Автор: Сандрюкова Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 36 "Сказочка"
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: Статья
Тема: Словотворчество – как форма речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Словотворчество – как форма речевого развития детей
дошкольного возраста
Словотворчество является одной из сторон развития детской речи, так как появление
особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов,
самостоятельно сконструированных ребенком в дошкольном возрасте, это как раз
свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно
конструирует формы. Словотворчество составляет одну из важнейших
особенностей развития речи детей. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь
каждому ребенку успешно освоить родную речь с помощью конструирования новых слов.
Проблема детского словотворчества является актуальной всегда, так как являет интерес
для методики развития детской речи.
Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в речи
детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.
К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к
языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть
замечательная книга К.И.Чуковского "От двух до пяти”, где собрано много интересных
детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в
разное время, или присланных ему читателями.
Давайте посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов");
Например:
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом"
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?"
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) ;
Например:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки".
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность" .
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" .
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" .
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!"
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?"
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?"
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри,
какая бурота"
9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала"
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности"
в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").
Например:
1. ВорунИшка - вор и врунишка.
2. Бананас - банан и ананас.
3. Вкуски - вкусные куски.
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны.
В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных:
ледоколить ("ледокол, он ледледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"),
"огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"),
мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя
воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Таким образом, новое «детское» слово образуется на основе тех образцов взрослой
речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит
разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии
по придумыванию слов у него появляется.
Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то
именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и
здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал
по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту"
и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество
аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а
разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью
присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые",
обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю
полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же
подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти
в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает
пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для
нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово,
был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово
ребенка является откровением. Таким образом, новое «детское» слово образуется на
основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что
чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше
возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей
основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие
люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в
словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким
образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование
приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует
законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В
этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и,
когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он
употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным
законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.
Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому
Чуковский называет ребенка "величайшим умственным тружеником нашей планеты”.
Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не
проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское
словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то
напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка,
а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь -
выработка речевых шаблонов и широкое использование этих шаблонов. Образец для
"создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда
есть.
Проанализировав детские новинки, можно проклассифицировать их следующим
образом:
1) слова, возникающие по типу речевой ошибки например: поломатый гвоздик, умные
человеки, я хохоту, две одны, едвее.
2) слова, в которые вложен совершенно иной, скрытый от взрослых смысл, например,
повара следует называть вареником, поскольку он варит; плавники - это трусы для
плаванья; «запугивать» означает застегивать на пуговицы; а «подорожник»- тот, кто
подметает дорожки.
В других случаях противодействие речи окружающих неосознанное, т.к. ребенок не знает
каких-то слов и заменяет их созвучными или хорошо ему известными. Например:
хрустящая туфелька, мышцы всмятку, сухомятные черепахи.
3) абсолютно уникальные, как по своему строению, так и по смыслу (такие слова меньше
всего опираются на речевые стереотипы, усваемые детьми от взрослых, например:
затопырь глаза, нажмурьте сок, сова со своими совочками.
4) слова, построенные детьми по одинаковым грамматическим правилам, интуитивно
усвоенным ими из речи взрослых: грязинка по аналогии со снежинкой или пушинкой;
на треньках - на четвереньках; выступательница - воспитательница и т.п.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению
их
родному
языку:
расширению
словарного
запаса,
овладению
грамматическими
нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих
речевых
навыков),
развитию
связной
речи
–
диалогической
(в
общении)
и
монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества происходит по этапам:
1 этап - накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные
произведения, рассказы взрослых);
2
этап
-
овладение
детьми
способами
творческого
действия
в
процессе
попыток
собственного
сочинения
и
переход
к
самостоятельному
развитию
повествования
(овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).
3 этап - проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки,
рассказа.
Эффективными
приемами
и
методами
обучения
творческому
рассказыванию,
помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и
оценка
творческих
рассказов
детей)
исследователи
развития
словесного
творчества
называют
приемы,
стимулирующие
творческую
активность,
воображение
и
заинтересованность детей:
- придумывание детьми продолжения авторского текста,
- придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,
- сочинение с использованием картины,
-
сочинение
по
теме
с
использованием
опорных
слов,
творческое
рассказывание
по
литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового
сюжета с теми же героями и другие.
Словесное
творчество
как
наиболее
сложный
вид
деятельности
детей,
с
одной
стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития
творческой личности.
Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у
каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из
них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать.
Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме
того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к
себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые
эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет»,
наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности.
Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми
лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.
Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением,
отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать
детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать
педагогическую работу. По нашему мнению, следует поощрять и интенсивно
стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное
переосмысление уже знакомых слов.
Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного
языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических
форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения,
свидетельствует о творческой личности ребенка.
Следует отметить, что словотворчество играет большую роль в повышении уровня
речевого развития не только на родном, но и на иностранном языке. Поскольку
важнейшим условием речевой развития детей дошкольного возраста в процессе
обучения иностранному языку является работа над словом, которая рассматривается во
взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание
его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения
грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения
самостоятельно строить связное высказывание.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи
представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение
разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же
принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала,
который мы сознательно даем нашим детям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Выступление на семинаре – практикуме
на тему
«
Словотворчество – как форма речевого
развития детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
общеразвивающей направленности
Чернышева Надежда Анатольевна
2017
г
.