Автор: Серафимова Наталья Ивановна
Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МБДОУ № 75 "Лебедушка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры для детей среднего возраста
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры для детей
среднего возраста.
«Игра
–
это
огромное
светлое
окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире»
В.А.Сухомлинский.
Современная система дошкольного образования находится в состоянии
обновления и развития. Основу образовательной деятельности в дошкольной
организации определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным
учебным планом, а ребёнок как субъект педагогического процесса. Постепенно
усложняющиеся задачи игровой деятельности позволят ребёнку идти вперёд и
совершенствоваться самостоятельно, развивая свои творческие способности, а
игра,
являясь
развлечением,
отдыхом,
способна
перерасти
в
обучение,
творчество,
моделирование
человеческих
отношений,
их
проявлений
в
различных сферах жизни.
Игра
занимает
центральное
место
в
жизни
дошкольника,
являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре развиваются
действия
в
представлении,
ориентация
в
отношениях
между
людьми,
первоначальные
навыки
кооперации.
Свободная
сюжетная
игра
–
самая
привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребёнок
испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему
вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной
деятельности
оказывает
сопротивление,
дается
с
трудом.
Это
состояние
внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в
воображаемой,
условной
ситуации.
Сюжетная
игра
не
требует
от
ребенка
реального, ощутимого продукта, в ней все условно – «как будто», «понарошку».
Как
любая
деятельность,
игра
не
возникает
стихийно,
а
формируется
взрослыми. Для того чтобы дети могли играть, в их сознании должен отстояться
набор эпизодов-действий. Дети должны знать, какие действия они должны
производить, и уметь выбрать из суммы полученных знаний именно такие
моменты, «обрастить» их новыми, сконструированными фантазией. В этом им
помогает воспитатель.
Сюжетная
игра
имеет
большое
значение
для
психического
развития
ребенка. Установлено, что прежде всего в игре развивается способность к
воображению,
образному
мышлению.
Сначала
это
действия
с
игрушками,
замещающими
настоящие
вещи,
а
затем
–
изобразительные,
речевые
и
воображаемые действия. Воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок
осваивает правила этого взаимодействия; приобретает в совместной игре со
сверстниками
опыт
взаимопонимания,
учится
пояснять
свои
действия
и
намерения, согласовывать их с другими детьми. Однако свои развивающие
функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более
усложняется.
Сюжетная игра, независимо от темы в своем наиболее простом виде,
может
строиться
как
цепочка
условных
действий
с
предметами,
в
более
сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще
более сложном – как последовательность разнообразных событий.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не
«коллективная
проработка
знаний»,
а
формирование
игровых
умений,
обеспечивающих
самостоятельную
детскую
игру
детей,
в
которой
они
по
собственному
желанию
реализуют
разнообразные
содержания,
свободно
вступая
во
взаимодействие
со
сверстниками
в
небольших
игровых
объединениях.
На
основе
многочисленных
исследований
установлено,
что
в
возрастном
диапазоне 1,5 – 3 года ребенок может осуществлять условные действия с
игрушками
и
предметами-заместителями,
выстраивая
их
в
простейшую
смысловую
цепочку,
вступая
в
кратковременное
взаимодействие
со
сверстником. В 3-5 лет – принимать и последовательно менять игровые роли,
реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в
ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. В 5-7 лет – развертывать в
игре
разнообразные
последовательности
событий,
комбинируя
их
согласно
своему
замыслу
и
замыслам
2-3
партнеров-сверстников,
реализовывать
сюжетные
события
через
ролевые
взаимодействия
и
предметные
действия.
Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и
сестер, старших товарищей, помочь ребенку овладеть игровыми умениями,
втягивая его в игру.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного
детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так
чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный
способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на
пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
Такая
стратегия
обеспечит
и
индивидуальную
самостоятельную
игру
детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с
элементарного
парного
взаимодействия
в
раннем
возрасте.
На
каждом
возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить
двучастный
характер,
включая
моменты
формирования
игровых
умений
в
совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной
детской игры.
Организация игры в средней группе
Задачи воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к
более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять
свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение
менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе
развертывания
игры.
Эти
умения
–
залог
творческого
и
согласованного
развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого
поведения ребенка. Необходимы эти умения и в индивидуальной игре, где
развитие
сюжета
связано
с
последовательным
выполнением
ребенком
нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребенок приписывает разные
роли.
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка
«открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а
также
возможность
смены
роли
в
процессе
игры,
для
развертывания
интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1)
при
использовании
многоперсонажных
сюжетов
с
определенной
ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные
связи со всеми остальными;
2) при отказе от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в
сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть
больше, чем участников.
Играя
с
ребенком,
воспитатель
использует
минимальное
количество
игрушек,
чтобы
манипуляции
с
ними
не
отвлекали
внимания
от
ролевого
взаимодействия.
С
детьми,
у
которых
менее
развито
ролевое
поведение,
целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им
известных.
Дети
чувствуют
себя
в
ней
более
уверенно,
т.к.
уже
ожидают
появление того или иного персонажа. В этих случаях ребенку предлагается роль
главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных
персонажей. Такая игра должна носить характер импровизации, без точного
повторения текста сказки.
Сюжетное
событие,
которое
вводит
взрослый,
чтобы
«оправдать»
появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда у
ребенка
возникнет
желание
сменить
роль
на
новую,
т.к.
от
этого
зависит
продолжение
игры.
Инициатива
ребенка
(который
может
сам
предложить
нового персонажа) должна быть принята и поддержана. Меняя роли в игре,
воспитатель
каждый
раз
развертывает
новый
диалог
со
своим
основным
партнером.
При
этом
последовательная
смена
ролей
взрослым
и
его
изменяющееся
взаимодействие
с
ребенком
являются
как
бы
моделью
развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно
намеренно включить от 3 до 7 детей. Вовлечение детей в игру осуществляется
педагогом только по их желанию. Также, дети должны иметь полную свободу
«выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на
другие игры и занятия.
Воспитатель
может
с
несколькими
«желающими»
детьми
вступать
в
ролевое взаимодействие, активизировать ролевой диалог, «замыкая» детей на
ролевом
взаимодействии
друг
с
другом.
Но
основными
партнерами
на
некоторых непосредственно направлены формирующие воздействия взрослого,
являются двое первоначально участвующих в игре детей.
В
совместной
со
сверстником
и
индивидуальной
игре
расширяется
диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и
творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными
игрушками, предметами–заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые
умения с новыми. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с
одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-
игрушкой,
с
воображаемым
партнером,
т.е.
устанавливает
разнообразные
ролевые
связи
в
игре.
Все
это
подготавливает
возможность
дальнейшего
перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в
старшем дошкольном возрасте.