Автор: Загидуллина Альбина Анасовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №303 им.Фридриха Шиллера
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль дополнительного образования в профессиональном становлении личности.
Раздел: дополнительное образование
Роль дополнительного образования в профессиональном становлении
личности.
Значение дополнительного образования, с точки зрения
предпрофессиональной подготовки, состоит, на наш взгляд, прежде всего в том,
чтобы выявить и развить потенциальные возможности ребёнка, дать ему
возможность достаточно рано определиться в своих интересах и способностях,
осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни.
Анализируя исследования, рассматривающие целостность и непрерывность
профессионально-личностного развития человека, можно выделить следующие
постулаты:
1.
Каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего
профессионально-значимым, наиболее оптимально подходит к
единственной профессии.
2.
Профессиональная успешность и удовлетворённость профессией
обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств личности
требованиям профессии.
3.
Профессиональный выбор является в сущности сознательным и
рациональным процессом, в котором человек определяет диспозицию своих
индивидуальных качеств и соотносит её с требованиями различных
профессий.
Таким образом, проблема профессионального выбора решается «встречей»
структуры личности и структуры профессиональных требований. Роль
дополнительного образования видится нам в том, чтобы эта «встреча» произошла
как можно раньше. Занимаясь в объединениях различной направленности –
технических, художественно-эстетических, гуманитарных и т.д., ребёнок имеет
возможность попробовать различные виды деятельности, испытать ситуацию
успеха, приобрести социальный опыт общения.
К.С. Левитан отмечает, что профессиональное самоопределение личности не
связано жёстко и однозначно с определённым возрастным периодом. Он
связывает его с тремя периодами: подготовительный, довузовский (выбор
профессии), начальный вузовский (формирование основ профессионально
важных умений и свойств личности) и основной, послевузовский (развитие всех
сущностных сил личности) в целях её наиболее полной самореализации.
Становление и разрешение на каждом этапе внутренних противоречий личности
обеспечивает её непрерывное развитие.
Т.В.Кудрявцев в профессиональном личностном развитии выделял следующие
стадии:
1.
Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор
личностью профессии.
2.
Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных
знаний, умений, навыков.
3.
Профессионализация: вхождение и освоение профессии.
4.
Полная или частичная реализация личности в профессиональном труде.
У всех авторов готовность специалистов к профессиональной деятельности не
сводится к установлению образовательного ценза. Она направлена на
определение этапов профессионального становления и преодоления тех
противоречий, которые лежат в основе развития личности специалиста. Этапы
профессионального выбора в большинстве исследований отнесены к возрасту
от12 до 20 лет. Дети именно этого возраста составляют большинство обучающихся
в учреждениях дополнительного образования. Таким образом, можно сделать
вывод, что именно в ходе занятий дополнительным образованием ребёнок может
наиболее полно оценить свои возможности и выбрать направление своей
дальнейшей деятельности. Кроме того, дополнительное образование может
выполнять функцию профилизации образования, включив в свои программы
более глубокое изучение предметов, входящих в программу
общеобразовательной школы. Это можно осуществлять в форме интегрированных
программ на базе традиционных объединений. Например, для технического
творчества, радиотехника – физика – черчение – математика; художественное
конструирование – черчение – ИЗО – компьютерная графика и др.