Напоминание

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания

и повышения качества образования

в Московской области»

«Роль дидактической игры

в развитие детей

дошкольного возраста»

Захарова Е.Н., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №3

общеразвивающего вида»

г. Руза

29 августа 2019г.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка

вливается

живительный

поток представлений и понятий об окружающем

мире.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Современная

дошкольная

педагогика

отошла

от

учебно-дисциплинарной

модели

воспитания

и

теперь

педагог

и

ребенок

равноправные

партнеры

( личностно-ориентированная модель взаимодействия). Где же как не в игре,

быть партнером?! Только обучая через игру, не навязываясь, мы сможем

выполнить условия современного дошкольного образовательного процесса.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная

деятельность,

когда

каждый

участник

и

команда

в

целом

объединены

решением

главной

задачи

и

ориентируют

свое

поведение

на

выигрыш.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному

моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра

представляет

собой

многоплановое

сложное

педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и

форма

обучения,

и

самостоятельная

игровая

деятельность,

и

средство

всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные

особенности дидактических игр

заключаются

в

том,

что

они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако,

созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих

играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для

себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра

включает

в

себя

несколько

элементов,

а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным

элементом дидактической

игры

является

дидактическая

задача.

Дидактические

игры

я

использую

на

занятиях

и

в

самостоятельной

деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут

быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной

формой организации образовательного процесса.

Методика организации дидактических игр

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который

будет

использован

в

игре

(показ

предметов,

картинок,

краткая

беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них);

2.

Объяснение

хода

и

правил

игры.

При

этом

я

обращаю

внимание

на

поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение

правил

(что

они

запрещают,

разрешают,

предписывают);

показ

игровых

действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять

действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному

результату (на пример, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть

глаза);

3. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в

игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью

дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет

действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

4. Подведение итогов (результат) - проводится сразу после окончания игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили

игровое задание определение команды-победительницы и т. д. Подведение

итогов игры -- это ответственный момент в руководстве ею, так как по

результатам,

которых

дети

добиваются

в

игре,

можно

судить

об

ее

эффективности,

о

том,

будет

ли

она

с

интересом

использоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности

ребят.

При

подведении

итогов

я

подчеркиваю,

что

путь

к

победе

возможен

только

через

преодоление

трудностей,

внимание

и

дисциплинированность.

Объективная,

но

обязательно

доброжелательная

оценка

педагога

является

необходимым

условием эффективности дидактических игр. Иногда я, чтобы не обидеть

никого из детей, например, так оцениваю игру: «Сегодня все играли хорошо,

дружно. Молодцы

В конце игры я спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в

следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети

обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и

проведения:

какие

приемы

оказались

эффективными

в

достижении

поставленной

цели,

что

не

сработало

и

почему.

Это

поможет

совершенствовать

как

подготовку,

так

и

сам

процесс

проведения

игры,

избежать

впоследствии

ошибок.

Кроме

того,

анализ

позволит

выявить

индивидуальные

особенности

в

поведении

и

характере

детей

и,

значит,

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает

варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии

речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной

культуры.

Игры по формированию целостной картины мира

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать

слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект

природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить

мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -

«земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,

должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на

слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Прилетели птицы.

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то

дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби,

синицы, мухи и стрижи.

Дети топают – Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы: Голуби синицы,

Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью

поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие

сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и

зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с

изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето. И светла, и широка

Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Зима. Под голубыми небесами

Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Роль дидактических игр:

Являются

средством

воспитания,

с

их

помощью

я

воздействую

на

все

стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки

и поведение вообще;

выполняют

обучающую

функцию,

являются

средством

первоначального

обучения

дошкольников,

умственного

воспитания;

в

них

дети

отражают

окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и

понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное

отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и

углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о

трудовой деятельности взрослых;

развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению

детей с цветом, формой, величиной предметов;

развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется

правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно

высказывать свои мысли;

-

формируют

нравственные

представления

о

бережном

отношении

к

окружающим

предметам,

игрушкам

как

результатам

труда

взрослых,

о

нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

воспитывают

уважение

к

человеку

труда,

вызывают

интерес

к

трудовой

деятельности, желание самим трудиться;

развивают эстетический вкус;

способствуют

физическому

развитию:

вызывают

положительный

эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется

мелкая мускулатура рук.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и

воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма

обучения,

и

как

самостоятельная

игровая

деятельность,

и

как

средство

воспитания различных сторон личности ребенка.

Вывод:

На основании собственного опыта использования дидактических игр как

средства

развития

детей

был

сделан

следующий

вывод:

правильно

подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного

запаса

и

развития

детей,

включает

дошкольников

в

образовательную

деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития

личности ребенка.

В.А.

Сухомлинский

писал:

«В

игре

раскрывается

перед

детьми

мир,

раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может

быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика