Автор: Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания
и повышения качества образования
в Московской области»
«Роль дидактической игры
в развитие детей
дошкольного возраста»
Захарова Е.Н., воспитатель
МАДОУ «Детский сад №3
общеразвивающего вида»
г. Руза
29 августа 2019г.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка
вливается
живительный
поток представлений и понятий об окружающем
мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Современная
дошкольная
педагогика
отошла
от
учебно-дисциплинарной
модели
воспитания
и
теперь
педагог
и
ребенок
равноправные
партнеры
( личностно-ориентированная модель взаимодействия). Где же как не в игре,
быть партнером?! Только обучая через игру, не навязываясь, мы сможем
выполнить условия современного дошкольного образовательного процесса.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность,
когда
каждый
участник
и
команда
в
целом
объединены
решением
главной
задачи
и
ориентируют
свое
поведение
на
выигрыш.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному
моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра
представляет
собой
многоплановое
сложное
педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и
форма
обучения,
и
самостоятельная
игровая
деятельность,
и
средство
всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные
особенности дидактических игр
заключаются
в
том,
что
они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако,
созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих
играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для
себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра
включает
в
себя
несколько
элементов,
а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным
элементом дидактической
игры
является
дидактическая
задача.
Дидактические
игры
я
использую
на
занятиях
и
в
самостоятельной
деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут
быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной
формой организации образовательного процесса.
Методика организации дидактических игр
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который
будет
использован
в
игре
(показ
предметов,
картинок,
краткая
беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них);
2.
Объяснение
хода
и
правил
игры.
При
этом
я
обращаю
внимание
на
поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение
правил
(что
они
запрещают,
разрешают,
предписывают);
показ
игровых
действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять
действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному
результату (на пример, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть
глаза);
3. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в
игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью
дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет
действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
4. Подведение итогов (результат) - проводится сразу после окончания игры.
Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили
игровое задание определение команды-победительницы и т. д. Подведение
итогов игры -- это ответственный момент в руководстве ею, так как по
результатам,
которых
дети
добиваются
в
игре,
можно
судить
об
ее
эффективности,
о
том,
будет
ли
она
с
интересом
использоваться
в
самостоятельной
игровой
деятельности
ребят.
При
подведении
итогов
я
подчеркиваю,
что
путь
к
победе
возможен
только
через
преодоление
трудностей,
внимание
и
дисциплинированность.
Объективная,
но
обязательно
доброжелательная
оценка
педагога
является
необходимым
условием эффективности дидактических игр. Иногда я, чтобы не обидеть
никого из детей, например, так оцениваю игру: «Сегодня все играли хорошо,
дружно. Молодцы
В конце игры я спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в
следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети
обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и
проведения:
какие
приемы
оказались
эффективными
в
достижении
поставленной
цели,
что
не
сработало
и
почему.
Это
поможет
совершенствовать
как
подготовку,
так
и
сам
процесс
проведения
игры,
избежать
впоследствии
ошибок.
Кроме
того,
анализ
позволит
выявить
индивидуальные
особенности
в
поведении
и
характере
детей
и,
значит,
правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный
анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает
варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии
речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной
культуры.
Игры по формированию целостной картины мира
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать
слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект
природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить
мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -
«земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,
должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на
слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то
дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби,
синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью
поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие
сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и
зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с
изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Роль дидактических игр:
Являются
средством
воспитания,
с
их
помощью
я
воздействую
на
все
стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки
и поведение вообще;
выполняют
обучающую
функцию,
являются
средством
первоначального
обучения
дошкольников,
умственного
воспитания;
в
них
дети
отражают
окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и
понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное
отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и
углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о
трудовой деятельности взрослых;
развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению
детей с цветом, формой, величиной предметов;
развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно
высказывать свои мысли;
-
формируют
нравственные
представления
о
бережном
отношении
к
окружающим
предметам,
игрушкам
как
результатам
труда
взрослых,
о
нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
воспитывают
уважение
к
человеку
труда,
вызывают
интерес
к
трудовой
деятельности, желание самим трудиться;
развивают эстетический вкус;
способствуют
физическому
развитию:
вызывают
положительный
эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется
мелкая мускулатура рук.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и
воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма
обучения,
и
как
самостоятельная
игровая
деятельность,
и
как
средство
воспитания различных сторон личности ребенка.
Вывод:
На основании собственного опыта использования дидактических игр как
средства
развития
детей
был
сделан
следующий
вывод:
правильно
подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного
запаса
и
развития
детей,
включает
дошкольников
в
образовательную
деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития
личности ребенка.
В.А.
Сухомлинский
писал:
«В
игре
раскрывается
перед
детьми
мир,
раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может
быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
вливается
живительный
поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
Спасибо за внимание!