Напоминание

«Речевое развитие детей 5-7 лет посредством дидактических игр»


Автор: Пушкова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 13
Населённый пункт: Углич, Ярославская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: «Речевое развитие детей 5-7 лет посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевое развитие детей 5-7 лет посредством дидактических игр» (обобщение

опыта работы)

Одной из важных задач воспитания и обучения в детском саду является развитие

речи. Многие педагоги со мной согласятся, что данный процесс требует максимум

мастерства

и

профессионализма

для

достижения

желаемого

результата.

Непросто

удержать внимание детей на занятиях по развитию речи, найти приемы и средства

повышения

их

мотивации,

способы,

которые

побуждают

ребенка

к

выказыванию,

способствуют овладению им важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче и свободнее он может высказать свои

мысли и полноценно общаться с окружающими.

Решая эти вопросы на помощь мне пришли дидактические игры. Благодаря им процесс

развития речи проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

Исходя

из

вышеизложенного целью

моей

работы

является

развитие

всех

компонентов устной речи детей с помощью дидактических игр.

В моей работе я старалась использовать дидактические игры для развития всех

компонентов

устной

речи

(лексическая

сторона,

грамматический

строй,

связная

диалогическая и монологическая речь, речевое творчество, звуковая и интонационная

культура речи, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-

синтетической

активности),

а

также

при

приобщении

детей

к

художественной

литературе.

Дидактическая

игра

как

форма

развития детей

содержит

два

начала:

познавательное

и

игровое (занимательное).

Воспитатель

одновременно

является

и

организатором, и участником игры. Если в процессе образовательной деятельности

расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре

(играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в

виде загадок, предложений, вопросов.

Структура дидактических игр по развитию речи включает в себя обучающую и

воспитательную

задачи,

игровые

действия

и

правила,

а

содержание

определяется

принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки

для

наиболее

эффективного

развития

речевых

умений

и

навыков.

Использование

дидактической

игры

в

образовательной

деятельности

и

в

режимных

моментах

способствует снижению психических и физических нагрузок.

Дидактические игры по развитию речи у детей 5-7 лет использую в разных видах

деятельности:

- при чтении художественной литературы;

-при ознакомлении с окружающим – беседы, наблюдения;

- при рассматривании сюжетной картины;

- при чтении (заучивании) стихотворения;

В ходе работы по развитию связной речи у детей 5-7 лет большое внимание

уделяю: многократному речевому общение (разговор) педагога и детей; наблюдению за

общением

детей

друг

с

другом

(во

время

игр,

прогулок);

беседам

с

детьми

на

различные темы («Кто с тобой живёт?», «Где ты был в воскресенье?», «С кем из

группы ты больше всего дружишь?», «Какая твоя любимая игрушка?».

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр согласно их целевой

направленности:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на

то, что находится рядом. (…..)

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В

основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и

создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При

этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг

друга, проявляют творчество и фантазию.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и

мыслительных процессов.

Кроме того, по дидактическому материалу дидактические игры делятся на:

Словесные

игры

направлены

на

развитие

слуховой

памяти,

внимания,

коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи,

умения и желания выражать свои

мысли.

Одна из главных задач, подобрать такие

варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. В свою деятельность

включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические,

лексические,

грамматические,

игры

со

словом

и

движением.

Чтобы

дети

вновь

проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить

игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о

новом варианте знакомой игры и т. д.

Некоторые

игры

и

занятия

с

детьми

я

начинаю

с артикуляционных

упражнений,

проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для

развития речевого аппарата. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени

уделять

звуковому

восприятию

слова,

формировать

фонетический

и

речевой

слух

ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры,

например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори»,

где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать

звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на

остальные три и т. д.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей

разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого

я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем

хочет

стать?»

(употребление

трудных

форм

глагола),

«Что

вы

видите

вокруг?»

(употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для

детей

5-7

лет

чаще

отбираю

игры,

в

которых

они

тренируются

связно

и

последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в

играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе

дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе

объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся

употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные

игры

как

«Зоопарк»,

«Это

правда

или

нет?»,

«Составь

описание»,

«Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять

рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного

опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие

зрительной памяти и внимания.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их

разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки.

И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно.

Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение

характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Много внимания уделяю развитию умственных способностей при помощи замещения и

наглядного моделирования. Такая деятельность помогает рассуждать, фантазировать,

делать самостоятельные выводы, попутно развивая дальнейшие умение вести диалог.

Игры

с

предметами

или

игрушками.

Направлены

на

развитие

тактильных

ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие

творческого мышления и воображения.

В играх с предметами использую игрушки и

реальные предметы. При использовании дидактических игр с предметами, по большей

части,

используется

игрушки.

Играя

с

ними,

ребёнок

производит

разнообразные

изменения места, положения, действия, называет качество, цвет, форму. В процессе

этих

изменений

ребенку

приходится

соответствующим

образом

изменять

слова,

усваивая морфологические элементы языка.

Особое значение имеет дидактически оборудованная кукла (с полным набором белья,

платья,

верхней

одежды,

посуды,

мебели),

которая

является

хорошим

средством

закрепления

и

активизации

словаря

ребенка

во

время

проведения

сложных

дидактических игр.

Игровой

характер

образовательной

деятельности

побуждает

ребенка

принять

воображаемую ситуацию, вносит оживление в игру, предупреждает возникновение

утомления, учить детей игровым действиям. Учет возрастных особенностей детей и

соотнесение

их

с

индивидуальными

особенностями

каждого

ребенка

позволяет

проводить работу по речевому развитию детей более эффективно.

Для успешной реализации поставленных задач взаимодействую с педагогами и

родителями.

Опыт показывает: многие родители считают, что ребенок заговорит сам, узнает

потом, но это, к сожалению, не так. Поэтому я часто советую родителям больше

разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, поиграть дома в словесные игры,

наблюдать за природой.

С родителями я использую такие формы взаимодействия, как

мастер класс («Изготовление дидактического пособия своими руками»,

«Использование дидактической игры в процессе развития речи»);

фестиваль по изготовлению дидактических игр по развитию речи из подручных

материалов;

фотовыставки дидактических пособий, конкурс на лучшую фотографию «Мы с

мамой играем»);

развлечения и викторины для детей и родителей с элементами дидактических

игр.

Родители нередко оказывают помощь в изготовлении дидактических пособий для

центра речевого развития.

Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса

обуславливает его результативность в развитии речи детей.

Внедрение опыта работы среди коллег-педагогов организовано также в различных

формах:

презентации и выставки новинок дидактических игр;

семинары-практикумы, мастер-классы («Применение дидактических игр в

работе специалиста ДОУ», «Использование дидактических игр по развитию речи

в режимных моментах»);

консультации для педагогов.

В процессе проведенной целенаправленной работы посредством дидактических игр в

речевом развитии детей достигаются следующие результаты:

Расширяется словарный запас

Развиваются психические процессы (память, мышление, воображение,

фантазия детей).

Происходит обогащение эмоциональной сферы детей положительными

эмоциями, дети стали активно общаться друг с другом, делиться эмоциями и

впечатлениями об игре, о прошедших выходных, о своих путешествиях.

Развивается умение вступать, поддерживать и завершать общение, слушать и

слышать собеседника, проявлять инициативу, доказывать свою точку зрения,

приводить

примеры,

оценивать,

высказываться

логично,

связано

в

паре,

группе 3-5 человек, в коллективе;

происходит

овладение

речевым

этикетом.

речевой

этикет

включается:

общение, знакомство, приветствие, просьба, согласие и отказ, извинение,

жалоба, сочувствие, благодарность и другие);

Таким образом, система дидактических игр для развития речи у детей 5-7 лет - это

практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети

речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить,

когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем

шире

ее

можно

применить

на

практике

в

различных

условиях.

Речевая

дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована

речевая практика.



В раздел образования




Яндекс.Метрика