Автор: Заика Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Измалково
Населённый пункт: с. Измалково, Липецкая обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование
Духовно- нравственное воспитание младших школьников
Программа дополнительного образования
по духовно – нравственному направлению
«Уроки нравственности »
3 класс
Курс
внеурочной
деятельности
«Уроки
нравственности»
относится
к
духовно-
нравственному
направлению.
Работа
по
духовно-нравственному
направлению
начинается
в
младшем
школьном
возрасте
со
знакомства
детей
с
правилами поведения и формирования моральных привычек. В школьном коллективе
ребенок
имеет
возможность
проверить
на
собственном
опыте
свои
знания,
представления
о
нравственности,
что
обеспечивает
переход
внешних
моральных
требований во внутренние.
В ходе освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Ученик научится:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
строить речевое высказывание в устной форме;
подключаться в творческую деятельность под руководством учителя;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
2
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Уроки
нравственности» обучающиеся должны знать:
1. Каким должен быть воспитанный человек.
2. Об источниках наших нравственных знаний.
3. О совести как основе нравственности.
4.О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
3
5.
Краткое
содержание
прочитанных
на
уроках
рассказов
и
сказок
в
подтверждении своих нравственных убеждений.
6. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
7. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Различать хорошие и плохие поступки.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
8.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
9. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных
героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
10.
Проявлять
положительные
моральные
качества
в
достойном
поведении,
поступках.
Содержание курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот
внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять
правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка,
т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства,
неприятности).
Школьный
этикет
(понятие
об
основных
правилах
поведения
в
школе).
тттттПравила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу
без
опозданий,
правильная
организация
работы
на
уроке,
учебное
4
сотрудничество.
Школьные
перемены
как
время
активного
отдыха,
игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных
произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных
ситуаций
(школьного
коллектива,
семьи).
Активное
освоение
в
речевой
и
поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых
отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу,
младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного
уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание
своей
вины).
Нравственное
содержание
ситуации
(литературной,
жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной
жизни, героев произведений);
—создавать
по
иллюстрации
словесный
портрет
героя
(положительный,
отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
5
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника;
виды
труда
детей
в
школе
и
дома
(начальные
представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность
человека.
Элементы
культуры
труда.
Стимулирование
оценки
учащимися
собственного
отношения
к
труду.
Способы
бережного
отношения
к
вещам,
созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения
трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ
и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить
хронометраж
дня,
анализировать
свой
распорядок
дня,
корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила
опрятности
и
их
значение
для
здоровья,
уважения
окружающих,
собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии
такой
оценки:
аккуратность,
опрятность,
удобство,
соответствие
ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить
основные
требования
к
внешнему
виду
человека
в
практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое
отношение
к
людям
как
потребность
воспитанного
человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в
транспорте,
во
время
прогулок):
уступить
место
маленьким
и
пожилым;
за
причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в
общении
с
ближайшим
окружением:
здороваться
первым;
доброжелательно
отвечать
на
вопросы;
взрослых
называть
на
«вы»;
говорить
«спасибо»
и
6
«пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине,
библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и
громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать
характер
общения
(тон,
интонацию,
лексику),
поведения
в
общественных местах.
Занятия
курса
«Уроки
нравственности»
строятся
на
непроизвольном
внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая
наглядность и электронные ресурсы. В качестве задания детям рекомендуется
завершить рисунок, прочитать сказку или рассказ. Важна активность школьника,
его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение
и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка
интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих
поступках, их нравственной сущности.
Индивидуальные, групповые, коллективные формы работы предоставляют
учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
развитие школьника.
Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных видов деятельности:
беседа,
диалог,
речевая
игра,
викторина,
составление
ребусов
и
кроссвордов,
словаря этики, анализ поведенческих ситуаций.
Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и
событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы,
инсценировании сказок,
чтении отрывков из художественных произведений,
преобладает живой обмен мнениями, диалог.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это
формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.
Содержание курса включает следующие разделы: «Школьный этикет»,
7
«Правила общения», «О трудолюбии», «Культура внешнего вида»,
«Внешкольный этикет».
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
3 класс 35 ч
№п/п
№
урока
Наименование разделов
Примечание
Количес
тво
часов
Школьный этикет
5
1.
1.
Сочиняем сказки про школьные
принадлежности
2.
2.
Сказка о школе. Сказка про
ослика или о том, как полезно
ходить в школу.
3.
3.
Озорные рассказы про школу.
Рассказ Ириса Ревю «Забавный
случай» .
4.
4.
Сказка «История одной книги»
5.
5.
Рассказ о школе Ириса Ревю «Как
Коля Линейкин задачу решал»
Правила общения (взаимоотношения с другими
людьми)
12
1.
6.
Сказки о дружбе и
8
взаимопомощи. Голуби и мыши
(казахская народная сказка)
2.
7.
Сказки о дружбе. Братья Гримм
«Дружба кошки и мышки»
3.
8.
«Тайнажддружбы»
азербайджанская сказка.
4.
9.
Настоящая дружба в рассказах В.
Голявкина.
5.
10.
Сам погибай, а товарища
выручай. Сочинение о дружбе.
6.
11.
Рассказы
из
старых
детских
журналов.
Клавдия
Лукашевич
«Жизнь пройти- не поле перейти»
7.
12.
