Напоминание

Словотворчество – как форма речевого развития детей дошкольного возраста


Автор: Сандрюкова Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 36 "Сказочка"
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: Статья
Тема: Словотворчество – как форма речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Словотворчество – как форма речевого развития детей

дошкольного возраста

Словотворчество является одной из сторон развития детской речи, так как появление

особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов,

самостоятельно сконструированных ребенком в дошкольном возрасте, это как раз

свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно

конструирует формы. Словотворчество составляет одну из важнейших

особенностей развития речи детей. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь

каждому ребенку успешно освоить родную речь с помощью конструирования новых слов.

Проблема детского словотворчества является актуальной всегда, так как являет интерес

для методики развития детской речи.

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в речи

детей и называют словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к

языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть

замечательная книга К.И.Чуковского "От двух до пяти”, где собрано много интересных

детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в

разное время, или присланных ему читателями.

Давайте посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов");

Например:

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом"

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?"

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) ;

Например:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки".

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность" .

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" .

4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" .

5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!"

6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?"

7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?"

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри,

какая бурота"

9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала"

10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности"

в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Например:

1. ВорунИшка - вор и врунишка.

2. Бананас - банан и ананас.

3. Вкуски - вкусные куски.

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны.

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных:

ледоколить ("ледокол, он ледледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"),

"огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"),

мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя

воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).

Таким образом, новое «детское» слово образуется на основе тех образцов взрослой

речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит

разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии

по придумыванию слов у него появляется.

Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то

именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и

здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал

по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту"

и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество

аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а

разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью

присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые",

обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю

полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же

подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти

в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает

пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для

нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово,

был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово

ребенка является откровением. Таким образом, новое «детское» слово образуется на

основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что

чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше

возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей

основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие

люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в

словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким

образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование

приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует

законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В

этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и,

когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он

употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным

законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.

Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому

Чуковский называет ребенка "величайшим умственным тружеником нашей планеты”.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не

проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское

словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то

напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка,

а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь -

выработка речевых шаблонов и широкое использование этих шаблонов. Образец для

"создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда

есть.

Проанализировав детские новинки, можно проклассифицировать их следующим

образом:

1) слова, возникающие по типу речевой ошибки например: поломатый гвоздик, умные

человеки, я хохоту, две одны, едвее.

2) слова, в которые вложен совершенно иной, скрытый от взрослых смысл, например,

повара следует называть вареником, поскольку он варит; плавники - это трусы для

плаванья; «запугивать» означает застегивать на пуговицы; а «подорожник»- тот, кто

подметает дорожки.

В других случаях противодействие речи окружающих неосознанное, т.к. ребенок не знает

каких-то слов и заменяет их созвучными или хорошо ему известными. Например:

хрустящая туфелька, мышцы всмятку, сухомятные черепахи.

3) абсолютно уникальные, как по своему строению, так и по смыслу (такие слова меньше

всего опираются на речевые стереотипы, усваемые детьми от взрослых, например:

затопырь глаза, нажмурьте сок, сова со своими совочками.

4) слова, построенные детьми по одинаковым грамматическим правилам, интуитивно

усвоенным ими из речи взрослых: грязинка по аналогии со снежинкой или пушинкой;

на треньках - на четвереньках; выступательница - воспитательница и т.п.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению

их

родному

языку:

расширению

словарного

запаса,

овладению

грамматическими

нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих

речевых

навыков),

развитию

связной

речи

диалогической

общении)

и

монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества происходит по этапам:

1 этап - накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные

произведения, рассказы взрослых);

2

этап

-

овладение

детьми

способами

творческого

действия

в

процессе

попыток

собственного

сочинения

и

переход

к

самостоятельному

развитию

повествования

(овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

3 этап - проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки,

рассказа.

Эффективными

приемами

и

методами

обучения

творческому

рассказыванию,

помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и

оценка

творческих

рассказов

детей)

исследователи

развития

словесного

творчества

называют

приемы,

стимулирующие

творческую

активность,

воображение

и

заинтересованность детей:

- придумывание детьми продолжения авторского текста,

- придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

- сочинение с использованием картины,

-

сочинение

по

теме

с

использованием

опорных

слов,

творческое

рассказывание

по

литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового

сюжета с теми же героями и другие.

Словесное

творчество

как

наиболее

сложный

вид

деятельности

детей,

с

одной

стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития

творческой личности.

Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у

каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из

них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети.

К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать.

Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме

того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к

себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые

эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет»,

наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности.

Словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми

лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж.

Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением,

отрицательно воздействующим на ребенка. Но необходимо научиться анализировать

детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать

педагогическую работу. По нашему мнению, следует поощрять и интенсивно

стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное

переосмысление уже знакомых слов.

Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного

языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических

форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения,

свидетельствует о творческой личности ребенка.

Следует отметить, что словотворчество играет большую роль в повышении уровня

речевого развития не только на родном, но и на иностранном языке. Поскольку

важнейшим условием речевой развития детей дошкольного возраста в процессе

обучения иностранному языку является работа над словом, которая рассматривается во

взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание

его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения

грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения

самостоятельно строить связное высказывание.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи

представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение

разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же

принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала,

который мы сознательно даем нашим детям.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

Выступление на семинаре – практикуме

на тему

«

Словотворчество – как форма речевого

развития детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

общеразвивающей направленности

Чернышева Надежда Анатольевна

2017

г

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика