»

«Ты сказала, что Саади…»

V. Отчеты групп с использованием своих проектов

VI. Итог урока.

Выводы. Оценки.

VII. Домашнее задание: написать сочинение по темам своих групп.



В раздел образования




Яндекс.Метрика