Напоминание

Роль дополнительного образования в профессиональном становлении личности.


Автор: Загидуллина Альбина Анасовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №303 им.Фридриха Шиллера
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль дополнительного образования в профессиональном становлении личности.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль дополнительного образования в профессиональном становлении

личности.

Значение дополнительного образования, с точки зрения

предпрофессиональной подготовки, состоит, на наш взгляд, прежде всего в том,

чтобы выявить и развить потенциальные возможности ребёнка, дать ему

возможность достаточно рано определиться в своих интересах и способностях,

осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни.

Анализируя исследования, рассматривающие целостность и непрерывность

профессионально-личностного развития человека, можно выделить следующие

постулаты:

1.

Каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего

профессионально-значимым, наиболее оптимально подходит к

единственной профессии.

2.

Профессиональная успешность и удовлетворённость профессией

обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств личности

требованиям профессии.

3.

Профессиональный выбор является в сущности сознательным и

рациональным процессом, в котором человек определяет диспозицию своих

индивидуальных качеств и соотносит её с требованиями различных

профессий.

Таким образом, проблема профессионального выбора решается «встречей»

структуры личности и структуры профессиональных требований. Роль

дополнительного образования видится нам в том, чтобы эта «встреча» произошла

как можно раньше. Занимаясь в объединениях различной направленности –

технических, художественно-эстетических, гуманитарных и т.д., ребёнок имеет

возможность попробовать различные виды деятельности, испытать ситуацию

успеха, приобрести социальный опыт общения.

К.С. Левитан отмечает, что профессиональное самоопределение личности не

связано жёстко и однозначно с определённым возрастным периодом. Он

связывает его с тремя периодами: подготовительный, довузовский (выбор

профессии), начальный вузовский (формирование основ профессионально

важных умений и свойств личности) и основной, послевузовский (развитие всех

сущностных сил личности) в целях её наиболее полной самореализации.

Становление и разрешение на каждом этапе внутренних противоречий личности

обеспечивает её непрерывное развитие.

Т.В.Кудрявцев в профессиональном личностном развитии выделял следующие

стадии:

1.

Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор

личностью профессии.

2.

Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных

знаний, умений, навыков.

3.

Профессионализация: вхождение и освоение профессии.

4.

Полная или частичная реализация личности в профессиональном труде.

У всех авторов готовность специалистов к профессиональной деятельности не

сводится к установлению образовательного ценза. Она направлена на

определение этапов профессионального становления и преодоления тех

противоречий, которые лежат в основе развития личности специалиста. Этапы

профессионального выбора в большинстве исследований отнесены к возрасту

от12 до 20 лет. Дети именно этого возраста составляют большинство обучающихся

в учреждениях дополнительного образования. Таким образом, можно сделать

вывод, что именно в ходе занятий дополнительным образованием ребёнок может

наиболее полно оценить свои возможности и выбрать направление своей

дальнейшей деятельности. Кроме того, дополнительное образование может

выполнять функцию профилизации образования, включив в свои программы

более глубокое изучение предметов, входящих в программу

общеобразовательной школы. Это можно осуществлять в форме интегрированных

программ на базе традиционных объединений. Например, для технического

творчества, радиотехника – физика – черчение – математика; художественное

конструирование – черчение – ИЗО – компьютерная графика и др.



В раздел образования




Яндекс.Метрика