Напоминание

Духовно- нравственное воспитание младших школьников


Автор: Заика Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Измалково
Населённый пункт: с. Измалково, Липецкая обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно- нравственное воспитание младших школьников

Программа дополнительного образования

по духовно – нравственному направлению

«Уроки нравственности »

3 класс

Курс

внеурочной

деятельности

«Уроки

нравственности»

относится

к

духовно-

нравственному

направлению.

Работа

по

духовно-нравственному

направлению

начинается

в

младшем

школьном

возрасте

со

знакомства

детей

с

правилами поведения и формирования моральных привычек. В школьном коллективе

ребенок

имеет

возможность

проверить

на

собственном

опыте

свои

знания,

представления

о

нравственности,

что

обеспечивает

переход

внешних

моральных

требований во внутренние.

В ходе освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Ученик научится:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

строить речевое высказывание в устной форме;

подключаться в творческую деятельность под руководством учителя;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

Ученик получит возможность научиться:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов

решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и

иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

2

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,

справочников (включая электронные, цифровые), в открытом

информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве

Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства

для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Уроки

нравственности» обучающиеся должны знать:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. Об источниках наших нравственных знаний.

3. О совести как основе нравственности.

4.О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

3

5.

Краткое

содержание

прочитанных

на

уроках

рассказов

и

сказок

в

подтверждении своих нравственных убеждений.

6. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

7. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Различать хорошие и плохие поступки.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

8.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

9. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных

героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

10.

Проявлять

положительные

моральные

качества

в

достойном

поведении,

поступках.

Содержание курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот

внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять

правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка,

т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства,

неприятности).

Школьный

этикет

(понятие

об

основных

правилах

поведения

в

школе).

тттттПравила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу

без

опозданий,

правильная

организация

работы

на

уроке,

учебное

4

сотрудничество.

Школьные

перемены

как

время

активного

отдыха,

игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых

поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных

произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных

ситуаций

(школьного

коллектива,

семьи).

Активное

освоение

в

речевой

и

поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых

отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу,

младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного

уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,

признание

своей

вины).

Нравственное

содержание

ситуации

(литературной,

жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать

высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной

жизни, героев произведений);

—создавать

по

иллюстрации

словесный

портрет

героя

(положительный,

отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

5

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

школьника;

виды

труда

детей

в

школе

и

дома

(начальные

представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность

человека.

Элементы

культуры

труда.

Стимулирование

оценки

учащимися

собственного

отношения

к

труду.

Способы

бережного

отношения

к

вещам,

созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения

трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ

и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить

хронометраж

дня,

анализировать

свой

распорядок

дня,

корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила

опрятности

и

их

значение

для

здоровья,

уважения

окружающих,

собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии

такой

оценки:

аккуратность,

опрятность,

удобство,

соответствие

ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить

основные

требования

к

внешнему

виду

человека

в

практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое

отношение

к

людям

как

потребность

воспитанного

человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в

транспорте,

во

время

прогулок):

уступить

место

маленьким

и

пожилым;

за

причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в

общении

с

ближайшим

окружением:

здороваться

первым;

доброжелательно

отвечать

на

вопросы;

взрослых

называть

на

«вы»;

говорить

«спасибо»

и

6

«пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине,

библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и

громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать

характер

общения

(тон,

интонацию,

лексику),

поведения

в

общественных местах.

Занятия

курса

«Уроки

нравственности»

строятся

на

непроизвольном

внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая

наглядность и электронные ресурсы. В качестве задания детям рекомендуется

завершить рисунок, прочитать сказку или рассказ. Важна активность школьника,

его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение

и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка

интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих

поступках, их нравственной сущности.

Индивидуальные, групповые, коллективные формы работы предоставляют

учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на

развитие школьника.

Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных видов деятельности:

беседа,

диалог,

речевая

игра,

викторина,

составление

ребусов

и

кроссвордов,

словаря этики, анализ поведенческих ситуаций.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и

событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы,

инсценировании сказок,

чтении отрывков из художественных произведений,

преобладает живой обмен мнениями, диалог.

На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это

формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.

Содержание курса включает следующие разделы: «Школьный этикет»,

7

«Правила общения», «О трудолюбии», «Культура внешнего вида»,

«Внешкольный этикет».

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

- систему нравственных качеств и этическое сознание;

- потребность в самовоспитании и саморазвитии;

- чувство уважения к правам и обязанностям человека;

- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде;

- потребность в чтении художественной литературы.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

3 класс 35 ч

№п/п

урока

Наименование разделов

Примечание

Количес

тво

часов

Школьный этикет

5

1.

1.

Сочиняем сказки про школьные

принадлежности

2.

2.

Сказка о школе. Сказка про

ослика или о том, как полезно

ходить в школу.

3.

3.

Озорные рассказы про школу.

Рассказ Ириса Ревю «Забавный

случай» .

4.

4.

Сказка «История одной книги»

5.

5.

Рассказ о школе Ириса Ревю «Как

Коля Линейкин задачу решал»

Правила общения (взаимоотношения с другими

людьми)

12

1.

6.

Сказки о дружбе и

8

взаимопомощи. Голуби и мыши

(казахская народная сказка)

2.

7.

Сказки о дружбе. Братья Гримм

«Дружба кошки и мышки»

3.

8.

«Тайнажддружбы»

азербайджанская сказка.

4.

9.

Настоящая дружба в рассказах В.

Голявкина.

5.

10.

Сам погибай, а товарища

выручай. Сочинение о дружбе.

6.

11.

Рассказы

из

старых

детских

журналов.

Клавдия

Лукашевич

«Жизнь пройти- не поле перейти»

7.

12.

В е л и к а я

с и л а -

д о б р о т а .

И.А.Куприн «Чудесный доктор»

8.

13.

История о благородном поступке.

9.

14.

Как распознать хорошего

человека. Мудрые притчи.

10.

15.

Д е т я м

о

ж а д н о с т и .

В .

С у х о м л и н с к и й

« Ж а д н ы й

мальчик»

11.

16.

К т о

н а у ч и т

д о б р у

и

справедливости.

12.

17.

Чуткость, доброта, великодушие.

О трудолюбии

6

1.

18.

Труд- это необходимость.

2.

19.

Учёба- это труд.

3.

20.

Правильно думай о труде.

Рассказ о труде В.

Сухоилинского

4.

21.

Уважай чужой труд.

Алексей Мусатов

«Как хлеб на стол

пришёл»

5.

22.

Терпение- награда за доброту.

Василий

Сухомлинский

«Не

потерял,

а

нашел»

6.

23.

Как быть прилежным и

старательным.

Василий

Сухомлинский

«Счастье и труд»

Культура внешнего вида

4

1.

24.

Внешний вид как основа

внутреннего мира школьника.

Любовь Федоровна

Воронкова

«Маша-

9

Растеряша»

2.

25.

Сочинение «Я и моя внешность»

3.

26.

Правила Мойдодыра.

Как ты

выполняешь

правила личной

гигиены.

4.

27.

Как научиться быть бережливым

Внешкольный этикет

8

1.

28.

Поучительный рассказ «Эффект

Бумеранга».

2.

29.

Про вежливость в стихах.

3.

30.

Как вести себя с людьми с

ограниченными возможностями.

4.

31.

Теперь я не жадный.

Поучительные

рассказы для детей

5.

32.

Что такое этикет- знать должны

мы с детских лет.

Стихи А. Усачёва

6.

33.

Беседа о подарках.

Рассказ К.

Паустовского

«Подарок»

7.

34.

Составим правила поведения в

общественных местах.

Как вести себя у

врача, в

транспорте и в

кинотеатре.

8.

35.

Проект «Правила дорожного

движения»

10

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

3 класс

№п/п

урока

Наименование разделов

Примечание

Дата

План

Коррекция

Школьный этикет 5 ч

1.

1.

Сочиняем сказки про школьные принадлежности

2.

2.

Сказка о школе. Сказка про ослика или о том, как

полезно ходить в школу.

3.

3.

Озорные рассказы про школу. Рассказ Ириса Ревю

«Забавный случай» .

4.

4.

Сказка «История одной книги»

5.

5.

Рассказ о школе Ириса Ревю «Как Коля Линейкин

задачу решал»

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) 12 ч

1.

6.

Сказки о дружбе и взаимопомощи. Голуби и мыши

(казахская народная сказка)

2.

7.

Сказки о дружбе. Братья Гримм «Дружба кошки и

мышки»

3.

8.

«Тайна дружбы» азербайджанская сказка.

4.

9.

Настоящая дружба в рассказах В. Голявкина.

5.

10.

Сам погибай, а товарища выручай. Сочинение о

дружбе.

6.

11.

Рассказы

из

старых

детских

журналов.

Клавдия

Лукашевич «Жизнь пройти- не поле перейти»

7.

12.

Великая

сила-

доброта.

И.А.Куприн

«Чудесный

доктор»

8.

13.

История о благородном поступке.

9.

14.

Как распознать хорошего человека. Мудрые притчи.

10.

15.

Детям

о

жадности.

В.

Сухомлинский

«Жадный

мальчик»

11.

16.

Кто научит добру и справедливости.

12.

17.

Чуткость, доброта, великодушие.

О трудолюбии 6 ч

1.

18.

Труд- это необходимость.

2.

19.

Учёба- это труд.

3.

20.

Правильно думай о труде.

Рассказ о труде В.

Сухоилинского

4.

21.

Уважай чужой труд.

Алексей Мусатов «Как

хлеб на стол пришёл»

5.

22.

Терпение- награда за доброту.

Василий Сухомлинский

«Не потерял, а нашел»

6.

23.

Как быть прилежным и старательным.

Василий Сухомлинский

«Счастье и труд»

Культура внешнего вида 4 ч

1.

24.

Внешний вид как основа внутреннего мира

школьника.

Л ю б о в ь

Ф е д о р о в н а

Воронкова

«Маша-Растеряша»

2.

25.

Сочинение «Я и моя внешность»

3.

26.

Правила Мойдодыра.

Как ты выполняешь

правила личной гигиены.

4.

27.

Как научиться быть бережливым

Внешкольный этикет 8 ч

1.

28.

Поучительный рассказ «Эффект Бумеранга».

2.

29.

Про вежливость в стихах.

3.

30.

Как вести себя с людьми с ограниченными

возможностями.

4.

31.

Теперь я не жадный.

Поучительные рассказы

12

для детей

5.

32.

Что такое этикет- знать должны мы с детских лет.

Стихи А. Усачёва

7.05

6.

33.

Беседа о подарках.

Рассказ К. Паустовского

«Подарок»

14.05

7.

34.

Составим правила поведения в общественных

местах.

Как вести себя у врача, в

транспорте и в

кинотеатре.

21.05

8.

35.

Проект «Правила дорожного движения»

28.05

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. -

204 с.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. -

50 с.

5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.:

Просвещение, 2008. - 108

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.

13

14



В раздел образования




Яндекс.Метрика