В е л и к а я
с и л а -
д о б р о т а .
И.А.Куприн «Чудесный доктор»
8.
13.
История о благородном поступке.
9.
14.
Как распознать хорошего
человека. Мудрые притчи.
10.
15.
Д е т я м
о
ж а д н о с т и .
В .
С у х о м л и н с к и й
« Ж а д н ы й
мальчик»
11.
16.
К т о
н а у ч и т
д о б р у
и
справедливости.
12.
17.
Чуткость, доброта, великодушие.
О трудолюбии
6
1.
18.
Труд- это необходимость.
2.
19.
Учёба- это труд.
3.
20.
Правильно думай о труде.
Рассказ о труде В.
Сухоилинского
4.
21.
Уважай чужой труд.
Алексей Мусатов
«Как хлеб на стол
пришёл»
5.
22.
Терпение- награда за доброту.
Василий
Сухомлинский
«Не
потерял,
а
нашел»
6.
23.
Как быть прилежным и
старательным.
Василий
Сухомлинский
«Счастье и труд»
Культура внешнего вида
4
1.
24.
Внешний вид как основа
внутреннего мира школьника.
Любовь Федоровна
Воронкова
«Маша-
9
Растеряша»
2.
25.
Сочинение «Я и моя внешность»
3.
26.
Правила Мойдодыра.
Как ты
выполняешь
правила личной
гигиены.
4.
27.
Как научиться быть бережливым
Внешкольный этикет
8
1.
28.
Поучительный рассказ «Эффект
Бумеранга».
2.
29.
Про вежливость в стихах.
3.
30.
Как вести себя с людьми с
ограниченными возможностями.
4.
31.
Теперь я не жадный.
Поучительные
рассказы для детей
5.
32.
Что такое этикет- знать должны
мы с детских лет.
Стихи А. Усачёва
6.
33.
Беседа о подарках.
Рассказ К.
Паустовского
«Подарок»
7.
34.
Составим правила поведения в
общественных местах.
Как вести себя у
врача, в
транспорте и в
кинотеатре.
8.
35.
Проект «Правила дорожного
движения»
10
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
3 класс
№п/п
№
урока
Наименование разделов
Примечание
Дата
План
Коррекция
Школьный этикет 5 ч
1.
1.
Сочиняем сказки про школьные принадлежности
2.
2.
Сказка о школе. Сказка про ослика или о том, как
полезно ходить в школу.
3.
3.
Озорные рассказы про школу. Рассказ Ириса Ревю
«Забавный случай» .
4.
4.
Сказка «История одной книги»
5.
5.
Рассказ о школе Ириса Ревю «Как Коля Линейкин
задачу решал»
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) 12 ч
1.
6.
Сказки о дружбе и взаимопомощи. Голуби и мыши
(казахская народная сказка)
2.
7.
Сказки о дружбе. Братья Гримм «Дружба кошки и
мышки»
3.
8.
«Тайна дружбы» азербайджанская сказка.
4.
9.
Настоящая дружба в рассказах В. Голявкина.
5.
10.
Сам погибай, а товарища выручай. Сочинение о
дружбе.
6.
11.
Рассказы
из
старых
детских
журналов.
Клавдия
Лукашевич «Жизнь пройти- не поле перейти»
7.
12.
Великая
сила-
доброта.
И.А.Куприн
«Чудесный
доктор»
8.
13.
История о благородном поступке.
9.
14.
Как распознать хорошего человека. Мудрые притчи.
10.
15.
Детям
о
жадности.
В.
Сухомлинский
«Жадный
мальчик»
11.
16.
Кто научит добру и справедливости.
12.
17.
Чуткость, доброта, великодушие.
О трудолюбии 6 ч
1.
18.
Труд- это необходимость.
2.
19.
Учёба- это труд.
3.
20.
Правильно думай о труде.
Рассказ о труде В.
Сухоилинского
4.
21.
Уважай чужой труд.
Алексей Мусатов «Как
хлеб на стол пришёл»
5.
22.
Терпение- награда за доброту.
Василий Сухомлинский
«Не потерял, а нашел»
6.
23.
Как быть прилежным и старательным.
Василий Сухомлинский
«Счастье и труд»
Культура внешнего вида 4 ч
1.
24.
Внешний вид как основа внутреннего мира
школьника.
Л ю б о в ь
Ф е д о р о в н а
Воронкова
«Маша-Растеряша»
2.
25.
Сочинение «Я и моя внешность»
3.
26.
Правила Мойдодыра.
Как ты выполняешь
правила личной гигиены.
4.
27.
Как научиться быть бережливым
Внешкольный этикет 8 ч
1.
28.
Поучительный рассказ «Эффект Бумеранга».
2.
29.
Про вежливость в стихах.
3.
30.
Как вести себя с людьми с ограниченными
возможностями.
4.
31.
Теперь я не жадный.
Поучительные рассказы
12
для детей
5.
32.
Что такое этикет- знать должны мы с детских лет.
Стихи А. Усачёва
7.05
6.
33.
Беседа о подарках.
Рассказ К. Паустовского
«Подарок»
14.05
7.
34.
Составим правила поведения в общественных
местах.
Как вести себя у врача, в
транспорте и в
кинотеатре.
21.05
8.
35.
Проект «Правила дорожного движения»
28.05
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. -
204 с.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. -
50 с.
5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.:
Просвещение, 2008. - 108
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
13
14