Напоминание

Развитие речи и литературного творчества одаренных детей


Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи и литературного творчества одаренных детей
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие речи и литературного творчества одаренных детей»

«В душе каждого есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,

чтобы

рассмотреть

и

развить

способности

всех

его

представителей.

К

большому

сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

достижений) в том или ином виде деятельности. Вырастет ли из ребенка с признаками

одаренности

талантливая,

гениальная

личность,

зависит

от

многих

обстоятельств,

ведь одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых

происходит конкретная деятельность человека.

Тема

нашего мастер класса

-

речевая деятельность, в которой скрыты

богатейшие

возможности

развития

личности,

сознания,

всех

познавательных

возможностей человека, а следовательно, и развития признаков одарённости.

На слайде

Особенности речевой деятельности состоят:

в восприятии человеческой речи других

в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

в активном воздействии на слушателей, собеседника

(Слайд «Условия..)

В

ходе

нашего

мастер

класса

мы

поговорим

о

том

содержании

УМК

«Перспективная начальная школа», который создаёт условия для развития речи и

литературного

творчества

учащихся

и

в

практической

деятельности

опробуем

те

приёмы, которые я использую в своей работе по речевому развитию.

На слайде

Условия для развития речевой деятельности:

– потребность детей высказываться,

–наличие содержания;

-создание хорошей речевой среды.

Работа по развитию речи начинается ещё до поступления ребёнка в 1 класс.

Уже с первых занятий в группе предшкольной подготовки вместе читая пособие

«Учимся думать и рассуждать»

будущие первоклассники делают первые шаги по

развитию речи.

Так знакомясь с рассказом «Как я превращалась в медведя» ( По О. Седаковой)

детям нужно дать полные ответ на вопросы:

- Перечисли всех, кто сидел за столом во время ужина?

- Все ели молча или разговаривали?

- Зачем Оля так поступила? И т. д.

1

В

ходе

фронтальной

работы

я

наблюдаю,

выясняю,

кто

из

детей

может

правильно, грамотно оформить свою речь, кто из детей обладает достаточным уровнем

развития речи, чтобы строить распространенные предложения.

При знакомстве со стихотворением Э. Мошковской «Цыпленок идет в Куд-

кудаки» практически все дети могут ответить на вопрос:

- Кто кудахчет, как будто говорит: куд-куда, куд-куда?

Для детей, у которых развито именно творческое мышление

уже на данном

этапе могут анализировать:

-А кто объяснял Цыпленку, как пройти в страну Куд –кудаки?

Для развития литературных задатков параллельно веду работу по обучению

чтению по ролям.

Выполнение таких заданий является стартовой площадкой для дальнейшего

развития речи учащихся.

В комплекте созданы все условия для успешного общения, как устного, так и

письменного.

Единая система пиктограмм: чтение по цепочке, чтение по ролям, работа в

парах, в малой группе, индивидуальная работа, эксперимент, наблюдение.

Активные формы и приемы организации урока:

заседания предметных клубов, «Походы в Музейный Дом», динамические паузы

в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка.

- «Развитие речи» как специально выделенная система работы, занимающая

отдельную часть учебника «Русский язык»

- «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в

рамках «Развития речи».

Остановимся на некоторых из них

2

(Зачитать варианты писем детей)

ЗАЧИТАТЬ ПИСЬМО

Какие

основные

этапы

работы

по

развитию

речи

учащихся

можно

выделить?

1 класс – работа со словом, предложением

2 класс – тема, основная мысль, план текста + членение текста на абзацы +

устное и письменное изложение текста + оформление письма + владение нормами

речевого этикета

3 класс – выборочное и краткое изложение + сочинение – описание, сочинение –

повествование + сочинение по наблюдениям + сочинение по картине + речевой этикет

4 класс – изложение с творческим дополнением + сочинение по картине +

сочинение – рассуждение + аннотация и рецензия + речевой этикет

СЛАЙД с картинками учебников

Например,

1кл. Русский язык с.19.

- Какое слово помогло выполнить задание верно?

1кл. Русский язык. С. 21.Тайны устной и письменной речи.

- Какая надпись относится к письменной речи, а какая к устной? Какая речь

устная или письменная – самая главная?

- 1кл. Литературное чтение. Хрестоматия с.32.

- Героиня этого стихотворения сама И. Пивоварова или маленькая девочка? Что

помогло тебе догадаться?

- 1кл. Литературное чтение. Хрестоматия. Николай Друк «Сказки»

- Ты догадываешься, почему упала швабра?

-1кл. Литературное чтение. Учебник, с. 69

- Подставь свое имя и проверь, будет ли складно?

2 кл. Русский язык, ч. 1. (упр. 25)

3

- Посмотрите, как Миша записал стихотворение Олега Григорьева: «Я сам себя в

пальто одел…»

2 кл. Русский язык, ч. 1. стр. 108

- Чем же все ненастоящие барашки похожи на барашков – животных?

3 кл. Русский язык, ч. 1. стр. 57

Наблюдение за местоимениями.

3 кл. Литературное чтение, ч. 1.стр. 27.Э. Мошковская «Тихий – тихий

пруд.

Для всех учащихся вопрос:

- Какие слова в стихотворении встретились несколько раз?

Для одаренных учащихся:

- Какие родственные слова использует поэтесса?

3 кл. Литературное чтение,

ч. 1. стр. 36. И. Бунин «Лес,

точно терем

расписной…»

Для всех учащихся вопрос:

- Почему поэт слово «Осень» пишет с заглавной буквы и называет ее «тихой

вдовой»?

Для одаренных учащихся:

- Почему поэт настойчиво повторяет слово «сегодня»?

3 кл. Литературное чтение, ч. 2.

Для всех учащихся задание:

- Подберите пословицы к морали басни.

Для одаренных учащихся:

-Какая мораль с твоей точки зрения является человечной?

В своей практике я очень часто даю

детям творческие учебные задания:

придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры.

Так в 1 –ом классе после изучения темы «В пещере эхо», где дети знакомились с

созвучными «концами слов», прошу придумать свои маленькие стихи (двустишия) по

концам строк (рифмам).

НА СЛАЙДАХ

… собой У меня с собой

… голубой Мишка голубой. (Вика Ш.)

Я несу с собой

Шарик голубой. (Лиза А.)

…апрель В апреле

… капель очень много капелей! (Андрей Б.)

… идём Мы с другом идём -

… дождём Вместе мокнем под дождём. (Ваня Б.)

… день Сегодня солнечный день,

… тень А я ищу тень. (Арина К.)

4

В летний день

Мы укрылись в тень. (Лада Г.)

… теремок В лесочке теремок стоит,

… замок А на нем замок висит. (Лиза А.)

Стоит в поле теремок.

Лёгкий на нём висит замок. (Витя И.)

… зима Пришла зима.

… замела Всё кругом замела. (Лиза К.)

Хороша зима!

Все дороги замела. (Даниил П.)

Во втором классе в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве» дети знакомятся с

особенностями японской малой поэтической формой – хокку и пробуют себя в этом

творчестве.

СЛАЙДЫ с ХОККУ

3 кл. Литературное чтение, ч. 2.

-Придумай короткую басню.

3 кл. Литературное чтение, ч. 1. стр.42.

- Тебе понравилась Машина история про пуговицы?

- А ты можешь сочинить свою историю?

Работая над данным заданием, пишем одновременно письмо в клуб «Ключ и Заря».

Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент с внеурочного занятия, на котором для вас

прочитают придуманную сказку, учащиеся 3 класса.

Видео и показать фрагмент как ребёнок читает сказку (дети 3А или 3В из

проектов)

Основная задача таких заданий - добиться творческого подъёма и тем самым

способствовать

прочному

усвоению

родного

языка,

развитию

литературных

способностей учащихся.

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием,

то есть, в связи со своим жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний,

определенных

эмоциональных

впечатлений

и

переживаний.

Активной

формой

формирования

речевой

деятельности,

деятельности

наблюдения, развития

литературно-поэтической одарённости учащихся является поход в Музейный Дом.

Большие возможности открываются при использовании электронного учебника.

(Открываем 2 кл., Литературное чтение, 1 часть

5

Репродукция «Жнецы»

Работа с лупой, рамкой.

Можно использовать дополнительный материал

Сейчас мы с вами на примере урока литературного чтения во 2 классе попробуем

рассмотреть приёмы работы, которые направлены на развитие речи и литературного

творчества учащихся.

Во 2 части учебника 2 класса по Литературному чтению в разделе « Точка зрения»

ребята знакомятся со стихотворением Овсея Дриза «Кончилось лето».

(Открываем 2 кл., Литературное чтение, 2 часть

В содержании в ЭУ находим О. Дриз «Кончилось лето».

Нажимаем на стр. 44.

Уважаемые коллеги, найдите в учебнике Литературного чтения раздел « Точка зрения»,

определите, на какой странице мы будем знакомиться со стихотворением Овсея Дриза

«Кончилось лето».

Откройте, пожалуйста, нужную страницу. Послушайте стихотворение.

(включить аудиозапись или прочитать) (Стр. 44)

Посмотрите на текст стихотворения. Что Вы заметили? (Некоторые слова выделены

жирным шрифтом.) Прочтите эти слова: (читают цепочкой)

Топ - топ, прыг – скок, дзинь - дзинь, тик – так, трам – там – там, ду – ду.

Как понимаете смысл этих слов?

(По стрелке открываю стр. 45 в ЭУ)

Работа по стр. 45.

Вы по-разному понимаете слова. Это зависит от точки зрения.

Вывод:

Данный прием направлен на то, чтобы показать, что расшифровывать поэтом

образы можно по-разному и создать ситуацию по выбору.

Пропустим этап работы по анализу произведения и найдём

пиктограмму, которая

отправляет нас в «Музейный дом».

(По стрелке открываю дальше в ЭУ)

Рассмотрите репродукцию Мстислава Добужинского «Кукла». Возьмите

лупы, рассмотрите каждый уголочек репродукции.

Поработаем

в

паре.

Найдите

ответы

на

вопросы

учебника

и

представьте

свой

результат. Обратите внимание, что к ответу на вопрос нужно подойти согласованно.

Договоритесь, как будете работать в паре.

6

-За окном разгар лета или наступающая осень?

-Где художник увидел эту картину в городе или деревне?

-Как ты думаешь, в доме есть кто – то кроме куклы?

Представьте работу пары. (Выслушиваются пары. Обязательно обратить внимание

на описание своей работы «Мы договорились, что будем…

Ваш ответ пусть начинается с фразы: «Мы думаем, что…»

Вывод:

Данный

прием

направлен

на

формирование

первичных

исследовательских умений посредством работы с картиной.

В ходе работы с репродукцией можно задать дополнительный вопрос:

- Какие краски использует художник, изображая это время года? И одаренные

дети обязательно заметят, что краски блеклые, невзрачные, желтовато-коричневые

тона говорят о наступающей осени, и только ярко – зеленые пятна напоминают об

уходящем лете.

Художник писал эту картину в сельской местности, так как за окном виден

кусочек деревянного забора, сарай, дом сделан из дерева, следовательно, это, скорее

всего дача, или деревня.

Наблюдая дальше, дети делают вывод, что в доме никого нет и возможно, уже

никто не живёт, так как сняли шторы, закрыли окна на защёлку. А одаренные дети,

используя

вопрос

учебника

(Какое

у

вас

создается

впечатление:

тишины

и

заброшенности

или

шума

и

детского

веселья?)

отметят,

что создается ощущение

тишины и заброшенности: одинокая, забытая кем-то кукла; уголок опустевшего

двора за окном; цветовая гамма, подобранная художником – все это указывает на

то, что дом пуст.

Возьмите в руки рамки, выделить каждый элемент репродукции и согласитесь

или опровергните высказывание:

-Кукла забыта, брошена, одинока.

(Дальше

рассматривают

куклу,

для

этого

они

выделяют

её

прямоугольной

рамкой, как отдельный элемент репродукции и рассматривают, в каком положении

она лежит на подоконнике, как расположены ножки, ручки, одежда, определяют,

специально её положили сюда или всё же её случайно забыла хозяйка.)

Вывод:

в процессе работы в «Музейном Доме» учащиеся получают возможность

научиться рассматривать репродукции живописных произведений, сравнивать их с

художественными текстами. Знакомятся с восприятием картины мира в литературе и

изобразительном искусстве; развивают способность видеть не глазами, а сердцем, т.е.

учатся обладать «тайной особого зрения».

7

Для того чтобы ребята задумались, почему на уроке взяли именно стихотворение

«Кончилось

лето»

и

репродукцию

«Кукла».

Случайно

или

это

не

случайность.

Необходимо выполнить задание.

Какое высказывание кажется тебе верным?

1.Стихотворение

Овсея

Дриза

«Кончилось

лето»

и

картина

Мстислава

Добужинского «Кукла» написаны на одну и ту же ТЕМУ.

2.В картине и в стихотворении похожи ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов.

Результатом такой работы станет вывод: стихотворение называется «Кончилось

лето», а картина - «Кукла», значит у этих произведений разные темы. А переживания

похожи: с наступлением осени жизнь на даче замирает, в доме становится пусто и

одиноко. Или писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и

что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком -

языком литературы или языком живописи (графики).

Лучше всего справляются с такими заданиями и делают интересные выводы

учащиеся

с

задатками

одарённости

в

литературной

области,

которые

отличаются

впечатлительностью,

поэтическим

восприятием

предметов,

богатством

словесных

ассоциаций и словарного запаса. И интересным с точки зрения развития способностей

для таких ребят может стать творческое задание: написать небольшой рассказ от

имени куклы.

Одарённость ребёнка не нужно развивать. Нужно лишь создавать такие условия,

в которых бы эта одарённость развивалась сама. УМК

«Перспективная начальная

школа» даёт все возможности для проявления и развития литературных способностей

младших школьников. Желаю вам творческих учеников.

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика